Проблематика творчества А. Островского.От «Грозы» к «Бесприданнице»

Александр Николаевич Островский (1823-1886) явл-ся создателем репертуара русского национаьлного театра. Его пьесы: «Свои люди – сочтемся», «На всякого мудреца довольно простоты», «Лес», «Гроза», «Бесприданница» – не сходят со сцен тератов до сих пор. В пьесах драматург вскрыл жизненные нравы купеческой Москвы. В изображении героев Ост. был оригинален. Осуждая купцов-самодуров и увлекаясь вместе с тем самобытным их характером, бытом, О. стремился отразить подробности их семейно-бытовой жизни. При этом он подчинял изображение деталей для разоблачения характеров своих персонажей. Сатирическое изображение не помешало драматургу создать реальные образы, запоминающиеся характеры. Особенно ему удаются женские образы. Это мятущиеся, ищущие, горячие сердца. На героинях-женщинах я и хочу остановиться. В первую очередь, - это Катерина из пьесы «Гроза», в которой социально-бытовая драма доведена до трагической развязки. Героиня религиозна и романтична одновременно. Выйдя замуж за Тихона, она попадает в атмосферу жестокости самодуров. В этой среде семейные обязанности выполняются не от души,а из-под неволи, и Катерина на всю жизнь связана с тупым, недалеким и нелюдимым мужем, со злой сварливой свекровью. Но ее романтические порывы находят выход. Катерина страстно влюбляется в молодого человека, выделяющегося приличными манерами и некоторой образованностью. В героине борются два начала: искреннее чувство, любовь и сознание долга замужней женщины. Эта внутренняя борьба вызывает у Катерины стремление к личной свободе. И если следование осознанному закону супружеской верности оказывается в душе Катерины сильнее любви к Борису, то порыв к свободе, стремление хотя бы ценой жизни вырваться из домашней тюрьмы в ней сильнее чувство долга. Изменив мужу она сама кается перед ним, но измученная домашней атмосферой, предпочитает смерть возвращению в семью. Ведь с Борисом бежать нельзя, он не взял ее с собой. Признав моральный закон супружеской верности, Катерина второй раз нарушает его, но уже для того, чтобы обрести нравственную свободу, заплатив за нее жизнью. Добролюбов назвал это протестом против порядков «темного царства». Иная ситуация складывается в драме «Бесприданница». Лариса Огудалова – это не просто девушка из мещанской среды. Она получила дворянское воспитание, и в ее характере проявляется резкое противоречие между стремлением к внешнему блеску, показному благородству жизни и более глубокими, внутренними свойствами ее натуры – серьезностью, правдивостью, жаждой неподдельных и искренних отношений. Семья Огудаловых обеднела и занимает теперь двусмысленное положение в провинциальном обществе. В этих условиях противоречие в характере Ларисы неизбежно приведет к трагическому конфликту. Для матери Ларисы, оставшейся вдовой с тремя дочерьми, показное изящество и благородство жизни семьи является не нормальным состоянием, а декорацией для устройства выгодных браков ее дочерей. Для нее льстивость и хитрость – основной принцип общения с богатыми людьми, посещающими их дом. Лариса – младшая дочь, последняя в доме, и матери необходимо выдать ее замуж, не претендуя на большую удачу. Все это ставит незаурядную девушку в тяжелое положение. Вокруг Ларисы пестрая и сомнительная толпа поклонников и претендентов на руку, среди которых немало «всякого сброду». Жизнь в ее доме похожа на базар или табор. Героиня вынуждена не только переносить окружающую ее фальшь, хитрость, лицемерие, но и принимать в них участие. Если бы противоречивость жизни Ларисы был внешней, то она могла бы найти из нее выход. Девушка могла бы встретить и полюбить человека простого и искреннего и уйти с ним из дома. Но противоречивость эта лежит в основе характера Ларисы. Она сама тянется к блеску жизни, всякое проявление простоты и непритязательности для нее оскорбительно. Героиня становится жертвой дворянского блеска, неотразимости Сергея Сергеевича Паратова. Она видит в нем идеал мужчины, человека, которого нельзя не слушаться, которому нельзя не верить. Только убежденность в том, что Паратов навсегда ушел из ее жизни после первых встреч, заставляет Ларису согласиться на брак с простоватым и недалеким Карандышевым. У нее нет богатого приданого, но есть девичья честь, и она видит единственный выход в том, чтобы выйти замуж за скромного человека, который даст ей тихую семейную жизнь. Но в глубине души Лариса презирает Карандышева. Отчасти он заслуживает такого отношения. С одной стороны, он презирает напускную пышность дома Огудаловых и стремится к тихой семейной жизни. Но в характере его есть и отрицательные черты. Карандышев не только оскорбленный мелкий чиновник, но и помещик, который благодаря женитьбе хочет приобрести вес в обществе. Ему хочется похвастаться красавицей женой, доказать, что он не хуже других, что Лариса идет за него ради личных достоинств. И потому он решается на убийство, когда оказывается обманутым ею. Уезжая с Ларисой на Волгу. Паратов отдает последнюю дань своей вольной жизни перед браком по расчету. Лариса же воспринимает предательство Сергея Сергеевича трагично, и поэтому ее душа умирает раньше, чем Карандышев убивает ее. Теперь у Ларисы нет ничего. Честь потеряна, приданого не было вовсе. У Ларисы есть добрые и искренние чувтсва, но нет крепких моральных устоев. Она слаба, полна колебаний, легко подвержена соблазнам. Лариса называет себя вещью и хочет продать подороже. Все это – выражение страшного надрыва героини. Она умирает, примиряясь со своей горькой судьбою, ни на кого не жалуясь, никого не обвиняя, умирает под громкий хор цыган. Острвоский, создав пьесу, бросает тяжелое обвинение всему порядку вещей, в котором молодая, чистая, одаренная женщина стала игрушкой легкомысленных страстей и предметом торговли. Создав социально-бытовую трагедию. Островский не только не поступился своими эстетическими принципами, который нашел в первых своих комедиях, но и разработал их дальше.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: