Роль партий в политической системе общества. Формы сотрудничества с государством и иными элементами политической системы

В тех государствах, где существует многопартийность, как правило, утверждается режим демократии. В ФЗ от 11 июля 2001 года «О политических партиях» политическая партия определяется как общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах МСУ (статья 3).

Политическая партия (от лат. pars, partis – часть) – наиболее активная и организованная часть общественного слоя или класса, формулирующая и выражающая его интересы.

Главные цели политической партии:

• Формирование общественного мнения;

• Осуществление полит. образования и воспитания граждан;

• Выражение мнения по вопросам общест. жизни и доведении его до широкой общественности и органов гос. власти;

• Выдвижение кандидатов в депутаты, участие в выборах и в работе представительных органов.

Важнейшие признаки политической партии:

• Политическая, общественная (негосударственная) организация, имеющая свою программу и устав;

• Участие в политической жизни, в том числе в государственном управлении;

• Стремление овладеть гос. властью, то есть стать правящей;

• Связь с избирательной системой;

• Отражение определенной идеологии;

• Представление интересов опред. слоев и групп населения;

• Ее существование в качестве средства рекрутирования и продвижения отдельных индивидов в политические лидеры и как формы политического обучения масс;

• Участие в разработке и осуществлении политического курса страны, зависящее от ее положения (правящая или оппозиционная) в политической системе.

Функции политической партии:

обеспечение связи между обществом и государством;

стимулирование активного участия граждан в политической жизни;

оказание влияния на формирование государственной политики;

способствование развитию политической культуры и политического сознания;

выдвижение кандидатов на выборах в органы государственной власти.

Сущность политической партии зависит от (социального состава; лидера; чьи интересы представляет; основных направлений программы действия).

Формы участия политических партий в ПСО:

• выдвижение кандидатов в органы государственной власти;

• наличие программы;

• агитация и иные формы политической деятельности.

Классификация партий:

по идейным основаниям деятельности:

доктринальные – нацелены на пропаганду и воплощение в жизнь определенной идеологии (религиозные, идеологические);

прагматические – защита интересов определенного социального слоя, группы;

харизматические – объединение вокруг лидера;

с точки зрения организационной структуры:

парламентские – структуру формируют региональные отделения в различных регионах;

лейбористские – сформированы на основе профсоюзов;

авангардные – построены на принципах территориально-производственного объединения;

с точки зрения отношения к правящему режиму: правящие, оппозиционные, легальные, нелегальные, лидеры, аутсайдеры, правящие монопольно, правящие в составе коалиций;

в зависимости от оснований и условий приобретения партийного членства: кадровые, массовые, строго централизованные;

по социально-классовому содержанию и идеологической направленности: коммунистические, социал-демократические, буржуазно-реформистские, консервативные;

в зависимости от ориентации на идеологию: левые, центристские, правые либерального толка, правые националистического толка.

Партийная система – совокупность политических партий, действующих в пределах страны и политической системы (однопартийная (СССР), беспартийная, квазимногопартийная с одной доминирующей партией, двухпартийная (США – республиканцы и демократы; Великобритания – консерваторы и лейбористы), упорядоченная и беспорядочная многопартийная (Германия, Франция)).

Если гос-во стремится к сотрудничеству с общест­венными объединениями, обеспечивает их свободное развитие и функционирование, гарантирует их самостоятельность в решении внутриорганизационных проблем, такое гос-во следует оценивать как демократическое, поскольку оно гарантирует и ре­ально обеспечивает важнейшее право человека — право на объеди­нение в различные союзы, организации, творческие корпорации и т. д. для выражения и защиты своих интересов и достижения об­щих целей.

Партийная система – хар-ет положение полит. партии в обществе, ее взаимоотношения с другими партиями, политику по отношению к различным слоям общества.

Формы взаимодействия государства и партий заключаются в следующем:

1. Участие в формировании выборных предст. орга­нов гос. власти. Это предполагает, что все полит. партии в той или иной степени участвуют в орг-ции изби­р. кампаний, в выдвижении своих кандидатов в депутаты, поскольку в демокр. обществе единственным средством овладения гос. властью служат выборы.

2. Участие в формировании полит. курса гос-ва определяется заинтересованностью партии в проведении выгодной для данной партии и ее сторонников политики. Это относится и кправящей, и к оппозиционной партиям. Возможностей у правящей партии всегда больше. Но и оппоз. партии имеют опред. возможности для такого влияния. Например, путем: а) уча­стия в предвыборных дискуссиях, дебатах, где выражаются под­ходы партии к решению тех или иных актуальных проблем; 6) обнародования предвыборных платформ, программ; в) подго­товки и продвижения на гос. посты своих лидеров; г) формир-я обществ. мнения и при его помощи давле­ния на гос. органы и курс политики государства.

3. Влияние на процесс законотворч., правотворч. ис­п. органов и правоприменит. деят-ти гос. органов – внесение предложений о принятии новых законов, иных НПА, об отмене су­щ-щих; в использовании права законод. инициатив через своих депутатов, другие каналы.

4. Контроль за гос. органами и процессом управ­ления страной, здесь также используются разнообразные пути в том числе и общественное мнение.

Гос-во в свою очередь воздействует на полит. партии по следующим каналам:

а) регулирует посредством зак. и иных актов ста­тус полит. партии, их регистрацию, т.е. устан-ет рам­ки их деят-ти;

б) регламентирует их участие в избир. кампаниях, например путем определения порядка выдвижения кандидатов в депутаты, участия наблюдателей в работе изб. комиссий и т. д.;

в) решает вопросы о конституц-ти партий через Конст. Суд;

г) контролирует фин. деят-ть партий, налогообло­жение их предприятий.

Это так наз. внешнее рег-е деят-ти пар­тий. Внутреннее рег-е осущ-ся самими партиями в своих уставах, положениях, иных актах парт. органов, в ко­т. опред-ся структура партии, ее цели и задачи, партийная дисциплина и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: