Показатели стоимости акций и дивидендов представляют интерес для акционеров и основываются на данных отчета о финансовых результатах и других дополнительных источниках, касающихся рыночной стоимости акций, количества выпущенных акций и т.д.
Необходимо анализировать следующие, показатели, касающихся акций и дивидендов: чистая прибыль на одну акцию стоимость акции, рентабельность акции, коэффициент покрытия дивидендов.
Чистая прибыль на одну акцию (показатель 52) показывает, какая сумма чистой прибыли приходится на одну акцию.
Представляет особый интерес для пользователей финансовых отчетов, в частности для собственников поскольку прибыль предприятия является основным источником выплаты дивидендов и является основанием для роста в будущем рыночной стоимости акций. Следовательно, величина данного показателя влияет на рыночную стоимость акций. Необходимо отметить, что уровень прибыли на одну акцию может быть искусственно изменен путем приобретения собственных акций или в случае, когда увеличение объема деятельности предприятия не сопровождается дополнительной эмиссией акций в обращение. Критерием спроса на акции данного предприятия является отношение "цена/прибыль" (Р/Е - price earning ratio) (показатель 53).
Данный показатель определяет сумму, которую согласны оплатить инвесторы на данный момент за один лей прибыли на одну акцию. Например, если величина коэффициента равна 5,3, то это означает, что простые акции анализируемого предприятия проданы по цене, которая в 5,3 раза превышает прибыль на одну акцию. Рассматриваемый коэффициент используется акционерами и инвесторами в качестве общего ориентира (директивы) в оценке стоимости акций того или иного предприятия и поэтому встречается в финансовой информации, представляемой фондовыми биржами. Отношение "цена/прибыль" анализируется в динамике и в сравнении с показателями по группам предприятий аналогичного профиля или со средним уровнем на рынке.
Вставка
Положительным является рост коэффициента «кратное прибыли», так как, чем он выше, тем выше инвестиционная привлекательность акций предприятия. Ведь данный коэффициент служит индикатором спроса на акции предприятия, поскольку показывает, как много согласны платить инвесторы в данный момент за 1 лей прибыли на акцию. Относительно высокий рост коэффициента Р/Е в динамике указывает на то, что инвесторы ожидают более быстрого роста прибыли данного предприятия по сравнению с другими.
И, наоборот, уменьшение коэффициента «кратное прибыли» в динамике означает снижение степени доверия инвестора на акции предприятия.
В некоторых случаях происходит резкое увеличение коэффициента Р/Е за счет снижения величины прибыли, приходящую на 1 акцию. Этот рост нельзя назвать положительным, так как величина чистой прибыли и уровень рентабельности в снижается по сравнению с прошлым годом. Следовательно, и акции анализируемого предприятия в аспекте рыночной активности нельзя назвать привлекательными.
Другим показателем этой группы является рентабельность акции (показатель 54).
На предприятиях с высоким уровнем данного показателя в будущем будет получен меньший прирост прибыли, поскольку большая часть чистой прибыли направляется на выплату дивидендов и не реинвестирована в процессе производства.
Коэффициент соотношения между дивидендами и чистой прибылью на одну акцию (показатель 55) определяет долю чистой прибыли, выплаченной акционерам в виде дивидендов.
Величина коэффициента покрытия дивидендов варьирует от 0 до 1.
На его основе может быть рассчитан коэффициент удержания (показатель 56), который отражает разницу между 1 и вышеназванным коэффициентом.
Высокий уровень коэффициента удержания (0,8 - 0,9) означает, что руководство предприятия реинвестировало большую часть чистой прибыли в процессе производства, намереваясь тем самым получить в будущем денежные средства для своих акционеров. Поэтому предприятия с высоким потенциалом развития, как правило, платят низкие дивиденды (т.е. осуществляется реинвестирование чистой прибыли).
Вышеназванные показатели, как и систему аналитических этапов, предусмотренных настоящими Рекомендациями, не следует рассматривать как единственно возможный вариант. Составляя анализ кфинансовым отчетам, специалисты-практики могут изменить по желанию и возможности эту систему или разработать другой вариант, более подходящий для сложившейся на предприятии ситуации.