Евангелие от Луки:
П. - Яисследовал и не нашёл вины в Нем, Ирод также. Ничего не найдено в Нем достойного смерти. Наказав, отпущу.
- Смерть Ему! Отпусти Варавву!
П. возвысил голос, желая отпустить Иисуса.
- Распни Его!
П. - Какое же зло сделал Он? Яничего достойного смерти не нашёл в Нем. Итак, наказав Его, отпущу.
- Распни Его!
«Они продолжали с великим криком требовать, чтобы он был распят; и превозмог крик их и первосвященников. И Пилат решил быть по прошению их....Иисуса предал в их волю».
От Иоанна:
«Иудеи же кричали: если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю».
15. Беседа по содержанию 2ой главы романа.
С этого времени Пилат искал отпустить Его.
- Мы уже заметили, как меняется отношение к Иешуа у Пилата.
Сначала Иешуа для него обычный бродяга, потом - лжец, затем-блаженный или сумасшедший, а теперь?
(врач; целитель; психотерапевт, исцеляющий словом... но главное со - страдающий человек, понимающий)
(Евангелие от Матфея: «Пилат знает, что предали Его из зависти (о первосвященниках)
|
|
- Итак, рушить храм подсудимый не собирается. Обвинение снято.
В светлой теперь и легкой голове прокуратора сложилась формула. Она была такова: игемон разобрал дело бродячего философа Иешуа, по кличке Га-Ноцри, и состава преступления в нем не нашел. В частности, не нашел ни малейшей связи между действиями Иешуа и беспорядками, происшедшими в Ершалаиме недавно. Бродячий философ оказался душевнобольным. Вследствие этого смертный приговор Га-Ноцри, вынесенный Малым Синедрионом, прокуратор не утверждает. Но ввиду того, что безумные утопические речи Га-Ноцри могут быть причиною волнений в Ершалаиме, прокуратор удаляет Иешуа из Ершалаима и подвергнет его заключению в Кесарии Стратоновой на Средиземном море, то есть именно там, где резиденция прокуратора.
И где Иешуа может лечить Пилата. Да и собеседник он занимательный.
- Но идиллия рушится доносом Иуды из Кириафа.
- В чем состоял донос Иуды? («власть есть насилие») («Закон об оскорблении величества...»)
-Какие детали очень психологично передают состояние Пилата после прочтения доноса?
-Чей портрет представляется Пилату после прочтения доноса Иуды? Чем примечательна эта личность? (см. словарь- справочник)
- Как Пилат пытается на допросе спасти Иешуа?
- Почему Иешуа не понимает его попыток?
- «Мысли понеслись короткие, бессвязные и необыкновенные: «Погиб!...», потом: «Погибли!...» И какая- то совсем нелепая среди них о каком- то бессмертии, причем бессмертие почему-то вызвало нестерпимую тоску». Почему «бессмертие», почему «тоска»? (Иешуа→ П.П.)
- Почему к концу допроса Пилат сбивается на крик «страшнымголосом»? (бессилие помочь и страх)
|
|
- А тыбы меня отпустил, игемон;- неожиданно попросил арестант, и голосею стал тревожен, - я вижу, что меня хотят убить.
Лицо Пилата исказилось судорогой, он обратил к Иешуа воспаленные, в красных жилках белки глаз и сказал:
- Ты полагаешь, несчастный,что римский прокуратор отпустит человека, говорившего то, что говорил ты? О боги, боги! Или ты думаешь, что я готов занять твое место? Я твоих мыслей не разделяю! И слушай меня: если с этой минуты ты произнесёшь хотя бы слово, заговоришь с кем-нибудь, берегись меня! Повторяю тебе: берегись!»
- Зачем Пилату нужна была встреча с Каифой? (последняя попытка спасти)
- Почему же Пилат, желая спасти арестованного, всё же приговаривает его к смерти? (страх перед вышестоящим, страх потерять комфорт, карьеру)
- Вот и получается, что бесстрашный на поле боя всадник Золотое копьё на самом деле трус. И он будет наказан за своё малодушие, за то, что пошёл из страха против своей совести. Он попытается задобрить совесть, расправившись с Иудой. Но это не поможет. «Двенадцать тысяч лун за одну луну когда-то», «бессмертие» и «тоска», бессонница и тревога - это его бремя.
Булгаков уверен: трусость, подобная трусости Пилата, есть главная причина социальных подлостей на земле.
Совесть - это внутренний компас человека, его моральный суд над собой, оценка своих поступков. Совесть - искупление вины и возможность внутреннего очищения через страдание, через раскаяние. Может быть, именно раскаяние, пришедшее к Пилату, породило сон, радостный и спокойный.