Инструкция для подсчета баллов

0 = крайне нехарактерно (совсем непохоже на меня)

1 = нехарактерно (довольно непохоже на меня)

2 = ни характерно, ни нехарактерно

3 = характерно (довольно похоже на меня)

4 = очень характерно (очень похоже на меня)

Некоторым положениям этой шкалы баллы присвоены на противоположной основе, т.е. для этих положений более низкая оценка показывает в действи­тельности более высокий уровень самосознания. До того как суммировать бал­лы, полученные при оценке указанных положений, перекодируйте те, кото­рые помечены звездочкой (*), таким образом, чтобы 0 = 4,1 = 3,3 = 1и4 = 0. Частное самосознание. Подсчитайте показатель вашего частного самосозна­ния, сложив баллы ваших ответов по следующим положениям: 1, 3, 4, 6, 7, 9, 11,13,15и 17.

Общественное самосознание. Подсчитайте показатель вашего общественного самосознания, сложив баллы: ваших ответов по следующим положениям: 2, 5, 8, 10, 12, 14 и 16.

Когда Фенигстайн, Шейер и Басс впервые использовали свою шкалу самосознания в 1975 г., средний показатель для всей сово­купности студентов колледжа по частному самосознанию был около 26, в то время как средний показатель общественного само­сознания был около 19. Чем выше ваш показатель по тому или иному типу самосознания., тем в большей степени этим типом са­мосознания вы, вероятно, обладаете. Чем ниже ваш показатель по одному из этих типов самосознания, тем в меньшей степени вы, вероятно, обладаете данным типом самосознания (Fenigstein et al., 1975).


Люди, которым в большей степени присуще частное само­сознание, много думают о себе, пытаются понять себя и более внимательны к своим внутренним чувствам. Люди, которым более свойственно общественное самосознание, озабочены соб­ственной независимостью и вопросами идентичности. Они бес­покоятся о том, что другие люди думают о них, как они выгля­дят и как они воспринимаются другими. Заметим при этом, что каждая из указанных черт (частное самосознание и обществен­ное самосознание) представляет собой характерную тенден­цию; поэтому человек может быть очень внимателен к обеим сторонам своего Я, внимателен к одной, но невнимателен к дру­гой или сравнительно невнимателен к обеим. Обратившись к таблице 4.2, вы можете определить характерные особенности вашего самосознания.

Каковы же причины индивидуальных различий в самосозна­нии? Многие исследователи пытаются определить, как действу­ют различные уровни проявления частного самосознания и обще­ственного самосознания на познание, чувства и поведение. Поче­му многие люди обычно озабочены частными и/или обществен­ными аспектами своего Я, в то время как другие игнорируют эти две стороны Я? В чем же причины? Материалы отдельных иссле­дований дают некоторые ответы на эти вопросы (Franzoi, 1996). Во-первых, обнаружено, что здесь нет никаких связей с интел­лектом. В качестве одного из объяснений выдвигается значи­тельный жизненный опыт в течение периода формирования лич­ности, однако пока нет данных для того, чтобы поддержать или опровергнуть эту гипотезу. Если обратиться к влиянию культу­ры общества на уровень самосознания, т. е. свидетельства того, что люди в индивидуалистических культурах имеют более высо­кие уровни частного самосознания, чем в коллективистских культурах. Эти различия, вероятно, связаны с тем фактом, что в индивидуалистических культурах имеется большая концентра­ция внимания на Я отдельного индивида как имеющего свои соб­ственные потребности и желания. Несмотря на это возможное влияние культуры общества, сегодня социальные психологи зна­ют гораздо больше о последствиях различий в самосознании, чем о причинах таких различий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: