Дерябо С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. - Ростов-на Дону: Феникс, 2006. - 126 с

7. Елсуков А.Н., Соколова Г.Н. История социологии / А.Н. Елсуков, Г.Н. Соколова. Учебное пособие. – Мн.: Выш. шк., 2007. – 289 с.

Збаровская Н.В. Обучающие игры в библиотеке: технология игрового имитационного моделирования / Н.В. Збаровская. - СПб.: Профессия, 2009. - 117 с.

9. Иконниковой С.Н., Большакова В.П. Теория культуры. Учебное пособие / С.Н. Иконниковой, В.П. Большакова. - СПб.: Петрополис, 2008. - 420 с.

Каропа Г.Н. Экологическое образование школьников: ведущие тенденции и парадигмальные сдвиги / Г.Н. Каропа. - Минск: НИО, 2008. - 210 с.

Конюшко В.С. Методика обучения биологии. Учебное пособие / В.С. Конюшко, С.Е. Павлюченко, С.В. Чубаро. - Минск: Книжный дом, 2007. - 256 с.

12. Кравченко А.И. Социология. Хрестоматия для ВУЗов.- М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2008. – 324 с.

Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия. Учебник / В.Г. Кузнецов, И.Д. Кузнецова, В.В. Миронов, Момджян К.Х. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 519 с.

Лазарева О.Н. Методика преподавания естествознания. Часть 1. Теоретические основы методики обучения естествознанию в начальных классах. Учебное пособие / О.Н. Лазарева. - Екатеринбург, 2009. – 262 с.

Михайлова Л.И. Социология культуры / Л.И. Михайлова. - М.: Гранд Фаир-Пресс, 2009. - 420 с.

16. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста / Т.Д. Рихтерман. - М.: Просвещение, 1991. – 45 с.

17. Смоленцева А.А. Сюжетно - дидактические игры с математическим содержанием / А.А. Смоленцева. - М.: Новиздат, 2006. – 219 с.

18. Тихомирова И. И. Школа творческого мышления / И.И. Тихомирова. - М.: ВЦХТ, 2003. - 230 с.

Эренгросса Б.А. Мировая художественная культура / Б.А. Эренгросса. - М.: Высшая школа, 2001. - 767 с.

Булычев Ю.Ю. Природа и история в русской культуре // http://chri-soc.narod.ru/ bul_priroda_i_istoria.htm

21. Гальперин П.Я. О методе формирования умственных действий. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / П.Я. Гальперин // http://www.i-u.ru/biblio/archive/galperin_for/

22. Галлямова Р.Ф. Формирование представлений о времени и его измерении у детей дошкольного возраста // http://festival.1september.ru/articles/310035/

23. Иванищина О. Н. Диагностика представлений и умений детей среднего возраста по разделу программы "Первые шаги в математику"// http://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac52.htm

24. Особенности взаимодействия общества и природной среды. Экология. Конспект лекций // http://b-energy.ru/biblioteka/ekologiya-konspekt-lekcii/384-vzaimodeistviya-obschestva-i-prirodnoi-sredy.html

Приложение 1

Конспекты занятий и игр, использующихся для формирования представлений о времени у старших дошкольников детского сада «Солнышко» г. Уфы

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «КУДА ПОЙДЕМ»

ЦЕЛЬ:

1. Закреплять знания о сезонной одежде.

2. Развитие связной речи.

МАТЕРИАЛ: Плоскостные куклы – мальчики и девочки, комплекты одежды, головных уборов, обуви для разных сезонов. Различные предметы обихода, например: зонтик, плетеная корзинка, грабли, лопата, книга и т.д. Листы – фоны и отдельные элементы (желтые листья, снежинки, игрушки), символизирующие сезон или место, куда отправилась кукла.

ХОД.

На каждом столе одежда для разных сезонов на одном подносе, предметы для разных дел – на другом. У каждого ребенка две куклы – мальчик и девочка. Воспитатель советует детям выбрать сезон и вид занятия.

Потом дети начинают одевать кукол или одну из них соответственно выбранному сезону и выбирают нужный для занятия предмет. Например, для сбора ягод – сарафан, панамку, сандалии, корзинку.

Для того, чтобы осенью пойти в магазин – плащ или пальто, зонт, кошелек. Если задание выполнено правильно, куклу выставляют на демонстрационной доске.

Когда все куклы выставлены, дети рассказывают, каждый о своей. Желающие могут дополнить рассказ. Можно использовать стихи, загадки.

ЗАНЯТИЕ «ВРЕМЕНА ГОДА».

ЦЕЛЬ:

Учить видеть признаки сезонных изменений в погоде, растениях, поведении животных, жизни и труде людей.

МАТЕРИАЛ: «Круглый год» – большой, размером на всю доску, вращающийся диск, разделенный на четыре сектора, оклеенных цветной фланелью (белой – зима, зеленой – весна, красной – лето, желтой – осень) Сюжетные картинки, наклеенные на фланель.

1 – я серия. Сезонные изменения в природе. Весна – солнце, проталины, распускающиеся почки. Лето – теплый, пронизанный солнечными лучами дождь, мокрые, но радостные дети под дождем.

Осень – листопад, туман, моросящий дождь. Зима – снегопад, метель.

2- я серия. Цветы: весенние – подснежники, тюльпаны, фиалки, летние – розы, ромашки, осенние – астры, георгины. Плоды: весенние – редис, зеленый лук, черешня, летние – клубника, помидоры, огурцы, груши, яблоки, арбузы, осенние – мандарины, лимоны, апельсины, яблоки.

3 – я серия. Животные: весна – птицы вьют гнезда, высиживают птенцов, дикие и домашние животные с маленькими детенышами, лето – птицы кормят птенцов, птенцы учатся летать, плавать; осень – косяки птиц перед полетом, белка запасает орехи на зиму в дупло, стаи водоплавающих птиц в водоемах; зима – медведь в берлоге, птицы у кормушек.

4 – я серия. Люди. Весенние работы в саду и в поле. Летние работы в саду и в поле. Осенние работы в саду и в поле. Зимние работы в саду и в поле.

5 – я серия. Развлечения детей: весна – дети пускают кораблики в ручье; лето – дети купаются в реке, собирают ягоды в лесу; осень – дети идут в школу, собирают ягоды, грибы; зима – катаются на санках, лыжах, коньках, развешивают кормушки для птиц.

ХОД.

Воспитатель вместе детьми вращают «круглый год» под чтение стихов, загадок о сезонных изменениях в природе. Обсуждаются цвета четырех секторов круга, их соответствие разным сезонам и решаем, какой сезон будет обозначать каждый сектор.

Картинки сериями размещены в разных местах класса. Из первой серии дети выбирают те, которые им больше по душе, и размещают их по секторам. Другие решают, совпадает ли сезон, изображенный на картинке, с сезонным цветом сектора. Из второй серии картинок дети также выбирают понравившиеся им и размещают их в том секторе – сезоне, когда эти цветы распускаются, а плоды созревают. Также последовательно выбирают и размещают по секторам картинки других серий. Проверка правильности расположения картинок по секторам.

В результате дети убеждаются, как много разных явлений и событий связано с разными временами года.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ТЕМА. Рассказывание по картине «Зимние развлечения» (серия «Времена года». Автор О. И. Соловьева).

ЦЕЛЬ: учить целенаправленному рассматриванию картины, уточнить знания учащихся о зиме; учить составлению рассказа по фрагменту картины; развитие связной речи.

ХОД.

Какое время года наступило? Какой сейчас месяц?

Зима – чудесное время года. Дети не хотят уходить с прогулки домой, потому что на улице интересно. Можно кататься на лыжах и коньках, играть в хоккей, строить крепости из снега. Про это время года и книги написаны, и картины написаны.

Показ картины «Зимние развлечения».

Как можно назвать картину? Какое время года запечатлено на картине? Какая погода стояла в тот зимний день? Как вы определили, что день солнечный и теплый?

Однажды в зимний день мы вышли на прогулку. Всем нашлось дело по душе. Согласны? Как можете подтвердить?

Давайте рассмотрим, что происходит на горке? (ответы детей)

Что происходит со снеговиком?

Не забыли малыши о своих пернатых друзьях?

Попробуйте составить рассказ по картине (2 – 3 ребенка)

Сравнение, оценка рассказов.

Образец рассказа воспитателя.

В солнечный зимний день выбежали на улицу. Всем нашлось дело по душе. Особенно много детей оказалось на горке. Не всем удается благополучно скатиться с нее. У мальчика в черной шубке перевернулись санки! А сверху уже что-то кричат ему. Наверное, просят освободить путь!

Рядом с горкой – большой снеговик. Должно быть, стояла теплая погода, потому и отвалились пуговицы, которые вновь приделывают мальчик и девочка.

Не забыли дети и о своих пернатых друзьях. Рябинки принесли и еще какой-то корм в ведерке.

Хорошее время – зима!

Итог.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЛОВИ – НАЗОВИ».

ЦЕЛЬ. Закрепление названий и порядка следования времен года, месяцев и дней недели.

ОБОРУДОВАНИЕ. Мяч.

ХОД. Учитель бросает мяч ученику и говорит: «Зима, а за нею?» Ученик должен вернуть мяч со словом «весна». Воспитатель, произнося: «Весна, а за нею?», бросает мяч другому школьнику, таким же образом повторяются месяцы и дни недели.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «УГАДАЙ, ЧТО ЭТО».

ЦЕЛЬ. Закрепление словаря, обозначающего времена года и их признаки, отработка умения правильно строить предложения.

ХОД. Воспитатель загадывает загадки. Дети отгадывают их и называют признаки, по которым они догадались, что это такое. За каждую отгадку и правильное ее объяснение (доказывать могут разные дети) полагаются фишки. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

Дел у меня немало:

Я белым покрывалом

Всю землю укрываю,

Белю поля, дома,

Зовут меня… (зима).

Я соткано из зноя

Несу с тепло с собою.

Я реки согреваю,

Купайтесь – приглашаю.

И любите за это

Вы все меня. Я…(лето).

Я раскрываю почки, Несу я урожаи,

В зеленые листочки Поля вновь засеваю,

Деревья одеваю, Птиц к югу отправляю,

Посевы поливаю, Деревья раздеваю,

Движения полна. Но не касаюсь сосен

Зовут меня…(весна). И елочек. Я …(осень).

ЭКСКУРСИЯ В ПАРК.

ТЕМА. Приметы осени.

ХОД.

Какое время года наступило? Сегодня мы поищем приметы осени. Посмотрите на свою одежду и одежду других детей. Мы надели теплые куртки и плащи. Почему?

Стало холоднее – похолодало. Это примета осени.

Листья на деревьях какого цвета?

Осенью реже летают бабочки, в траве трудно отыскать жуков и гусениц. Не слышно щебетанья птиц, многие птицы улетели в теплые края.


Приложение 2

Тестовые задания, использующиеся для определения уровня сформированности временных представлений у детей старшей группы детского сада «Солнышко» г. Уфы

«Исправь ошибки»

Игровой материал: 4 больших квадрата белого, жёлтого, серого и черного цветов - модели частей суток. Сюжетные картинки, изображающие деятельность детей в течении суток. Они положены сверху квадратов без учёта соответствия сюжета модели.

Исправить ошибки, допущенные Незнайкой, объяснить свои действия.

Найди различия.

Игровой материал: набор иллюстраций с противоположным изображением предметов.

Найти различия.

«ТАК БЫВАЕТ ИЛИ НЕТ»

ХОД. Воспитатель говорит, что он будет рассказывать о каком-либо времени года, а дети должны внимательно слушать и замечать все верное и неверное в этом рассказе, а потом сказать: «Так бывает» или «Так не бывает» – и доказать, что бывает и что не бывает. Например: «Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься». Ребенок должен сказать: «Так не бывает. Летом снега нет».

Другой вариант рассказа: «Наступила зима. Выпало много снега. После сна ребята оделись и пошли играть в снежки». Примерный ответ ребенка: «Так бывает. Зимой можно играть в снежки».


Приложение 3

Таблица 1

Таблица сформированности временных представлений у детей старшей группы детского сада «Солнышко» г. Уфы

Базисный эксперимент

Фамилия, Имя ученика 1 тест 2 тест По общей деятельности средний балл
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. Батыршина Гузель Бочкарева Инна Ворожейкина Татьяна Годованец Мария Илюшина Светлана Кристец Сергей Курамшина Ольга Линес Ильдар Лонга Юлия Лугина Евгения Лук Олег Нестеренко Павел Паршин Максим Родина Нина Савельев Степан Сидорова Екатерина Солоник Алексей Теплов Виталий Швецова Тамара Шохов Андрей Шульга Александр Юдина Наталья Яшина Ирина В С С В С С В В В С С В С С С С С В В С С В В С В С С С С В С С С С С С Н С Н Н С С С Н С В С С Н В С В С Н С В С С Н Н Н Н Н С Н С Н С С С С С В С С В С С С С С С Н С Н Н С С С Н С В

Приложение 4

Таблица 2

Таблица сформированности временных представлений у детей старшей группы детского сада «Солнышко» г. Уфы

Контрольный эксперимент

Фамилия, Имя ученика 1 тест 2 тест По общей деятельности средний балл
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. Батыршина Гузель Бочкарева Инна Ворожейкина Татьяна Годованец Мария Илюшина Светлана Кристец Сергей Курамшина Ольга Линес Ильдар Лонга Юлия Лугина Евгения Лук Олег Нестеренко Павел Паршин Максим Родина Нина Савельев Степан Сидорова Екатерина Солоник Алексей Теплов Виталий Швецова Тамара Шохов Андрей Шульга Александр Юдина Наталья Яшина Ирина В В С В С С В В В С С В С С С С С В В С С В В С В С С С С В С С С С В С Н С С Н С С С С В В С С Н В С В С Н С В С С Н Н Н Н Н С Н С Н С С С В С В С С В С С С С В С Н С С Н С С С С В В

Приложение 5

Таблица 3

Результативность экспериментальной работы по формирования временных представлений в старшей группе д/с «Солнышко» г. Уфы

№ уровня Было: (Базис) Стало: (Контроль)
чел. % чел. %
В С Н        

[1] Особенности взаимодействия общества и природной среды. Экология. Конспект лекций // http://b-energy.ru/biblioteka/ekologiya-konspekt-lekcii/384-vzaimodeistviya-obschestva-i-prirodnoi-sredy.html

[2] Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия. Учебник / В.Г. Кузнецов, И.Д. Кузнецова, В.В. Миронов, Момджян К.Х. - М.: ИНФРА-М, 2004. - с.188

[3] Там же с. 188

[4] Булычев Ю.Ю. Природа и история в русской культуре // http://chri-soc.narod.ru/ bul_priroda_i_istoria.htm

[5] Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия. Учебник / В.Г. Кузнецов, И.Д. Кузнецова, В.В. Миронов, Момджян К.Х. - М.: ИНФРА-М, 2004. - с.189

[6] Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века / Б.С. Гершунский. - М.: Совершенство, 2008. - с. 146

[7] Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века / Б.С. Гершунский. - М.: Совершенство, 2008. - с. 147

[8] Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия. Учебник / В.Г. Кузнецов, И.Д. Кузнецова, В.В. Миронов, Момджян К.Х. - М.: ИНФРА-М, 2004. - с.191

[9] Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия. Учебник / В.Г. Кузнецов, И.Д. Кузнецова, В.В. Миронов, Момджян К.Х. - М.: ИНФРА-М, 2004. - с.194

[10] Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства / А.Я. Гуревич. - М.: Искусство, 2008. - с. 87

[11] Там же, с. 87

[12] Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия. Учебник / В.Г. Кузнецов, И.Д. Кузнецова, В.В. Миронов, Момджян К.Х. - М.: ИНФРА-М, 2004. - с.195

[13] Елсуков А.Н., Соколова Г.Н. История социологии / А.Н. Елсуков, Г.Н. Соколова. Учебное пособие. – Мн.: Выш. шк., 2007. – с. 115

[14] Елсуков А.Н., Соколова Г.Н. История социологии / А.Н. Елсуков, Г.Н. Соколова. Учебное пособие. – Мн.: Выш. шк., 2007. – с. 116

[15] Там же, с. 118

[16] Конюшко В.С. Методика обучения биологии. Учебное пособие / В.С. Конюшко, С.Е. Павлюченко, С.В. Чубаро. - Минск: Книжный дом, 2007. - с. 62

[17] Конюшко В.С. Методика обучения биологии. Учебное пособие / В.С. Конюшко, С.Е. Павлюченко, С.В. Чубаро. - Минск: Книжный дом, 2007. - 64 с.

[18] Там же

[19] Елсуков А.Н., Соколова Г.Н. История социологии / А.Н. Елсуков, Г.Н. Соколова. Учебное пособие. – Мн.: Выш. шк., 2007. – с. 137

[20] Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия. Учебник / В.Г. Кузнецов, И.Д. Кузнецова, В.В. Миронов, Момджян К.Х. - М.: ИНФРА-М, 2004. - с.202

[21] Особенности взаимодействия общества и природной среды. Экология. Конспект лекций // http://b-energy.ru/biblioteka/ekologiya-konspekt-lekcii/384-vzaimodeistviya-obschestva-i-prirodnoi-sredy.html

[22] Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Р.Н. Говорова. - М.: Просвещение, - 1999. – с. 21

[23] Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста / Т.Д. Рихтерман. - М.: Просвещение, 1991. – с. 11

[24] Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста / Т.Д. Рихтерман. - М.: Просвещение, 1991. – с. 18

[25] Гальперин П.Я. О методе формирования умственных действий. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / П.Я. Гальперин // http://www.i-u.ru/biblio/archive/galperin_for/


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: