Переплетение для получения определенного узора на поверхности ткани можно составлять из нескольких различных переплетений. Для этого располагают разные переплетения на более или менее значительной по размеру поверхности в полосатые и клетчатые узоры. Можно использовать разновидности как одного и того же главного переплетения, так и различных главных переплетений.
При создании составных переплетений необходимо следить за тем, чтобы не использовалось слишком много ремизок. Кроме того, схемы проборки и чередования подъема ремизок должны быть как можно более простыми.
Трудно сказать, какие свойства будет иметь готовая ткань, когда для ее выработки использовано несколько разных переплетений. Однако можно полагать, что ткани, выработанные саржевым и атласным переплетениями, будут усаживаться больше после снятия со станка, чем ткани полотняного переплетения. Может быть и так, что какой-то эффект в одном случае является желательным, в другом — ненужным. Поэтому важно оценить качество будущей ткани, определяемое гем или иным переплетением, прежде чем заправлять ткацкий станок для выработки ткани.
Разработка схем проборки и чередования подъема ремизок для составных переплетений осуществляется обычным образом.
Узоры с поперечными полосами. Для выработки составных переплетений, которые образуют полосы поперек ткани, можно взять все известные переплетения, нити которых пробираются на одно и то же число ремизок. Например, выбирают четыре ремизки и рисуют Различные переплетения, которые можно на них выработать.
На рис. 50 приведены некоторые из известных переплетений, которые можно вырабатывать при рядовой проборке на четырех ремизках.
Схемы чередования подъема ремизок различны для всех переплетений. Исходя из этого видно, что каждое переплетение имеет свои раппорты чередования подъема ремизок для того, чтобы вырабатывать различные переплетения друг за другом в одной и той же ткани.
На рис. 51 показаны примеры составных переплетений которые образуют поперечные полосы.
Если проанализировать переходы от одного переплетения к другому, то видно, что нити основы во многих случаях переплетаются противоположно друг другу
Этим и создаются резкие границы между различными переплетениями. По возможности следует предусматривать образование резких границ, так как они обеспечи вают наиболее хорошо очерченный переход от одного переплетения к другому.
Узоры с продольными полосами. Вырабатывают также составные переплетения, которые образуют полосы вдоль ткани. Каждое переплетение, входящее в составное, имеет свою схему проборки. Как правило, для каждого переплетения требуются свои ремизки. Только в редких случаях переплетения могут комбинироваться на одних и тех же ремизках. Очень важно при формировании продольных составных переплетений оценить качество ткани, которое обеспечит составное переплетение. Если переплетения сильно отличаются друг от друга в отношении мест пересечения в пределах раппорта, на отдельных участках могут образовывать ся утонения ткани. Это может привести к появлению свободных (провисающих) нитей в основе. Для этого необходима большая плотность нитей основы в поло сах с основным эффектом, т.е. нити основы будут иметь больше мест пересечений и уработка их увеличится.
Если необходимы резкие границы между переплетениями, то следует это обстоятельство учитывать при разработке узора переплетения. На рис. 52 показаны примеры формирования составных переплетений в продольном направлении.
Клетчатые узоры. Когда поперечные и продольные полосы встречаются одновременно в составном переплетении, образуется клетчатый узор. Очевидно для этого необходим в качестве исходной базы мотив или эскиз узора (дробный узор). Он показывает, какой клетчатый узор должно образовывать такое сочетание переплетений. Далее определяют, сколько нитей или раппортов узора должна обозначать каждая клетка в мотиве, и на основании этого разрабатывают узор всего переплетения.
При формировании клетчатых составных переплетений как бы снимается проблема утонения ткани, потому что переплетения в узоре меняются местами. Это действительно для мелкоузорчатых составных переплетений. При формировании составных переплетений, поверхность которых значительна, учитывают появление различных утонений ткани.
На рис. 53 показаны примеры заправочных рисунков и фотообразцов ткани составных переплетений с клетчатым узором.
Свободные узоры в комбинированных переплетени ях. Для выработки ткани со свободными узорами составных (комбинированных) переплетений необходимо заправлять ткацкий станок так, чтобы можно было ткать два и более различных переплетений по ширине ткани. Этого можно достигнуть, переключая чередование подъема ремизок от одного переплетения к другому. Такой способ тканеобразования можно использовать для изготовления каймы, бордюров или для получения мотива. В дополнение к смене переплетений можно использовать смену цветов.
Переплетения, образующие возвышения и