Выйти из проливов

Ходить по морю на парусной яхте намного проще, чем кажется, намного безопаснее, чем ездить по автостраде и намного дешевле, чем жить в городе Италии. Во времена Слокама, всего сто лет назад, не было никого, кто бы ходил в море ради удовольствия. Пятьдесят лет спустя, во времена Муатисье, авантюристов, бросивших вызов океанам, было уже несколько десятков.

Сегодня сотни людей каждый год отправляются в кругосветное плавание. Многие сотни мужчин и женщин на несколько лет выбирают жизнь в море, в среде где ритм жизни и ценности невероятно отличаются от общепринятых. Сотни человек получают незабываемый опыт пересечения океана и потом, по другую сторону моря встречают народы, страны и такие уголки мира, о существовании которых раньше даже не подозревали.

Плавать на яхте в наше времена намного проще чем раньше. Лодки сейчас более надёжные, многочисленное оборудование облегчает жизнь, начиная от ветрового рулевого, заменяющего человека на румпеле, до электронных приборов, которые говорят тебе, где ты находишься, какова глубина моря, что находится вокруг и даже дают долговременный прогноз погоды, избавляя моряков от самого древнего из страхов – неожиданного приближения шторма.

Таким образом в море теперь встречаются не только просолённые морские волки, но и совершенно различные люди: служащие, семейные пары, целые семьи и пенсионеры. Три года назад нам довелось встретить австралийца за восемьдесят лет, который плавал в одиночку, ещё через шесть месяцев – женщину американку старше семидесяти. Оба веселые, оба совсем не обеспокоены ни своим возрастом не тем что одиноки. Нам случалось встречать экипажи из одних женщин, из подростков и даже из групп отпускников, путешествующих вокруг света этапами по одному или два месяца.

А яхты? Они как и их экипажи отражают всю весёлую пестроту мира. Расхлябанные баркасы с достоинством швартуются борт о борт с роскошными яхтами с командой из шкипера, кока, моториста, матроса и бестолкового владельца. Новые суперскоростные яхты с блестящими парусами и зеркальными бортами соседствуют с неуклюжими пузатыми лодками с бортами в заплатках и парусами-лохмотьями. Все вместе, лодки и экипажи следуют параллельно вдоль основных мировых маршрутов. Собираются вместе, перемешиваются в больших портах, расходятся и рассеиваются в необъятных океанских просторах среди сотен атоллов и миллионов островов, чтобы потом, месяцы или даже годы спустя снова встретиться на морских перекрёстках, в местах через которые, рано или поздно, все должны пройти. Разные лодки, разные люди, объединённые поиском чего-то трудно поддающегося определению. Мираж, фата моргана, неясное желание из глубины веков, но настолько сильное, что в один прекрасный день толкает их на легкомысленный поступок – отдать швартовы и уйти в море. Желание похожее на то, что в прошлом толкало авантюристов и исследователей отправляться в неизвестные моря, Муатисье и другие писавшие о море пытались рассказать о нём, желание которое было у людей всегда, есть сейчас и всегда будет.

То что меняется с годами, так это то, что всё проще становится пересекать океаны – лодки совершенствуются, количество оборудования увеличивается, информация становится более доступной. Мир становится меньше, то что тридцать лет назад казалось героическим приключением, сегодня тоже приключение, но уже не героическое, а по силам каждому. Самое трудное – это решиться и убедить себя, что в период нашего отсутствия всё будет продолжать крутиться и без нас.

Уйти в плавание, оставить на годы спокойную безопасность нашей цивилизованной жизни чтобы броситься с головой в приключение – пока что в нашем мире это не укладывается ни в одну из схем. Но из схем стоит иногда вырываться, потому что мир и жизнь за их пределами имеют особенный, ранее неизведанный вкус.


Экипаж

Случается иногда, что экипаж образуется прежде, чем возникает намерение отправится в путешествие. Два человека встречаются и понимают, что у них есть общая мечта, не реализованная до сих пор лишь, потому что не с кем было её осуществлять. И, наконец, вдвоём им это удаётся. Как например, Жером Понсе и Жерар Жаникон, ребята с яхты «Дамиен». В Гренобле, в шестнадцать лет они оба мечтали о полярных льдах и плаваниях к полюсам. Вместе закончили школу, наскребли денег, построили яхту и отправились в плавание. Путешествие полностью оправдало их ожидания и три года круиза они провели, боле или менее, в дружбе и согласии. По крайней мере сами они так говорят. Но они были молоды и неприхотливы, да и какое значение могли иметь недостатки и причуды спутника в сравнении с опасностями полярного плавания?

Пороки и причуды людей становятся более заметными с возрастом, а у кого-то сильно выражены с малых лет, и в тесном пространстве лодки, в полном, стопроцентном контакте, 24 часа в сутки в течении многих дней они разрастаются как капли масла на поверхности воды и в конце концов риск бунта, дезертирства, ссоры, развода или попытки смертоубийства становится опасно высоким. За прошедшие годы мы встречали столько экипажей разрушившихся за время плавания, что вы и представить не можете.

Семья из пяти человек, пройдя вдоль восточного берега Африки и дойдя до Дурбана в добром здравии, раскололась на две части: мать со старшими детьми вернулась домой, оставив отца на лодке с младшим сыном четырёх лет. Он был ещё слишком мал, чтобы перечить решениям старших. Аналогичная история описана в книге «Мыс Горн – мечта мужчины, кошмар женщины», где четверо сыновей, которые должны были идти с родителями от Лос Анджелеса до самого мыса Горн, один за другим взбунтовались ещё до того как яхта покинула Мексику.

Прибыв на Шри Ланка, богатый папик с животом надутым от пива, заметил, что не может больше позволить, чтобы на одной лодке находились матрос креол и его двадцатилетняя жена, с которыми он собирался дойти до Бали. Чтобы вернуться на Сейшелы он безнадёжно искал пару матросов, мужчину и женщину, непременно крепко привязанных друг к другу, а ещё лучше геев, как гласило его объявление в yacht help.

Бесчисленное количество раз мы встречали распавшиеся и вновь образовавшиеся пары. Двое шведов, оба в возрасте за шестьдесят, повстречались на Кабо Верде. Он с экипажем, она со своим спутником. Она перешла на его лодку, вместе они пересекли Атлантику и, прибыв на Тобаго, поженились.

На Маркизских островах, через шесть лет после Танзании мы снова встретили знакомую американскую яхту и не узнали её, потому что владелец, пожилой и тщедушный богач из Калифорнии, поменял на борту самое заметное: блондинку англичанку, весёлую и остроумную, несмотря на возраст за пятьдесят, на ещё более пожилую брюнетку ханжу и моралистку, фанатку фитнеса. Настоящую калифорнийку!

Но самый интересный экипаж мы повстречали на Сува: женщина, американка 66 лет пересекла весь Тихий океан в компании двух больших персидских котов.

- Ходить в одиночку, это не мой выбор. – повторяла она.

- Мой партнёр в Панаме страдал от нервного истощения, не мог больше удовлетворять мои запросы (?!) и вернулся домой, оставив мне своих двух котов, на которых вначале у меня была даже аллергия.

Но был хоть кто-нибудь у кого плавание прошло удачно? – спросите вы. Конечно, у многих! Однако правильно выбрать людей, очень важно. Посреди моря невозможно всё бросить и вернуться домой или просто удалиться на время, чтобы подумать. Экипаж должен быть хорошо притёртой группой, в которой иерархия, взаимоотношения и зависимости известны и приняты всеми, где все хорошо знают друг друга, даже в критических ситуациях, когда маски спадают и каждый становится тем, кто он есть на самом деле, где каждый может предвидеть реакцию другого и знает до какой степени и в чём можно на него положиться.

Пара

Может быть потому, что уже было сказано выше, самые распространенные экипажи, это пары. Два человека живущих вместе и хорошо знающих друг друга долгое время не столкнутся с сюрпризами типа:

- Я не знал этой мрачной черты твоего характера!

- Значит до сих пор ты притворялся?

Потому что во время шторма или полного штиля, когда впереди и позади тысячи миль до ближайшего порта, нельзя оправдаться несовместимостью характеров.

Оптимальным было бы, если бы страсть к морю и плаванию на яхте исходила бы от обеих сторон, чтобы не оказаться в ситуации, когда один следует за другим лишь из любви, потому что в этом случае жизнь в море может превратиться в пытку и привести к неизбежному разрыву. Некоторые правда шли в плавание только по зову любви и всё складывалось удачно.

Естественно пара может быть гетеро или гомосексуальная, потому что нет ничего лучше чем яхта, чтобы жить свободной жизнью, ведь вокруг нет никого, кто бы любопытствовал или осуждал..

Обычно когда в паре есть распределение ролей, оно сохраняется и на лодке. Он или она принимает все решения касающиеся навигации, в то время как другой занимается только бытом. И это прекрасно работает. Мы знаем одну английскую леди путешествующую со своим мужем, морским офицером в отставке, из Англии на Соломоновы острова. Единственным её участием в навигации были ночные вахты: с вязанием в руках она просто смотрела, что происходит вокруг, чтобы в случае чего разбудить супруга. У неё уходило пять ночей на свитер для него и три – для внучек.

Семья

Другой удачный тип экипажа – семейная группа. Роли уже распределены и остаётся только перенести их в новую обстановку. Конечно в том случае, если все согласны!

Возраст детей очень критичен. Маленькие требуют много внимания, но более управляемы. Новорожденных держат в маленьких гамаках или закреплённых креслицах. Как только они начинают ползать, требуют постоянного присмотра, их пристёгивают страховочными ремнями и леера закрывают сетками, чтобы не выпали за борт. После трёх лет дети требуют уже немного меньше внимания, больше играют и для всех наступает облегчение.

Многие дети обучаются дистанционно, учатся плавать, управлять лодкой, видят животных и рыб, о которых их сверстники оставшиеся дома даже не знают, изучают иностранные языки у них развивается открытый взгляд на мир, что редко формируется в иных ситуациях.

Проблемы, как обычно начинаются в подростковом возрасте.

В этот период дети, как правило, всё меньше интересуются делами родителей, чем бы они не занимались и где бы они не находились. Им нужна компания сверстников, одних лишь братьев уже недостаточно, возможность иметь свои собственные интересы. Кроме этого, то чему учит жизнь в обществе, то что подросток от двенадцати лет и старше впитывает как губка, так велико и так значимо, что держать его на яхте вдалеке от всего в течении периода более чем пару лет, означало бы лишить его чего-то важного, без чего он потом всегда будет на вторых ролях среди себе подобных. Ребёнок должен быть вооружён всеми возможностями которые может предложить наше общество. Если же он потом решит уйти и изменить свою жизнь, это должен быть его выбор и не зависеть от выбора сделанного родителями.

Я видела, в основном на Карибах и Дальнем Востоке, где человеческая жизнь стоит дёшево и пороки доступны каждому, молодых людей, которые следуя за родителями в шестнадцать восемнадцать лет слонялись бесцельно на яхте, чуждые обществу которое их окружает и неспособные вернуться и адаптироваться там, откуда прибыли. Многие из них становятся наркоманами, ввязываются в разные тёмные дела, другие просто не могут приспособиться к нормальной жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: