Гидравлический привод

 
Общие сведения.Рабочее оборудование большинства бульдо­зеров и всех скреперов снабжено гидравлическим приводом. Он служит для управления положением элементов рабочего обору­дования при выполнении технологических операций. Гидравлический привод состоит из следующих составных ча­стей: насоса, приводимого в действие от двигателя базовой ма­шины; исполнительного механизма, представляющего собой ги­дроцилиндр; механизма управления — гидрораспределителя; вспомогательных устройств — гидробака, фильтра, гидролинии. В гидравлическом приводе вращательное движение вала насо­са преобразуется в поступательное движение поршня гидроци­линдра. Энергия передается от насоса к гидроцилиндрам рабо­чей жидкостью. Принцип работы гидропривода рассмотрен.Из гидробака 1 по всасывающей гидролинии 18 жидкость подается в насос 17, который нагнетает ее по напорной гидролинии 15 к насосной полости 12 гидрораспределителя 14. Дальнейшая ра­бота гидропривода зависит от положения рукоятки 9 и связанно­го с ней золотника 11 гидрораспределителя 14. Гидрораспределитель состоит из корпуса 10, золотника 11, размещенного в осевом отверстии, и рукоятки 9. К осевому от­верстию подведены сверления ответвляющих полостей. Полость 12 соединяет гидрораспределитель с насосом, полости 13 и 7 подводят рабочую жидкость к гидроцилиндру 6, а сливные по­лости 8 и 5 соединяют гидрораспределитель с гидробаком 1. При положении 1 пояски золотника 11 перекрывают доступ рабочей жидкости из полости 12 в полости 13 и 7, а также слив из них через полости 8 и 5. В этом случае рабочая жидкость, на­ходящаяся в гидроцилиндре, заперта и управляемый элемент ра­бочего оборудования неподвижен (нейтральное положение I). Ра­бочая жидкость, поступая от насоса 17 к гидрораспределителю 14, повышает давление в напорной гидролинии 15 и, преодолев сопротивление пружины переливного клапана 16, встроенного в гидрораспределитель, сливается в гидробак 1. При опущенном золотнике 11 (положение II) полость 12 со­единяется с полостью 13 гидроцилиндра, а полость 7 — с по­лостью 8 и шток гидроцилиндра 6 начинает выдвигаться. При поднятом золотнике (положение III) направление подачи слива жидкости меняется на противоположное и, следовательно, шток гидроцилиндра перемещается в обратном направлении. При опущенном в крайнее нижнее положение золотнике 11 полость 12 изолирована от обеих полостей 7, 13 гидроцилиндра, которые в это время соединяются со сливными полостями 5 и 8. Таким образом, при воздействии внешней нагрузки от рабочего оборудования шток гидроцилиндра перемещается, свободно перекачивая находящуюся в нем рабочую жидкость из одной по­лости в другую. Такое положение называют «плавающим» и ис­пользуют, например, для бульдозеров при перемещении грунта по поверхности без зарезания ножа отвала. Рабочая жидкость, применяемая в гидроприводах, должна от­вечать ряду требований: мало изменять вязкость и не разлагать­ся при значительных перепадах, температур, не воздействовать на материалы уплотняющих элементов системы, обладать способ­ностью противостоять пенообразованию. Рабочая жидкость одновременно является смазывающей и антикоррозионной сре­дой для агрегатов и гидролиний системы. Рис. 107. Принципиальные схемы работы гидравлического привода: 1 -нейтральное положение, 11-IV-рабочие положения; 1-гидробак, 2-фитьтр 34 15, 18 - гидролинии, 5, 7, 8, 12, 13 - полости, 6 - гидроцилиндр, 9 - рукоятка! 10 - корпус, 11 - золотник, 14 - гидрораспределитель, 16 - гидроклапан, 17 – насос. Вязкость характеризует способность жидкости сопротивлять­ся относительному перемещению ее частиц при воздействии внешних сил. Чем менее подвижна жидкость, тем большей не­сущей способностью она обладает. С повышением температуры несущая способность жидкости уменьшается. Наилучшим обра­зом требованиям, предъявляемым к рабочим жидкостям, отве­чают минеральные масла ВМГЗ и МГ-30. Эти жидкости по своим свойствам могут быть использованы в эксплуатации в хо­лодное и жаркое время, т.е. являются всесезонными. Примене­ние таких жидкостей позволяет снизить их расход за счет умень­шения потерь при замене, сократить затраты на транспортирова­ние и хранение, уменьшить вероятность загрязнения при заливке. Допускается также применять в качестве рабочей жидкости ди­зельные масла для летнего и зимнего периодов, а также веретен­ное масло АУ. Схемы гидравлической системы
 
Гидравлический привод рабо­чего оборудования бульдозеров и скреперов представляет собой так называемую раздельно-агрегатную систему, отдельные эле­менты которой рассредоточены по всей машине. Представленные ниже схемы гидросистем типичны и для дру­гих моделей бульдозеров и скреперов. Гидросистема бульдозера-рыхлителя предназначена для подъема — опускания отвала бульдозера, изменения угла поперечного перекоса отвала, а также подъема — опускания рых­лителя. Насос 2 постоянной объемной подачи нагнетает рабочую жидкость из гидробака 1 в трехсекционный гидрораспределитель 5. Четырехпозиционная секция 12 гидрораспределителя упра­вляет гидроцилиндрами 3 и 4, устанавливая отвал в фиксирован­ное (нейтральное) положение, в положения подъема — опускания или «плавающее». Секции 11 и 10 гидрораспределителя являются трехпозиционными и управляют соответственно гидрораскосами 7 отвала и гидроцилиндрами 8, 9 подъема — опускания рыхлителя. «Пла­вающее» положение для этих рабочих операций не требуется. В схеме предусмотрен двусторонний гидрозамок 6, запираю­щий обе полости гидроцилиндра 7 и предотвращающий пере­течки рабочей жидкости и, следовательно, самопроизвольное изменение угла перекоса отвала под воздействием внешних нагрузок. Сливают жидкость от сливных гидролиний системы в гидро­бак 1 через фильтр 13. Рис. 108. Гидравлическая схема бульдозера-рыхлителя ДЗ-116А: 1 - гидробак, 2 - насос, 3, 4. 8, 9 - гндроцилиндры, 5 –гидрораспределитель, 6 - гидрозамок, 7 – гидрораскос, 10 - 12 - секции парораспределителя, 13 – фильтр. Показано размещение раздельно-агрегатной ги­дравлической системы на тракторе Т-130М. Насос 14 приводится в действие от двигателя трактора и вы­ключается рукояткой 13. Гидробаки 3 соединены между собой стяжной трубой, в которой установлен фильтр, и сообщаются между собой гидролинией 2 и воздушной трубкой 5. Гидрорас­пределитель 11 установлен в кабине справа от сиденья машини­ста. От гидрораспределителя 11 назад выведены три пары гидро­линий 10 для соединения с гидросистемой бульдозера или скрепера. В бульдозере-рыхлителе используют две пары гидро­линий для соединения с гидросистемой рыхлителя. Гидросистема прицепного скрепера предназначена для подъема - опускания ковша и заслонки, а также перемеще­ния вперед и назад задней стенки ковша. В отличие от бульдозерно-рыхлительного агрегата у скрепера используются все три гидролинии 10 трактора, а передние гидроцилиндры 12 и подведенные к ним гидролинии не устанавливают. Рис. 109. Размещение раздельно-агрегатной гидравлической системы на тракторе: 1 — сливная пробка, 2—гидролиния, соединяющая баки, 3— гидробаки, 4— сапун, 5 — воздушная трубка, 6 — сливная гидролиния от гидрораспределителя, 7 — штуцер для манометра, 8 — гидролиния от насоса, 9,13—рукоятки, 10— гидролиния к аг-регатируемой машине, 11 — гидрораспределитель, 12—гидроцилиндр подъема — опуска­ния отвала, 14— насос. Гидрораспределитель 4 трехзолотниковый, трехпозиционный. «Плавающее» положение в скрепере не исполь­зуют. Золотник 11 управляет гидроцилиндром 7 задней стенки, золотник 10 - гидроцилиндрами 5 заслонки и золотник 9 — гидроцилиндрами 8 подъема ковша. Гидролинии от золотников 11 и 10 к штоковым полостям гидроцилиндров 5 и 7 соединены в одну гидролинию, что позволяет сократить количество рукавов высокого давления и труб, проложенных между трактором и хоботом скрепера. Между штоковой и поршневой полостями гидроцилиндров 5 встроен предохранительный гидроклапан 6, срабатывающий при давлении в гидролинии свыше 4,5...5,5 МПа. Гидроклапан предохраняет от поломок рычажный механизм управления за­слонкой, если между ней и ножами в момент подъема ковша из положения резания попадает камень. В этом случае жидкость в гидроцилиндрах 5 через гидроклапан бперетекает из штоковой полости в поршневую. Гидросистема самоходного скрепера принципиально аналогич­на рассмотренной выше. Отличается схема тем, что в напорной гидролинии между гидрораспределителем и гидроцилиндрами подъема ковша встроены гидравлические замки. Они предназна­чены для надежной фиксации ковша в поднятом положении и за­щиты рукавов высокого давления от динамических нагрузок, возникающих при высоких скоростях движения. Рис. 110. Гидравлическая схема скрепера ДЗ-77: 1 - гидробак, 2– фильтр, 3 – насос, 4 – гидрораспределитель, 5, 7, 8 – гидроцилиндры, 6 – гидроклапан, 9 – 11 - золотники.

Насос

 
В гидросистемах бульдозеров и скреперов применяют однотипные шестеренные насосы, раз­личающиеся в основном размерами и объемной подачей. Принцип действия на­соса состоит в следующем. Ведомая ше­стерня 4 и ведущая шестерня 5 равной шири­ны находятся в зацепле­нии и размещены с мини­мальным радиальным за­зором в корпусе 3. При вращении шестерен рабо­чая жидкость переносится из полости всасывания В в полость нагнетания Б в виде порций, вытесняе­мых из впадин зубьев зубьями второй шестерни. В результате рабочая жид­кость пульсирует и при соответствующей частоте вращения шестерен создает необходимую подачу и давление в полости нагнетания. Шестерни 4 выполнены за одно с валами и опираются на бронзовые втулки 2, зафиксированные от поворота. Шейки вту­лок уплотнены в крышке 7 прокладкой 6, а выступающий из крышки хвостовик шестерни 5 защищен манжетой 8, прижатой стопорным кольцом 9. Стык крышки 7 и корпуса 3 уплотнен та­кой же прокладкой 6, что предотвращает вытекание рабочей жидкости из полости высокого давления А, соединенной с по­лостью Б корпуса насоса. Под давлением жидкости в полости А торцы втулок 2 прижимаются к торцам шестерен и торцу рас­точки корпуса 3. Таким образом образуется уплотнение между всеми внутренними торцами деталей насоса, исключающее пере­текание жидкости из полости Б в полость В. Причем торцы при­жимаются тем сильнее, чем больше давление в полости Б. Для разгрузки манжеты 8 полость перед ней соединена с полостью В корпуса 3 каналом 10. Таким образом жидкость, просочившая­ся в полость перед манжетой, отводится в полость В. Насос приводится в действие через шлицевой хвостовик ше­стерни 5. Подводят и отводят жидкость к полостям В и Б по от­верстиям, расположенным на обработанных поверхностях прили­вов корпуса 3. В процессе эксплуатации насос не регулирует. Рис: 111. Шестеренный насос (а) и схема работы (б): 1 - болт, 2 - втулка, 3—корпус, 4,5-шестерни, 6 - прокладка, 7 - крышка, 8- манжета, 9 - коль­цо, 10—переливной канал.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: