Гидравлический привод

Гидравлический привод тормозов

Привод состоит из ряда узлов и деталей, основными из которых являются главный и колесные тормозные цилиндры.

Главный тормозной цилиндр изготовлен из чугуна и выполнен в одной отливке с резервуаром для тормозной жидкости. Корпус его закреплен на раме автомобиля. Устройство главного тормозного цилиндра автомобиля ГАЗ-53А показано на рис. 168.

В крышке резервуара главного тормозного цилиндра имеется нарезная пробка, в боковой части которой имеются два небольшие отверстия, а снизу пробки установлен отражатель. Внутренняя полость цилиндра сообщена с резервуаром для тормозной жидкости малым компенсационным и большим перепускным отверстиями. В днище поршня главного тормозного цилиндра высверлено несколько отверстий, против каждого из которых имеются лепесток пластинчатого клапана или шайба, прикрывающие отверстие. На поршень надето резиновое уплотнительное кольцо, а перед ним помещена резиновая манжета, плотно прижимаемая пружиной. Эта же пружина прижимает к гнезду обратный клапан, в тарелке которого помещен нагнетательный клапан со слабой пружиной. При нажатии на педаль тормоза под действием штока поршень с манжетой перемещается, перекрывает компенсационное отверстие, а через отверстие нагнетательного клапана, открывающегося под давлением жидкости, жидкость по трубопроводам поступает к цилиндру гидроусилителя. Если педаль отпустить, давление жидкости в системе гидравлического привода снижается и жидкость возвращается в главный тормозной цилиндр. При полностью отпущенной педали тормоза полость цилиндра перед поршнем сообщается с резервуаром через компенсационное отверстие, поэтому в цилиндре постоянно имеется жидкость, а благодаря обратному клапану, закрываемому пружиной, в системе гидравлического привода поддерживается небольшое избыточное давление (выше атмосферного на 0,03... 0,04 МПа) и воздух не попадает внутрь системы.

При резком отпускании педали тормоза в главном тормозном цилиндре создается небольшое разрежение, под действием которого жидкость из полости за поршнем через отверстие в нем и отжатую манжету перетекает в полость цилиндра перед поршнем, что исключает попадание воздуха в систему.

На легковых автомобилях марки АЗЛК и ВАЗ для повышения надежности применяют гидравлический двухконтурный привод, который состоит из 2-ух независимых приводов, где один главный цилиндр воздействует на отдельные тормозные механизмы колес (передних и задних). На легковых автомобилях модели ГАЗ для повышения надежности в приводе тормозов предусмотрен разделитель, который разрешает в тормозной системе использовать исправный контур как запасной, если в случае аварии произойдет отказ другого контура.

В некоторых случаях в тормозных системах, имеющих гидропривод, применяют барабанные тормоза на задних колесах, дисковые – на передних; в приводе к дисковым тормозам устанавливается клапан задержки, вызывающий одновременное торможение всех колес. Чтобы прижать колодки в барабанных тормозах, вначале нужно создать определенное давление, которое преодолевает усилие стяжных пружин, это осуществляется с помощью клапана задержки. Дисковые тормоза не имеют такие растормаживающие пружины.

У автомобилей ГАЗ в тормозной системе основными деталями гидравлического привода являются гидровакуумный усилитель и тормозные цилиндры (главный и колесный). Корпус главного цилиндра и резервуар для тормозной жидкости выполнены совместно. Внутри цилиндра расположен поршень с резиновым уплотнительным кольцом. Передвижение поршня происходит под действием толкателя, соединенного на шарнирах с педалью.

Поршень с днищем упирается в манжету, прижимающейся пружиной. Этой же пружиной к гнезду прижимается и впускной клапан, который совмещен с нагнетательным клапаном. Полость внутри цилиндра и резервуар между собой сообщаются при помощи компенсационного и перепускного отверстий. Главный цилиндр в действие приводится тормозной педалью.

При нажиме на педаль тормоза поршень с манжеткой под действием толкателя перемещается, закрывая при этом компенсационное отверстие, в результате этого у тормозной жидкости, находящейся в цилиндре, повышается давление, нагнетательный клапан открывается, и тормозная жидкость начинает поступать к тормозным механизмам.

Когда отпускают тормозную педаль, у тормозной жидкости, находящейся в приводе, снижается давление, и жидкость обратно по трубопроводам перетекает в цилиндр, при этом избыточная тормозная жидкость сквозь компенсационное отверстие поступает в резервуар. В то же самое время пружина, оказывая воздействие на впускной клапан, помогает поддерживать избыточное давление в системе привода и после того, как тормозная педаль полностью отпустится.

В барабанном тормозном механизме колесный цилиндр сделан из чугунного корпуса, внутри него помещены два поршня из алюминия с резиновыми уплотнительными манжетами. Чтобы уменьшить изнашивание, в поршни, в их наружные торцы, вставляют стальные сухари. С двух сторон цилиндр уплотняют чехлами из резины. Тормозная жидкость в цилиндровую полость поступает сквозь присоединительный штуцер.

В колесном цилиндре воздух из тормозной системы выпускается при помощи клапана прокачки, который защищен колпачком из резины. В корпус цилиндра вставляют с натягом упорное пружинное кольцо, регулирующее зазор между колодками и барабаннымтормозом.

Колесный тормозной цилиндр функционирует по следующему принципу. При торможении давление тормозной жидкости, воздействуя на поршень в цилиндре, передвигает его. Переместившийся поршень отжимает колодку тормоза. По мере изнашивания при торможении происходит увеличение поршневого хода и возникает момент, когда этот ход перемещает упорное кольцо, одолевая его усилие посадки.

Во время обратного перемещения колодки растормаживаются, стяжная пружина, воздействуя на упорное кольцо, оставляет то самое кольцо на новом месте из-за того, что у пружины не хватает усилий для сдвижения его назад. Таким образом, увеличение зазора между барабаном и колодкой, образовавшейся по причине износа накладки, происходит автоматически.

Гидравлический привод

В тормозной системе автомобиля «Москвич-2140» с дисковыми передними тормозами гидравлический привод состоит из двух контуров: большого, действующего на тормозные механизмы передних.

Дисковый тормозной механизм переднего колеса состоит из грязезащитного щита 7 (рис. 92), тормозного диска 1 и суппорта, состоящего из двух половин 11 и 12 и установленного на поворотной стойке б передней подвески. В суппорте имеются по два больших 16 и два малых 15 поршня (большого и малого контуров привода) с резиновыми уплотнительными кольцами 14. Каждая пара цилиндров сообщается между собой при помощи каналов 19, просверленных в суппорте.

При нажатии на тормозную педаль давление тормозной жидкости по шлангам 2 и 5 передается на поршни, которые, перемещаясь, прижимают тормозные колодки к диску, осуществляя торможение. При отпускании педали давление жидкости снижается, и поршни под действием сил упругости резиновых уплотнительных колец отходят от колодок на 0,15 мм (на величину зазора между диском и колодкой), и торможение диска прекращается.

На автомобилях ЗАЗ и ГАЗ-24 тормозные механизмы передних колес барабанного типа с самоустанавливающимися (плавающими) колодками. Такой тормозной механизм состоит из тормозного щита 5 (рис. 93), на котором укрепляются два рабочих тормозных цилиндра 3, каждый из которых действует на одну из двух тормозных колодок 4, стягиваемых между собой двумя пружинами 8, и тормозного барабана. Рабочие тормозные цилиндры соединены между собой трубкой 1, расположенной с внешней стороны щита 5. Наличие двух тормозных цилиндров обеспечивает большую эффективность торможения передних колес по сравнению с задними, что, в свою очередь, снижает возможность заноса автомобиля вследствие перераспределения нагрузок на переднюю и заднюю оси при торможении.

Стояночная тормозная система служит для удержания автомобиля в неподвижном состоянии. На автомобиле «Москвич» она состоит из разжимного рычага 7 (рис. 94), укрепленного на задней колодке шарнирно при помощи эксцентрикового регулировочного винта 5, распорной планки 6, концы которой упираются в тормозные колодки 4, и троса в с возвратной пружиной 9, наконечник которого соединен с нижним концом разжимного рычага 7. При перемещении рычага 2 привода стояночной тормозной системы вверх усилие через передний трос 12 передается на промежуточный рычаг 13, а от него через соединительное звено 16 на уравнитель 14 натяжения задних тросов 11, присоединенных к нижним концам разжимных рычагов 7. Разжимной рычаг, поворачиваясь на эксцентриковом винте 5, перемещает распорную планку 6, которая раздвигает обе колодки и прижимает их к тормозному барабану 10. Для растормаживания нужно нажать на кнопку 1 рычага привода, при помощи которой стопорная защелка выводится из зацепления с зубчатым сектором, и опустить рычаг вниз до отказа. При этом вся стояночная тормозная система займет исходное положение.

Тормозной механизм стояночной тормозной системы автомобиля ВАЗ-2105 состоит из разжимного рычага 4 (см. рис. 89), шарнирно укрепленного на задней колодке 3, распорной планки 5, концы которой упираются в тормозные колодки, и троса 10 с возвратной пружиной, наконечник которого соединен с нижним концом разжимного рычага 4. При перемещении рычага 2 привода стояночной тормозной системы вверх усилие через рычаг и передний трос 6 (рис. 95) по направляющему ролику 7 передается на скобу, на которую накинут задний трос 10, присоединенный концами к разжимным рычагам задних колодок. Разжимной рычаг, поворачиваясь на оси, перемещает распорную планку, которая раздвигает колодки и прижимает их к тормозному барабану. Растормаживание осуществляется аналогично описанному выше.

На автомобилях ЗАЗ и ГАЗ-24 привод к разжимным рычагам стояночного тормоза задних колес осуществляется отдельными тросами от уравнителя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: