Игры – эстафеты

Пингвины. Дети встают в 2—3 колонны. У стоящих первыми мяч (мешочек с песком). Они кладут его между колен и по сигналу инструктора прыгают на двух ногах к флажку, находящемуся на рас­стоянии 7—8 м. Затем берут мяч (мешочек) в руку, обегают флажок, возвращаются к своей колонне и передают мяч следую­щему игроку. Выигрывает та колонна, которая быстрее выполнит задание.

Перемени предмет. Дети распределяются на 2—3 команды. Перед каждой на расстоянии 6—8 м в небольшом круге лежит какой-либо предмет (кубик, обруч). У первых в руке кегля. По сигналу учителя направляющие бегут к кружкам, ставят в него кегли, берут кубик и передают его следующему игроку. Побеждает команда, быстрее выполнившая задание.

Эстафета с обручами. Дети встают в 2—3 колонны. Перед каж­дой колонной на расстоянии 6 м обруч (диаметр 50 см). По команде “Раз, два, три — беги!” первые бегут к обручу, подни­мают его вверх, пролезают в него, кладут на место, бегут к своей колонне, касаются рукой следующего в колонне ребенка, а сами встают в конец строя. Каждый последующий игрок выполняет то же задание. Выигрывает команда, быстрее закончившая эстафету.

Спортивные упражнения:

Быстрые упряжки. На игровой площадке проводятся две линии на рас­стоянии 10—15 м. Первая линия — «старт», а вторая — «финиш».

Играющих детей разделяют на «тройки». У каждой тройки одни сани, которые ставятся на линию «старта». Один из троих играющих садится в санки, а двое других берутся за веревочку.Побеждает та упряжка, которая раньше других пе­ресекает линию «финиша».

(Старшая группа) 6 -ой ГОД ЖИЗНИ

Игры с бегом

Мышеловка. Играющие делятся на две неравные группы. Меньшая группа детей, взявшись за руки, образует круг. Они изображают мыше­ловку. Остальные дети (мыши) находятся вне круга. Изображающие мы­шеловку, начинают ходить по кругу, приговаривая:

Ах, как мыши надоели, все погрызли, все поели,

Берегитесь же, плутовки, доберемся мы до вас.

Вот поставим мышеловки. Переловим всех сейчас!

Дети останавливаются, поднимают сцепленные руки вверх, образуя ворота. Мыши вбегают в мышеловку и выбегают из нее. По сигналу вос­питателя «Хлоп» стоящие по кругу дети опускают руки, приседают — мышеловка захлопывается. Мыши, не успевшие выбежать из круга (мы­шеловки), считаются пойманными. Пойманные становятся в круг, мыше­ловка увеличивается. Когда большая часть детей поймана, дети меняются ролями, и игра возобновляется. Игра повторяется 4—5 раз.

Указания. После того как мышеловка захлопнулась, мышам нельзя подлезать под руки стоящих по кругу или пытаться разорвать сцепленные руки. Наиболее ловких детей, которые ни разу не попались в мышеловку, следует отметить.

Мы веселые ребята. Дети стоят по одной стороне площадки за чер­той. На противоположной стороне площадки также проведена черта. Сбоку от детей, примерно на середине между двумя линиями, находится ловишка. Ловишка назначается воспитателем или выбирается детьми. Де­ти хором произносят:

Мы, веселые ребята,

Любим бегать и скакать.

Ну, попробуй нас догнать.

Раз, два, три —лови!

После слова «лови» дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка догоняет бегущих, ловит их. Тот, до кого ловишка сумеет дотро­нуться, прежде чем убегающий пересечет черту, считается пойманным. Он отходит в сторону. После 2—3 перебежек производится подсчет пой­манных и выбирается новый ловишка. Игра повторяется 4—5 раз.

Указания. Если после 2—3 перебежек ловишка никого не поймает, все равно выбирается новый ловишка. Вариант: дети могут разделиться на две группы и стоять по обе стороны площадки – «Встречные ловишки».

Ловишки. Дети произвольно располагаются на площадке. Ведущий — ловишка, назначенный воспитателем или выбранный играющими, стано­вится на середине площадки. Воспитатель говорит: «Раз, два, три - лови!» По этому сигналу все дети разбегаются по площадке, увертываются от ло­вишки, который старается догнать одного из играющих и коснуться его рукой (запятнать). Тот, кого ловишка коснулся рукой, отходит в сторону. Игра заканчивается, когда ловишка поймает 3—4 играющих. Затем выби­рается новый ловишка. Игра повторяется 4—5 раз.

Указания. Для того чтобы дети лучше ориентировались, ловишке мож­но выдавать какой-либо отличительный знак — повязать на руку ленточ­ку, приколоть бант, надеть шапочку с султанчиком

и т. п. Если ловишка оказался неловким и долгое время никого не может поймать, воспита­тель

останавливает игру и назначает другого водящего.

Варианты игры: «Ловишка с лентами». Играющие стоят по кругу. У каждого из них цветная ленточка, заложенная за пояс или ворот. В центре круга стоит ловишка. По сигналу «Беги!» дети разбегаются по площадке. Ловишка бежит за играющими, стремясь взять у кого-либо ленточку. Лишившийся её временно отходит в сторону. По сигналу учителя «В круг!» все бегут в круг. Ловишка подсчитывает взятые ленты и возвращает их детям.

«Ноги от земли». Нельзя ловить успевших встать на какой-нибудь возвышающийся предмет.

«С мячом». Водящий должен осалить убегающих мячом.

«С обручем». Водящий должен поймать убегающих обручем.

«С приседанием». Нельзя ловить присевшего игрока.

Лягушата и цапля. На площадке чертят круги - домики (по количеству играющих). Выбирается Цапля, которая прячется в стороне. Остальные играющие - лягушата. Они находятся в своих домиках - кругах. Со словами:

“Долго мы сидели в иле, погулять не выходили,

Вылезайте из пруда, выходите все сюда”, -

подражая движениям лягушат, дети выпрыгивают из своих “домиков” и веселятся. Неожиданно выбегает Цапля со словами:

“Кто здесь квакает “кваква”?

Разбегайтесь кто куда!”

- и начинает ловить Лягушат. Лягушата могут прятаться от цапли в свои домики.

Гуси-лебеди. На одном краю площадки чертой обозначается дом, в котором находятся гуси. На противоположном краю стоит пастух. Сбоку от дома логово, в котором находится волк! Остальное место — луг. Дети, исполняющие роли волка и пастуха, назначаются воспитателем, осталь­ные изображают гусей. Пастух выгоняет гусей на луг, они пасутся на лу­гу, летают.

Пастух. Гуси, гуси!

Гуси (останавливаются и отвечают хором). Га, га, га!

Пастух. Есть хотите?

Г у с и. Да, да, да!

Пасту х. Так летите!

Г у с и. Нам нельзя,

Серый волк под горой

Не пускает нас домой.

Пастух.Так летите, как - хотите,

Только крылья берегите!

Гуси, расправив крылья (вытянув в стороны руки), летят через луг домой, а волк, выбежав из логова, старается их поймать (коснуться ру­кой). Пойманные гуси идут в логово. После нескольких перебежек (по условию игры) подсчитывают пойманных волком гусей. Затем назначают­ся новые волк и пастух. Игра повторяется 3—4 раза.

Вначале роль волка исполняет воспитатель.

Затейники. Один из играющих выбирается затейником, он становится в середину круга. Остальные дети, взявшись за руки, идут по кругу (вправо или влево по указанию воспитателя) и произносят:

Ровным кругом, друг за другом,

Мы идем за шагом шаг, стой на месте,

Дружно, вместе сделаем... вот так.

Дети останавливаются, опускают руки. Затейник показывает какое-нибудь движение, а все дети должны повторить его. После 2—3 повторе­ний игры (согласно условию) затейник выбирает кого-нибудь из играю­щих на свое место, и игра продолжается. Повторяется игра 3—4 раза.

Указания. Затейники придумывают разнообразные движения, не по­вторяя показанных.

Сделай фигуру. Дети разбегаются по всей площадке. По сигналу воспитателя они быстро останавливаются на месте и принимают какую-нибудь позу: приседают, поднимают руки в стороны и т. п. Воспитатель отмечает, чья фигура интереснее.

Указания. К концу года игра усложняется, в нее вводятся групповые фигуры — парами, тройками. Кроме того, детям предлагается придумать фигуру в определенном положении: только стоя, стоя на четвереньках, сидя и пр.

Караси и щука. На одной стороне площадки находятся играющие (караси), посреди – водящий (щука). По сигналу караси перебегают на другую сторону, щука их ловит. Пойманные берутся за руки и образуют «невод». Теперь караси должны перебегать на другую строну через невод (под руками). Щука подстерегает их. Когда будет поймано 8-10 игроков, образуют «корзины» – круги, через которые нужно пробегать. Если пойманных будет больше, образуется «верша» - коридор, через который должны пробегать оставшиеся. Щука стоит у выхода из верши и ловит бегущих.

Вариант. Половина играющих, становясь друг от друга на расстоянии трех шагов, образует круг. Это пруд, на берегу которого лежат камешки. Один из играющих, назначенный воспитателем, изображает щу­ку, он находится вне круга. Остальные играющие — караси, они плавают (бегают) внутри круга, в пруду. По сигналу воспитателя «Щука!» щука быстро выплывает в пруд, стараясь поймать карасей. Караси спешат спрятаться за кем-нибудь из играющих, стоящих по кругу и изображающих камешки. Щука ловит тех карасей, которые не успели спрятаться за ка­мешки, и уводит их к себе в дом. Игра проводится 2—3 раза, после чего подсчитывается число пойманных щукой карасей. Затем на роль щуки назначается другой играющий. Игра повторяется 3—4 раза.

Указания. При повторении игры, когда выбирают новую щуку, дети, изображающие карасей и камешки, меняются ролями.

Перебежки. Кто скорей к своему флажку? Дети стоят на одной сторо­не площадки. На другой стороне лежат флажки по числу играющих. По сигналу воспитателя каждый ребенок бежит к своему флажку.

Вариант игры: «К своим флажкам». Играющие делятся на 4 команды и становятся в кружки. В центре каждого – ребёнок с цветным флажком в поднятой руке. Все остальные по сигналу разбегаются по площадке, становятся лицом к стене и закрывают глаза. В это время игроки с флажками тихо и быстро меняются местами. Учитель даёт сигнал «Все к своим флажкам!», дети открывают глаза, ищут свои флажки, быстро бегут к ним и вновь образуют кружки. Побеждает команда, сделавшая это быстрее.

Медвежата на льдине (Белые медведи). На площадке обозначается льдина. На ней два «медведя». Остальные играющие – «медвежата». По сигналу медведи, взявшись за руки, начинают ловить медвежат. Задержанного отводят на льдину. Когда на ней два медвежонка, они также берутся за руки и начинают ловить. Игра продолжается до тех пор, пока не будут пойманы все медвежата. Пары могут ловить играющих, только окружая их руками.

Кто сделает меньше шагов? На площадке чертят две линии на рас­стоянии 6 — 8 м. Несколько играющих (2—3) становятся за одну линию и начинают переходить или перебегать за другую линию, стараясь шаги делать как можно длиннее. Выигрывает тот, кто сделает меньше шагов.

Подкрадись к спящему. Играющие делятся на две команды и становятся в шеренги на противоположных концах зала. Одна команда садится на корточки и «засыпает». По сигналу вторая команда подкрадывается к первой как можно ближе. По второму сигналу, первая команда «внезапно просыпается» и догоняет вторую команду, пытаются осалить игроков. Осаленные игроки временно выбывают из игры. Догонять можно только до «дома» второй команды. Через 2 – 3 раза команды меняются местами. Отмечаются самые смелые игроки, которые «подкрадываются» ближе всех.

Пробеги тихо. Один из детей садится посредине площадки и закры­вает глаза. Остальные дети стоят на одном конце площадки; 6—8 из них тихо перебегают с одного конца площадки на другой мимо сидящего по­средине. Если дети бегут бесшумно, водящий не имеет права их остано­вить. Если же он услышит шум шагов, то говорит: «Стой» — и, не откры­вая глаз, указывает направление звука. Если водящий указал правильно, дети возвращаются на свои места. Бежит следующая группа детей.

Поспеши, но не урони. Дети (с мешочками песка на голове или на ладони вытянутой вперед руки) по 6—10 человек перебегают с одного кон­ца площадки на другой, стараясь обогнать друг друга.

Парный бег. Дети стоят в звеньях парами на одной стороне площад­ки за чертой. На другой стороне площадки расставлены кегли (булавы, стулья, набивные мячи) по числу звеньев. Воспитатель подает сигнал, по которому первая пара звена, держась за руки, бежит до стоящего впереди предмета, огибает его и возвращается в конец своего звена. По следующе­му сигналу бежит вторая пара и т.д. Пара, отпустившая руки, считает­ся проигравшей.

Встречные перебежки. Группа делится пополам. Играющие становят­ся на противоположных сторонах площадки за линиями в шеренгу на расстоянии не менее шага друг от друга. У каждой группы детей на руках ленточки своего цвета — синие, желтые. По сигналу воспитателя «Синие», дети с синими ленточками, бегут на противоположную сторону. Стоящие напротив дети протягивают вперед ладошки и ждут, когда бегущие прикоснутся к ним рукой. Тот, кого коснулись, бежит на другую сторону площадки, останавливается за чертой, поворачивается и поднимает руку вверх. И т. д.

Дедушка – рожок. Играющие делятся на две команды и занимают места на противоположных сторонах площадки, где линиейотмечены их дома. Для игры выбирают водящего и называют его «дедушка - рожок». Дом его находится в стороне.Водящий громко говорит: «Кто меня боится?» Игроки ему отвечают: «Никто!»- и тот час же перебегают из одного дома в другой через все поле. Бегут и произносят слова:

«Дедушка - рожок, съешь с горшком пирожок!

Дедушка — рожок, съешь быстрей пирожок!»

Водящий выбегает из своего дома и старается осалить игроков. Кого он осалил, тот вместе с водящим ловит играющих. Как только играющие перебегут из дома в дом и водящий вместе с помощником займут свое место, игра возобновляется.

Правила игры:

1) После 3-4 перебежек выбирается новый водящий.

2) Лучший тот водящий, который больше осалил игроков.

3) Лучший игрок тот, кто ни разу не был осаленным.

Варианты:

1) Все игроки и водящий передвигаются указанным способом: бегом, приставными шагами, прыжками.

Хитрая лиса. Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. В стороне, вне круга, обозначается дом лисы. По сигналу воспитателя дети закрывают глаза, а воспитатель обходит за спинами детей круг и незаметно дотрагивается до одного из играющих:

«Ходит-бродит вдоль села плутовка рыжая лиса.

Мы лисицу обхитрим: быстро-быстро убежим.»

Тот, до кого дотронется воспитатель, становится хитрой лисой. Воспитатель предлагает играющим открыть глаза и внимательно посмотреть друг на друга, предлагает выяснить, кто из них хитрая лиса, не выдаст ли она себя чем-нибудь. Играющие хором три раза (с небольшими промежутками) спрашивают (сначала тихо, а потом все громче): «Хитрая лиса, где ты?» При этом все внимательно смотрят друг на друга. Как только вопрос: «Хитрая лиса, где ты?» — будет произнесен в третий раз, играющий, выбранный хитрой лисой, быстро выбегает в середину круга, поднимает руку вверх и говорит «Я здесь!» Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит (дотрагивается рукой). Пойманного лиса отводит к себе в дом. После того как лиса поймает 2—3 детей, воспитатель произносит громко: «В круг!» Играющие образуют круг, игра возобновляется. Игра повторяется 4-5 раз

Указания. Если лиса выдала себя чем-нибудь, воспитатель назначает другую лису. Выбирать лису может и кто-нибудь из играющих. Если лиса долго не может никого поймать, можно выбрать другого водящего. Если площадка очень большая, можно обозначить ее границы или выбрать 2 -3 лисы.

Рыбачок. На земле чертится круг диаметром 1м —«остров». Водящий — «рыбачок» — стоит на «острове». Остальные игроки («рыбы») бегают вокруг острова и кричат:

«Рыбачок, рыбачок! Поймай нас на крючок».

После того как «рыбы» трижды повторят эту фразу, «рыбачок» выбегает с острова и ловит «рыб». Игрок, которого поймали последним, становится новым «рыбачком», а пойманные «рыбы» уходят на остров. В случае, когда «рыбачку» долго не удается никого поймать, он возвращается на свой «остров», и игра повторяется сначала.

Успей выбежать. Дети образуют круг. В середине круга одна половина играющих. Стоящие в кругу, взявшись, за руки идут (или бегут). Стоящие в центре круга хлопают в ладоши в такт ходьбы)или бега). По сигналу педагога «Стой!», идущие по кругу останавливаются и поднимают вверх сцепленные руки. Педагог считает до трех. За это время стоящие в середине должны выбежать из круга. После счета «три» дети быстро опускают руки. Не успевшие выбежать считаются проигравшими.

Игры с прыжками

Удочка. Дети становятся по кругу на небольшом расстоянии друг от друга. В центре круга инструктор. Он вращает по кругу шнур, к концу которого привязан мешочек с песком и приговаривает: "Ловись, рыбка большая и маленькая!". Играющие внимательно следят за мешочком, при его приближении подпрыгивают на месте вверх, чтобы мешочек не коснулся ног. Тот, кого мешочек заденет, делает шаг назад и выбывает временно из игры. Вскоре делается небольшой перерыв, затем игра возобновляется, в ней снова участвуют все дети.

Указания. Конец шнура с мешочком должен скользить по полу. И все дети легко справляются с заданием, можно слегка приподнять мешочек от пола. Вращать шнур нужно не только по часовой стрелке, но и против. Для усложнения игры между двумя прыжками можно детям дать дополнительное задание: присесть и встать, повернуться 1-3 раза вокруг самого себя и др. Вместо подпрыгивания вверх можно отпрыгивать от «удочки» назад.

И/у «С кочки на кочку». Дети делятся на две группы и становятся на противоположных сторонах площадки. Между ними по всей площадке чертят кружки — кочки (расстояние между ними разное: 10, 20, 30, 40 см). Воспитатель вызывает по нескольку детей то с одной, то с другой стороны площадки. Перепрыгивая с кочки на кочку, они перебираются на другую сторону площадки. Все следят, правильно ли прыгающие выполняют упражнение. Затем прыгают следующие.

Указания. В игре можно дать разные задания: перепрыгивать с кочки на кочку на двух ногах, с одной на другую, на одной ноге. Можно разде­лить детей па команды и выяснить, какая команда прыгает лучше или быстрее.

Лягушки в болоте. С двух сторон очерчивают берега, в середине болото. На одном из берегов находится журавль (за чертой). Лягушки располагаются на кочках (кружки на расстоянии 50 см, или на скамейке) и говорят:

Вот с насиженной гнилушки В воду шлепнулись лягушки. Стали квакать из воды: Ква-ке-ке, ква-ке-ке. Будет дождик на реке.

С окончанием слов лягушки прыгают с кочки в болото и передвигаются прыжками в приседе. Журавль ловит лягушек, прыгая на одной ноге. Пойманная лягушка идет в гнездо журавля. После того как журавль поймает несколько лягушек, выбирают нового журавля из тех, кто ни разу не был пойман. Игра возобновляется.

Цапля. Перед началом игры выбирают «цаплю», остальные дети – «лягушки». «Лягушки» встают врассыпную по залу (площадке). По сигналу «цапля» начинает выполнять ходьбу с высоким подниманием бедра вдоль одной из сторон зала, произнося слова:

Птица с длинными ногами, цапля с тонкими ногами

По болоту шагает и лягушек считает:

«1, 2, 3, 4, 5… Надоело считать.

Дальше – 6, дальше – 7. Лучше их поймаю – съем!»

«Лягушки» в это время выполняют любые прыжки на месте или с продвижением. С окончанием слов начинается бег с ловлей и увертыванием. Ребенок, которого запятнали, выбывает из игры.

Сковородка. Дети делятся на две команды. Одна команда садится на пол, образуя круг (это сковородка), а вторая становятся в круг (это рыбки). По команде дети (которые сидят) начинают прокатывать по полу мяч (горячее масло), стараясь задеть ноги "рыбок", которые, чтоб не попасться, подпрыгивают. Игрок, которого задели выходит из игры и пока остальных "выбивают" может потренироваться с мячом или можно дать еще какое-нибудь задание. Как только всех рыбок выбили, команды меняются местами.

Прыжки через веревку. Двое детей держат толстую веревку, шнур или длинную скакалку: один – за один конец, другой – за второй. Медленно и равномерно они начинают крутить ее в сторону стоящих детей, а те в порядке очередности прыгают через веревку, стараясь не задеть ее. Тот, кто заденет, меняет одного из крутящих веревку.

Игры с подлезанием, ползанием и лазаньем

Кто скорее до флажка? (С подлезанием.) Дети делятся на 3—4 рав­ные группы и становятся в колонны в нескольких шагах одна от другой у черты, за которую они не должны выходить. На расстоянии 4—5 м от этой черты перед каждой колонной расставлены воротики. Еще дальше впереди на линии положены флажки. По условному сигналу стоящие первыми в колоннах бегут к воротикам, подлезают под них, бегут к флажкам, поднимают флажки над головой и машут ими. Потом спокойно кладут флажки на пол и бегом возвращаются каждый в конец своей ко­лонны. Выигрывает тот, кто прибежит первым. К флажкам бегут сле­дующие.

Указания. Игру можно провести иначе, дав задание детям не бежать, а ползти до воротиков на четвереньках или по-пластунски. Запрещается бросать флажки на пол, надо наклониться и положить их аккуратно па­лочкой в определенную сторону.

Медведи и пчелы. Улей (гимнастическая стенка) находит­ся на одной стороне площадки. На противоположной стороне луг. В сторо­не медвежья берлога. Одновременно в игре участвует не более 12—15 че­ловек. Играющие делятся на две неравные группы. Большинство из них пчелы, которые живут в улье. Медведи в берлоге. По условному сигналу пчелы вылетают из улья (слезают с гимнастической стенки), летят на луг за медом и жужжат. Как только пчелы улетят, медведи выбегают из берлоги и забираются в улей (влезают на стенку) и лакомятся медом. Как только воспитатель подаст сигнал «Медведи!», пчелы летят к ульям, а медведи убегают в берлогу. Не успевших спрятаться пчелы жалят (до­трагиваются рукой). Потом игра возобновляется. Ужаленные медведи не участвуют в очередной игре.

Указания. После двух повторений дети меняются ролями. Воспитатель следит, чтобы дети не спрыгивали, а слезали с лестницы; если нужно, оказывает помощь.

Сова и мыши. По всему пространству зала (площадки) расставлены предметы для подлезания под них и пролезания под ними. Из числа играющих выделяется «сова». Её гнездо в стороне от площадки. Играющие на площадке располагаются произвольно. «Сова» - в гнезде. Ведущий говорит:

Днем мышата веселятся, днем мышата все резвятся,

Так как спит сова при свете. Это знают даже дети!

А наступит темнота – мыши, прячьтесь кто куда!

Ребята в это время передвигаются по площадке: бегают в медленном темпе, ползают, выполняют подскоки, проползают под предметами и подлезают под ними.

С окончанием слов начинается бег с ловлей и увертыванием.

Указания: «Сова» не ловит «мышонка», который успел подлезть под предмет.

Нельзя находиться под предметом дольше трех счетов: один, два, три. «Сову» сменяют новые водящие из числа тех, которые ни разу ей не попались. Выигрывает «сова», поймавшая большее количество «мышей».

Пожарные на учении. Дети становятся лицом к гимнастической стен­ке в 3—4 колонны (по числу пролетов). Первые в колоннах стоят на чер­те. На каждом пролете гимнастической стенки на одинаковой высоте на рейке подвешивают колокольчики. По сигналу воспитателя «Раз, два, три — беги!» все дети, стоящие в колоннах первыми, бегут к гимнастической стенке, влезают на нее и звонят в колокольчики. Затем они спускаются и возвращаются в конец своей колонны. Воспитатель отмечает того, кто пер­вый позвонил. Игра продолжается. Задание должны выполнить все дети. Выигрывает та колонна, в которой больше играющих, сумевших позво­нить первыми.

Указания. Воспитатель следит, чтобы дети слезали, а не спрыгивали с реек, если нужно, помогает. Нарушившему правило выигрыш не засчитывается.

Белки в лесу. Игра проводится на площадке или в зале, где есть гимнастическая стенка. Дополнительно к ней расставляются переносные приборы для лазанья: лесенка-стремянка, скамейки, наклонные доски и т.д. Водящий – «охотник», становится в домик – круг, начерченный в другой части площадки. Остальные играющие – «белки», они размещаются на снарядах – «деревьях».

По сигналу инструктора «Берегись!» все белки меняются местами: быстро слезают, спрыгивают со своих мест и влезают на другие. В это время охотник их ловит – дотрагивается рукой. Пойманными считаются белки, которых водящий осалит рукой пока они были на полу, а также те, которые остались на прежних местах. Они отходят к домику охотника и одну игру пропускают.

Игра проводится 5 – 6 раз. Охотник ме6няется через 1 – 2 игры. В заключение инструктор отмечает тех белок, которые были смелыми и ловкими. Следить, чтобы белки не спрыгивали с недозволенной высоты.

И\у «Большая черепаха». Группа из 2 – 6 детей встает на четвереньки под большим черепашьим панцирем» (мат, одеяло, лист картона) и пытается заставить черепаху двигаться в одном направлении.

Игры с метанием, бросанием и ловлей

Охотники и зайцы. На одной стороне площадки очерчивают место для охотников. На другой стороне обозначают домики для зайцев. В каждом домике находятся 2—3 зайца. Охотник обходит площадку, делая вид, что он разыскивает следы зайцев, а затем возвращается к себе. По сигналу зайцы выбегают из своих домиков на полянку и прыгают на двух ногах, продвигаясь вперед.

«Зайцы скачут во лесок прыг-скок, прыг-скок.

Вдруг охотник выбегает – прямо в зайчиков стреляет.»

Зайцы бегут в до­мики, а ребенок, изображающий охотника, бросает в них мяч. Заяц, в ко­торого попали мячом, считается подстреленным. Охотник уводит его к себе. Игра повторяется несколько раз, после чего выбирают другого охот­ника.

Указания. У охотника в руках может быть несколько мячей. Стрелять в зайцев, находящихся в домиках, нельзя.

Брось за флажок. Дети стоят в две шеренги друг за другом, в руках у первой шеренги мячи, мешочки с песком. Впереди на расстоянии 4—5 м стоят на одном уровне несколько флажков. Дети одновременно бросают мешочки с песком из-за головы двумя руками или одной, стараясь забро­сить их за линию флажков. Воспитатель подсчитывает, сколько детей забросили мешочки за флажки. Затем дети поднимают мешочки, бегут и передают их своей паре. Бросает следующая шеренга, затем сравниваются результаты.

Указания. Можно передавать мешочек своей паре и перебрасыванием. Нужно внимательно следить за местом падения мешочка, так как после падения он может проскальзывать по полу вперед. Результат броска от­мечается по месту падения мешочка.

Перебрось мячи. Команды находятся по разные стороны зала, у каждого игрока по одному или несколько мячей. По сигналу, игроки пытаются перебросить как можно больше мячей на сторону соперников (границей может быть скамейка, волейбольная сетка, веревка). Побеждает та команда, у которой после свистка окажется на полу меньше мячей.

Попади в обруч. Дети стоят по кругу диаметром 8—10 м, через одно­го у каждого в руках мешочек с песком. В центре круга лежит обруч. По сигналу воспитателя дети, у которых в руках мешочки, передают их това­рищам справа или слева (по договоренности). Получив мешочки, дети бро­сают их двумя (или одной) руками снизу, стараясь попасть в обруч. Вос­питатель подсчитывает, сколько мешочков попало в обруч у первых помо­ров. Дети поднимают мешочки и возвращаются на свои места в круг. Снова раздается сигнал, и дети передают мешочки своим соседям — вто­рым номерам и т. д. Воспитатель сравнивает, какие номера бросали точ­нее. Игра возобновляется.

Указания. Забрасывать мешочки можно и другими способами: двумя и одной рукой из-за головы, сидя, стоя на коленях и т. п.

Сбей кеглю. Играющие (1/2 группы) становятся в шеренгу за линию, в 3—5 м от которой находятся кегли по числу детей. (У каждого играю­щего по два мяча средних размеров.) Нужно сбить кеглю мячом, прока­тывая его по полу. Тот, кто не попал в кеглю первым мячом, прокатыва­ет второй мяч. Затем по сигналу все играющие бегут, ставят на место кеглю, собирают мячи и возвращаются в исходное положение. Игра про­должается. Каждый играющий подсчитывает, сколько раз он сбил кеглю.

Указания. Мяч можно бросать, прокатывать, ударяя по нему ногой и т. д. Игра усложняется, если для сбивания поставить 2—3 кегли для каждого ребенка.

Метко в цель. Посредине площадки проводят черту, на которую ставят 10—12 предметов (кубики, кегли). Играющие распределяют­ся в две равные команды. Первая получает малые мячи, выходят на исходную линию (на расстоянии 5 м от предметов), броса­ет по мишеням. Затем соревнуется вторая команда. Каждая команда бросает 2—3 раза. Выигрывает команда, метко бросавшая в цель.

Меткий стрелок. Играющие образуют круг, стоя друг от друга на расстоянии вытянутых рук. Водящий становится в центре круга. У ног его лежат 3-4 мяча. Водящий выполняет упражнения с мячом (отбивает рукой о пол, подбрасывает вверх, вращает пальцами рук, катает ногой и др.), играющие выполняют эти движения без мяча. После слов водящего «Раз, два, три – беги!», дети начинают бежать по кругу. Водящий, не сходя с места, бросает в играющих мячи один за другим. Затем, по сигналу воспитателя «Раз, два, три – в круг скорей беги!», дети снова образуют круг. Воспитатель объявляет количество детей, в которых попал водящий. Выбирается новый водящий, и игра возобновляется.

Сбей мяч. На линии раскладываются небольшие кольца, например кольца от серсо, а на них кладут большие мячи. Играющие становятся на расстоянии 5—6 м колоннами по числу мячей. Они по сигналу сбивают с колец мячи мешочками с песком. В каждой колонне выделяется один на­блюдающий. Он поднимает сбитые мячи и подсчитывает их. Затем все бегут за своими мешочками, возвращаются и передают их следующим в колонне. После того как все выполнят задание, мячи передают наблю­дающим. Те становятся в колонне первыми и сбивают мячи. Каждая команда подсчитывает количество сбитых мячей. Выигрывает команда, получившая больше очков. Назначаются новые наблюдающие, игра про­должается.

Варианты. Мячи можно разложить на гимнастической скамейке, табу­ретах. Можно распределить играющих в команды и так: все первые - одна команда, все вторые — другая команда и т. д.

Указания. Воспитатель следит, чтобы дети не заходили за линию, бросая мячи. Мячи можно сбивать лишь одной рукой — правой или левой.

Школа мяча. Подбросить мяч вверх и поймать его одной рукой. Уда­рить мяч о землю и поймать его одной рукой. Подбросить мяч вверх, хлоп­нуть в ладоши (1—3 раза) и поймать его двумя руками. Ударить мяч о стену и поймать его одной рукой. Ударить мяч о стену, после того как он упадет на пол и отскочит поймать его одной рукой. Ударить мяч о стену, хлопнуть в ладоши и поймать его одной рукой. В парах: ударить мяч о стену так, чтобы он отскочил под углом в сторону партнера, который дол­жен поймать его. Ударить мяч о стену снизу вверх и поймать его. Уда­рить мяч о стену, бросив из-за спины, из-за головы, из-под ноги, из-под руки, и поймать его.

Мяч водящему. Провести две линии. Расстояние между ними 3 м. Играющие становятся друг за другом за первую линию. Напротив них, за другую линию, становится водящий. Он бросает мяч ребенку, стоя­щему в колонне первым, а тот возвращает мяч водящему и перебегает в конец колонны, вся колонна продвигается вперед, к исходной линии под­ходит следующий. Когда все дети бросят мяч, выбирают нового водящего.

Указания. Игру можно провести с элементом соревнования. В этом случае играющим удобно стать в несколько колонн и выбрать столько же водящих. Если игроки роняют мяч, водящий бросает его повторно, но из-за этого колонна теряет время.

Не давай мяча водящему. Играющие ста­новятся в круг на расстоянии вытянутых рук. Вы­бирается один водящий, который идёт на середину круга. У стоящих по кругу имеется один мяч, который они перебра­сывают в разных направлениях по воздуху и по земле, но так, чтобы водящий не мог коснуться мяча. Водящий, бегая в середине круга, стремится дотронуться до мяча, находящегося в воздухе, на земле или в руках у кого-либо из играющих. Если ему удаётся коснуться мяча, то на его место идёт тот игрок, при броске которого водящий коснулся мяча или тот, в чьих руках находился мяч, когда его коснулся водящий. Новый водящий становится на место ушедшего.

Указания. Мяч можно перебрасывать по воздуху или перекатывать по земле. Если мяч вылетит из круга, то играющие должны как можно быстрее поднять его и, вернувшись на свое место, продолжить игру. Водящий имеет право осалить мяч, находящийся у кого-либо в руках, в воздухе, на земле, а также за кругом, если мяч туда вылетит.

Серсо. Играют по двое. Один при помощи палки (кия) бросает дере­вянные кольца, а другой ловит их на кий. Расстояние между играющими 4 м. Если дети не могут ловить кольца на кий, можно сначала подбра­сывать их рукой и ловить на руку, а затем уже использовать кий. Вы­игрывает тот, кто больше поймает колец.

Указания. Воспитатель следит, чтобы набрасывали кольца аккуратно.

Собачка. Дети распределяются по трое. Двое из них встают на расстоянии 3 м и перебрасывают мяч друг другу. Третий – «собачка» - стано­вится между ними и старается поймать мяч или коснуться его рукой. Если это ему удается, он меняется местами с тем, кто бросал мяч.

И\у «Дождик». Дождик, дождик-длинноножка,

Хватит бегать по дорожкам!

Солнце ходит по лугам,

Дождик хлещет по ногам

Хворостиной,

Чередой,

Камышиной,

Лебедой,

И ореховым прутом,

И серебряным кнутом.

Играющие с мячом в руках свободно располагаются по площадке. На первые две строки двигаются поскоком врассыпную. На 3-4 строки переходят на ходьбу. На 5-8 строки – ударяют мячом об пол, по одному удару на каждую строку. На 9-10 строки бросить мяч вверх, поймать и ударить им об пол.

Игры малой подвижности

Кто летает? Дети с воспитателем стоят по кругу. Воспитатель назы­вает одушевленные и неодушевленные предметы, которые летают и не летают. Называя предмет, воспитатель поднимает руки вверх. Например, воспитатель говорит: «Ворона летает, стол летает, самолет летает» и т. д. Дети поднимают обе руки вверх и произносят слово «летает» только в том случае, если воспитатель назвал действительно летающий предмет.

Указания. На роль водящего назначаются и дети. Игра проводится сначала в медленном темпе, затем в быстром. Вариант: Дети свободно передвигаются по комнате: бегом, вприпрыжку, кружась. Ведущий называет любые слова (рыба, самолёт, дерево …). Если то, что названо, может летать, дети имитируют полёт; если то, что названо, может плавать – имитируют плавание; если не плавает, не летает – то дети останавливаются. Самый внимательный тот, кто ни разу не ошибся.

Свободное место. Играющие сидят на полу по кругу, скрестив ноги. Воспитатель вызывает двух рядом сидящих детей. Они встают, становятся за кругом спинами друг к другу. По сигналу «Раз, два, три - беги!» бе­гут в разные стороны, добегают до своего места и садятся. Играющие от­мечают, кто первым занял свободное место. Воспитатель вызывает двух других детей. Игра продолжается.

Указания. Можно вызывать для бега и детей, сидящих в разных ме­стах круга.

Стоп! На одном конце площадки играющие выстраиваются в шеренгу. На другом конце, спиной к играющим, становится водящий, закрывает лицо руками и говорит: «Быстро шагай, смотри не зевай! Стоп!»

Пока водящий произносит эти слова, все играющие становятся как можно быстрее приблизиться к нему. Но при команде «Стоп!» они должны остановиться и замереть на месте. Водящий быстро оглядывается. Если он заметит, что кто-либо из играющих не успел вовремя остановиться и сделал хотя бы небольшое движение, водящий посылает его назад, за исходную черту. После этого водящий опять принимает исходное положение и произносит те же слова. Так продолжается до тех пор, пока одному из играющих не удастся приблизиться к водящему и запятнать его раньше, чем тот успел оглянуться. После этого все играющие бегут за свою линию, водящий преследует их и старается кого-нибудь запятнать. Запятнанный становится водящим.

Вариант игры: Водящий может говорить такие слова: «Ехала машина… Стоп!» в разном темпе.

Запрещенное движение. Играющие вместе с руководителем встают в круг или в шеренгу. Руководитель выходит на шаг вперед, чтобы быть заметнее и предлагает ребятам выполнять за ним все движения, за исключением запрещенного, заранее им установленного. Например, запрещено выполнять движение "руки на пояс". Руководитель под музыку начинает делать разные движения, а все играющие повторяют их. Неожиданно он выполняет запрещенное движение. Участник игры, повторяющий его, делает шаг вперед, а затем продолжает играть.

Море волнуется… Дети ходят врассыпную по залу под текст инструктора, плавно выполняя волнообразные движения руками:

Море волнуется - раз, море волнуется – два, море волнуется – три,

Морская фигура на месте замри.

После слова «замри» дети замирают, не шевелятся. Инструктор отмечает самые интересные, оригинальные фигуры. Игра продолжается снова.

Тик-так. Дети встают в круг, держась за руки. Они – циферблат. В центре стоит водящий – стрелка, - которому завязывают глаза. Дети и дут по кругу со словами:

Тик-так, тик-так, мы всегда шагаем так. (идут по кругу)

Шаг влево, шаг вправо – тик-так, тик-так! (приставные шаги влево и вправо)

Стрелка-стрелка, покружись, (инструктор кружит «стрелку» вокруг себя)

Час который покажи! («стрелка» вытягивает вперед соединенные вместе руки и

показывает на кого-то из детей)

Тот, на кого показала «стрелка» должен сказать: «Тик-так, тик-так!». «Стрелка» должна угадать, кто из детей это сказал. Если «стрелка» не смогла отгадать, кто сказал «тик-так», то говорят, что часы сломались и меняют «стрелку» - выбирают «стрелкой» другого ребенка.

Улитка. Играющие становятся в круг, взявшись за руки. Выбирается водящий. Он отпускает руку и ведет детей за собой внутри круга по спирали на первые две строчки текста, который дети произносят два раза:

Улитка, улитка, выстави рога.

Дам тебе хлеба, дам и пирога.

Затем водящий останавливается и делает пальцами «рожки» на своей голове.

Далее последний из играющих (он хвостик улитки) поворачивается в противоположную сторону, вытягивает руку вперед и выводит детей из спирали в большой круг на вторые две строчки, которые также произносятся хором два раза:

Улитка, улитка, убери рога.

Не дам тебе хлеба, не дам и пирога.

Потом водящий меняется.

(Подготовительная группа)

Игры с бегом

Салки (пятнашки). По счету одного из игроков – салки (пятнашки) все остальные разбегаются. Задача салки-водящего – догнать убегающего и осалить, запятнать. Осаленный становится водящим.

Каждый новый водящий поднимает руку и кричит: «Я салка!». Не разрешается сразу же пятнать предыдущего салку. Для усложнения игры можно установить такие, скажем, дополнительные правила: нельзя салить того, кто успеет упасть на землю, упираясь на ладони и носки вытянутых ног; или замрет на одной ноге, держа другую ногу, отведенную назад двумя руками. А можно условиться, что в безопасности от пятнашки будет тот, кто дотронется до деревянных или каменных предметов.Спастись можно и в «доме» - специально очерченном круге. Игра становится еще интереснее, если пятнать не рукой, а небольшим мячом.

Ловишка в кругу. Посреди площадки чертят круг диаметром 4 – 5 м. Дети стоят по кругу. Выбирается водящий (ловишка). Он становится в центр круга. По сигналу «Раз, два, три – лови!» дети бегут, пересекая круг. Водящий должен дотронуться до них, не выходя из круга. Осаленный считается пойманным и временно выбывает из игры. Через 1 – 1,5 мин подаётся сигнал «Стой!». Подсчитываются пойманные. Из неосаленных выбирается новый водящий.

Указания: Ловить можно только в кругу.

Два Мороза. На противоположных сторонах площадки чертится два «дома». В одном находятся все играющие, кроме двух «Морозов». Морозы стоят посередине площадки и говорят:

Мы два брата молодые, два Мороза удалые

Я Мороз – Красный нос. Я Мороз – синий нос.

Кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься?

Все ребята отвечают:

Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз!

После этих слов перебегают за черту на другую сторону площадки. Морозы ловят и «замораживают» перебегающих. Осаленные останавливаются. Затем Морозы обращаются к ребятам с теми же словами. Ответив, ребята перебегают обратно в дом, по дороге дотрагиваясь до замороженных – «размораживают» их. Те присоединяются к остальным игрокам. Морозы пятнают перебегающих и тем самым мешают выручить осаленных. После 2-3 перебежек выбирают новых «Морозов».

Невод (Рыбаки и рыбки). Игра проходит на ограниченной площадке, пределы которой нельзя пересекать никому из играющих. Двое или трое берутся за руки, образуя "невод".

Остальные - "рыбы" - ведут хоровод и поют:

В воде рыбки живут, нет клюва, а клюют.

Есть крылья - не летают, ног нет, а гуляют.

Гнезда не заводят, а детей выводят.

Их задача - поймать как можно больше "плавающих рыб", т. е. остальных игроков. Задача "рыб" - не попасть в "невод". Если "рыбка" не смогла увильнуть и оказалась в "неводе", то она присоединяется к водящим и сама становится частью "невода". "Рыбки" не имеют права рвать "невод", т. е. расцеплять руки у водящих. Игра продолжается до того момента, пока не останется один игрок "рыбкой".

Варианты: «Рыбаки и рыбка», «Цепочка»

Третий лишний. Играющие становятся по два в затылок друг другу, по кругу, лицом к центру. Убегающий занимает место перед какой-либо парой. Стоящий сзади убегает, водящий устремляется за ним. Осаленный становится водящим.

Указания: нельзя пробегать через круг.

Оса. В игре принимает участие нечетное количество детей – дети становятся парами. Тот, кто остался один сам, - "оса". Она занимает определенное место. Пары расходятся, дети гурьбой прибегают к осе и спрашивают:

"Оса, оса, а ты не очень плохая?"

Она отвечает: "Как ужалю, так будешь знать!

Я не злая, не плохая, а кого хочу, того и ловлю".

После этих слов оса ловит детей, которые бегут поодиночке. В момент приближения осы игроки быстро объединяются в пары, а когда отдаляется - расходятся, перебегают произвольно. Тот, кого поймает оса, принимает на себя эту роль.

Ястреб. Выбирают "ястреба". Все, кроме ястреба, образовывают колонну, взяв друг друга за пояс или за плечи. Первый спрашивает ястреба:

- Тебе кого надо?

- Последнего.

- Так лови его!

Ястреб бросается к последнему игроку, который старается убежать, бегут вдоль колоны, чтобы стать впереди нее. Пойманный становится ястребом, а бывший ястреб - первым в колонне.

Коршун и наседка. В цепочке первый – “курица-наседка”, остальные “цыплята”. Водящий – “коршун” старается унести последнего цыплёнка (осалить). Задача курицы и цыплят помешать этому. Когда коршун осалит последнего цыплёнка, он сам становится в конец цепочки, а курица становится коршуном. Если от колонны отрывается несколько человек, то они могут стать добычей «коршуна», если он успевает коснуться каждого из них до того, как они вновь встанут в колонну.

Бубен. Дети становятся в круг, не держась за руки, передают бубен, говоря такие слова:

Бубен-бубен, долгий нос, почем в городе овес?

Две копейки с пятаком. Ехал Ваня с колпаком.

Овса Ваня не купил, только лошадь утопил.

Бубен, бубен, беги за нами хватай руками!

Тот, у кого оказался в руках бубен, после того, как все слова были сказаны, становится салкой. Салка с бубном в руках бежит за убегающими детьми. Тому, кого поймает, салка отдает бубен – теперь в игре новый салка. Со словами «Я-бубен!» новый салка ловит детей. Выигрывают те дети, кто ни разу не был «бубном».

Бубенцы. Дети встают в круг. На середину выходят двое - один с бубенцом или колокольчиком, другой - с завязанными глазами. Все поют:

Трынцы-брынцы, бубенцы, раззвонились удальцы:

Диги-диги-диги-дон, отгадай, откуда звон!

После этих слов "жмурка" ловит увертывающегося игрока.

Вызов номеров. Играющие делятся на 2 – 3 команды, выстраиваются в колонны (шеренги). Каждому участнику инструктор называет его порядковый номер (каким по счету он стоит в колонне). Затем инструктор называет какой-либо порядковый номер и участники игры, имеющие эти номера, выбегают из колонн (шеренги), оббегают свою стойку и возвращаются на свои места. Прибежавшие первыми получают очко (флажок). Затем ведущий называет другой номер (не обязательно по порядку). Побеждает команда, набравшая большее количество очков (флажков).

Вариант: Участники должны не просто оббежать стойку, а добежать до мяча, взять его и отбивая, приблизиться к корзине и выполнить бросок в кольцо. При этом учитываются и точные попадания.

Пустое место. Играющие становятся в круг, положив руки на пояс, получаются окошечки. Выбирается водящий. Он ходит сзади круга и говорит:

Вокруг домика хожу

И в окошечки гляжу,

К одному я подойду

И тихонько постучу.

После слова «постучу» водящий останавливается, заглядывает в «окошечко», напротив которого остановился, и говорит:

- Тук, тук, тук.

- Кто пришел?

-(называет свое имя).

- Зачем пришел?

- Бежим наперегонки?

Оба бегут вокруг играющих в разные стороны. В кругу играющих остается пустое место. Тот, кто добежит до него первым, остается в кругу, опоздавший становится водящим, и игра продолжается.

Игры с прыжками

Каракатица. На расстоянии 9-12 метров от финиша играющие выстраиваются в две шеренги, стоя спиной друг к другу. Каждая пара скрещивает руки на уровне локтевых суставов. По сигналу судьи каждая такая пара стремится первой достигнуть финиша, продвигаясь вперед небольшими шагами или прыжками.

Скакалка под ногами. Играющие делятся на 2-3 команды и становятся в колонну по одному. Первый и второй игроки берут за концы скакалку и отделяются от колонны. По сигналу судьи они проходят вдоль всей колонны, а игроки подпрыгивают на месте, стараясь не задеть скакалку. Затем первый игрок становится в конец колонны, а второй и третий продолжают игру тем же способом. Игра продолжается до тех пор, пока первый игрок не окажется во главе колонны. Побеждает команда первой закончившая игру.

«Волк» во рву. На площадке чертится коридор (ров) шириной до одного метра. Ров можно начертить и зигзагообразно – где уже, где шире. Во рву располагаются водящие «волки» - один, два или больше. Все остальные играющие – «козы» - стараются перепрыгнуть через ров и не оказаться осаленными. По команде «Козы, пастись!» - дети перепрыгивают через ров и бегут в «лес пастись». По команде «Козы, домой!» - дети, перепрыгивая ров, бегут обратно за черту.

Если «козу» осалили, она выбывает из игры.

«Волк» может осалить «козу», только находясь во рву. «Козы» ров не перебегают, а перепрыгивают.

Вариант. «Козы», не перепрыгнувшие, через ров также выходят из игры.

Через веревку. Дети выстраиваются в шеренгу. На расстоянии 8 – 10 м два участника натягивают веревку длиной 4 – 5 м. По команде дети бегут вперед и стараются перепрыгнуть через веревку, которая движется им навстречу на h=30 – 40 см.

Кто задел веревку или не успел перепрыгнуть, считается проигравшим. Игра проводится 5 – 6 раз. Победителем считается тот игрок, который ни разу не задел веревку.

Классики. Инвентарь: специальная таблица (см. картинку), деревянный или пластиковый биток диаметром 10-15 см.

Очень древняя игра в настоящее время хорошо известная во всем мире. Изначально применялась для повышения выносливости солдат римской армии. Наблюдающие за упражнениями дети подражали солдатам, и постепенно превратили тренировку в игру с определенными правилами. Игра имеет множество разновидностей. Но основная суть ее в следующем:

На асфальте мелом рисуется табличка в два столбца (есть варианты, когда два столбца попеременно чередуются с одним и т.д.) с последовательно расположенными в них числами, например, от одного до 10. Сверху к таблице пририсовывается полукруг, внутри которого написано "огонь". При попадании на это поле игрок "сгорает", то есть его попытка считается неудачной. Для игры необходим так же биток – может подойти легкая пустая изнутри шайба для детского хоккея или баночка из-под крема.

Задача игрока – проскакать все поля таблицы, в определенной последовательности, толкая при этом перед собой ногой биток, так, что бы он тоже останавливался на нужном поле. На границы между полями наступать нельзя, как и попадать на поле "огонь". Через некоторые поля надо перепрыгивать, не останавливая на них биток и не останавливаясь самому. Во французском варианте, называемом "улитка", таблица имеет спиральную форму. Так же играют в классики и без битка. Смысл игры пропрыгать всю таблицу определенным образом без ошибок.

Игры с подлезанием и лазаньем

Ловцы обезьян. Дети, изображающие обезьян располагаются на одной из сторон площадки у гимнастической стенки. На противоположной стороне находятся 2 – 3 ловца. Ловцы сговариваются между собой, какие движения они будут делать, выходят на середину площадки и выполняют их.

Обезьяны влезают на стенку и оттуда наблюдают за движениями ловцов. Выполнив движения, ловцы уходят, а обезьяны слезают с деревьев (стенки), приближаются к тому месту, где были ловцы, и повторяют их движения.

По сигналу инструктора «Ловцы!» обезьяны убегают у деревьям и влезают на них. Ловцы ловят тех обезьян, которые не успели влезть на дерево, и уводят их к себе. После 2 – 3 повторений подсчитывают количество пойманных обезьян, назначают других ловцов. Игра повторяется.

Игры с метанием, бросанием и ловлей

Невидимка. Игроки становятся в круг и передают за спиной друг другу шапку-невидимку (любой головной убор). Вдруг кто-то решает, что его соседу пора стать невидимкой, и неожиданно надевает ему на голову головной убор со словами:

"Берегись невидимки!".

Стоящие в кругу разбегаются кто куда, а невидимка спешит к мячу, который лежит в центре круга. Схватив его, он кричит: "Стой, ни с места!"

Все останавливаются. Теперь невидимка может запятнать кого-нибудь мячом со своего места. Если это удается, то он бросает шапку и убегает подальше от нее. Остальные в это время стоят. Теперь в игре новый невидимка. Он подбирает мяч и, надев шапку, старается осалить мячом кого-нибудь еще. И так далее. Как только кто-то промахнется, все снова встают в круг, в центр кладут мяч, и шапка невидимка снова идет по кругу.

Мячик кверху. Участники игры встают в круг, водящий идёт в середину круга и бросает мяч со словами: «Мячик кверху!» Играющие в это время стараются как можно дальше отбежать от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: «Стой!» Все должны остановиться, а водящий, не сходя с места, бросает мяч в того, кто стоит ближе всех к нему. Запятнанный становится водящим. Если же он промахнулся, то остаётся вновь водящим: идёт в центр круга, бросает мяч кверху — игра продолжается.

Правила игры. Водящий бросает мяч как можно выше. Разрешается ловить мяч и с одного отскока от земли. Если кто-то из играющих после слова: «Стой!» — продолжал двигаться, то он должен сделать три шага в сторону водящего. Играющие, убегая от водящего, не должны прятаться за встречающимися на пути предметами.

Охотники. Выбираются трое водящих — «охотники», каждый из них берет мячик. По команде ведущего все игроки (в том числе и «охотники») свободно прогуливаются по площадке. Как только ведущий говорит: «Стоп», игроки должны замереть на месте, а «охотники» (также не сходя с места) пытаются попасть мячиком в кого-нибудь из игроков. Те «охотники», которым это удается, меняются с осаленными игроками ролями. Затем игра повторяется.

Указание: Можно играть на маленькой площадке на выбывание. Игроки, осаленные «охотниками», покидают площадку. Охотник, который промахнулся, также выбывает из игры. Выигрывает последний участник, оставшийся в игре. В этом варианте игры количество «охотников» можно увеличить.

Охотники и утки. Все играющие встают по кругу. После расчёта на первый-второй, вторые номера (утки) входят в круг, первые (охотники) остаются на местах. По сигналу инструктора охотники стараются попасть мячом в уток. Выбитый выходит из круга. Игра продолжается до тех пор, пока все утки не будут осалены. После этого команды меняются местами.

Вышибалы. Играющие делятся на "вышибаемых" и "вышибающих". Вышибающие встают с двух сторон, а вышибаемые располагаются между ними. Задача вышибающих: перебрасываясь мячом попасть им в вышибаемых игроков. Те, в свою очередь, должны пытаться увернуться. Игрок, которого вышибли, отходит в сторонку. Но его могут "спасти" его товарищи, если им удастся поймать мяч. Если выбиты несколько человек, то игрок поймавший мяч, сам выбирает из них того, кому следует вернуться в игру. Когда в команде "вышибаемых" остается один игрок, то он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему лет. В случае удачи вся его команда возвращается в игру, в противном случае команды меняются местами.

Кто дальше бросит? Играющие выстраиваются в две шеренги по обе стороны площадки. В центре площадки находится флажок на расстоянии не менее 8 — 10 м от каждой команды.

По сигналу игроки каждой шеренги бросают мешочки вдаль, стараясь добросить до флажка. То же делают игроки второй шеренги. Из каждой шеренги выявляется лучший метатель, а также шеренга-победительница, в чьей команде большее число участников добросят мешочки до флажка.

Правила игры. Бросать все должны по сигналу. Счет ведут ведущие команд.

Попади в мяч. Дети делятся на две команды и становятся в шеренгах по обеим сторонам площадки. В одной из команд каждому игроку дают по малому мячу (набивному мешочку), который они по сигналу одновременно бросают в волейбольный мяч, находящийся на середине площадки. Задача: откатить мяч в сторону другой команды. Если волейбольный мяч выкатится в сторону, его ставят на середину площадки, примерно в том месте, где он вышел из пределов поля. Затем игроки второй команды собирают мячи и тоже бросают, стараясь откатить волейбольный мяч обратно. Выигрывает команда, которой удается закатить волейбольный мяч за черту другой команды.

Статуи. В эту игру лучше играть большим мячом. Игроки становятся в круг и перебрасывают мяч друг другу. Кто не поймал мяч, получает наказание: ему придется продолжать игру стоя на одной ноге. Если в такой позе ему удастся поймать мяч, то наказание снимается. Если же он опять пропустит мяч, то ему придется встать на одно колено и пытаться поймать мяч в таком положении. При третьей ошибке неудачливый игрок опускается на оба колена. Если сумеет поймать мяч - прощается всё. При четвертой ошибке игрок выходит из игры.

Вариант: Из игры можно выходить после второй ошибки.

Мяч над веревкой. Зал поделен пополам волейбольной сеткой или веревкой. На каждой половине поля (шеренгами, лицом друг к другу) располагается команда игроков. Каждая команда старается перебросить мяч через сетку на площадку соперников так, чтобы он коснулся площадки, и одновременно не допустить этого на своей стороне. Игрок, поймавший мяч, должен бросить его обратно (или передать товарищу по команде). За каждую ошибку соперники получают очко. После этого мяч снова разыгрывается.

Игра продолжается до условного количества очков (5 – 10).

Игры малой подвижности

У кого мяч? Дети встают в круг лицом к центру, руки за спиной. В центре круга водящий с закрытыми глазами. Ведущий дает маленький мяч любому из играющих. Дети начинают незаметно передавать мяч по кругу за спинами. Водящий, открыв глаза, пытается определить, у кого мяч, обращаясь к игроку: «Оля, покажи руки!» Ребенок, к которому обратился водящий, показывает руки и опять прячет их за спину. Мяч нельзя долго держать в руках. Водящему нельзя обращаться к детям по порядку. Если водящий определил, у кого мяч, тот игрок становится водящим.

Вызов по имени. Играющие стоновятся в круг, в центре которого стоит водящий. Водящий ставит вертикально гимнастическую палку: нижний конец ее упирается в пол, верхний он придерживает рукой.

Водящий громко называет имя любого ребенка, стоящего в кругу, и тут же опускает палку. Игрок, которого назвали, должен подскочить и успеть схватить палку, пока она не упала на пол. Если это ему удается, он становится водящим, если нет, то он возвращается на свое место, водящий остается прежним. Игра проводится 3- 4 мин.

Не теряй равновесия. Дети расходятся по залу врассыпную. По команде встают на одну ногу, руки на пояс. Стараться как можно дольше сохранить равновесие, стоя на одной ноге. Проигравшие садятся на пол.

Часовые. Вдоль зала кладут на пол параллельно друг другу две веревки длиной 3 – 4 м на расстоянии 1м. Выбирают двух часовых, которые становятся один напротив другого за веревками, как бы с двух сторон коридора, им завязывают глаза. Играющие друг за другом стремятся пройти, проползти (пробегать нельзя) по коридору между часовыми так, чтобы они не обнаружили их. Если часовой услышал, то он говорит «Стой!» - и вытягивает одну руку вперед. Тот, кого обнаружили, садится на скамейку, тот, кому удается пройти бесшумно – становится на другой стороне коридора. После того как все пройдут, часовые снимают повязки и смотрят, сколько ребят им удалось «задержать».

Ловкие пальцы. По залу рассыпаются мелкие предметы: фломастеры, шарики, карандаши, пробки от бутылок и т.п. Играющие собирают их, захватывая пальцами ног и берут в руки. Когда все предметы собраны, играющие садятся на пол и считают, сколько предметов им удалось собрать (можно построить композицию). Выигрывает тот, кто больше собрал.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: