Иллюстрация как наглядность

К изобразительным наглядным средствам относятся фотографии, картины, слайды и кинофильмы.

Картина может стать отправным моментом урока, его завязкой – тогда всё изучение нового материала строится вокруг неё. Она может быть использована в ходе изучения нового материала для иллюстрирования и детализации объяснения: её можно одномоментно продемонстрировать и убрать. Также она может быть продемонстрирована в конце урока для закрепления и обобщения изученного материала.

При работе с картиной сначала проводится подготовка к её восприятию (название, автор, смысл демонстрации), затем первичное восприятие (что? где? когда?), далее – осмысление отдельных деталей, их анализ и обогащённое понимание целостной картины на основе установленных связей между отдельными частями и ракурсами произведения и выводов из анализа деталей.

Ориентируясь на детей с разными психолого-познавательными возможностями (восприятием, вниманием, воображением), учитель может использовать картины в виде зрительных опор, материализованных иллюстраций основных идей объяснения учителя, объектов сравнения и анализа, средств создания эмоционального эффекта и источника организации самостоятельной работы учеников. Учитель может предложить учащимся задания на нахождение в картинах деталей, дающих пищу для умозаключений.

В соответствии с личностно-ориентированным подходом выделяют два уровня использования иллюстраций: 1) описание произведения и извлечение из него информации; 2) осмысление, оценка и использование иллюстраций в творческой деятельности.

Такого плана задания учитывают интересы, симпатии учеников, их оценочные суждения и познавательный потенциал.

Заключение

Реализация принципа наглядности во многом зависит от качества дидактических материалов и технических средств, владения учителем (преподавателем) навыками их использования, от созданных в образовательных учреждениях условий для изготовления пособий, схем, слайдов, фотографий, демонстрации кино- и видеофильмов, использования телевидения и других средств наглядности.

Наглядность есть такой целенаправленный и специально организованный показ учебного материала, который подсказывает учащимся законы изучаемого явления, в данном случае позволяет творчески открыть эти законы или убедиться в их достоверности. Наглядность применяется и как средство познания нового, и для иллюстрации мысли, и для развития наблюдательности, и для лучшего запоминания материала. Средства наглядности используются на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала учителем, при закреплении знаний, формировании умений и навыков, при выполнении домашних заданий, при контроле усвоения учебного материала.
В ходе исследования нами установлено, что наглядности в обучении присущи следующие характеристики:

1) она служит исходным моментом, источником и основой приобретения знаний;

2) является средством обучения, обеспечивающим оптимальное усвоение учебного материала и его закрепление в памяти;

3) образует фундамент развития творческого воображения и мышления;

4) является критерием достоверности приобретаемых знаний;

5) оказывается приемом развития памяти путем ее опоры на различные органы ощущений и впечатлительность;

6) соответствует склонности учащихся мыслить формами, красками, звуками, ощущениями вообще;

7) обеспечивает обратную связь чувственно-наглядного впечатления, образа памяти и образа творческого воображения;

8) мышечно-двигательная наглядность осуществляется в виде двигательных формул, содержащих зрительные, двигательные и слуховые элементы.

При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:

1) применяемая наглядности должна соответствовать возрасту учащихся;

2) наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока;

3) наблюдение должно быть организованно таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть наглядное пособие.

РЕЗЮМЕ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: