Игры с палками и деревяшками

Чиж.

Рис.1. Чиж.
Сначала делают ровную, гладкую палочку, толщиной в небольшой палец руки, длиною 4-5 вершков (см. рис. 1). Концы этой палочки заостряют на полвершка, но не очень остро, чтобы при ударе другой палкой, побольше, эти концы не отламывались, заостряют большей частью оба конца, но иногда один и притом конусообразно, наподобие заострённого карандаша, или срезав только с одной стороны наискось (см. рис. 2). Эта палочка в большинстве местностей называется чижом.
Рис.2. Чиж.
Затем делают другую палочку, несколько потолще чижа и, по крайней мере, в 3-4 раза длиннее его, следовательно, около 1-1,5 аршин длины. Эта палочка предназначается для битья по чижу. После того на ровном, открытом месте обводят чертой круг или четырёхугольник с поперечником около 1-2 аршин. Этому месту дают название «город», «кон», «дук». Иногда же вместо того просто вырывают только небольшую ямку (лунку) в несколько кубических вершков. Затем назначают поле, то есть такое место, куда и в каком направлении следует бить по чижу из города, или ямки палкой. Игра ведётся между двумя лицами или между двумя партиями. Если она ведётся между двумя лицами, что чаще всего встречается, то производится так: сначала игроки бросают жребий, обыкновенно на палке: кому бить по чижу и кому водить, или идти в поле? Бить по чижу обыкновенно достаётся тому, чья рука при жеребьёвке оказалась выше, после чего другому, очевидно, волей-неволей приходится водить.

Далее игроки уговариваются: сколько удачных ударов («очков», «палок», «чиков», «рук») следует сделать по чижу, чтобы считать игру законченной и выигранной. При двух игроках количество это назначается довольно большое, а именно от 10 до 100 и даже более. Затем бьющий берёт чижа, кладёт его посредине круга или четырёхугольника, притом иногда так, чтобы один конец его был приподнят, для чего кладут под передний конец его маленькую подкладочку, состоящую из щепочки, плоского камушка, небольшого черепка и т. п., или же иногда передним концом кладут чиж над маленькой лункой. После того игрок слегка ударяет по переднему концу чижа, обращённому в поле, и говорит «раз». От этого удара чиж подскакивает вверх, повёртывается несколько раз вокруг себя, а бьющий в это время старается, если можно, ещё раз или два ударить по нему, приговаривая при каждом из следующих ударов «два», «три» и т. д. Эти удары по чижу называются «бить сторона на сторону» и обыкновенно каждый из них считается здесь за два.
Кроме того, бьющий старается, чтобы чиж как можно дальше отлетел от города в поле. Если ему это удаётся, то чиж иногда, действительно, очень далеко отскакивает от города, иногда же, наоборот, ложится чрезвычайно близко. После удара по чижу водящий в поле, прежде всего, старается поймать летящего чижа руками и, если это ему удаётся, то он беспрекословно идёт к городу и начинает сам бить по чижу, между тем как бивший прежде идёт ловить чижа. Однако ловля чижа руками, вообще говоря, не всегда безопасна, так как иногда может сопровождаться серьёзными повреждениями, особенно если чиж воткнётся в руку каким-либо своим острым концом. Но если после удара по чижу водящему не удалось словить чижа, тогда он поднимает его с земли и с того места, где он упал, уже старается бросить его прямо в город.
Если чиж лёг близко к городу, то его действительно нетрудно словить руками. Но бывает и так, что чиж отлетел очень далеко, а черты круга с этого места хорошо не видно, тогда водящий просит игрока показать ему круг. Игрок концом палки показывает круг, а водящий бросает чижа по этому направлению. Если при этом бросании чиж так или иначе попадает в город, то прежде бивший идёт в поле водить, а водящий идёт к городу бить по чижу.

В некоторых местностях есть ещё такой обычай, что при бросании водящим чижа в город бьющий имеет право отбить его прочь. В этом случае ловкость бросания и ловкость отбрасывания получают весьма важное значение, независимо от дальности или близости к городу упавшего чижа. Но если, несмотря на все эти препятствия, чиж наконец-то всё-таки угодил в город, то это называется «отсариванием» чижа, вследствие чего сделавший это с криком «отсорил!» спешит к кону бить по чижу, а товарищ его идёт в поле. Если, наоборот, стоящему у города удастся палкой отшибить чижа прочь, тогда он обыкновенно начинает измерять палкой то пространство, на которое чиж отлетел от города, и если при этом окажется, что чиж сразу отлетел на условное количество палок, тогда игра считается сразу законченной. Но если чиж не улетел на такое большое расстояние, то количество измеренных палок только присоединяется к счёту бьющего и затем он продолжает бить по чижу до промаха, до двух, до трёх промахов, смотря по условию, или же до такого неудачного удара, после которого чиж не вышел даже из города.
Иногда бьющему предоставляется ещё сокращённый способ возможно скорее набить условное количество палок, состоящий в том, что ему, например, предоставляется право «завирать клин», то есть поднявши чижа, ловким манером обернуть его кругом конца палки, подбросив его чуть-чуть вверх, а затем уже и отбить. Такой «клин» считается за три палки, или за три очка.

В Курской губернии существуют ещё правила такого рода: если водящий, бросая клеп (местное название, соответствующее чижу), не попадает им в круг, то игрок смотрит, далеко ли этот клеп упал от круга? Если не более, как на длину той палки, на которой он бьёт по клепу, то вновь бьёт по нему только один раз, а если более, то бьёт несколько раз, смотря по расстоянию от круга. Если игроку пришлось ударить только один раз и от этого удара клеп сделал скачок длиной, например, на 20-30 его палок, или более, тогда игрок говорит, что по его расчёту он сделал столько-то палок. Водящий, сообразуясь со сказанным количеством, соглашается или не соглашается. Если соглашается, то означенное количество считается наигранным на него и после того игрок снова бьёт по клепу из круга. Если водящий, бросая клеп в круг, не добросил до него, или перебросил через него более, чем длиной на одну палку, тогда игрок имеет право бить по клепу три раза, гоняя его палкой с места на место и отгоняя его возможно дальше от круга. После последнего удара игрок рассчитывает количество палок, которое можно было бы намерить от места последнего падения клепа и в этом смысле передаёт свои соображения водящему. Если он соглашается, то игрок опять идёт к кругу и снова бьёт оттуда клеп. Если же не соглашается, тогда игрок начинает вымерять спорное расстояние своей палкой, причём если действительно не намерит столько, сколько сказал, то теряет право как на дальнейшее битьё по клепу, так и на причитывание в самом деле сделанных палок на водящего. Наоборот, если при измерении окажется лишнее расстояние, то, намеривши палкой то количество, которое заявлено, остальное до круга игрок измеряет уже не палкой, а клепом, и всё это количество теперь насчитывается на водящего. При битье по клепу вне круга могут быть ещё такие случаи: если игрок сделал промах по клепу, в том случае, когда он получил право бить по нему один раз, вследствие недобрасывания водящим клепа в круг на одну палку, то после этого промаха он уже теряет право бить по клеп ещё раз сряду. Вследствие же недобрасывания водящим клепа в круг более, чем на палку, игроку дозволяется сделать три промаха, причём после последнего право на дальнейшее битьё тоже теряется, но если из трёх раз он попадёт хоть один и при этом отобьёт клеп хоть на четверть палки, то право вновь бить по клепу не теряет. Если какаялибо удача позволяет когда-нибудь стать у города водящему, то, в случае удачных ударов, он, прежде всего, сбивает ими со счёта очки, которые оказались прежде набитыми на него его предшественником, а потом уже он старается и сам поскорее добить условное количество очков.
Таким образом, игра продолжается до тех пор, пока один или оба игрока не сделают условленного количества очков. Если случится так, что один из играющих далеко отстанет от своего товарища, то последний иногда даёт ему льготу, состоящую в том, что дозволяется сразу добавить условное количество ударов, или же, кроме того, не считаются ему ещё два-три промаха. Если и после всех этих льгот выигрыш всё-таки останется за первым, тогда проигравшему следует наказание, состоящее, например, в том, что выигравший бросает чижа в сторону от круга, а проигравший скачет отсюда на одной ноге до места его падения и обратно. Иногда наказание изменяется таким образом: виновный, доскакав на одной ноге от города до места падения чижа, обязывается отсюда бросать чижа в город и, если попадёт, то прыгает обратно уже на двух ногах, а если не попадёт, то скачет опять на одной ноге.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: