Определение предмета патриотизма

Предмет патриотизма, т. е. предмет любви, гордости и служения патриотов, составляют понятия «родина» и «отечество».

Библейское употребление

В Свящ. Писании слово «родина» употребляется в смысле: земля (страна) рождения, место происхождения, родство, родные.

  • «И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе» (Быт. 12, 1).
  • «Не плачьте об умершем и не жалейте о нем; но горько плачьте об отходящем в плен, ибо он уже не возвратится и не увидит родной страны своей» (Иер. 22, 10).
  • «Он умножил падающих, даже падали один на другого и говорили: «вставай и возвратимся к народу нашему вродную нашу землю от губительного меча» (Иер. 46, 16).
  • «И скажи: так говорит Господь Бог дщери Иерусалима: твой корень и твоя родина в земле Ханаанской; отец твой Аморрей, и мать твоя Хеттеянка» (Иез. 16, 3).
  • «Опоясанных по чреслам своим поясом, с роскошными на голове их повязками, имеющих вид военачальников, похожих на сынов Вавилона, которых родина земля Халдейская» (Иез. 23, 15).
  • «Но пойдешь в землю мою, на родину мою [и к племени моему], и возьмешь [оттуда] жену сыну моему Исааку»(Быт. 24, 4).
  • «И сказал Господь Иакову: возвратись в землю отцов твоих и на родину твою; и Я буду с тобою» (Быт. 31, 3).
  • «Я Бог [явившийся тебе] в Вефиле, где ты возлил елей на памятник и где ты дал Мне обет; теперь встань, выйди из земли сей и возвратись в землю родины твоей [и Я буду с тобою]» (Быт. 31, 13).
  • «Боже отца моего Авраама и Боже отца моего Исаака, Господи [Боже], сказавший мне: возвратись в землю твою, народину твою, и Я буду благотворить тебе!» (Быт. 32, 9).
  • «Но он сказал ему: не пойду; я пойду в свою землю и на свою родину. Моисей же сказал: не оставляй нас, потому что ты знаешь, как располагаемся мы станом в пустыне, и будешь для нас глазом; если пойдешь с нами, то добро, которое Господь сделает нам, мы сделаем тебе» (Чис. 10, 30-32).
  • «Вооз отвечал и сказал ей: мне сказано все, что сделала ты для свекрови своей по смерти мужа твоего, что ты оставила твоего отца и твою мать и твою родину и пришла к народу, которого ты не знала вчера и третьего дня»(Руф. 2, 11).

Во всех случаях стоит еврейское слово, которое означает: «рождение, происхождение, потомки, дети, родство, родные»; а в (Руф. 2, 11) также: «земля, страна».

Слово «отечество» употребляется как синоним слова «родина», а также: место, где человек рос и воспитывался.

  • «Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле; ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества. И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться; но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город»(Евр. 11, 13-16).
  • «Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем» (Мф. 13, 57).
  • «Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников и в доме своем»(Мк. 6, 4).
  • «Он сказал им: конечно, вы скажете Мне присловие: врач! исцели Самого Себя; сделай и здесь, в Твоем отечестве, то?, что?, мы слышали, было в Капернауме. И сказал: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своемотечестве» (Лк. 4, 23-24).
  • «По прошествии же двух дней Он вышел оттуда и пошел в Галилею, ибо Сам Иисус свидетельствовал, что пророк не имеет чести в своем отечестве» (Ин. 4, 43-44).
  • «И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы? не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков, и Иосий, и Симон, и Иуда?» (Мф. 13, 54-55).
  • «Оттуда вышел Он и пришел в Свое отечество; за Ним следовали ученики Его» (Мк. 6, 1).

Во всех случаях стоит греческое слово «патрис», которое означает: «отечество, родина».

При сопоставлении с параллельными местами выводится также значение: «место, где человек рос и был воспитан», «дом отца»:

«И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать» (Лк. 4, 16).

«Ибо и братья твои и дом отца твоего, и они вероломно поступают с тобою, и они кричат вслед тебя громким голосом. Не верь им, когда они говорят тебе и доброе» (Иер. 12, 6).

Также, словом «отечество» переведён греческий термин «патриа», который имеет значение: «племенная ветвь, род, семейство, племя»:

«Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле» (Еф. 3, 14-15).

Здесь надо подчеркнуть, что, во-первых, имеется ввиду не патриотический смысл (который вкладывают в слово «отечество» патриоты), и даже не территориальный, а исключительно генеалогический. Точнее это слово можно было бы перевести словом «отцовство».

Это же слово переведено как «племя»:

«Вы сыны пророков и завета, который завещевал Бог отцам вашим, говоря Аврааму: и в семени твоем благословятся все племена земные» (Деян. 3, 25);

и как «род»:

«Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова» (Лк. 2, 4).

По толкованию блж. Феофилакта Болгарского: «племена называет отечествами, получившие такое название от имени отцов…то есть и горние, и дольние чины Он сотворил, и от Него произошли те, которые именуются отцами».

Свт. Феофан Затворник: «Можно полагать, что святой Павел имел при сем в мысли отношения отчества и сыновства, которые угодно было Богу установить между тварями… в отношении к отеческой промыслительности Он есть существенно Отец, но благоволил и среди тварей учредить такие отношения, по коим одни именуются и на деле суть отцы в отношении к другим (мысль блаженного Иеронима). Блаженный Феодорит пишет: «Бог есть в собственном и подлинном смысле Отец. Ибо не был прежде сыном, а потом стал отцом, но всегда Он Отец, и Отец по естеству. Другие отцы, как плотские, так и духовные, свыше заимствовали сие наименование. Называет же Апостол отцами на земли отцов по естеству и отцами на небесах нарицает отцов духовных»».

Прп. Иоанн Дамаскин: «Должно знать и то, что наименования отечества, сыновства и исхождения не от нас перенесены на блаженное Божество, но, напротив, нам переданы оттуда, как говорит божественный Апостол: сего ради преклоняю колена моя ко Отцу, из Него же всяко отечество на небесех и на земли (Еф. 3, 14–15)».

Т. е., здесь нет речи ни о патриотизме, ни об «отечестве» в патриотическом смысле, но говорится о том, что отношения отечества и сыновства в т. ч. на земле происходят от Единого Отца.

Надо подчеркнуть, что идеологическую ценность в данном случае имеет не факт существования отдельных племён («отечеств»), а возведение этого порядка к Единому Отцу. Т. е., заметьте, Писание в данном случае подчёркивает аспект единства, происхождения от единого источника. А не тот аспект, который вкладывают в понятие «отечество» патриоты, – т. е. разобщённости, местечковости, выделения одного отечества из всех.

Итак, библейское употребление понятий «родина» и «отечество» включает 2 аспекта: территориальный и генеалогический (место происхождения и родственники). Не более того. Т. е., гораздо уже патриотического их употребления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: