Естественные точечные опоры – это опоры природного происхождения, к ним относятся: растущие деревья, стволы деревьев, уложенные поперёк узкого входа пещеру, большие глыбы, натечные образования (сталагмиты, колонны, клыки, перья), сквозное отверстие в породе и т.д.
Принимая решение о закреплении навески за естественную опору, спортсмен должен знать:
1. Требования к ЕО не гарантируют 100% надежности выбранной естественной опоры.
2. Для оценивания надежности используемых креплений необходим достаточный опыт работы с ЕО и следование рекомендациям.
Рекомендации:
1) если Вы сомневаетесь в надежности ЕО, не используйте ее.
2) если Вы не имеете опыта определения надежности крепления навески к ЕО, используйте ИТО или работайте под руководством более опытного спелеолога.
Требования к дереву:
1) диаметр от 30 см и более. При меньших диаметрах рекомендуется блокировать несколько стволов деревьев, имеющих разную корневую систему;
2) живое;
3) отсутствуют признаки засыхания, гниения и поражения насекомыми;
4) имеют надежную корневую систему (корни растут в глубину).
Требования к стволам деревьев, уложенных поперёк узкого входа в пещеру:
1) диаметр от 10 см и более;
2) длина до 3 м;
3) свежесрубленные или сухие без признаков гниения и поражения насекомыми.
Помните, что разрушение ЕО представляет большую опасность для спортсмена, чем разрушение ИТО.
Требования к глыбе:
1) цельность (монолит, отсутствует трещиноватость). Определяется путем обстукивания молотком. ЕТО считается цельной, если колебания от удара молотка не передаются через ЕТО;
2) устойчивое положение; Признаки устойчивого положения:
· неподвижное положение;
· большая площадь опоры;
· не лежит на сыпухе (на мелких камнях);
· не лежит на глине;
· заклинена за монолит.
3) большие размеры;
4) большой вес.
Требования к натечным образованиям:
1) надежность крепления натечного основания к коренной породе;
2) отсутствие острых поверхностей (при их наличии – устранить или использовать протекторы);
3) рекомендуемый диаметр не менее 20 см;
4) крепить навеску под основание натечного образования.