Тема 2. Сенсорный дефект. Проблема отражения действительности при сужении сенсорной сферы

План лекции

1. Роль зрения в жизнедеятельности человека и последствия его нарушений.

2. Группы детей с нарушением зрения.

3. Характеристика психического отражения при дефектах зрения.

4. Количественные и качественные различия в восприятии информации при дефектах зрения.

Основные понятия: сенсорная сфера, сужение сенсорной сферы, острота зрения, нормальная острота зрения, поле зрения, бинокулярное зрение, монокулярное зрение, слепорожденные, поздноослепшие, тотально слепые, частично видящие, слабовидящие.

1.

Психическая деятельность – это деятельность по сути своей отражательная, обеспечивающая поступление необходимой для нормальной жизнедеятельности информации из внешнего мира. В этой системе на первый план выступают зрительная, слуховая, тактильно-кинестетическая системы, лежащие в основе таких психических процессов, как ощущений и восприятия. В данном комплексе анализаторов ведущая роль в процессе чувственного отражения принадлежит зрению.

Роль зрения в отражении человеком окружающего мира исключительно велика. В процессе филогенеза человек сформировался как «существо оптическое» (С. Л. Рубинштейн), что обусловлено, с одной стороны, значением света для существования жизни на Земле, а с другой – рядом факторов, начиная с прямохождения, которые привели к выделению человека из животного мира.

Человеческий глаз, приспособившийся к рецепции световой энергии, обладает замечательной способностью ориентироваться в окружающем мире, выделяя отдельные предметы и пространственные отношения между ними по их освещенности. В то же время зрительный анализатор обладает необыкновенно высокой чувствительностью. Зрительные рецепторы являются наиболее совершенными детекторами света. Для возникновения светового ощущения необходимо всего лишь несколько квантов.

Зрительные ощущения и восприятия дают человеку наибольшее количество тонко дифференцированных данных широчайшего диапазона. Количество зрительных фиксаций только за один день достигает у человека довольно много, хотя не все из них становятся фактами сознания и являются информационными, что объясняется избирательностью восприятия. Поле зрительного восприятия практически не ограничено.

И. М. Сеченов писал о том, что глаз способен различать 8 категорий признаков: цвет, форму, величину, удаление, направление, телесность, покой, движение, что позволяет зрению адекватно отражать действительные пространственные отношения.

Зрительные ощущения и восприятия имеют большое значение не только для познания и практической деятельности, но и являются неисчерпаемым источником эстетических переживаний. Это особенно характерно для цветового зрения, способствующего лучшему восприятию предметов. Глаз чувствует потребность видеть цвет.

Важную роль зрение играет в таких видах деятельности, как ориентировочная и трудовая. С помощью зрения человек следит за правильностью выполняемых действий: при формировании навыка письма контроль за движениями руки нормально видящий ребенок осуществляет визуально, а слепой в этом случае следит за правильностью движений с помощью руки.

Результаты отрицательного влияния нарушенных зрительных функций (острота зрения, поле зрения, света и цветоразличительная) на развитие и проявления психики слепых и слабовидящих имеют как количественный, так и качественный характер.

Количественные изменения происходят и наблюдаются, главным образом, в сфере чувственного познания: у слепых и слабовидящих значительно сокращаются или полностью выпадают зрительные ощущения и восприятия, соответственно уменьшается количество представлений, ограничивающих возможность формирования образов воображения.

Что же касается качественных особенностей психики лиц с дефектами зрения, то они проявляются почти во всех областях психической деятельности: изменяется система взаимодействия анализаторов, возникают определенные специфические особенности. В процессе формирования образов, понятий, речи нарушается соотношение образного и понятийного в мыслительной деятельности, наблюдаются отдельные изменения в эмоционально-волевой сфере и некоторых свойствах личности, специфический характер приобретает ориентировочная деятельность.

Полное или частичное нарушение функций зрения отражается на физическом развитии, что обусловлено сложностью пространственной ориентации, вызванных этим ограничением слепых в свободе движения. Малоподвижный образ жизни, в свою очередь, вызывает мышечную вялость, деформацию скелета, гипофункции внутренних органов.

2.

Под остротой зрения подразумевается способность глаза видеть раздельно 2 светящиеся точки при минимальном расстоянии между ними.

За нормальную остроту зрения принимается способность различать детали объекта под углом зрения = 1 минуте. В зависимости от степени снижения остроты зрения на лучше видящем глазу при использовании обычных средств в коррекции различают:

1) слепые – дети с остротой зрения от 0 до 0,04:

– тотально слепые (1/Ð¥);

– дети со светоощущением и цветоразличением;

– от 1/Ð¥ до 0,005 (0,005 – счет пальцев у лица);

– 0,01 до 0,04 (0,01 – считают пальцы на расстоянии 50 см; 0,04 – считают пальцы на темном фоне на расстоянии 2 м);

2) слабовидящие – дети с остротой зрения от 0,05 до 0,4:

– 0,05-0,09 (0,09 – считают пальцы на темном фоне на расстоянии 4 м) – посещают школу слепых, читают по Брайлю; наглядный материал рассматривают столько, сколько называют; поле зрения сужено;

– 0,1-0,2 и 0,3-0,4 – видят на расстоянии 5 м таблицу Аветисова (строчка = 0,1; 1 строчка = 1)

3) дети с амблиопией и косоглазием.

Поле зрения – это видение пространства, все точки которого видны одновременно при неподвижном взгляде.

В норме поле бинокулярного зрения для белого цвета по горизонтали = 180°, а по вертикали = 120°. Для красного, синего и зеленого цветов поле зрения постепенно сужается, еще большее его сужение наблюдается при предметном зрении. Обычно резкому снижению остроты зрения сопутствует нарушение поля зрения, однако самостоятельные нарушения поля зрения также ведут к слепоте. Сужение поля зрения до 10° относится практически к слепоте.

Большое значение имеет время наступления слепоты. Временной параметр настолько важен, что слепые дифференцируются по нему на две группы:

– слепорожденные – дети, потерявшие зрение до становления речи, т. е. приблизительно до 3-х лет и не имеющие зрительных представлений;

– ослепшие – дети, потерявшие зрение в последующие периоды жизни и сохранившие в памяти зрительные образы.

3.

Отражательная деятельность является процессом, в ходе которого человек идет к все более полному, глубокому и всестороннему знанию, преломляя в призме своей индивидуальности внешние воздействия. Психическое отражение есть результат приспособления человека к условиям жизни на Земле.

Выпадение или серьезное ограничение функций зрительного анализатора дает основание для изучения психической деятельности лиц с дефектами зрения или слуха или комбинированными дефектами (слепоглухих), которое показывает, что даже при таких сложных нарушениях способность адекватно отражать мир сохраняется. Утрачивается она лишь при выпадении всех трех гностнческнх (познавательных) чувств: зрения, слуха и осязания. Возможность адекватного отражения внешнего мира при сужении сенсорной сферы обусловлена, во-первых, наличием викариата (замещения) ощущений, т. е. замены выпавших или нарушенных функций функциями сохранных анализаторов, и, во-вторых, тем, что отражение осуществляется не только непосредственно, на уровне чувственного познания, но и опосредствованно, при помощи мышления.

Полная замена выпавших или редуцированных зрительных впечатлений невозможна. Однако специфика отражения при слепоте и слабовидении не может быть сведена лишь к количественным различиям, к тому, что лица с дефектами зрения отражают меньше непосредственно воспринимаемых свойств и признаков предметов и явлений, и преобладанию образов других модальностей по сравнению с нормально видящими. Наряду с количественными различиями в объеме и характере информации, получаемой слепыми, слабовидящими и зрячими, существуют определенные качественные отличия, заключающиеся в снижении целостности, полноты, дифференцированности образов, скорости их возникновения.

Несмотря на некоторые различия в объеме получаемой информации и преобладание у слепых и слабовидящих ощущений других модальностей, образы отображаемых ими объектов относительно соответствуют оригиналам. Следовательно, никаких принципиальных различий в представлениях лиц с дефектами зрения и нормально видящих об окружающем мире не существует.

4.

Нарушения зрительных функций оказывают серьезное влияние на развитие индивида в связи с той огромной ролью, которую играет зрение в процессах отражения и контроля за деятельностью. В ориентировочной деятельности зрение уже с первых дней жизни ребенка играет ведущую роль.

Выпадение или глубокое нарушение функций зрения прежде всего сказывается на фундаментальном свойстве отражательной деятельности человека — активности, которая определяется как биологическими, так и социальными факторами. Первоначально эта активность имеет биологический характер, направлена на приспособление к окружающей среде и реализуется во время онтогенетического развития человека в ряде безусловных рефлексов, лежащих в основе органических потребностей (пищевая и др.) и ориентировочно-поисковой деятельности. Последняя имеет в своей основе тоже безусловные рефлексы.

Особенно существенно нарушения зрения затрудняют ориентировочно-поисковую деятельность, так как первоначально активность имеет исследовательский характер. Развитие активности зависит не только от возможности удовлетворить желание узнать, что окружает индивида, но и от внешних воздействий, определяющих возникновение самого желания — мотива ориентировочной деятельности. Количество же внешних воздействий на слабовидящих и особенно слепых детей в связи с нарушением зрительных функций и обусловленной этим ограниченной возможностью перемещения в пространстве резко снижается.

Наиболее отчетливо снижение активности наблюдается в преддошкольном и дошкольном возрасте. Отмечая основную особенность слепого дошкольника, Л. И. Солнцева пишет, что она «заключается в некотором общем отставании развития слепого ребенка по сравнению с развитием зрячего... Несколько замедленное общее развитие слепого ребенка вызвано меньшим и бедным запасом представлений, недостаточной упражняемостью двигательной сферы, ограниченностью освоенного пространства, а самое главное – меньшей активностью при познании окружающего мира».

Снижение активности, проявляющееся в редуцированности безусловного ориентировочного поискового рефлекса, наблюдается в поведении ребенка, в темпе овладения им окружающей действительностью.

Снижение активности, недоразвитие перцептивной потребности, обусловленные сокращением стимуляции психики извне и трудностями приспособления к окружающей среде, оказывают серьезное влияние на психическое развитие ребенка, в первую очередь на его ориентировочную и познавательную деятельность. Стимулируя в процессе специально организованного воспитания и обучения активность, перцептивные потребности, включая в деятельность сохранные анализаторные системы, можно дать развитию психики слепых и слабовидящих новое направление, приближающееся к развитию нормально видящих.

Зависимость развития психики от состояния зрительных функций проявляется не столько в конечных результатах этого процесса, сколько в его динамике. Нарушения зрительных функций вызывают задержку развития, которая при соответствующих условиях обучения и воспитания снимается. У тотально слепых можно сформировать адекватные представления и понятия, автоматизировать различные навыки, воспитать необходимые волевые качества и т. д., которые принципиально ничем не будут отличаться от нормы. Однако сам процесс достижения подобных результатов будет не только растянут во времени, но и в ряде случаев специфичен.

Итак, психическое развитие слепых и слабовидящих детей имеет свои особенности:

во-первых, ряд психических процессов (ощущения, восприятия, представления) оказываются в прямой зависимости от глубины дефекта, а некоторые психические функции (цветоощущение, скорость восприятия) зависят от характера патологии;

во-вторых, имеются психические процессы и состояния, на которые нарушение зрения оказывает опосредованное влияние (например, мышление, развитие которого до определенного момента зависит от нарушения в области восприятий и представлений);

в-третьих, имеются такие компоненты психики, которые ни от глубины дефекта, ни от характера патологии зрения оказываются независимыми (мировоззрение, убеждения, темперамент, за исключение его внешних проявлений, моральные черты характера и т. д.).

Однако помнить, что никаких принципиальных различий в представлениях лиц с дефектами зрения и нормально видящих об окружающем мире не существует.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: