Вопросы и задания для самостоятельной работы

Тема 1. Предмет, задачи и методы тифлопсихологии

План лекции

1. Предмет тифлопсихологии

2. Задачи тифлопсихологии, ее значение и связь с другими науками.

3. Методы тифлопсихологического исследования

4. Становление тифлопсихологии как науки, ее современное состояние.

Основные понятия: тифлопсихология, предмет тифлопсихологии, задачи тифлопсихологии, методы тифлопсихологического исследования.

1.

Тифлопсихология (от греч. «tiphlos» – слепой) в буквальном смысле – психология слепых, однако в настоящее время значение этого термина значительно расширилось и обозначает психологию не только слепых, но и слабовидящих.

Тифлопсихология – это самостоятельная отрасль психологической науки, она имеет свой предмет, которым является психика лиц с глубоким нарушением зрения (слепых и слабовидящих).

Среди дефектов, сопутствующих слепоте и слабовидению, широко распространяются нарушения двигательной системы, снижение остроты слуха и осязания, нарушение речи. У слепых и слабовидящих достаточно часто встречаются также грубые нарушения интеллекта, нервно-психические отклонения, психофизический инфантилизм.

Сокращается числа случаев травм с последующем нарушением функций зрения и ряда инфекционных заболеваний, но увеличивается число случаев нарушения зрительных функций вследствие различных заболеваний ЦНС.

Сложность изучения психики слепых и слабовидящих заключается в том, что контингент лиц, подпадающий под данное определение весьма разнообразен как по характеру заболеваний, так и по степени нарушений основных зрительных функций (острота, поле зрения и др.).

2.

Предмет тифлопсихологии достаточно четко определяет ее основную задачу – изучение психики слепых и слабовидящих в ходе накопления фактического материала, установлении закономерностей ее развития и проявлений, механизмов психической деятельности при дефектах зрения.

Указанная задача должна решаться в следующих аспектах:

· раскрытие основных закономерностей развития и проявлений психики, присущих как нормально видящим, так и лицам с дефектами зрения;

· раскрытие специфических закономерностей психических явлений, свойственных только слепым и слабовидящим;

· установление зависимости развития и проявлений психики от степени и характера патологии зрения и времени возникновения дефекта;

· выявление особенностей, характерных для аномального развития в целом.

Решение основных проблем осуществляется в изучении ряда стоящих перед тифлопсихологией частных теоретических и практических вопросов. К ним относятся такие задачи:

· выяснение зависимости отдельных психических процессов и особенностей их протекания от функционального состояния зрительного анализатора;

· определение роли сохранных анализаторов в психической деятельности слепых и слабовидящих;

· нахождение оптимальных условий для познавательной и трудовой деятельности при сужении сенсорной сферы;

· изучение влияния слепоты на формирование отдельных свойств личности и межличностные отношения и др.

Другой из важнейших задач, решаемых тифлопсихологией, является теоретическое обоснование педагогических воздействий, т. е. методов и средств обучения и воспитания, на детей с аномалиями зрительного анализатора. В связи с наличием огромных различий в контингенте слепых и слабовидящих по остроте зрения, состоянию поля зрения, цвето- и светоразличению, а также по характеру дефекта и времени его появления, в настоящее время на первый план выдвинута задача изучения соотношения аномальных, индивидуально-типологических и возрастных особенностей, различно проявляющихся и различно влияющих на развитие и протекание отдельных психических реакций.

Основная задача тифлопсихологии может быть успешно решена только при опоре на достижения общей, возрастной и педагогической психологии, которые должны служить отправным пунктом для тифлопсихологических исследований.

Тифлопсихология также, как и общая психология, тесно связана с рядом социальных и естественных наук. Оставаясь самостоятельной отраслью психологии, она неразрывно связана с рядом отраслей медицины (анатомией, физиологией, патологией органов зрения, а также с физиологией и патологией ВНД).

Фундаментальной основой перечисленных междисциплинарных связей является общность объекта изучения, которым является человек и его деятельность во всем многообразии ее проявлений, детерминированная социальным, физиологическим, психологическим и многими другими факторами.

3.

Основные методологические принципы как общих, так и тифлопсихологических, исследований:

– принцип детерминизма;

– принцип единства сознания и деятельности;

– принцип развития психики в деятельности.

Благодаря применению этих принципов отечественные тифлопсихологи впервые осуществили подлинно научный объективный подход к изучению психики слепых и слабовидящих, учитывая все многообразие анатомических, физических, физиологических, психологических, патологических и социальных факторов, влияющих на развитие и проявление их психики. Данные принципы более заметны при проведении тифлопсихологических исследований с применением сравнительного и комплексного подходов.

Принцип сравнительного исследования широко используется и имеет особое значение для специальной психологии. Путь от нормы к патологии и от нее к норме при изучении психики человека со времен В. М. Бехтерева признается наиболее эффективным.

Большое значение придавал сравнительному исследованию один из основоположников дефектологии Л. С. Выготский.

В специальной психологии сравнение психического развития в условиях нарушения сенсорной сферы или интеллекта с нормой стало принципом исследования. Это связано с тем, что ход и результаты аномального развития могут быть правильно поняты только при сопоставлении с нормальным развитием. Кроме того, данный принцип может быть обогащен за счет сопоставления различных форм аномалий (слепоты, глухоты, нарушений интеллекта).

Таким образом, при изучении аномалий развития необходим комплексный подход. Это обусловлено:

– системным строением сознания, невозможностью изучения отдельных психических функций в отрыве друг от друга и психической деятельности личности в целом;

– тем, что патология зрения оказывает неравномерное влияние на различные сферы психики.

Важным является также и казуально-генетический принцип исследований, позволяющий раскрыть условия и закономерности формирования психики, перейти от описания тех или иных явлений к их объяснению.

Развитие теоретических знаний в любой науке невозможно без сравнительно-исторического исследования хода научной мысли, без анализа теорий, выдвигающихся для объяснения психических законов. Отсюда вытекает необходимость применения в тифлопсихологических исследования принципа историзма. Перечисленные выше методологические принципы конкретизируются в частных методах тифлопсихологического исследования (эксперимент и наблюдение).

Изучение психических процессов, состояний и свойств личности слепых и слабовидящих очень часто не может просто дублировать общепсихологические методики, в связи с чем, они либо модифицируются, приспосабливаются к новым условиям эксперимента, либо заменяются новыми методиками, специально разработанными для исследования психической деятельности слепых и слабовидящих.

В последнее время в тифлопсихологии начали применять методы статистической обработки количественных показателей психических реакций, однако необходимо помнить, что применение математического аппарата должно быть конкретным, т. е. соответствовать задачам исследования. Существующая тенденция к математизации при некорректном подходе часто приводит к тому, что полученные данные чрезмерно формализуются и в результате теряют свое психологическое значение.

4.

Интерес к психической жизни слепых, особенностям их деятельности уходит своими корнями в глубь веков. Описания «душевной» жизни слепых можно найти в работах античных философов, в древних восточных рукописях. Первая попытка дать материалистическую характеристику психической деятельности при отсутствии зрения была предпринята французским просветителем Д. Дидро (1713–1784) в книге «Письма о слепых в назидание зрячим», а позднее в знаменитой «Энциклопедии» (раздел «Слепой»).

Первые исследования психики слепых относятся к 70-м годам XIX века, осуществляющиеся путем интроспекции и самонаблюдения. Наиболее характерной и фундаментальной из них является монография М. Сизерана «Слепец о слепых».

В середине 80-х годов XIX в. осуществляются первые экспериментальные исследования психики слепых. Становление тифлопсихологии как самостоятельной отрасли научного знания происходило в известной степени стихийно, на фоне методологического кризиса в психологии, возникшего в связи с имевшим место противоречием между экспериментальным характером исследований и субъективно-идеалистической методологией.

Концепция ускоренного развития высших психических функций явилась основой для разработки в специальной педагогике методов вербального обучения слепых, которые, как отмечал впоследствии Л. С. Выготский, «нигде не пустили таких глубоких корней, как в тифлопедагогике», и нанесли последний труднооценимый ущерб, задержав ее развитие на долгие годы.

Значительным событием в истории советской тифлопсихологии явился выход в свет в 1956 г. монографии М. И. Земцовой «Пути компенсации слепоты», в которой был обобщен накопленный к этому времени фактический материал, сделан ряд принципиально важных выводов относительно влияния слепоты на психическое развитие и закономерностей компенсации возникающих отклонений, показана диалектика взаимоотношений двух основных факторов компенсации – биологического и социального.

В последующие годы тифлопсихология продолжала развиваться во все возрастающем темпе. Пополнялись научные кадры, открывались новые исследовательские центры, совершенствовались методы исследований. От констатации уровней развития отдельных психических функций слепых и слабовидящих ученые переходят к исследованиям, в процессе которых раскрываются потенциальные возможности инвалидов по зрению и обозначаются пути развития сохранных и нарушенных функций.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Что является предметом психологии детей с нарушением зрения?

2. Какие задачи стоят перед психологией детей с нарушением зрения? Пути их решения.

3. Методологические основы детской тифлопсихологии. Дайте характеристику основных методов тифлопсихологического исследования.

4. Причины и предпосылки возникновения психологии детей с нарушением зрения.

5. Назовите основные этапы развития науки в России.

6. Законспектировать статью Л. С. Выготского «Слепой ребенок».

Литература

1. Дети с глубокими нарушениями зрения / под ред. М. И. Земцовой. – М., 1967.

2. Ермаков, В. П. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения / В. П. Ермаков, Г. А. Якунин.– М.: Владос, 2000.

3. Коваленко, Б. И. Тифлопедагогика / Б. И. Коваленко, Н. Б. Коваленко.– М., 1962.

4. Литвак, А. Г. Тифлопсихология / А. Г. Литвак.– М.: Просвещение, 1985.

5. Лубовский, В. И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей / В. И. Лубовский // Дефектология, 1971.– № 6.

6. Хрестоматия по истории тифлопедагогики // сост. В. А. Феоктистова.– М.: Просвещение, 1987.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: