Описать порядок регулировки прерывателя тока указателя поворота

Требования:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Описать порядок регулировки силы звука и тональности звукового сигнала:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Описать основные правила монтажа электрических проводов системы освещения:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод:

________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Дополнить на схеме освещения автомобиля отсутствующие названия элементов.

8. Ответить на вопросы самоподготовки:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Работу выполнил студент:

«_____» ____________ 20_____

___________________________

(номер по журналу и подпись)

Работу принял преподаватель:

«_____» _______________ 20_____

_______________________________

(подпись)



ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО НАУКЕ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АВТОТРАНСПОРТНЫЙ И ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №12

«Устройство, основные характеристики и особенности применения автомобильных проводов и предохранителей»

Специальности: 190631 «Техническое обслуживание и ремонт

автомобильного транспорта»

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­190631.01 «Автомеханик»

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­190103 «Автомобиле- и тракторостроение»

МДК 01.04 «Электрические и электронные системы

автомобильного транспорта»

Санкт-Петербург


1 Цель и задачи лабораторной работы №12

1.1 Цель работы:

1. Изучить назначение, устройство и основные характеристики автомобильных проводов; оценить техническое состояние исследуемых проводов и определить область их возможного применения;

2. Изучить назначение, устройство и основные характеристики автомобильных предохранителей;

3. Оценить работоспособность исследуемых предохранителей.

.

1.2 Задачи работы:

1. Научится работать с приборами контроля;

2. Научиться находить неисправности блока предохранителей автомобиля и устранять их.

2. Работа в лаборатории.

2.1. Для более детального изучения электрических соединений в автомобиле и цепей, защищаемых предохранителями, ознакомиться с демонстрационными плакатами.

2.2. Получить у преподавателя или дежурного лаборанта набор инструментов (линейка, микрометр), образцы проводов и предохранители.

2.3. Оценить техническое состояние провода высокого напряжения. Для чего выполнить следующее. Определить тип провода (по материалу проводника и изоляции). Осмотреть провод и оценить его состояние. Для реактивного провода (с помощью омметра и линейки) опреде-лить распределенное сопротивление проводника (в кОм/м). Сделать вывод возможных условиях применения данного провода.

2.4. Оценить техническое состояние провода низкого напряжения. Для чего выполнить следующее. Определить материал проводника и тип (одножильный провод или многожильный). С помощью микрометра измерить диаметр d одной жилы многожильного провода. Подсчитать количество жил N в составе проводника и рассчитать площадь сечения проводника (N⋅S1, где S1 = πd2/4). Измерить общий диаметр всех жил и рассчитать площадь сечения проводящей части провода S2. Определить коэффициент заполнения проводящей части провода проводником по формуле: kзап = S1/S2. С помощью приведенных в методическом материале таблиц определить для исследуемого провода допустимую токовую нагрузку. Осмотреть изоляцию провода. Оценить ее состояние. Определить материал изоляции и ее толщину. Сделать вывод о возможных условиях применения данного провода.

2.5. Результаты оценки технического состояния проводов занести в таблицу в бланке отчетности (согласно приведенному образцу) и сделать заключение.

2.6 Результаты оценки технического состояния предохранителей занести в таблицу в бланке отчетности (согласно приведенному образцу) и сделать заключение.

2.7. Провести исследование плавкого и термобиметаллического предохранителей. Для этого поочередно выполнить следующие действия:

• Поставить исследуемый плавкий предохранитель Пр в зажимы лабораторной установки. Схема соединения предохранителя показана в соответствии с рисунком 1.

Рисунок 1

Экспериментальная установка для исследования предохранителей, где 5П – блок питания

• Подключить соответствующее току 1,5 I H добавочное сопротивление Rдоб. Включить тумблер «СЕТЬ» и, контролируя время и показание амперметра, проверить, что в течении 2-3 мин не должно произойти перегорание предохранителя, после чего выключить тумблер.

• Подключить соответствующее току 2 I H добавочное сопротивление Rдоб. Включить тумблер «СЕТЬ» и, контролируя показание амперметра, измерить время, в течение которого происходит перегорание предохранителя. Выключить тумблер.

• Сравнить полученное экспериментально значение времени срабатывания предохранителя с паспортным значением или определенным по графику рисунка 9.3.

2.8. По результатам проделанной работы оформить отчет.

3 Методический материал к лабораторной работе

Передача электроэнергии на автомобиле от источников к приемникам осуществляется по электрической сети. Основными ее элементами являются соединительные провода, разъемы, предохранители и коммутационная аппаратура.

На большинстве легковых автомобилях применяется однопроводная система передачи электроэнергии с общим соединением на «массу» (кузов) автомобиля, двухпроводным включением обеспечены лишь отдельные потребители, например, стояночные огни, звуковые сигналы.

Автомобильные провода подразделяются на провода высокого напряжения и провода низкого напряжения.

Провода высокого напряженияприменяются во вторичной цепи системы зажигания. Высоковольтные провода подразделяются на обычные с металлическим центральным проводником и специальные с распределенными параметрами, обеспечивающие подавление радиопомех.

Провода с металлическим центральным электродом ПВВ, ПВРВ ППОВ и ПВЗС имеют изоляцию из поливинилхлорида, резины и полиэтилена, поверх которой у провода ПВРВ, ППОВ и ПВЗС надета оболочка повышенной бензомаслостойкости. Эти провода обладают низким сопротивлением центральной жилы (18…19⋅10-3 Ом/м), рассчитаны на максимальное рабочее напряжение 15…25 кВ и могут применяться только в комплекте с помехоподавительными резисторами.

Недостатком резистивного провода является трудность обеспечения постоянного надежного контакта токопроводящего сердечника с наконечником свечи зажигания. Поэтому большее применение нашли реактивные провода с активным, емкостным и индуктивным распределенным сопротивлением переменному току. Резистивный провод имеет токопроводящую жилу из хлопчатобумажной пряжи, пропитанной сажевым раствором в хлопчатобумажной или капроновой оплетке.

Провод ПВВО такого типа обладает сопротивлением 15…40 кОм/м и рассчитан на максимальное рабочее напряжение 15 кВ.

Реактивные провода марки ПВВП имеют центральную льняную нить, на которую нанесен слой ферропласта. в состав которого входят марганецникелевые и никель-цинковые порошки. Поверх ферропластового сердечника наматывается токопроводящая железно -никелевая проволока (диа-метром 0,11 мм, по 30 витков на сантиметр). Сверху провод изолирован поливинилхлоридной изоляцией. Поглощение радиопомех происходит в проводнике и диэлектрике ферропластового слоя. Провод ПВВП выпускается диаметром 7,2 мм и 8 мм, соответственно, на рабочее напряжение 25 кВ и 40 кВ и имеет сопротивление 2 кОм/м. Установленный на автомобилях ВАЗ такой провод ПВВП-8 отличает красный цвет.

Провода ПВППВ и ПВППВ-40 имеют аналогичную конструкцию и отличаются только применяемыми в них материалами.

Для бесконтактных систем зажигания автомобилей ВА3 применяется провод синего цвета ПВВП-40 с силиконовой изоляцией с сопротивлением 2,55 кОм/м и рабочим напряжением до 40 кВ. Зарубежные провода имеют из-за повышенных требований по помехоподавлению более высокие значения распределенного сопротивления.

Высоковольтные провода должны быть чистыми, иначе снаружи может образоваться токопроводящий слой грязи, который будет уменьшать максимальное напряжение во вторичной цепи системы зажигания.

Большое значение имеет жесткость проводов. Чем провода жестче (особенно при низких температурах), тем быстрее ослабляются их контакты в соединениях.

В системах зажигания высокой энергии высоковольтные провода нельзя прокладывать в одном жгуте с другими проводами.



Провода низкого напряженияприменяются для соединений в бортовой сети и состоят из медных токопроводящих жил с изоляцией из поливинилхлоридного пластиката или резины. Жилы выполняются из луженой или нелуженой медной проволоки, обладающей высокой электропроводностью, эластичностью и технологически просто соединяем.

Провода могут иметь бронированную изоляцию для защиты от механических повреждений и экранирующую оплетку для снижения уровня радиопомех на автомобиле.

Одножильные гибкие провода ПВА, ПВАЭ (экранированный) и ВАЛ (с луженой жилой) рекомендуются к использованию в жгутах, работающих при температуре от -40° до +105°С.

Для температурного диапазона от -50° до +80°С предназначены провода ПГВА, ПГВАД (двухжильный), ПГВАЭ (экранированный) и ПГВАБ (бронированный). Провода ПГВА-ХЛ устанавливаются на автомобилях, эксплуатирующихся в районах с холодным климатом. Их температурный диапазон: от -60° до +70°С. Допустимая токовая нагрузка для плоских жгутов и сборных жгутов показана в соответствии с таблицами 12.1 и 12.2.

Таблица 12.1 - Допустимая токовая нагрузка для сборных жгутов

    Постоянная токовая нагрузка, А,    
Номинальное при температуре окружающей среды, °С    
30°С       50°С   80°С    
сечение, мм2            
      Число проводов в жгуте    
           
  2-7 8-19   2-7   8-19 2-7   8-19  
0,5 9,5 6,5   7,5   5,0 5,0   3,5  
0,75   8,5   9,5   6,5 6,5   4,5  
1,0 14,5 10,5   11,5   8,0 7,5   5,5  
1,5           10,5     7,0  
2,5       20,5         9,5  
4,0 34,5 23,5       18,5 18,5   12,5  
6,0                    

Таблица 12.2 - Допустимая токовая нагрузка для плоских жгутов

Номинальное Постоянная токовая нагрузка, А,
сечение, мм2 при температуре окружающей среды, °С
       
  30°С 50°С 80°С
0,5   7,5 5,5
0,75   9,5  
1,0      
1,5      
2,5      
4,0      
       

На автомобилях ВАЗ-2103/09 применяются провода с сечением жил: 16; 6; 4; 2,5; 1,5, 1 и 0,75 мм2. Проводами сечением 16 мм2 соединяют с «массой» аккумуляторную батарею и двигатель, а также стартер с аккумуляторной батареей. Аккумуляторная батарея и генератор соединяются проводами сечением 6 мм2.

Провода подключаются к узлам электрооборудования и соединяются между собой с помощью быстроразъемных штекерных соединений. Исключением, обычно, является присоединение проводов к аккумуляторной батареи, к зажиму «30» генератора, к силовому болту стартера и к выводам низкого напряжения катушки зажигания. У этих ответственных соединений наконечники проводов зажимаются гайками для максимальной надежности соединений.

Для удобства работы с электропроводкой автомобиля провода, присоединяемые к разным группам цепей, имеют определенный цвет. Применение цветных проводов на автомобиле подчиняется определенным правилам. Сплошная расцветка выполняется в 10 цветов, комбинированная – дополнительно на цветную расцветку наносятся полосы или кольца белого, черного, красного или голубого цвета. Все соединения изделий с корпусом автомобиля («массой») должны выполняться проводами одного цвета. Провод, соединяющий коммутирующий прибор (выключатель, переключатель) или предохранитель с линией электроснабжения, должен иметь тот же цвет, что и провод сети, к которой происходит подключение. Участки цепи, проходящие через разборные или неразборные контактные соединения, должны выполняться проводом одинаковой расцветки. Участки цепи, разделенные контактами реле, предохранителями, резисторами и т. п., должны иметь различную расцветку. Расцветка проводов, проложенных в разных жгутах может повторяться. На принципиальных схемах окраска проводов обозначена цветом или буквами (одной или двумя при комбинированной расцветке).

Все электрические цепи, кроме цепей зажигания и пуска, должны быть защищены от коротких замыканий и перегрузок. Защита от коротких замыканий в цепях зажигания и пуска не вводится, чтобы не снижать их надежность. Однако современные электронные системы зажигания имеют защиту от перегрузок. Введение предохранителей в цепь заряда аккумуляторной батареи не является обязательным, но многие зарубежные фирмы устанавливают предохранитель и в эту цепь. Возможна защита одним предохранителем нескольких электрических цепей, однако такая групповая защита не допускается для взаимозаменяемых устройств и аварийных цепей.

Защита электрических цепей от коротких замыканий и перегрузок осуществляется плавкими и термобиметаллическими предохранителями.

Плавкие предохранители, представленные в соответствии с рисунком 2, снабжены калиброванной металлической ленточкой, расплавляющейся, если ток в цепи достигает опасных значений. У малогабаритных предохранителей штекерного типа (штыревого) калиброванная ленточка помещена в пластмассовую оболочку, что увеличивает скорость их срабатывания.

Рисунок 2

Значение номинального тока нагрузки I н указана по отношению к номинальной силе тока предохранителя I п ном. Характеристика имеет существенный разброс и зависит от температуры окружающей среды.

Номинальная сила тока предохранителя связана с сечением проводящей жилы провода представлена в соответствии с таблицей таблица 12.3.

           
Таблица 12.3- Характеристика сечения и силы тока провода
Сечение провода, мм2 0,5 0,75   1,5 2,5  
Номинальная сила тока            
для предохранителя:            
плавкого              
термобиметаллического            
                         

Плавкая вставка не должна расплавляться в течение 30 мин при силе тока, в 1,5 раза превышающей номинальную, и должна разрывать электрическую цепь не более чем за 10 с при силе тока, в 3 раза превышающей номинальную. Малогабаритный плавкий предохранитель срабатывает при двукратном превышении силы номинального тока не более чем за 5 с.

Термобиметаллические предохранители при нормальных температурных условиях и силе тока, в 2,5 раза превышающей номинальную, срабатывают не более чем за 15 с. Предохранители такого типа с самовозвратом при кратности тока около 2 срабатывают не более чем за 2 мин.

Плавкие предохранители обычно объединяются в блоки. Так на автомобилях ВАЗ-2106 имеется два блока предохранителей: основной и дополнительный. В основном блоке находится 9 предохранителей на 8 А и один (1-й) – на 16 А. В дополнительном блоке имеются шесть предохранителей, два из которых (14-й и 15-й) на 16 А, а остальные на 8 А. Блок предохранителей представлен в соответствии с рисунком 3

Рисунок 3

При длительной эксплуатации автомобиля возможно окисление кон-тактов предохранителей и их держателей в блоках, а также ослабление держателей. Это приводит к возрастанию сопротивления в электрических цепях или к обрыву (нарушению проводимости) цепей. Поэтому рекомен-дуется периодически проверять и зачищать контакты предохранителей и держатели предохранителей, подгибать держатели, если они ослабли.


БЛАНК ОТЧЁТА О ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №12

«Устройство, основные характеристики и особенности применения автомобильных проводов и предохранителей»

Ф.И.О. студента_____________________________

Группа_____________________________________

Дата_______________________________________

Преподаватель______________________________

Результаты оценки технического состояния проводов представлены в соответствии с таблицей 12.4.


Таблица 12.4 -Результат оценки технического состояния проводов

№ провода Техническое состояние Заключение
     
     
     
     

Результат оценки технического состояния предохранителей представлены в соответствии с таблицей 12.5

Таблица 12.5- Результат оценки технического состояния предохранителей

№ предохранителя Техническое состояние Заключение
     
     
     
     

Вопросы для самоконтроля

1. Как устроены автомобильные провода?

2. По каким характеристикам различают провода?

3. Каково назначение предохранителя?

4. Какие факторы обуславливают выбор предохранителей для конкретной электрической цепи автомобиля?


Работу выполнил студент

«_____» ____________ 20_____

___________________________

(номер по журналу и подпись)

Работу принял преподаватель (мастер)

«_____» _______________ 20_____

_______________________________

(подпись)



ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО НАУКЕ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АВТОТРАНСПОРТНЫЙ И ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №13

«Конструкция, принцип действия и оценка технического состояния электропривода вспомогательного оборудования»

Специальности: 190631 «Техническое обслуживание и ремонт

автомобильного транспорта»

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­190631.01 «Автомеханик»

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­190103 «Автомобиле- и тракторостроение»

МДК 01.04 «Электрические и электронные системы

автомобильного транспорта»

Санкт-Петербург


1 Цель и задачи лабораторной работы №13

1.1 Цель работы:

1. Изучить принцип действия стеклоочистителя, конструкцию и назначение его основных частей, технологию разборки и сборки стеклоочистителя СЛ100,

2. Оценить техническое состояние основных его узлов и элементов.

.

1.2 Задачи работы:

1. Научится работать с приборами контроля;

2. Научиться находить неисправности блока предохранителей автомобиля и устранять их.

2. Работа в лаборатории.

2.1. Получить у преподавателя или дежурного лаборанта набор инструментов, необходимых для разборки и сборки исследуемого стеклоочистителя.

2.2. Разобрать стеклоочиститель СЛ100 на три основных части: электродвигатель МЭ14А, червячный редуктор и привод (рычажный механизм). Для этого

• Накидным ключом №10 отвернуть гайку крепления приводных рычагов, снять шайбы и отсоединить рычаги.

• Предварительно зарисовав схему подключения проводов обмоток электродвигателя, с помощью отвертки и пассатижей отсоединить провода от корпуса редуктора.

• Ключом №8 отвернуть три гайки крепления электродвигателя к червячному редуктору, и снять его (вместе с пластмассовой втулкой).

2.3. Оценить техническое состояние элементов рычажного механизма. Для чего:

• Проверить на легкость хода подвижные соединения (кривошипного механизма, рычагов и тяг).

• Отвернуть ключом №10 наконечник (для крепления щетки) на оси рычага и снять втулку.

• Отвернуть ключом №22 гайку крепления оси рычага и снять уравнитель с прокладкой.

• С помощью пассатижей или отвертки вынуть скобу и снять с оси штуцер и шайбы.

• Осмотреть ось рычага, штуцер и уравнитель.

• Произвести сборку в порядке, обратном разборке.

2.4. Оценить техническое состояние червячного редуктора. Для чего:

• Отверткой отвернуть 3 винта и снять крышку редуктора.

• Вынуть ось с шестерней редуктора.

• Осмотреть червяк, шестерню редуктора и контактную пластину концевого выключателя на ее внутренней стороне.

• Осмотреть крышку редуктора и разобраться, для чего второй контакт концевого выключателя выполнен подвижным.

• С помощью омметра проверить биметаллический предохранитель.

• Произвести сборку червячного редуктора.

2.5. Оценить техническое состояние электродвигателя. Для чего:

• Ключом № 6 отвернуть две гайки стяжных шпилек и отсоединить

крышку с держателями щеток от крышки с полюсами (полюсными наконечниками с обмотками), вынув при этом щетки из щеткодержателей.

• Вынуть из крышки якорь (при значительном усилии можно воспользоваться пассатижами).

• Проверить обмотку якоря на замыкание с корпусом («массой»). Для этого измерить омметром сопротивление между коллекторной пластиной и сердечником якоря. Оно должно быть не менее 10 кОм. При наличии замыкания с корпусом якорь выбраковывается и заменяется новым.

•Проверить качество пайки выводов секций обмотки якоря.

•Проверить состояние вала якоря. На поверхности вала не должно быть задиров, забоин и износа.

• Проверить обмотки статора на обрыв, для чего измерить их сопротивление омметром в соответствии со схемой, приведенной на рисунке 4. По результатам измерений зарисовать эту схему с цветовым обозначением проводов.

• Проверить обмотку статора на замыкание с корпусом, для чего измерить омметром сопротивление между выводом обмотки и корпусом статора. Прибор должен показывать сопротивление не менее 10 кОм.

• Осмотреть обмотку статора на наличие перегрева. На поверхности изолятора катушек статора не должно быть следов почернения.

При наличии обрыва, замыкания на корпус или перегрева электродвигатель (корпус) выбраковывается и заменяется новым.

• Проверить легкость перемещения щеток в щеткодержателях и усилие пружин. Перемещение должно быть свободным, без заеданий.

В случае слабого усилия щеточной пружины ее необходимо заме

нить.

• Проверить состояние щеток, обратив внимание на степень их износа и качество поверхности. Если щетки изношенны, то они заменяются новыми.

• Произвести сборку электродвигателя (собрав вместе крышки и затянув гайки стяжных шпилек, нужно проверить, что якорь свободно вращается – в противном случае процесс разборки и сборки следует повторить, устранив неполадку).

2.6. Результаты оценки технического состояния узлов и элементов электропривода (электродвигателя, червячного редуктора, рычажного механизма) занести в таблицу в бланке отчетности сделать заключение.

• Перед соединением редуктора и электродвигателя необходимо соответствующим образом выставить пазы переходной втулки на валу двигателя и пазы червячного вала редуктора.

• При подсоединении проводов к контактным площадкам следует воспользоваться предварительно зарисованной схемой соединений.

2.8. По результатам проделанной работы оформить отчет.

3 Методический материал к лабораторной работе

Для привода в действие отопительных и вентиляционных установок, стекло- и фароочистителей, стеклоподъемников и другого вспомогательного оборудования в автомобилях используется электропривод. Электропривод состоит из управляемого электродвигателя, системы передачи механической энергии потребителю и системы управления. Довольно часто электродвигатель объединяют с системой передачи энергии и частично с системой управления и защиты. Электродвигатель, объединенный с редуктором образует моторедуктор.

На автомобили устанавливаются коллекторные электродвигатели постоянного тока мощностью, выбираемой из ряда 6, 10, 16. 25, 40, 60, 90,120, 150, 180. 250 Вт, и частотой вращения, соответствующей ряду 2000, 3000 4000 5000. 6000. 8000, 9000 и 10000 мин-1.

Устройство электродвигателей, используемых в приводе вспомогательного электрооборудования автомобилей.

Двигатели с электромагнитным возбуждением имеют параллельное, последовательное и смешанное возбуждение. Регулирование их частоты вращения может осуществляться введением резистора в цепь возбуждения или якоря, переключением в цепи обмотки возбуждения. Реверсивные двигатели снабжены двумя обмотками возбуждения. Электродвигатели малой мощности (до 60 Вт) выполняются двухполюсными, пакеты статора и якоря набираются из стальных пластин.

Применение постоянных магнитов упрощает конструкцию электродвигателя. В автомобильных электродвигателях используются магниты из гексаферрита бария изотропные 6БИ240, М6БИ230Ж и анизотропные 24БА210, 18БА220 и 14БА255. Последние три цифры в наименовании магнита указывают на величину его коэрцитивной силы по намагниченности в кА. Коллекторы выполняются штамповкой из медной ленты или трубы с продольным пазами на внутренней поверхности и спрессовываются пластмассой.

В электродвигателях применяются щетки марок М1, 96, 960, ЭГ51. В двухскоростных электродвигателях между двумя основными щеткам устанавливается третья. Частота вращения электродвигателя с возбуждением от постоянных магнитов зависит от числа рабочих проводников обмотки якоря, заключенных между щетками. При подаче питания на третью щетку число таких проводников уменьшается, и частота вращения растет.

Коэффициент полезного действия электродвигателей зависит от их мощности, но обычно не превышает 60%.

Технические данные некоторых типов электродвигателей с электромагнитным возбуждением приведены в соответствии с таблицей 13.1, а с возбуждением от постоянных магнитов в соответствии с таблицей 13.2.

Таблица 13.1- Технические данные некоторых типов электродвигателей с электромагнитным возбуждением

    Полезная Сила по- Частота  
Электро- Напряже- мощность, требляе- вращения, Масса, кг
двигатель ние, В Вт мого тока, мин-1  
      А    
    Параллельное возбуждение    
МЭ7Г         0,83
МЭ12     3,8   1,3
МЭ22А         6,3
    Последовательное возбуждение  
МЭ106   40/16 11/6,5 3000/2000 3,5
МЭ201     3,5   0,5
МЭ202А     3.5   0,5
МЭ211Б     5,3   1,3
МЭ218В     5,3   1,3
МЭ222         5,0
МЭ226     7,5   1,65
МЭ225А     4,5   0,85
    Смешанное возбуждение    
32.3730         4.7
МЭ14А,Б     4.2   1,3

Таблица 13.2 - Технические данные некоторых типов электродвигателей с возбуждением от постоянных магнитов

Электро- Привод Напряже- Полезная Частота Масса, кг  
двигатель   ние, В мощность, вращения,  
      Вт мин-1    
МЭ268 омывателя       0,14  
МЭ237Б стеклоочи-       0,9  
45.3730 стителя       1,0  
МЭ11 отопителя       0,5  
МЭ236 – // –          
МЭ255 – // –       0.8  
19.3730 – // –       1.3  
51.3730 – // –       1.3  
49.3730 – // –       0,68  
74.3730 – // –       0,5  
9742.3730 – // –          
МЭ272 – // –       2,5  

Стеклоочиститель предназначен для механической очистки лобового стекла (в некоторых моделях автомобилей и заднего) от атмосферных осадков и грязи. Электрический стеклоочиститель представленный в соответствии с рисунком 1 состоит из электродвигателя 1, червячного редуктора 3, привода (кривошипный механизм 4, система рычагов и тяг 2) и щеток 5.

а)

б)

Рисунок 1

Электродвигатель стеклоочистителя через червячный редуктор приводит во вращение кривошип, который через систему приводных рычагов и тяг сообщает щеткам качательные движения.

Алгоритм управления стеклоочистителем в простейшем случае должен обеспечивать работу с малой и большой частотой вращения его электродвигателя и укладку щеток при отключении стеклоочистителя в крайнее положение, в котором они не мешают обзору водителя.

На рисунках 10.3 и 10.4 приведены схемы управления стеклоочисткой с электродвигателями, возбуждаемыми постоянным магнитом, и с электромагнитным возбуждением, соответствующие этому алгоритму. Схема управления двухскоростным стеклоочистителем при использовании электродвигателя с возбуждением от постоянных магнитов представлена в соответствии с рисунком 2.

Рисунок 2

Схема управления двухскоростным стеклоочистителем при использовании электродвигателя с электромагнитным возбуждением представлена в соответствии с рисунком 3.


Рисунок 3

Переключатель SA имеет три положения, соответствующие требованиям алгоритма работы стеклоочистителя. В положении I электропитание подается непосредственно на основные щетки электродвигателя, и он работает на низкой частоте вращения. Перевод переключателя в положение II подводит питание к третьей щетке электродвигателя с возбуждением от постоянных магнитов или через резистор Я к параллельной обмотке возбуждения двигателя со смешанным электромагнитным возбуждением. При этом двигатель переходит на высокую частоту вращения с повышенной интенсивностью очистки. Для остановки привода выключатель переводится в положение 0. Однако двигатель при этом сразу не останавливается и продолжает работать, получая питание через размыкающий контакт концевого выключателя SQ.

В схеме на рисунке 10.3, после установки щеток в крайнее положение концевой выключатель срабатывает и замыкает замыкающий контакт, после этого электропитание двигателя прекращается и он ускоренно останавливается в режиме динамического торможения, т.к. его щетки оказываются соединены между собой накоротко. В схеме на рисунке 10.4, остановка двигателя происходит с соединением щеток через обмотки возбуждения. Биметаллический предохранитель FU защищает двигатель от перегрузки.

Более полный алгоритм управления стеклоочистителем предполагает периодическое его включение через (2-7) сек при совместном управлении стеклоомывателем. Периодичность включения обеспечивается использованием теплового или электронного реле.

Электродвигатель, используемый в приводе, ранее обозначался буквами «МЭ», номером модели и ее модификацией. Например, МЭ14А. В настоящее время используется цифровое обозначение вида ХХХХ.3730, где первые две цифры соответствуют номеру модели, третья цифра – модификации, а четвертая – исполнению (в некоторых случаях третья и четвертая цифры могут отсутствовать). Так 9742.3708 – это электродвигатель 97 модели, четвертой модификации, общеклиматического исполнения.

Основные характеристики электродвигателя МЭ14А, применяемого в приводе стеклоочистителя на автомобилях УАЗ, М2140 и др.представлены в соответствии с таблицей 13.3


Таблица 13.3 - Основные характеристики электродвигателя

Наименование параметра МЭ14-А
Тип возбуждения смешанное
Номинальное напряжение, В  
Номинальная мощность, Вт  
Потребляемый ток, А 4,2
  Вращающий момент, кгс м 0,09
 
Максимальный эффективный мо- мент на валу редуктора, кгс⋅м 0,25
 
2,5
Пусковой момент, кгс м  
Частота вращения якоря, мин–1  
Направление вращения левое
Число двойных ходов вала в 1 30-45/50
мин.  
   
Активная длина якоря, мм 37,2
Наружный диаметр якоря, мм 38,9
Число пазов якоря  
Шаг по пазам якоря  
Диаметр провода обмотки якоря, 0,5
мм  
   
Число витков секции (обмотки)  
якоря  
   
Масса, кг 1,3

БЛАНК ОТЧЁТА О ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №13


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: