Глава V. Познание

Сущность познания. Структура познания. Познавательные способности. Проблема истины. Абсолютная и относительная истина. Объективная истина. Виды познания.

Все живые существа обладают способностью взаимодействия с окружающей реальностью, изменяя собственные состояния (например, чувствительность растений к теплу и холоду, приспособленное поведение животных к различным природным условиям). У человека, кроме этого, есть особая способность – воспроизводить окружающий мир в идеальных образах – сознание. Сознание – есть всегда направленность на какой-нибудь предмет – осознание. Получение осознанных образов не есть просто копирование или пассивное отражение, а есть активно конструируемый человеком процесс познания.

Познание – особое взаимодействие человека с миром, результатом которого является знание о мире.

Аристотель писал, что все люди по природе стремятся к знанию. Знание приобретается человеком во всех сферах его деятельности: в обыденной жизни, экономике, политике, религии, искусстве и т. д. И во всех этих сферах знание необходимо человеку, чтобы существовать. С помощью знаний человек ориентируется в окружающем мире, объясняет и предвидит события, вырабатывает новые знания. Именно знания выступают средством преобразования действительности. знания представляют собой динамическую, быстро развивающуюся систему.

Познание всегда обусловлено, с одной стороны, потребностями существования, с другой стороны, самодостаточным поиском знаний о мире. Проблемы познания рассматриваются в особом разделе философии – гносеологии.

Гносеология – это раздел философии, в котором изучается природа познания и его возможности, т. е. как можно познать изменчивый, непрерывно, каждую секунду менявшийся мир. Учение о познании стало разрабатываться со времен Гераклита, Платона, Аристотеля.

В истории философии сложилось две принципиальные позиции по отношению к проблеме получения достоверного знания о мире. Гносеологические оптимисты исходят из того, что получение достоверного знания о мире возможно, а все трудности, с которыми сталкивается человек в процессе познания, преодолимы. Такой точки зрения придерживался, в частности, Л.Фейербах. Согласно другой позиции, утверждается принципиальная ограниченность познания или невозможность получить достоверные знания. Это направление носит название – агностицизм.

Среди центральных задач гносеологии можно выделить следующие:

- обоснование возможности достоверного познания;

- раскрытие многообразия средств познания, различных форм и методов;

- выявление разнообразных видов познавательной деятельности.

Познание есть связь человека с миром. В гносеологии выработаны специальные понятия для изучения этой связи.

Субъект (от лат.subjectum – то, что лежит в основе) познания – тот, кто познает. Под субъектом в философии понимается отдельный человек или социальная группа, общество, все человечество, которое целенаправленно осуществляет познавательную деятельность.

Объект (от лат. objectum – предмет, то, что противостоит) познания – тот фрагмент реальности, на который направлено познание. Объектом познания всегда выступают те явления, которые человек выбирает для познания. Объектом могут быть не только материальные, но и духовные явления. Сознание человека может быть объектом психологии.

С тем или иным пониманием объекта в истории философии были связаны определенные установки на познание. Европейская гносеология классического периода (XVIII в.) сосредотачивала свое внимание большей частью на объекте. В результате появился идеал и критерий познания – объективность.

Объективность все то, что:

- совпадает со свойствами объекта;

- устраняет из знания все субъективное, принадлежащее к человеческим свойствам.

Знание понимается как сам объект в мысленном выражении. Субъект и объект противопоставлены друг другу. Объект существует сам по себе, и человек никак не воздействует на реальность, которую он познает.

Мы познаем не сам мир, а наше взаимодействие с миром.

В современной науке грани между субъектом и объектом порой вообще трудноуловимы. В квантовой механике познание микрообъектов зависит от приборов и условий познания. В гуманитарных науках учет влияния субъекта на объект обязателен.

Субъектно-объектные отношения не образуют взаимоисключающие отношения, а являются системой, элементы которой имеют связь только во взаимозависимости друг от друга и от системы в целом.

Методы и средства познания – способы получения знаний.

Истина – конечный результат.

Таким образом, познание:

- направлено на изучение объекта;

- есть система субъектно-объектного взаимодействия;

- предполагает социально-историческую обусловленность субъекта.

Человек познает мир благодаря наличию у него чувственных, рациональных и интуитивных способностей, которые неразрывно связаны друг с другом. Принято выделять чувственное и рациональное познание. Рационалисты (Р. Декарт, Г. Лейбниц, Б. Спиноза) решающее значение придавали рациональному познанию, не отрицая при этом значения чувственного уровня познания. Эмпирики (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк) признавали чувственное восприятие единственным источником наших знаний, утверждая, что «в разуме человека нет ничего, что не прошло бы через чувства».

Через органы чувств человек контактирует с внешней средой. Их развитие является результатом эволюции органического мира и общества.

Элементами чувственного познания являются: ощущения, восприятие, представление.

Ощущения - фиксируют отдельные свойства предмета (боль, тепло). Это простейший и исходный элемент чувственного познания и человеческого сознания вообще. Ощущение – это субъективный образ объективного мира, поскольку они зависят от состояния органов чувств и всего организма.

Восприятия - фиксируют систему свойств (восприятие формы, цвета, расположения). Это целостный образ материального предмета. Оно не является механической суммой ощущений. Это форма синтеза разнообразных проявлений предмета, которая неразрывно связана с другими актами познавательной и практической деятельности.

Представления формируются на основе памяти и воображения, создают целостный образ предмета, который не дан непосредственно в ощущениях и восприятии.

Ощущения, восприятия и представления являются субъективными образами объективного мира. Они зависят от индивидуальных качеств конкретных людей.

Данные формы чувственного познания возникают не только под воздействием среды на органы чувств, а в процессе очеловечивания природы. Информация от органов чувств неразрывно связана с теми или иными переживаниями, эмоциями, видимыми не только глазом, но и разумом. Чувственное познание – это важная и необходимая ступень познания. Однако, оно не дает возможности человеку понять сущность предметов, открыть законы природного и социального мира. Эта задача решается на уровне рационального познания. Чувственного знания, обособленного от рационального, не существует.

Рациональное познание строится на способности человека в своей мыслительной деятельности отходить от чувственно-конкретных предметов и их особенностей, чтобы находить в однородных предметах и явлениях главные, существенные и необходимые черты и качества. В связи с этим, ведущей формой рационального является абстрактное мышление. Воспринимая конкретный стол и говоря: «Это стол», – человек уже мыслит. С одной стороны, это чувственный образ определенного предмета, но чтобы назвать этот предмет столом, необходимо выделить у всех столов общее свойство быть столами. Таким образом, происходит абстрагирование – создание таких образов реальности, которые отвлечены от конкретных чувственных предметов и выражены в слове.

Основные формы рационального познания (мышления) – это собирательные, абстрактные образы действительности, с помощью которых осуществляется отражение и познание мира. В первую очередь, это – понятие, суждение, умозаключение.

Понятие – форма мысли, в которой выражены общие, существенные и необходимые свойства, признаки предметов и процессов. Например, понятия: человек, река, красота, справедливость.

В процессе познания и практической деятельности недостаточно выяснить общее, существенное. Не менее важно познать связи между явлениями, отношения между ними. Это можно сделать, объединив понятия в суждения.

Суждение – форма мысли, в которой что-либо утверждается или отрицается; в которой устанавливается наличие или отсутствие какого-либо свойство предмета.

Умозаключение – рассуждение, в ходе которого из нескольких суждений выводятся новые.

Абстрактно-мыслительные способности человека отличаются:

- способностью к выделению общего в предметах;

- способностью к выделению существенного;

- способностью к образованию идей, которых нет в природной реальности;

- опосредованным познанием действительности (то, что происходит в уме).

Кроме абстрактного существует наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.

Современная гносеология раскрывает роль интуиции в познании. Интуиция – элемент любого познавательного акта. Демокрит и Платон считали интуицию внутренним зрением, высшей способностью ума. Для Декарта интуиция – это возможность ясно и отчетливо усматривать идеи, заключенные в душе человека. Он писал: «Под интуицией я имею в виду… понимание ясного и внимательного ума, настолько легкое и ясное, что не остается совсем никакого сомнения относительно того, что мы понимаем, или, что то же самое, несомненное понимание ясного и внимательного разума, который рождается один только светом разума и является более простым, а значит, и более точным, чем сама дедукция…»[19]. По мнению Л. Фейербаха, интуиция кроется в самой чувственности человека.

Интуиция – процесс перевода содержания знаний из бессознательного в сознание. Поэтому нельзя говорить, что существует интуитивное знание: знание всегда осознанно, интуитивным может быть способ его получения. Осознание интуитивного осуществляет интеллект. Чем более развит интеллект, тем больше он будет фиксировать интуитивных элементов. Уровень интеллекта определяется глубиной областей бессознательного, которые он способен осознать. По мнению современных психологов и нейрофизиологов, интуиция включает ряд этапов:

1. накопление и бессознательное распределение образов и абстракций в памяти;

2. неосознанное комбинирование и переработка накопленных образов и абстракций;

3. четкое осознание задачи;

4. нахождение решения, существующей задачи.

При этом решение задачи может придти и в неожиданное время. Однако, это решение приходит не просто так, это всегда результат напряженной работы.

Конечной целью и результатом познавательной деятельности является знание. В самом широком смысле, знание есть результат работы сознания в системе человеческой деятельности. Можно выделить ряд типов знания:

- знание «как?» – умение что-то сделать;

- знание – «знакомство» (с городом, например);

- знание – информация «что?»

Анализ последнего вида знания позволяет применять к нему такие оценки, как истина, ложь, достоверность, недостоверность.

Стимулом и ориентиром познания всегда служила истина. Основная характеристика истины – достоверность. Достоверность – это усмотрение в истине признака, который отличает ее от не-истины. В качестве таких признаков выделяют:

1. гносеологические признаки:

а) эмпирический критерий – опытная подтвержденность, - те знания можно считать истинными, которые можно проверить на практике;

б) логический критерий – непротиворечивость логическим законам, так как знание выразимо средствами мышления, то истинное знание не должно противоречить правильному мышлению;

в) аксиологический критерий – истина не должна противоречить общечеловеческим ценностям.

2. психологические признаки – достоверность как чувство истины, убежденность человека, психологическое удовлетворение, «устойчивое верование» (данный признак нельзя считать определяющим, так как убедить в истине, еще не значит доказать ее; например, часто интуицию считают критерием истины, хотя она может давать ложные знания).

3. прагматический критерий – истина – «инструмент успеха», та информация может быть истинной, которая лучше других применима для объяснения какой-либо ситуации.

Поиски универсальных критериев истинности человеческих познаний в ХХ веке подтверждают вывод о том, что истины не может гарантировать ни один заранее изобретенный метод. Истина – понятие гносеологическое, т. е. характеризует содержание наших знаний, а не саму реальность. Поэтому, подчеркивая относительность истины, подчеркивается относительность человеческих знаний. Помимо относительной истины, используется и понятие абсолютной истины. Абсолютная истина – это полное, точное, всестороннее знание о каком-либо явлении. Чем более сложным будет явление, тем сложнее будет достичь абсолютной истины. Но при этом любая относительная истина содержит в себе частицу истины абсолютной. В этом смысле, абсолютная истина – это то, к чему стремиться человек, конечная цель познания.

Абсолютная и относительная истины – это всего лишь разные уровни объективной истины.

Преувеличение роли абсолютной истины может привести к догматизму, относительной – к релятивизму.

Следует также помнить о том, что истина всегда конкретна. Истины вообще не существует. Человек в своей деятельности опирается на знания, законы. Однако, знания развиваются и в каждом конкретном случае они отражают только определенные предметы и процессы. Использование их требует уточнения, учета места и времени, условий развития самой объективной действительности.

В культурном же контексте истина может употребляться и в других смыслах. Истина как мудрость – сочетание глубины разума и личного опыта жизни; истина как божественное откровение в религии, мистицизме, где она понимается как абсолютное, неизменное; истина как правда и смысл жизни в нравственной ориентации человека.

В ХХ веке в философии большое развитие получила сфера, изучающая познавательные средства – методология. Еще Р. Декарт настаивал на том, что человеком всегда владеет слепое любопытство и он может долго бродить в поиске «сокровищ», блуждая во тьме. Любое познание, полагал великий философ, должно опираться на метод – достоверные и легкие правила, соблюдая которые, человек никогда не примет ничего ложного за истинное.

Виды познания. В истории человечества всегда существовали сферы, в которых человек пытался осмыслить мир в целом и свою сопричастность этой целостности. По-разному это осмысление выражалось в мифологии, религии, философии. Их объединяет то, что они имеют дело с предельными основами человеческого бытия, существующими на границе конечного и бесконечного, им присуща общая функция синтеза, придания целостности миру, привнесения абсолютности в мир относительного различия коренятся в способах познания.

Мифология базируется на дологическом, символическом, образно-эмоциональном восприятии мира. Создание фантастических образов, выявление магических связей между человеком и миром, описательное непричинное объяснение придавало так или иначе смысловую целостность реальности, в которой человек находил свое место, установленное логикой мифического жизнеустройства. Мифология – это одна из первых форм познания и объяснения мира. Другим видом познания является познание религиозное.

Религия ориентирует познание на восприятие Божественного через веру, логику сердца, а не логику разума. Знание имеет Божественную основу, поэтому не человек овладевает знаниями, а знание овладевает человеком. Поэтому подчеркивается необходимость молитвы, исповеди, наставления как средств познания, как нравственного пути для причащения разума.

Философское понимание мира, прежде всего, теоретическое осмысление мира. Прояснить существующее мыслью – основная задача, поставленная философией. «Что есть начало всех вещей?», философский вопрос, предполагающий видение целого, которое постигается разумением, пониманием, умозрением.

Все виды и способы познания необходимы человеку в той или иной степени. Знание есть, было и будет одним из самых больших богатств мира, а вот умение распорядиться этим богатством касается других, более глубоких основ человеческого существования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: