Глоссарий

Агностицизм – учение о реальности недоступных познанию вещей.

Аксиология – учение о ценностях, развитое в конце XIХ – начале ХХ в.

Антиномия – противоречие между двумя положениями, каждое из которых соответствует теории.

Антропология – учение о человеке.

Антропоцентризм – принцип философии, согласно которому человек есть центральное звено мироздания.

Апория – непреодолимое противоречие при разрешении проблемы.

Априори – знание, предшествующее опыту. По отношению к априори противоположностью является апостериори (на основании опыта).

Верификация – установление достоверности высказываний опытным путем.

Воля – способность человека к дополнительным усилиям, необходимым для достижения цели. Волюнтаризм объявляет волю высшим принципом бытия.

Герменевтика – направление современной философии, считающее основным вопросом философии истолкование, понимание текстов.

Гносеология – философская теория познания. Этот раздел философии изучает взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношение знания к действительности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания.

Гуманизм – система воззрений, придающая человеку значение приоритетной ценности.

Дао – одна из важнейших категорий в китайской классической философии. Первоначально Дао означало «путь», «дорога». Впоследствии Дао было применено в философии для обозначения «пути» природы, ее закономерности. Вместе с тем оно приобрело также смысл жизненного пути человека, превратившись в понятие «этическая норма».

Дедукция – выведение новых мыслей чисто логическим путем.

Деизм – учение, которое признает бога в качестве безличной первопричины мира, развивающегося затем по своим собственным законам.

Детерминизм – концепция, признающая первичную обусловленность всех явлений. Противоположность детерминизму – индетерминизм.

Диалектика – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

Диалектика – наука о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления.

Дуализм – признание двух несводимых друг к другу начал. Противоположность дуализма – монизм.

Идеал – совершенство или высшая цель стремлений.

Идеализм – философское учение, считающее основным вопросом философии проблему идей. Идеализм субъективный (Беркли, Фихте) занят идеями (мыслями, понятиями, интуициями, чувствами) человека. Идеализм объективный (Платон, Гегель) рассматривает идеи как нечто объективное, не зависящее от людей.

Имманентное – внутренне присущее тому или иному предмету, явлению или процессу свойство (закономерность).

Индукция – форма мышления, целью которой является выделение общего правила.

Интенция – направленность сознания на какой-либо предмет.

Интерпретация – установление соответствия между логическим (понятие, умозаключение), словесным и фактуальным материалом.

Иррациональное – не выразимое логическими свойствами.

Материализм – философское направление, в котором основным вопросом философии считается вопрос о материи. Все реалии рассматриваются как непосредственно производные от материи.

Метод – способ познания.

Методология – совокупность познавательных средств, методов, приемов, используемых в какой-либо науке.

Механицизм – мировоззрение, объясняющее развитие природы и общества законами механической формы движения материи, которые рассматриваются как универсальные и распространяются на все виды материального движения.

Монада – философский термин, означающий структурную, субстанциальную единицу бытия. Одно из основных понятий философии Лейбница.

Монизм – философские учения, признающие основой всего существующего одно начало (материю, дух, вещество, Бог). Противоположность дуализму и плюрализму.

Натурфилософия – философия природы, особенностью которой является преимущественно умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности.

Онтология – учение о бытии.

Пантеизм – учение, отождествляющее Бога и природу.

Провиденциализм – религиозно-философское воззрение, согласно которому развитие человеческого общества, источники его движения и цель определяются внешними по отношению к историческому процессу силами – провидением, богом.

Просветительство – общественно-политическое течение, представители которого стремились устранить недостатки существующего общества, изменить его нравы, политику, быт путем распространения идей добра, справедливости, научных знаний.

Противоречие – в логике противоречием являются два высказывания, из которых одно является отрицанием другого.

Релятивизм – учение об относительности, условности и субъективности человеческого познания. Признавая относительность знаний, релятивизм отрицает объективность познания.

Самосознание – выделение человеком себя из объективного мира, осознание и оценка своего отношения к миру, себя как личности, своих поступков, действий, мыслей и чувств, желаний и интересов.

Сенсуализм – учение в гносеологии, признающее ощущение единственным источником познания.

Структура – строение и внутренняя форма организации системы, выступающая как единство устойчивых взаимосвязей между ее элементами, а также законов данных взаимосвязей.

Сублимация – переключение энергии с социально неприемлемых (низших, низменных) целей и объектов на социально приемлемые (высшие, возвышенные).

Сущность – смысл данной вещи, то, что она есть сама по себе, в отличие от изменчивых состояний вещи под влиянием тех или иных обстоятельств.

Теория общественного договора – учение о возникновении государства и права в результате сознательно заключенного между людьми договора.

Трансцендентальное – в философии Канта априорные формы познания, позволяющие осмыслить опытные данные.

Трансцендентное – запредельное по отношению к какой-либо сфере или к миру в целом. В философии Канта трансцендентное есть недоступное теоретическому познанию.

Феномен – понятие, означающее явление, данное нам в опыте, постигаемое при помощи чувств. Феномен принципиально отличается от ноумена, который остается за пределами опыта и является предметом интеллектуального созерцания.

Экзистенция – одно из основных понятий экзистенциализма, означающее способ бытия человеческой личности.

Эмпиризм – направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником знаний, утверждающее, что все знание обосновывается в опыте и посредством опыта.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: