Судоустройство Украины

Конституция Украины содержит самостоятельные разделы, посвященные правосудию (ХVII), прокуратуре (VII) и Конституционному суду (ХII), которые отличаются достаточно детальной регламентацией вопросов судоустройства и прокурорского надзора. К собственно конституционным основам судебной власти отнесено ряд универсальных демократических начал. Первое из них – осуществление правосудия в Украине только судами. Делегирование функций судов, а также присвоение этих функций другими органами или должностными лицами не допускается. Юрисдикция судов распространяется на все правоотношения, возникающие в государстве.

Система судов общей юрисдикции в Украине строится по принципам территориальности и специализации.

Судебную систему общей юрисдикции образуют Верховный Суд Украины, Верховный Суд Республики Крым, областные, Киевский и Севастопольский городские суды, межрайонные (окружные) и районные (городские) суды.

В систему общих судов входят военные суды.

К специализированным судам относятся Высший арбитражный Суд Украины, арбитражный суд Республики Крым, арбитражные областные, Киевский и Севастопольский арбитражные суды.

Предполагается создание местных, апелляционных, специализированных и иных судов, что должно найти отражение в новом законе о судоустройстве Украины.

Конституционный суд Украины, состоящий из восемнадцати судей, формируют три ветви власти: Президент Украины, Верховная Рада, Съезд судей Украины.

На должность судьи может быть рекомендован квалификационной комиссией судей гражданин Украины, не моложе двадцати пяти лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы в области права не менее трех лет, проживающий в Украине не менее десяти лет и владеющий государственным языком (ст. 127 Конституции). В соответствии с Конституцией (ст. 131) создан и действует Высший совет юстиции. К его ведению относится внесение представлений о назначении судей на должность или об освобождении их от должности, принятие решений по нарушениям судьями и прокурорами требований относительно несовместимости (невозможности принадлежать к политическим партиям и профсоюзам, принимать какое бы то ни было участие в политической деятельности, иметь представительский мандат, занимать какие-либо иные оплачиваемые должности, выполнять другую оплачиваемую работу, кроме научной, педагогической и творческой). Высший совет юстиции осуществляет дисциплинарное производство в отношении судей Верховного суда Украины и судей высших специализированных судов и рассматривает жалобы н решения о привлечении к дисциплинарной ответственности судей апелляционных и местных судов, а также прокуроров.

Высший совет юстиции построен следующим образом: Верховная Рада Украины, Президент Украины, съезд судей Украины, съезд адвокатов Украины, съезд представителей юридических высших учебных и научных учреждений назначают в указанный совет по три члена, а Всеукраинская конференция работников прокуратуры – двух членов Высшего совета юстиции. В последний входят также по должности Председатель Верховного суда Украины, Министр юстиции и Генеральный прокурор Украины.

Конституция Украины 1996 г., возложившая на прокуратуру функции:

1) поддержания государственного обвинения;

2) представительства интересов граждан или государства в суде, в случаях, определенных законом;

3) надзора за соблюдением законов при исполнении судебных решений по уголовным делам, также применение иных мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан.

38. Юстиция зарубежных стран. Юстиция США

Судебная система США включает систему федеральных судов и судебные системы 50 штатов, отличающиеся разнообразием. Федеральные суды в США действуют на основе акта Конгресса 1789 г., изданного на основе Конституции США 1787 г., а штаты имеют свои законы о судоустройстве. В настоящее время в США законодательство о судебной организации включено в Свод законов США: раздел 28 «Судоустройство и судебный процесс».

Федеральная судебная система состоит из трех уровней:

1. Районные федеральные суды, размещенные по судебным округам. Их 94. Состоят из 1-18 профессиональных постоянных судей, рассматривающих отнесенные к их подсудности дела по первой инстанции единолично и с участием 12 присяжных заседателей. (В основном гражданские дела по искам, предъявляемым от имени правительства США, между гражданами разных штатов, иностранцами; споры о несостоятельности, об авторском и патентном праве, все дела адмиралтейства и морской юрисдикции; уголовные дела о преступлениях, караемых федеральным законом). Районные федеральные суды выдают также запрещающие приказы по ходатайству Генерал-атторнея, касающиеся забастовок, а в случае нарушения запрета налагают высокие штрафы на профсоюзы и лидеров профсоюзного движения. В их компетенцию входит и осуществление конституционного контроля при рассмотрении конкретных дел.

2. Второе звено федеральной судебной системы – это окружные апелляционные суды, которых насчитывается 13. Число судей от 10 до 15. Апелляционные жалобы на решения районных судов рассматривают в составе трех судей; по спорным делам в принятии решения принимает участие весь состав суда.

3. Венчает пирамиду федеральных судов и судов всей страны Верховный Суд США, состоящий из 9 судей и многочисленного обслуживающего персонала. Его штаб-квартира находится в Вашингтоне (штат Колумбия). Действует в качестве суда первой инстанции по делам особой важности (не более 1-2-х дел в год). Наделен исключительным правом рассмотрения споров, в которых субъектами выступают штаты или официальные представители иностранных государств.

Верховный Суд США – высшая апелляционная инстанция в стране, как для федеральных, так и судов штатов, но практически заслушивает сравнительно небольшой процент поступающих жалоб

К федеральным судам также относятся: Таможенный суд и Апелляционный таможенный суд, Налоговый суд, Суд по претензиям к правительству США, суды по делам о банкротстве, Апелляционный суд по делам ветеранов, Военный апелляционный суд и некоторые другие.

В 1978 г. в США появилась должность независимого прокурора как блюстителя правовой порядочности власти. Он назначается Генерал-атторнеем и расследует дела в отношении высших должностных лиц, включая президента, при наличии компрометирующих сведений.

Органы предварительного расследования отличаются полной децентрализацией: параллельно действующие структуры, независимые друг от друга. Так, на федеральном уровне расследованием соответствующих категорий дел занимаются:

l Федеральное бюро расследований;

l Секретная служба казначейства;

l Бюро наркотиков;

l Таможенное бюро;

l Служба иммиграции;

l Инспекторский Департамент почтового ведомства и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: