1)Понятие правосудия и его соотношение с судебной властью.
Правосудие- самост. вид гос. деят-ти, главная и основная функция судеб. власти, осуществляемая спец. субъектом-судом. Правосудие – самостоятельный вид гос.деятельности, главная и основная функция судебной власти, осуществляемая специальным субъектом – судом. Судебная власть осуществляется только судом. Не является правосудием юрисдикционная деятельность других государственных органов и общественных организаций. Судебная деятельность осуществляется присущими ей методами путем рассмотрения и разрешения конкретных юридических дел. Обычные методы осуществления правосудия:
рассмотрение и разрешение в судебных заседаниях гражданских дел, связанных с охраной прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений, организаций, т.е. гражданский процесс; 2)рассмотрение в судебных заседаниях уголовных дел, решение вопроса о виновности подсудимых, применение наказания к лицам, признанным виновными в совершении преступления, либо оправдание невиновных, т.е. уголовный процесс.
|
|
Действующее законодательство и практика его применения знают еще три способа отправления правосудия:
рассмотрение в судебных заседаниях дел об административных правонарушениях, т.е. административное судопроизводство; 2)рассмотрение в судебных заседаниях хоз. споров между субъектами хозяйствования, т.е. хозяйственное судопроизводство; 3)конституционное судопроизводство, осуществляемое Конституционным Судом при выполнении функции конституционного контроля, определении конституционности нормативных актов.
Правосудие — не только деятельность суда первой инстанции, рассматривающего дело по существу, но и проверка вышестоящим судом законности и обоснованности как не вступивших, так и вступивших в законную силу судебных постановлений. Отличительной чертой правосудия является специфика его содержания как разновидности государственной деятельности. Деятельность по осуществлению правосудия состоит из познавательно-удостоверительной и правоприменительной деятельности. Обязательный отличительный признак правосудия — процессуальная форма, т.е. соблюдение при рассмотрении судебных дел предусмотренной законом юридической процедуры. Правосудие - регулируемая законом деятельность суда по рассмотрению и разрешению в судебных заседаниях в установленном порядке юридических дел с применением в необходимых случаях от имени государства мер государственного воздействия (юридических санкций) к правонарушителям в целях охраны от посягательств прав и свобод граждан, защиты нарушенного либо оспариваемого права, либо охраняемых законом интересов, а также нравственно-правового воспитания населения и предупреждения правонарушений.
|
|
Правосудие и судебная власть — близкие, но не идентичные понятия.
Правосудие — главная и основная функция судебной власти, Судебная власть — более широкое понятие, поскольку, кроме правосудия, она включает и выполнение других многочисленных обязанностей и действий. Судебная власть имеет свои символы, под которыми обычно понимают образы, выражающие определенную идею.
К атрибутам судебной власти, ее символам, кроме флага и герба государства, следует отнести судейские мантии, в которые при отправлении правосудия облачаются судьи.
2)Экономический суд СНГ
УТВЕРЖДЕНО
Соглашением Совета глав государств Содружества Независимых Государств 06.07.1992
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СУДЕ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
Экономический суд СНГ – это один из постоянно действующих органов СНГ, расположенный на территории РБ в г. Минске. Компетенция, организация и порядок деятельности суда определено соглашением о статусе экономического суда СНГ и регламентом экономического суда СНГ. К ведению суда относятся разрешение межгосударственных экономических споров одной (или обе) из сторон которого является государство-участник СНГ.
Суд также осуществляет толкование международных договоров, актов СНГ и бывшего СССР. Экономический суд образуется из равного числа судей по 2 судьи от каждого государства-участника. Председатель суда и его заместители избираются судьями и утверждаются советом глав государств СНГ сроком на 5 лет. В структурном плане суд состоит из коллегии суда, полного состава суда и пленума суда. Коллегии экономического суда утверждаются полным составом суда в количестве 3-5 судей сроком на 1 год.
Полный состав экономического суда состоит из всех судей суда, высшим коллегиальным органом является пленум. Пленум экономического суда СНГ действует в составе всех судей суда, а также председателей высших хозяйственных арбитражных судов государств-участников.
1. Экономический Суд Содружества Независимых Государств (далее - Экономический Суд) создается в целях обеспечения единообразного применения соглашений государств-участников Содружества Независимых Государств и основанных на них экономических обязательств и договоров путем разрешения споров, вытекающих из экономических отношений.
2. Организация, порядок деятельности, компетенция Экономического Суда определяются межгосударственными соглашениями и настоящим Положением. Процедура разрешения споров устанавливается Регламентом, утверждаемым Пленумом Экономического Суда Содружества.
3. К ведению Экономического Суда относится разрешение межгосударственных экономических споров:
возникающих при исполнении экономических обязательств, предусмотренных соглашениями, решениями Совета глав государств, Совета глав правительств Содружества (далее - акты Содружества) и других его институтов;
о соответствии нормативных и других актов государств-участников Содружества, принятых по экономическим вопросам, соглашениям и иным актам Содружества.
По вопросу, касающемуся толкования части 2 пункта 3, см. Решение Экономического Суда СНГ от 11.11.1997 N С-1/1-97.
Соглашениями государств-участников Содружества к ведению Экономического Суда могут быть отнесены другие споры, связанные с исполнением соглашений и принятых на их основе иных актов Содружества.
Споры рассматриваются Экономическим Судом по заявлению заинтересованных государств в лице их полномочных органов, институтов Содружества.
Экономический Суд не может отказаться от разрешения спора за отсутствием или неясностью подлежащей применению нормы права.
|
|
4. По результатам рассмотрения спора Экономический Суд принимает решение, в котором устанавливается факт нарушения гос-вом-участником соглашений, других актов Содружества и его институтов (либо отсутствие нарушения) и определяются меры, которые рекомендуется принять соответствующему государству в целях устранения нарушения и его последствий. Гос-во, в отношении которого принято решение Суда, обеспечивает его исполнение.
Решение Суда должно соответствовать положениям соглашений и иным актам Содружества Независимых Государств, а также применимым нормативным актам.
6. Экономический Суд образуется из равного числа судей от каждого государства-участника.
7. Судьи Экономического Суда избираются (назначаются) в порядке, установленном в государствах-участниках для избрания (назначения) судей высших хоз., арбитражных судов государств-участников Содружества, сроком на 10 лет, на строго профессиональной основе из числа судей хоз., арбитражных судов и иных лиц, являющихся специалистами высокой квалификации в области экономических правоотношений, имеющих высшее юридическое образование.
Пред-ль Экономического Суда и его зам. избираются судьями этого Суда большинством голосов и утверждаются Советом глав государств Содружества сроком на 5 лет.
Пред-ль Экономического Суда, его зам. и судьи не могут быть досрочно отозваны, а также отстранены от должности любым иным способом, за исключением отзыва избравшими (назначившими) их органами в случаях злоупотребления служебным положением, совершения преступления, болезни.
На судей Экономического Суда по истечении их полномочий, при уходе в отставку, в том числе по болезни, распространяются гарантии, предусмотренные законодательством государств-участников для судей в этих государствах.
8. Судьи Экономического Суда независимы и неприкосновенны, не подпадают под юрисдикцию государств пребывания, они не могут быть привлечены к уголовной и административной ответственности в судебном порядке, арестованы, подвергнуты приводу без согласия Экономического Суда.