В зависимости от режима эксплуатации определяют коэффициент запаса прочности каната, коэффициент запаса торможения, отношение диаметра барабана и блока к диаметру каната, допускаемые напряжения в металлоконструкции и механизмах.
Группу режима работы механизма (1M…6M) по ГОСТ 25835-83 принимают (табл. 1) в зависимости от машинного времени работы механизма t0 и коэффициента эквивалентности КНЕ, который учитывает переменность нагрузки:
где Ti – текущая нагрузка(момент, сила); Tmax – наибольшая нагрузка нормально протекающего технологического процесса;
ti – время нагрузки Ti; t0 – машинное время работы.
При заданных группе режима работы и машинном времени работы механизма t0 KHE находят по табл. 1.
Таблица 1
KHE | t0, ч | ||||||
0,5 | 1M | 1M | 1M | 2M | 3M | 4M | 5M |
0,63 | 1M | 1M | 2M | 3M | 4M | 5M | 6M |
0,8 | 1M | 2M | 3M | 4M | 5M | 6M | 6M |
1,0 | 2M | 3M | 4M | 5M | 6M | 6M | 6M |
Машинное время работы t0 и коэффициент эквивалентности КНЕ различных механизмов одного и того же крана могут быть разными.
|
|
Если расчетные коэффициенты и допускаемые напряжения в зависимости от режимов даны по правилам Гостехнадзора, то для перехода к группам режима по ГОСТ 25835-83 используют табл. 2.
Таблица 2
Группа режима | 1М | 2М | 3М | 4М | 5М | 6М |
Режим по правилам Гостехнадзора | Л | С | Т | Р | ||
ПВ, % | 16(15) |
Относительная продолжительность включения (см. табл. 2)
где tраб – время работы; tпауз – время пауз в цикле работы.
1.2. Расчетные нагрузки подшипников качения
Подшипники опор поворотной части металлоконструкций, подъемных стрел, подпятники крюков и подшипники ручных механизмов рассчитывают на статическую грузоподъемность при действии наибольшей нагрузки.
Эквивалентную динамическую радиальную нагрузку для расчета подшипников ходовых колес определяют по формуле
где Fr и Fa – радиальная и осевая нагрузка на подшипник, найденные при действии наибольшей нагрузки на колесо: Fa=0,1Fr; КБ=1.3 – коэффициент безопасности;
– коэффициент эквивалентности, учитывающий переменность нагрузки (FQ–вес груза; G0–вес крана или тележки.)
Эквивалентную динамическую нагрузку для остальных подшипников рассчитывают по формуле
где FrE=Frmax*KHE и FaE=Fa max*KHE – эквивалентные радиальная и осевая нагрузка на подшипник.
Коэффициенты эквивалентности КНЕ рассчитываемых механизмов приведены ниже. Наибольшие нагрузки Frmax и Fa max для механизма подъема определяют при действии веса номинального груза на максимальном вылете стрелы; для механизмов передвижения и поворота – при действии максимального вращающегося момента двигателя.
Ресурс подшипников Lk должен составлять не менее половины машинного времени работы механизма t0.п
|
|
1.2 Коэффициенты полезного действия
В механизмах в качестве опор используют подшипники качения. КПД таких механизмов с учетом потерь в опорах следующие:
hц.п. = 0,93 – периодически смазываемая цепная передача;
hо.п. = 0,95 – открытая зубчатая пара;
hц. = 0,99 – закрытая цилиндрическая пара;
hк. = 0,98 – закрытая коническая пара;
hч. = 0,9 – (I-u/200) – закрытая червячная пара, где u – передаточное число (u>1);
hбл. = 0,97 – канатный блок;
hбар. = 0,98 – барабан;
hм. = 0,99 – муфта;
В значениях КПД барабанов и блоков учтены также потери на перегиб каната.