Товарные знаки в системах прецедентного и кодифицированного права

В странах англосаксонского (обычного, прецедентного) права, таких как США, Англия, Канада, правовая охрана предоставляется не по факту регистрации товарного знака или знака обслуживания, т. е. фирменного наименования, а
по факту его первого использования (преждепользования). При этой системе правовым статусом априори обладает лю-бое придуманное и используемое в хозяйственной деятель-ности обозначение (под использованием понимается также использование в рекламе, хранение на складе и т. д.). В слу-чае возникновения конфликтов между обладателями тожде-ственных или схожих до степени смешения обозначений, окончательное решение по урегулированию конфликта вы-носит суд (причем соответствующее решение может быть максимально гибким)1. При данной системе оптимально реализуется идентификационная функция товарного знака (знака обслуживания).
Процедура регистрации в этих странах также существу-ет, но ее основная цель с точки зрения заявителя — опове-щение третьих лиц о наличии в хозяйственном обороте со-ответствующего знака. Кроме того, факт регистрации товар-ного знака (знака обслуживания) одной из сторон конфликта является весомым аргументом при вынесении положительно-
го решения в случае возникновения конфликта.
Фактически в странах с системой преждепользования ак-цент сделан не на предупреждении конфликтов, а на их раз-решении по мере возникновения, в результате чего основ-ная часть издержек по обеспечению прав собственников ло-жится на судебную систему. В то же время с точки зрения предпринимателей значительно меньше регистрационные из-держки.
Поскольку процедура регистрации товарного знака (зна-ка обслуживания) во многих странах является факультатив-ной, некоторые известные зарубежные фирмы выходят на российский рынок, по инерции продолжая использовать то-варные знаки (знаки обслуживания) без регистрации, тем самым обрекая себя на многочисленные проблемы. В России, как и в ряде других стран континентального (кодифицированного, гражданского) права (Италии, ФРГ, Франции), действует регистрационная система, при которой правовая охрана предоставляется товарному знаку (знаку обслуживания) по факту регистрации, а не по факту ис-пользования. Законом РФ "О товарных знаках" установлены требования к регистрируемому обозначению. В частности, в соответствии со ст. 6 "Абсолютные основания для отказа в регистрации" не допускается регистрация товарных знаков (знаков обслуживания), состоящих только из обозначений:
* не обладающих отличительной способностью;
* представляющих собой государственные гербы, флаги и эмблемы; официальные названия государств, эмблемы, со-кращенные или полные наименования международных меж-правительственных организаций; официальные контрольные, гарантийные и пробирные клейма, печати, награды и дру-гие знаки отличия или сходных с ними до степени смешения;
* вошедших во всеобщее употребление как обозначения товаров определенного вида;
* являющихся общепринятыми символами и терминами;
* указывающих на вид, качество, количество, свойства, название, ценность товаров, а также на место и время их производства или сбыта.
Также не допускается регистрация в качестве товарных знаков (знаков обслуживания) или их элементов обозначе-ний:
* являющихся ложными или способными ввести в заблуж-дение потребителя относительно товара или его изготовителя;
* противоречащих общественным интересам, принципам гуманности и морали.
В соответствии со ст. 7 "Иные основания для отказа в регистрации" не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения:
* с товарными знаками, ранее зарегистрированными или заявленными на регистрацию в Российской Федерации на имя другого лица в отношении однородных товаров;
* с товарными знаками других лиц, охраняемыми без ре-гистрации в силу международных договоров Российской Фе-дерации; * с наименованиями мест происхождения товаров, охра-няемыми в соответствии с законом РФ, кроме случаев, когда они включены как неохраняемый элемент в товарный знак, регистрируемый на имя лица, имеющего право пользования таким наименование;
* с сертификационными знаками, зарегистрированными в установленном порядке.
Также не регистрируются в качестве товарных знаков обозначения, воспроизводящие:
* известные на территории Российской Федерации фир-менные наименования (или их часть), принадлежащие дру-гим лицам, получившим право на эти наименования ранее даты поступления заявки на товарный знак в отношении од-нородных товаров;
4 промышленные образцы, права на которые в Россий-ской Федерации принадлежат другим лицам;
* названия известных в Российской Федерации произве-дений науки, литературы, и искусства, персонажи из них или цитаты, произведения искусства или их фрагменты без согласия обладателя авторского права или его правопреем-ников;
* фамилии, имена, псевдонимы и производные от них, портреты и факсимиле известных лиц без согласия таких лиц, их наследников, соответствующего компетентного органа или Верховного Совета Российской Федерации, если эти обо-значения являются достоянием истории и культуры Российской Федерации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: