Роль и значение

Таким образом, можно сделать вывод о том, что решения органов судейского сообщества играют не маловажную роль в судебной системе Российской Федерации. Органы судейского сообщества созданы, в первую очередь, для защиты прав и законных интересов судей. А также органы судейского сообщества выполняют ряд других значимых функций для поддержания судебной системы в порядке. Они обеспечивают соблюдение судьями в их профессиональной деятельности и личном поведении требований, предъявляемых к ним Конституцией РФ, иными актами законодательства и Кодексом этики, содействуют реализации гарантий независимости и неприкосновенности, способствуют совершенствованию судебной системы и судопроизводства.

10. Порядок принятия и сдачи квалификационного экзамена на должность судьи.

 

.Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе.

2. Председатель суда, в котором открылась вакантная должность судьи, сообщает об этом в соответствующую квалификационную коллегию судей не позднее чем через 10 дней после открытия вакансии.

Квалификационная коллегия судей не позднее чем через 10 дней после получения сообщения председателя суда объявляет об открытии вакансии в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений.

3. Любой гражданин, достигший установленного настоящим Законом возраста, имеющий высшее юридическое образование, требуемый стаж работы по юридической профессии и не имеющий заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, вправе сдать квалификационный экзамен на должность судьи, обратившись для этого в соответствующую экзаменационную комиссию с заявлением о сдаче квалификационного экзамена. Помимо указанного заявления в экзаменационную комиссию представляются:

подлинник документа, удостоверяющего личность претендента как гражданина Российской Федерации, или его копия;

анкета, содержащая биографические сведения о претенденте;

подлинник документа, подтверждающего юридическое образование претендента, или его копия;

подлинники трудовой книжки, иных документов, подтверждающих трудовую деятельность претендента, или их копии;

документ об отсутствии у претендента заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи.

Экзаменационная комиссия не вправе отказать в приеме квалификационного экзамена на должность судьи гражданину, представившему документы (или их копии), указанные в настоящем пункте.

4. Квалификационный экзамен на должность судьи принимается экзаменационной комиссией, состоящей при соответствующей квалификационной коллегии судей, которая утверждает персональный состав экзаменационной комиссии.

Порядок проведения квалификационного экзамена на должность судьи, а также положение об экзаменационных комиссиях утверждаются Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации.

5. Квалификационный экзамен на должность судьи сдает гражданин, не являющийся судьей. Результаты квалификационного экзамена действительны в течение трех лет после его сдачи, а после назначения гражданина на должность судьи - в течение всего времени пребывания его в качестве судьи.

6. После сдачи квалификационного экзамена гражданин, соответствующий требованиям к кандидату на должность судьи, предусмотренным настоящим Законом, вправе обратиться в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации его на вакантную должность судьи. Помимо указанного заявления в квалификационную коллегию судей представляются:

1) подлинник документа, удостоверяющего личность претендента как гражданина Российской Федерации, или его заверенная копия;

2) анкета, содержащая биографические сведения о претенденте, в которой помимо других сведений указываются отсутствие обстоятельств, перечисленных в подпунктах 2 - 6 пункта 1 и пункте 5 статьи 4 настоящего Закона, препятствующих осуществлению кандидатом полномочий судьи, а также фамилия, имя, отчество, дата и место рождения каждого из членов его семьи;

3) подлинник документа, подтверждающего высшее юридическое образование претендента, или его заверенная копия;

4) подлинники трудовой книжки, иных документов, подтверждающих трудовую деятельность претендента, или их заверенные копии;

5) документ, свидетельствующий об отсутствии у претендента заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи;

6) сведения о результатах квалификационного экзамена;

7) характеристики с мест работы (службы) за последние пять лет трудового (служебного) стажа, а в случае работы (службы) в течение указанного срока (полностью или частично) не по юридической специальности также с мест работы (службы) по юридической специальности за последние пять лет такой работы (службы). Характеристика должна быть выдана претенденту на должность судьи в течение семи дней со дня его обращения;

8) сведения о доходах претендента, об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и обязательствах имущественного характера претендента, а также сведения о доходах супруга (супруги) и несовершеннолетних детей претендента, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и обязательствах имущественного характера супруга (супруги) и несовершеннолетних детей претендента.

7. Квалификационная коллегия судей организует проверку достоверности документов и сведений, указанных в пункте 6 настоящей статьи. При этом квалификационная коллегия судей вправе обратиться с требованием о проверке достоверности представленных ей документов и сведений в соответствующие органы, которые обязаны сообщить о результатах проверки в установленный коллегией срок, но не позднее чем через два месяца со дня поступления указанного требования.

8. По результатам рассмотрения заявлений всех граждан, претендующих на должность судьи, итогов проверки достоверности документов и сведений, указанных в пункте 6 настоящей статьи, и с учетом результатов квалификационного экзамена квалификационная коллегия судей принимает решение о рекомендации одного или нескольких из них кандидатом на должность судьи. Если в результате проверки указанных в пункте 6 настоящей статьи документов и сведений установлена их недостоверность, гражданин, представивший такие документы и сведения, не может быть рекомендован на должность судьи.

Кандидатом на должность судьи не может быть лицо, состоящее в близком родстве или свойстве (супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с председателем или заместителем председателя того же суда.

При принятии решения о рекомендации гражданина на должность судьи квалификационная коллегия судей учитывает стаж его работы в должности судьи, опыт работы в правоохранительных органах, наличие государственных и ведомственных наград, почетного звания "Заслуженный юрист Российской Федерации", ученой степени по юридической специальности, а в отношении претендентов, осуществляющих полномочия судей, также качество и оперативность рассмотрения дел.

В случае, если ни один из граждан, претендующих на должность судьи, не соответствует требованиям к кандидатам на должность судьи, предъявляемым настоящим Законом, квалификационная коллегия судей принимает в отношении каждого из этих граждан мотивированное решение об отказе в рекомендации на должность судьи и объявляет в средствах массовой информации о новом времени и месте приема и рассмотрения заявлений от претендентов на должность судьи.

Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации кандидатом на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке, если коллегией нарушен установленный настоящим Законом порядок отбора претендентов на должность судьи. Решение об отказе в рекомендации на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке как в связи с нарушением порядка отбора претендентов на должность судьи, так и по существу решения.

9. Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации кандидатом на должность судьи направляется в течение 10 дней после его принятия председателю соответствующего суда, который в случае согласия с указанным решением в течение 20 дней после получения решения о рекомендации гражданина на должность судьи вносит в установленном порядке представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

В случае несогласия с решением квалификационной коллегии судей председатель суда в течение 20 дней после получения указанного решения возвращает его с мотивированным обоснованием причин своего несогласия для повторного рассмотрения в ту же квалификационную коллегию судей. Если при рассмотрении обжалуемого председателем решения квалификационная коллегия судей двумя третями голосов членов коллегии подтверждает свое первоначальное решение, то председатель суда обязан внести представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи в течение 10 дней со дня получения указанного решения.

10. Квалификационная коллегия судей в случае выявления нарушения требований к кандидатам на должность судьи, предусмотренных пунктами 1 и 5 статьи 4 настоящего Закона, после принятия решения о рекомендации соответствующего лица на должность судьи немедленно отменяет указанное решение и сообщает об этом:

1) Президенту Российской Федерации - при отмене решения о рекомендации лица на должность судьи федерального суда;

2) в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации - при отмене решения о рекомендации лица на должность судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации или мирового судьи;

3) лицу, решение о рекомендации которого на должность судьи отменено.

11. В случае если выявлены нарушения требований к кандидатам на должность судьи, предусмотренных пунктами 1 и 5 статьи 4 настоящего Закона, после внесения представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи председатель соответствующего суда немедленно отзывает указанное представление.

11. Этические основы судебной деятельности. Основные положения кодекса судейской этики. Особенности юридической ответственности судей.

 

Нравственные основы деятельности по осуществлению правосудия изучает наука, именуемая судебной этикой, которая включает в себя «учение о специфике действия общеэтических норм в этой сфере трудовых отношений и особых нравственных нормах, рождаемых своеобразием возникающих отношений при отправлении обязанностей судьи, прокурора, следователя, адвоката

Судебная этика — совокупность правил поведения судей и других профессиональных участников уголовного, гражданского и арбитражного судопроизводства, обеспечивающих нравственный характер их профессиональной деятельности и внеслужебного поведения, а также научная дисциплина, изучающая специфику проявления требований морали в этой области.

Правосудие не может существовать без честного и независимого судейского корпуса. Для обеспечения его честности и независимости судья обязан принимать участие в формировании, поддержании высоких норм судейской этики и лично соблюдать эти нормы.

ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

Статья 1. Обязанность судьи соблюдать правила этического поведения В своей профессиональной деятельности и вне службы судья обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, руководствоваться Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и другими нормативно-правовыми актами, правилами поведения, установленными настоящим Кодексом, общепринятыми нормами морали, способствовать утверждению в обществе уверенности в справедливости, беспристрастности и независимости суда.

Статья 2. Приоритет в профессиональной деятельности судьи Исполнение обязанностей по осуществлению правосудия является основной задачей судьи и имеет приоритетное значение в его деятельности.

Статья 3. Требования, предъявляемые к званию судьи Судья в любой ситуации должен сохранять личное достоинство, дорожить своей честью, избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, причинить ущерб репутации судьи и поставить под сомнение его объективность и независимость при осуществлении правосудия.

ГЛАВА 2. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ПОВЕДЕНИЮ СУДЬИ

Статья 4. Требования о соблюдении законодательства и Кодекса судейской этики

1. Судья при исполнении своих обязанностей по осуществлению правосудия должен исходить из того, что судебная защита прав и свобод человека и гражданина определяет смысл и содержание деятельности органов судебной власти.

2. В своей профессиональной деятельности и вне службы судья обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, руководствоваться Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", нормами процессуального законодательства, другими нормативными правовыми актами, а также принципами и правилами поведения, установленными Кодексом судейской этики, общепринятыми нормами морали и нравственности, неукоснительно следовать присяге судьи.

3. Соблюдение Кодекса судейской этики должно быть внутренним убеждением судьи, правилом его жизни, должно способствовать укреплению доверия общества к судебной системе, его уверенности в том, что правосудие осуществляется компетентно, независимо, беспристрастно и справедливо.

Статья 5. Требования об обеспечении приоритетности в профессиональной деятельности

1. Судья должен исходить из того, что деятельность по отправлению правосудия является для него приоритетной по отношению к любой другой деятельности, которую он вправе осуществлять в соответствии с законодательством о статусе судей.

2. Судья не вправе уклоняться от рассмотрения поступивших к нему заявлений, ходатайств и жалоб или иным образом отказываться от исполнения своих профессиональных обязанностей, за исключением случаев, требующих заявления самоотвода.

3. На протяжении всего срока пребывания в должности судья не должен осуществлять никакой деятельности, которая могла бы поставить под сомнение его независимость и беспристрастность и привести к конфликту интересов.

4. Судья помимо выполнения судейских полномочий может заниматься другой разрешенной законом оплачиваемой деятельностью, в том числе преподавательской, научной, творческой, если это не препятствует осуществлению правосудия.

Статья 6. Требования к судье, направленные на обеспечение его статуса

1. Судья должен следовать высоким стандартам морали и нравственности, быть честным, в любой ситуации сохранять личное достоинство, дорожить своей честью, избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти и причинить ущерб репутации судьи.

2. Судья должен добросовестно пользоваться своими гражданскими правами и исполнять гражданские обязанности. Он не должен использовать свое служебное положение для получения личных преимуществ в гражданско-правовых отношениях. Ему следует избегать заключения договоров, влекущих возникновение финансовых обязательств, с лицами, находящимися от него в служебной зависимости, а также с лицами, являющимися участниками судебных процессов по делам, находящимся в его производстве.

3. Судья не должен использовать свой статус в целях получения каких-либо благ, услуг, коммерческой или иной выгоды для себя, своих родственников, друзей, знакомых (например, получение кредита, заключение договоров на иных условиях, чем это предусмотрено в отношении других лиц); требовать либо принимать не предусмотренные законодательством Российской Федерации льготы, выплаты и преимущества (например, ссуды, беспроцентные займы, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) и обязан принять разумные меры к тому, чтобы указанные льготы, выплаты и преимущества не могли быть приняты членами его семьи, если это вызвано действиями, которые судья совершил или намеревается совершить, либо бездействием судьи в связи с исполнением им своих должностных обязанностей.

Судье не следует использовать свой статус при обращениях в различные государственные органы и органы местного самоуправления по личным вопросам; получать вознаграждение, связанное с выполнением обязанностей по осуществлению правосудия, из иных источников, кроме федерального бюджета, а в случаях, предусмотренных законом, - бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

4. Судья должен быть осведомлен о своем личном имуществе и источниках его формирования, должен принимать разумные меры в целях получения информации об имуществе и материальных интересах членов своей семьи.

5. Судья не должен совершать каких-либо действий либо давать повод другим лицам совершать такие действия, которые позволяли бы сделать вывод об оказании влияния на осуществление судьей его полномочий и усомниться в независимости и беспристрастности судьи.

Статья 7. Требования относительно принятия званий, наград, подарков

Судья может принимать почетные и специальные звания, награды и иные знаки отличия, в том числе иностранных государств, политических партий, общественных объединений и других организаций, а также получать подарки в случаях и в порядке, установленных законодательством.

11. Понятие судебного делопроизводства: правовые основы, порядок ведения, значение.

Важность упорядочения понятийного аппарата делопроизводства, содержания основных его терминов обусловлена тем, что в огромном информационном потоке документом становится лишь та информация, которая зафиксирована по определенным правилам, придающим ей юридическую силу. Определения основных понятий документационного обеспечения управления содержатся в Национальном стандарте РФ ГОСТ Р 7.0.8–2013 "Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения", утвержденном приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17.10.2013 № 1185-ст (далее ГОСТ Р 7.0.8-2013). Исторический экскурс Понятие "делопроизводство" вошло в практику административных органов России – центральных учреждений Московского государства (приказов) в конце XV – начале XVI в., когда стала складываться система государственного делопроизводства. В первоначальном смысле слова оно обозначало прежде всего порядок письменного оформления производства дел, деятельность, связанную с принятием решений, или "производством дел", где под делом понимался вопрос, который должен был решать административный или судебный орган власти. Делопроизводством также называли совокупность дел по каждому "производству", включающую поданную в приказ челобитную (в XVIII–XIX вв. и начале XX в. – прошение), к которой присоединялись различные справки, следственные документы, решение приказа и другие материалы. В 1720 г. основные правила ведения делопроизводства были сформулированы в Генеральном регламенте. • Делопроизводство – документационное обеспечение управления, самостоятельная отрасль административно-управленческой деятельности организации, учреждения, предприятия, обеспечивающая документирование и организацию работы с официальными документами, создание документационной информационной базы на различных носителях для использования управленческим аппаратом в процессе реализации его функций. Важнейшей составляющей частью делопроизводства является документирование. • Документирование – регламентированный процесс фиксации на различных носителях и оформления на основании установленных требований и норм всей необходимой для осуществления управленческой деятельности информации. Современное документирование в министерствах и ведомствах сочетает естественные, традиционные способы фиксации информации (рукописный, машинописный, в том числе в виде телеграмм, телефонограмм, факсов, машинограмм, видеограмм) с искусственными (перфокарты, перфоленты, магнитные ленты, карты, диски, кристаллы и другие средства вычислительной техники и микрографии). Способ фиксации информации определяет и выбор средств документирования. Это могут быть как простые орудия, используемые для составления документа (карандаш, ручка), так и механические (электромеханические средства, такие как: магнитофоны, диктофоны, фото-, кино-, видеотехника). Это могут быть также и средства вычислительной техники. В зависимости от средств документирования различаются способы документирования. • текстовые; • кино-, фото-, видеодокументирование; • электронные. В результате закрепления информации на различных носителях и оформления ее на основании установленных требований и норм образуется документ, отличительными признаками которого являются: • обязательность смыслового семантического содержания; • закрепленная на материальном носителе форма, обеспечивающая его сохранность, возможность многократного использования и передачи в пространстве; • завершенность сообщения. В разных науках в понятие документа вкладывается различный смысл. В "Кратком словаре архивной терминологии" (1968 г.) документ определялся как "результат отображения фактов, событий, предметов, явлений объективной действительности и мыслительной деятельности человека посредством письма, графики, рисунка, фотографии, звукозаписи или другим способом на специальном материале (папирусе, пергаменте, бумаге, фотопленке и др.)". В информатике документ нередко определяется как "материальный объект, содержащий информацию в закрепленном виде". В документалистике под документом понимается "любая семантическая информация, выраженная на любом языке и зафиксированная любым способом на любом носителе с целью ее обращения в динамической информационной системе". В юридических науках документ рассматривается преимущественно как "средство документирования и доказательства правовых отношений", в сфере управления – как "средство фиксации и передачи управленческих решений", в исторической науке – как "исторические источники, носители ретроспективной информации". Однако все подходы к определению понятия "документ" объединяет одно: документ представляет собой единство информации и ее материального носителя. • Документ – зафиксированная на носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. В отличие от других носителей информации – книг, газет, журналов, содержащих вторичную, переработанную информацию, в документах информация фиксируется впервые. Документы как способ общения и передачи информации появились вместе с письменностью. Понятие "документ" (лат. documentum – способ доказательства, свидетельство) с самого своего возникновения наполнено правовым содержанием. Документ служит основанием для принятия управленческих решений, свидетельством и доказательством принятых решений и их исполнения. Он обеспечивает сохранение, накопление, передачу и использование управленческой информации, служит для наведения справок, уточнения архивных данных. Совокупность документов различных видов и разновидностей, взаимосвязанных по признакам происхождения, назначения, вида, сферы деятельности, единым требованиям к оформлению, составляет систему документации. Документ способен вызывать определенные юридические последствия, если он издан полномочным органом, содержащиеся в нем положения не противоречат действующему законодательству, а оформление – принятому порядку. Только при соблюдении этих условий документ приобретает юридическую силу. • Юридическая сила документа – свойство официального документа вызывать правовые последствия. Созданный в процессе документирования документ должен выполнить предназначенные ему функции. Выполнение его функций обеспечивает вторая составная часть делопроизводства – организация работы с документами, включающая организацию документооборота, т.е. движения документов в организации с момента их получения или создания до завершения исполнения или отправления, а также хранения и использования документов в текущей деятельности организации, учреждения, предприятия. Информационная система, обеспечивающая сбор документов (включение документов в систему), их обработку, управление документами и доступ к ним, составляет систему электронного документооборота.

13. Понятие и виды судебных документов.

Судебные документы – это документы, исходящие от суда. Ими являются решения, определения, постановления судов, протоколы и документы, составленные в исполнительном и приказном производстве.

Судебные постановления (виды):

Суд I инстанции – решения, определения

Суд II (кассационной) инстанции – определения

Суд надзорной инстанции – постановления, определения

Постановления суда первой инстанции.

1) Судебное решение. Самый основной акт.

Понятие судебного решения дано в статье 194 ГПК РФ.

Решение – это постановление суда первой инстанции, в котором дело разрешается по существу.

Это основной акт суда первой инстанции.

2) Заочное решение. Это разновидность решения суда первой инстанции, с той лишь спецификой, что это постановление суда первой инстанции, в котором дело разрешается по существу, но принятое в отсутствии ответчика при наличии оснований, указанных в статье 233 ГПК РФ.

3) Определение. Статья 224. Определение – это постановление суда первой инстанции, в котором дело не разрешается по существу.

4) Судебный приказ. Это постановление мирового судьи, вынесенное по заявлению кредитора о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества от должника в случаях, указанных в статье 122 ГПК РФ.

1. Протокол – это судебный документ, удостоверяющий совершение или несовершение процессуальных действий в ходе рассмотрения дела в суде I инстанции. Он составляется в каждом судебном заседании и о каждом отдельном процессуальном действии, совершенном вне судебного заседания (например: при осмотре на месте, при допросе свидетеля в месте его пребывания, при выполнении судебного поручения).

Протокол не составляется в кассационной и надзорной инстанции. Отсутствие в деле протокола судебного заседания влечет безусловную отмену решения суда.

Прокол составляется в письменном виде и должен отражать все существенные моменты разбирательства дела. Содержание протокола должно отвечать требованиям, предусмотренным ст. 174 ГПК РБ.

Это один из важнейших документов по делу, на основании протокола суда высшей инстанции проверяет соответствует ли решение суда I инстанции фактам, котрорые установлены в коде суд. Разбирательства, соблюден ли порядок суд. Заседания, права участников и т.п.

Протокол судебного заседания составляет секретарь судебного заседания - помощник судьи, контроль за составлением осуществляет судья. Протокол должен быть составлен и подписан не позднее следующего дня после окончания судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия, по сложным делам – в течении 5 дней. Подписывает судья и секретарь судебного заседания – помощник судьи. Секретарь при несогласии с судьёй может приложить свои замечания. Лица, юридически заинтересованные в исходе дела, в течение 3-х дней с момента подписания протокола могут подать письменные замечания на протокол с указанием на допущенные в нём неправильности или неполноту. Судья должен рассмотреть замечания в 5-дневный срок.

14. Правовой статус помощника судьи и секретаря судебного заседания.

Помощник судьи является государственным служащим Российской Федерации и замещает в аппарате суда должность федеральной государственной службы, учрежденную для непосредственного обеспечения исполнения полномочий судей.

Должность помощника судьи в аппарате суда является старшей должностью федеральной государственной службы и относится к категории "помощники (советники)".

Помощник судьи назначается на должность и освобождается от должности председателем суда. С помощником судьи заключается срочный служебный контракт срок действия которого, не должен превышать пяти лет.

Согласно статье 9 ФЗ от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" должности гражданской службы, отнесенные к категории "помощники (советники)", замещаются на определенный срок, причем этот срок в любом случае не может быть более срока полномочий лиц, замещающих государственные должности, руководителей государственных органов, руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителей представительств государственных органов.

В соответствии с Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 28 июля 1999 г. "О применении Положения о классных чинах работников органов юстиции и государственного нотариата РСФСР, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 июля 1991 г. N 1506-1, в отношении государственных служащих федеральных судов Российской Федерации общей юрисдикции" должность помощника судьи в аппарате районного суда соответствует классному чину советника юстиции 3 класса.

Руководство работой помощника судьи осуществляет судья.

Согласно действующему законодательству, помощник судьи должен иметь высшее юридическое образование, а также соответствовать требованиям, предусмотренным ФЗ N 79 и Указом Президента РФ от 30 января 1996 г. N 123 "О квалификационных требованиях по государственным должностям федеральной государственной службы".

Стаж работы по специальности лица, замещающего должность помощника судьи, должен составлять не менее четырех лет. Помощник судьи должен знать и уметь применять на практике нормативную базу соответствующей сферы деятельности, правила делового этикета.

Он должен уметь: анализировать; работать с законодательными и нормативными правовыми актами; разрабатывать план конкретных действий; оперативно принимать и осуществлять решения; адаптироваться к новой ситуации и применять новые подходы к решению возникающих проблем; эффективно и последовательно работать с другими подразделениями; владеть приемами межличностных отношений (уметь внимательно слушать коллег; уметь не допускать межличностных конфликтов с коллегами и руководителями; уметь эффективно сотрудничать, идти на компромисс при решении проблем в конфликтных ситуациях; быть ответственным по отношению к людям, быть отзывчивым; быть всегда дружелюбным; помогать в работе коллегам; уметь принимать советы других коллег по работе; быть способным признавать свою неправоту).

Помощник судьи должен обладать следующими навыками в объеме, необходимом для исполнения своих должностных обязанностей: работы в конкретной сфере деятельности; составления деловых писем.

Целью деятельности помощника судьи является своевременное обеспечение судьи необходимой и полной информацией по направлениям деятельности в целях обеспечения повышения оперативности принятия решений.

Помощник судьи изучает жалобы, заявления, дела, поступившие к судье, вносит предложения по приему их к производству (об отказе в приеме, возбуждении дела, назначении и т.д.); оказывает помощь судье в подготовке дел к судебному разбирательству; подбирает законы, нормативные акты, материалы по судебной практике, готовит заключения по спорным вопросам применения законодательства; осуществляет контроль по делам, рассмотрение которых отложено или приостановлено; по поручению судьи готовит проекты судебных постановлений; осуществляет подбор данных и материалов для обобщений, докладов и выступлений; готовит проекты ответов на обращения и запросы по делам, находящимся в производстве судьи; участвует в приеме судьей граждан и юридических лиц; выполняет иные поручения судьи.

Помощник судьи несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него обязанностей, предусмотренных должностным регламентом и Инструкцией по судебному делопроизводству.

Помощник судьи информирует своего судью о выявленных при исполнении служебных обязанностей нарушениях действующего законодательства и предлагает способы их устранения.

Помощник судьи осуществляет взаимодействие с гражданскими служащими государственных органов, гражданами и организациями.

Выполнение обязанностей помощника судьи не только облегчает техническую и текущую работу самого судьи, но и дает непосредственное ознакомление в судейской рабой и незаменимый практический опыт для замещения должности судьи в будущем.

Должность секретаря судебного заседания в соответствии с Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденного Указом Президента РФ от 31.12.2005 года № 1574, относится к старшей группе должностей федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации категории «специалисты» и является процессуальной фигурой в уголовном, гражданском процессах и наделенной значительными полномочиями. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и служебным контрактом, а также получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

Секретарь судебного заседания учреждается для профессионального обеспечения выполнения судом установленных задач и функций и замещается без ограничения срока полномочий.

На секретаря судебного заседания возложены обязанности предусмотренные статьей 15 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», статьей 18 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а также ГПК РФ, УПК РФ.

Важной обязанностью секретаря судебного заседания является ведение протокола судебного заседания, он является автором данного процессуального документа. Следует отметить, что законом предусмотрен специальный институт, призванный обеспечить полноту и точность фиксации полученных данных, обязывающий удостоверять точность и правильность сведений внесенных в протокол судебного заседания своей подписью. В связи с этим секретарь судебного заседания обязан грамотно и объективно отражать происходящее в ходе судебного заседания. От качества протокола судебного заседания зависит судьба решения и суждения о ходе судебного заседания.

Секретарь судебного заседания, не меньше чем судья, должен обладать юридической квалификацией и иметь высшее юридическое образование.

Кроме того, в обязанности секретаря судебного заседания входит и решение организационных, подготовительных действий к судебному разбирательству, необходимых для того, чтобы судебные заседания проводились в установленные сроки в т.ч. извещение участников судопроизводства. Важно отметить, что не менее чем за день до начала судебного заседания он должен проверить получение извещений участниками судопроизводства, для того, чтобы убедиться будет ли обеспечена их явка в суд либо необходимо решение вопроса о применении иных мер для обеспечения их явки в судебное заседание. В судебном заседании секретарь проверяет явку лиц, участвующих в деле и отражает ее в протоколе. Своевременное и качественное совершение этих действий влечет своевременное рассмотрение дел.

Также на секретаре судебного заседания лежит ответственность по своевременному и качественному оформлению гражданских, уголовных дел, дел об административных правонарушениях, гражданских и уголовных дел в суде апелляционной инстанции, материалов в порядке исполнения приговоров в процессе рассмотрения дела и после его окончания. Оформление исполнительных листов, по судебным актам, подлежащим немедленному исполнению, ввод данных в программный комплекс в соответствии со своими функциональными обязанностями.

Наряду с обязанностями в силу Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» имеют место ограничения и запреты, связанные с гражданской службой, которые предусмотрены статьями 16 и 17 данного закона.

В своей деятельности секретарь судебного заседания обязан уважать права и свободы граждан, соблюдать профессиональную этику и повышать свой профессиональный уровень.

Основные права секретаря судебного заседания, как государственного гражданского служащего установлены статьей 14 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и он имеет право на обеспечение надлежащими организационно-техническими условиями, необходимыми для исполнения должностных обязанностей, получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации, осуществление взаимодействия с государственными служащими районного суда, привлечение их с разрешения руководства к решению возложенных на него задач, внесение предложений о совершенствовании деятельности районного суда, ознакомление с документами, определяющими его должностные обязанности, права и ответственность, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе, ознакомление с отзывами о его профессиональной деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов, защиту своих персональных данных, профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку в порядке, установленном федеральными законами, должностной рост на конкурсной основе.

Учитывая вышеизложенное, следует, что секретарь судебного заседания, является процессуальным лицом, статус которого закреплен как в УПК РФ, так и в ГПК РФ. Тем самым просматривается значимость данной должности в системе государственных гражданских должностей. Также хотелось бы подчеркнуть, что замещение данной должности государственной службы дает возможность получения обширной судебной практики в области юриспруденции, их практического применения и дальнейшую перспективу карьерного роста.

На помощника судьи возложены следующие задачи: помощь судьи в подготовке и организации процесса, право вести при необходимости протокол (видимо, наряду с самим судьей и секретарем, и тогда, когда секретаря почему-либо нет), право совершать иные процессуальные действия (переговоры со сторонами и представителями); обеспечение необходимых материалов законодательного характера, судебной практики, относящейся к делу, подписание протокола судебного заседания вместе с судьей и т.п.

У секретаря обязанностей значительно меньше, и носят они в основном технический характер (ведение протокола, проверка явки в суд, выдача повесток)[6].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: