Тема 15. Инвестиции в газовом секторе: в добычу или в транспортировку?

Перспективное развитие газовой промышленности требует огромных инве­стиций, изыскание ресурсов для которых ложится тяжким бременем не только на газовые компании и государство, но и на рядовых потребителей.

В этой связи, главная задача развития газовой отрасли — поиск баланса между потребностями отрасли в значительных инвестициях и необходимо­стью ограничить инвестиционную и ценовую нагрузку на экономику.

Очевидно, что эту задачу невозможно решить без четких инвестиционных приоритетов, предполагающих реализацию наиболее востребованных жизнью проектов и замораживание или отказ от некоторых амбициозных планов.

Высокая инерционность производственных процессов в газовой отрасли требует заблаговременных (как минимум на 5-7 лет до предполагаемого ввода в эксплуатацию запланированных объектов) капиталовложений в пер­спективные добычные и транспортные проекты.

В середине 1990-х — начале 2000-х гг. политика сдерживания внутренних цен на газ в сочетании с высокой налоговой нагрузкой на отрасль, массовыми неплатежами и низкими мировыми ценами на углеводороды лишили газовую промышленность необходимых инвестиционных ресурсов, что привело к не­обходимости привлекать большие объемы кредитов. Вместе с тем и в 1990-е гг. осуществлялось строительство экспортных («Голубой поток») и внутренних газотранспортных проектов, освоение крупных месторождений (подготовка к эксплуатации Заполярного, последнего месторождения-гиганта, открытого еще в советское время).

В 2004-2008 гг. благодаря высоким мировым ценам на углеводороды, а так­же постоянному росту внутренних цен на природный газ, доходы нефтегазо­вых компаний и соответственно возможности для инвестиций резко возросли. В 2001-2008 гг. инвестиции (капитальные вложения) в газовую отрасль посто­янно росли и увеличились в текущих ценах более чем в 5 раз. Основная часть инвестиций в газовой промышленности приходится на Группу «Газпром».

Но одновременно резко возросли и инвестиционные издержки как в мире в целом, так и в особенности в России.

Существенные изменения происходили и в структуре инвестиций. Так, если в 2000 г. больше половины всех инвестиций направлялось в развитие добычи газа, то в 2005 г. 53 % от общего объема инвестиций приходилось на развитие трубо­проводного транспорта и только 30 % — на добычу. В 2008 г. доля инвестиций в добычу газа увеличилась до 37,8 % от общего объема капиталовложений.

Подобные изменения структуры капиталовложений в газовой отрасли за рас­сматриваемый период обусловлены реализацией ряда масштабных проектов в сфере транспортировки газа. Основные из них - газотранспортные системы «Голу­бой поток» и «Ямал - Европа», а также строительство газопроводов СРТО - Торжок, Заполярное — Уренгой и др. В то же время масштабных новых инвестиционных проектов в сфере газодобычи практически не было. Исключение составляет лишь ввод в эксплуатацию в 2004 г. Заполярного месторождения, которое обе­спечило на несколько лет компенсацию падения добычи на базовых месторож­дениях ОАО «Газпром» в Надым-Пур-Тазовском районе, однако и там основной объем инвестиций был заложен еще в советский период. Кроме того, Газпром значительную (порядка трети) часть инвестиций направлял не на капитальные вложения, а на скупку активов, в том числе и непрофильных.

Тем не менее, в целом за 2001-2008 гг. только Группой «Газпром» введены в эксплуатацию месторождения суммарной мощностью 217,7 млрд куб. м газа в год, в том числе Заполярное (100 млрд куб. м/год), Песцовое (27,5), Южно-Русское (25,0), Еты-Пуровское (15,0), Харвутинская (18,2) и Анерьяхинская (10,0 млрд куб. м/год) площади и другие месторождения и площади, 14 ДКС и более 1500 эксплуатационных скважин.

В 2009 г. под влиянием мирового экономического кризиса, снижения внешнего и внутреннего спроса, падения цен, ужесточения условий кредитования и отсут­ствия гарантии востребованности проектов ОАО «Газпром» сократил инвестици­онную программу на 2009 г. (табл. 6.4), в результате чего она оказалась значи­тельно ниже целевого уровня ЭС-2030. В 2010 г. произошло восстановление, но целевой уровень ЭС-2030 по инвестициям пока не достигнут, при этом частично рост инвестиций в долларовом выражении обусловлен укреплением рубля, в то время как инвестиции в реальном рублевом выражении выросли слабо.

Таблица 6.4. Динамика и прогноз потребностей в капитальных вложениях в газовой промышленности в 2000-2030 гг., млрд долл. США в год

  Годы
  2005 \            
Всего 4,42 10,10 27,17   22,0 30-31 19-20 35-37
-добыча 1,95 3,03 10,28   9,5      
-транспорт 2,13 5,37 9,17   9,0 14-15   18-19
- ПХГ, переработка, прочие 0,34 1,70 6,20   3,5      

Примечание. Данные за 2001 -2010 гг. приведены по Группе «Газпром», на которую приходится основная часть инвестиций в текущих ценах, данные стратегии пересчитаны в годовой объем инвестиций. Источник: Финансовые отчеты ОАО «Газпром» за 2002-2008 гг., ГП «ЦДУ ТЭК».

Для развития газовой отрасли, поддержания и наращивания добычи газа в России решающую роль будут играть несколько масштабных проектов, в пер­вую очередь освоение Ямала и развитие ЕСГ.

Программа комплексного освоения месторождений полуострова Ямал и прилегающих акваторий (до 2035 г.), проект которой был утвержден Правитель­ством РФ в августе 2010 г., предусматривает инвестиции в размерах 8 трлн рублей. Огромный объем вложений требуется для строительства добычной, газотран­спортной и общей инфраструктуры в условиях суровых природно-климатических условий. Он позволит довести добычу на Ямале до 220 млрд куб. м. Освоение гигантских Бованенковского, Харасавэйского (контролируется Газпромом),

а также Южно-Тамбейского (НОВАТЭК) месторождений, а также строитель­ство системы газопроводов позволит компенсировать ожидаемый в ближай­шие годы резкий спад добычи в НПТР. Ввод в эксплуатацию первых пусковых комплексов Бованенковского месторождения и системы магистральных газо­проводов Бованенково - Ухта ожидается в конце 2012 года.

Освоение Ямала является ключевым стратегическим проектом. Более того, без освоения ямальских месторождений через 15-20 лет европейская часть России в силу причин, рассмотренных выше, останется без газа. Вместе с тем реализация этого проекта связана с рядом проблем и рисков. Так, гигантский объем вложений требует усиления контроля над эффективностью использова­ния средств и исключения завышения стоимости работ. Кроме того, в условиях действующего налогового законодательства, по расчетам Газпрома, НОВАТЭКа и других компаний, внутренняя норма доходности проектов по освоению Ямала оказывается весьма низкой. В связи с этим компании лоббируют снижение НДПИ и (или) ставки таможенной пошлины на экспорт природного газа. Необходимо точно оценить требуемый объем вложений, поскольку их завышение (в случае завышенного прогноза спроса) может привести к росту затрат российских по­требителей и снижению доходов бюджета, а занижение и/или не предоставления необходимых налоговых преференций может оставить страну без газа.

С технической и экономической точки зрения дополнительного обосно­вания требует проект «Ямал СПГ», который предполагает строительство на побережье Ямала мощного СПГ-завода. С учетом текущей и перспективной конъюнктуры на мировом рынке СПГ, рентабельность проекта находится под большим вопросом. При стоимости проекта почти 900 млрд руб. и необходи­мости предоставления налоговых льгот это требует осторожности в оценке проекта. Аналогичная ситуация складывается и вокруг Штокмановского ме­сторождения, окончательное инвестиционное решение по которому вновь от­ложено. Для иностранных участников проекта (Total и Statoil) основную роль играет высокая неопределенность на рынке СПГ при очень высокой себестои­мости штокмановского газа, что может сделать проект убыточным.

Поэтому повторим: в связи с высокими рисками добычных и СПГ-проектов на Ямале и на шельфе арктических морей необходима особая тщательность при проведении их обоснования. С одной стороны, вложения должны быть достаточны для гарантированного обеспечения внутреннего и устойчивого внешнего спроса. С другой стороны, избыточные вложения, будут иметь отри­цательный экономический результат в условиях волатильного спроса. Россия не может себе позволить такие потери, поэтому программа развития отрасли должна быть тщательно просчитана. При этом следует учитывать, что опреде­ленной альтернативой реализации по крайней мере части таких проектов явля­ется повышение энергоэффективности российской экономики, извлечение за­пасов низконапорного газа, разработка глубоких горизонтов на уже освоенных месторождениях, что может оказаться существенно дешевле ряда амбициоз­ных, но крайне дорогих проектов в Арктике или на шельфах северных морей.

Для развития ЕСГ ключевую роль будет играть создание инфраструктуры для вывода природного газа с Ямала, а также экспортные проекты. Газотран­спортные проекты чрезвычайно дорогостоящи, причем в российских условиях это усугубляется неэффективным использованием средств и коррупцией. При этом они в ряде случаев не имеют рыночных перспектив, а создание избыточ­ных мощностей ведет только к росту затрат. Поэтому необходима оптимизация экспортных проектов и проектов развития ЕСГ на территории России (за счет оптимальной конфигурации поставок и реалистичной оценки спроса) и уже­сточение контроля над затратами при самом строительстве.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: