Решения 1-го съезда судей Республики Беларусь об укреплении и развитии национальной судебной системы

ПЕРВЫЙ СЪЕЗД СУДЕЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ -5 декабря 1997 года. Съезд судей Республики Беларусь – высший орган судейского сообщества, представляющий интересы всего судейского сообщества. Съезд судей Республики Беларусь осуществляет свои полномочия в составе судей Конституционного Суда Республики Беларусь, общих и хозяйственных судов, а также судей в отставке. Съезд судей Республики Беларусь созывается, как правило, один раз в четыре года. В случае необходимости может созываться внеочередной съезд судей Республики Беларусь..РЕШЕНИЯ: О Республиканском совете судей.Первый съезд судей Республики Беларусь решил:

1. Утвердить Положение о Республиканском совете судей (прилагается).

2. Установить, что Республиканский совет судей состоит из 26 членов, из них 2 члена — судьи Конституционного Суда, 17 членов — судьи общих судов (в том числе 1 — от военных судов), 7 членов — судьи хозяйственных судов.

3. Избрать Республиканский совет судей в составе соглас­но приложению.

4. Поручить Республиканскому совету судей подготовить проект Закона Республики Беларусь «Об органах судейского самоуправления» и в установленном порядке внести его на рассмотрение Национального собрания Республики Бела­русь.

  О принятии Кодекса чести судьи Республики Беларусь.Осознавая, что право вершить правосудие может принадлежать только судьям, не вызывающим сомнений в своем профессионализме, справедливости и неподкупности, желая закрепить правила поведения этического характера, обязательные для каждого судьи Республики Беларусь независимо от занимаемой должности,мпервый съезд судей Республики Беларусь решил: Принять Кодекс чести судьи Республики Беларусь.Настоящий Кодекс устанавливает правила поведения этического характера, обязательные для каждого судьи Республики Беларусь (далее - судья) независимо от занимаемой должности.Правила поведения, предусмотренные настоящим Кодексом, распространяются также на судей, находящихся в отставке, сохраняющих звание судьи и принадлежность к судейскому сообществу, за исключением случаев, когда из существа отношений не вытекает иное. Резолюция Первого съезда судей Республики Беларусь. Осознавая ответственность судебной власти за состояние защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц, поддержание стабильности, дисциплины и порядка в обществе, в целях становления унитарного демо­кратического социального правового государства первый съезд судей Республики Беларусь принимает настоящую ре­золюцию. О состоянии судебной системы.Съезд констатирует, что в соответствии с Конституцией Республики Беларусь судебная власть в республике принадле­жит судам. При осуществлении правосудия судьи независимы и подчиняются только закону.Суды Республики Беларусь обеспечивают осуществление судебной власти посредством конституционного, граждан­ского, хозяйственного, уголовного и административного су­допроизводства, действуют на основе единых конституцион­ных принципов правосудия. Судьи всех судов обладают еди­ным статусом, если иное не установлено законами.Формирование и функционирование правового государ­ства возможно лишь при условии надлежащего осуществле­ния судами Республики Беларусь своих полномочий.Съезд отмечает, что национальная судебная система рес­публики проходит путь становления в непростых экономи­ческих, социальных и политических условиях. Суды Респуб­лики Беларусь при исполнении возложенных на них консти­туционных обязанностей по осуществлению правосудия в ряде случаев сталкиваются с серьезными затруднениями. Имеют место отдельные случаи посягательства на жизнь и здоровье судей, проникновения в здания судов с целью похи­щения дел и материалов, повреждения либо уничтожения имущества судов. Вокруг некоторых судов складывается не­благоприятная ситуация, связанная с попытками вмеша­тельства в деятельность судов со стороны отдельных лиц, средств массовой информации.Съезд выражает серьезную озабоченность состоянием ма­териально-технического обеспечения судов, многие из кото­рых находятся в приспособленных помещениях, не отвечаю­щих необходимым требованиям. Суды не обеспечены компь­ютерной и множительной техникой, транспортными сред­ствами.Не на должном уровне находится социальная защита су­дей, нуждаются в улучшении жилищных условий 124 судьи, что также снижает уровень осуществления правосудия. Совершенствование деятельности судов по осуществлению правосудия Съезд обращает внимание на необходимость серьезного улучшения деятельности судов по осуществлению правосудия» строгого, неукоснительного соблюдения судами норм процессуального законодательства, в том числе норм, регулирующих сроки рассмотрения дел и исполнения судебных постановлений,Съезд отмечает необходимость совершенствования практики осуществления судебного контроля за законностью и обоснованностью предварительного заключения под стражу лиц, обвиняемых в совершении тяжких преступлений.Съезд считает, что в центре внимания судов должны постоянно находиться вопросы обоснованности выносимых приговоров и принимаемых решений. Недопустимо назначение необоснованно мягких мер наказания за тяжкие преступле­ния, равно как и чрезмерно строгих мер наказания за прес­тупления, не представляющие большой общественной опасности, а также за административные правонарушения. Законодательное обеспечение судебной деятельности Отмечая, что в Республике Беларусь принят ряд актов законодательства, направленных на реформирование судебной системы, обеспечение достойного положения судьи в обществе, отвечающего его высокому статусу, а также на установление гарантий независимости судьи, съезд судей проявляет озабоченность тем, что некоторые из них реализуются полной мере.Съезд констатирует, что принимаемыми законодательны­ми актами расширяется сфера Судебной компетенции, что со­ответствует принципам правового государства. Вместе с тем основные процессуальные формы деятельности судов оста­ются без изменения, что не только не позволяет обеспечивать в полном объеме судебную защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, но и отрицательно сказывается на работе судов.Поддерживая предпринимаемые государством меры по законодательному обеспечению судебной деятельности и реформированию национального законодательства, съезд считает крайне важным и необходимым в условиях социально-экономических изменений, роста преступности, особенно в экономической сфере, ускорение принятия новых кодексов: Уголовного, Уголовно-процессуального, Уголовно-исполнительного, Гражданского, Гражданского процессуального, Торгового, Хозяйственного процессуального, Трудового, Жилищного, Кодекса о браке и семье, а также других законов основополагающего характера, обладающих высокой степенью кодификации и систематизации правовых норм. Съезд обращается к Национальному собранию Республики Беларусь с просьбой ускорить принятие названных кодексов.Съезд поддерживает необходимость дальнейшего совер­шенствования конституционного контроля, включая введе­ние элементов предварительного контроля за конституционностью законов до их подписания Президентом Республики Беларусь, а также института конституционной жалобы.Съезд полагает, что на законодательном уровне необходимо решить вопросы государственной защиты судей, введения института судебных приставов. Кадровое обеспечение деятельности судов Съезд отмечает, что, несмотря на принятые меры в области кадровой политики, в том числе значительное увеличение в последние годы количества судей общих и хозяйственных судов, введение в общих судах должностей судей по административным делам и исполнительным производствам, состояние дел с кадровым обеспечением судов нуждается в серьезном улучшении.Высокая нагрузка, интенсивность судейского труда, недостаточная социальная защищенность судей снижают престижность профессии судьи, делают ее малопривлекательной, порождают текучесть кадров, не позволяют своевременно заполнять имеющиеся вакансии, закреплять на должностях судей высококвалифицированных специалистов.Съезд считает, что решение указанных вопросов должно носить системный, комплексный характер, включая не толь­ко повышение профессионализма судей, усиление их ответственности за качество осуществления правосудия, но и надлежащее обеспечение гарантий правовой и социальной защищенности судей, улучшение материально-технического состояния судов, внедрение в их работу научно обоснованных нормативов нагрузки судей.Съезд обращается к Президенту Республики Беларусь и Правительству Республики Беларусь с просьбой принять меры по дальнейшему усилению реальных гарантий обеспечения независимости и безопасности судей. Совершенствование судебной системы.В целях реализации конституционных принципов осуществления правосудия и дальнейшего совершенствования судебной системы съезд поручает Республиканскому совету судей: совместно с Конституционным, Верховным и Высшим Хозяйственным судами до 1 июля 1998 г. разработать предложения по совершенствованию судебной системы в Республике Беларусь, пересмотру соответствующих положений Концепции судебно-правовой реформы и Закона Республики Бе­ларусь «О судоустройстве и статусе судей в Республике Бела­русь», других актов законодательства, касающихся судебной деятельности, и приведению их в соответствие с Конституцией Республики Беларусь. Внести указанные предложения субъектам права законодательной инициативы для их реализации;до 1 января 1998 г. обобщить предложения и выводы, содержащиеся в выступлениях Президента Республики Бела­русь Лукашенко А. Г., докладах Председателей Верховного, Конституционного, Высшего Хозяйственного судов, иных участников съезда, и выработать меры по их реализации;совместно с Верховным и Высшим Хозяйственным судами в установленном порядке принять незамедлительные меры по совершенствованию судо- и делопроизводства, судебной ста­тистики;до 1 декабря 1998 г. подготовить проект закона об органах самоуправления судей;в целях проведения научных исследований в области осуществления правосудия до 1 апреля 1998 г. проработать со­вместно с заинтересованными вопрос о создании при юриди­ческом факультете Белорусского государственного университета соответствующего научного центра. 22. Общая характеристика действующей судебной системы в Республике Беларусь. Судеб. систему в РБ представляют: - Констит. Суд РБ (орган судеб. Контроля за конституц-тью НПА); - Общие суды (осущ-ют правосудие посредством гражд.. уголовного и администр. производства); - Хоз. Суды РБ (осущ-щие правосудие посредством хозяйст. И администр. судопроизводства). Система общих и хозяйст. судов строится на принципах террит-ти и специализации. Общие суды - система: это районные (городские) суды, а также межгарнизонные военные суды (в РБ их 6шт.) Далее: областные (Минский гор.) и Белорус. Воен суд. Высшее звено: Верховный суд РБ (это есть 3-х звенная система). Систему Хоз. Судов составляют: - Хоз. Суды областей (г. Минска) - Высший Хоз. Суд РБ (высшее звено, из 2-х звенной системы). Статья 28 КоССС предусматривает возможность образования в системе общих судов специализированных судов, т.е. судов по делам несовершен-х, семейные суды, админист. суды и т.д. (в РБ такие не образованы!) Статья 59 КоССС предусматривает возможность учрежд-я в системе Хоз. Судов специализированных хоз. Судов, т.е. по банкротству, налоговые, земельные суды ( в РБ не созданы !) Правовая база:Конституция, КоССС. Считается, что судеб. система РБ является единой. И единство обеспечивается путем: 1.установления судеб. системы РБ на основании Констит-ции и Кодекса о СУ 2.соблюдения всеми судами устан-го законодательством порядка судопроизводства 3.признания обязат. исполнения на всей тер-рии РБ судеб. решений, вступивших в законную силу 4.закрепления единства статуса судей 5.финансир-я судов из республик. Бюджета. Правовой основой действующей национальной судебной системы являются Конституция РБ, Кодекс «о судоустройстве и статусе судей РБ», Закон «о Конституционном Суде РБ», Закон «о хоз. судах в РБ» и др. нормативно – правовые акты, регламентирующие организацию судебной системы. Конституция РБ формулирует исходные положения построения действующей судебной системы. Это является наиболее приемлемым, учитывая характер Основного Закона, рассчитанного на длительное действие. Судоустройство определяется законом. Образование чрезвычайных судов запрещается.Конкретизируя и развивая конституционные положения, Кодекс «О судоустройстве и статусе судей» в ст. 1 устанавливает, что судебная власть в РБ осуществляется общими, Хоз.и и иными судами, предусмотренными законом. К общим судам закон относит Верховный Суд РБ, областные, Минский гор., районные (городские), а также военные суды; к Хоз. — Высший Хоз. Суд РБ, Хоз. суды областей и приравненные к ним суды, Хоз. суды городов и районов (последние в республике не образованы). В апреле 1994 г. в РБ начал функционировать Конституционный Суд. Характерной чертой судебной системы РБ является ее единство, что прямо вытекает из ст. 1 и 17 Закона «О судоустройстве и статусе судей в РБ».В РБ действуют Международный арбитражный (третейский) суд и Экономический Суд СНГ, не входящие в судебную систему, но рассматривающие соответствующие споры. Особенностью судебной системы в нашей стране является наличие в районных (городских) судах судей по административным делам и исполнительным производствам. Подводя итоги вышеизложенного, можно констатировать, что судебная система РБ стала более современной и доступной, демократичной по сравнению с ранее действующей судебной системой. Действующая судебная система строится на следующих началах: 1) территориальность и специализация; 2) единство и демократизм судебной системы; 3) инстанционность; 4) участие народа в осуществлении правосудия в качестве заседателей. Составляющими частями или подсистемами судебной системы РБ являются: 1) Конституционный суд РБ; 2) Верховный Суд РБ с поднадзорными ему общими судами, включая военные суды; 3) Высший Хоз. Суд РБ, Хоз. суды областей и г. Минска 23. Конституционный Суд Республики Беларусь. Конституционный Суд образован в соответствии с Конституцией и Законами Республики Беларусь «О Конституционном Суде Республики Беларусь» от 30 марта 1994 г.Статья 116. Контроль за конст-ностью нормативных актов в гос-ве осуществляется - КС РБ. Конст-ный Суд РБ формируется в количестве 12 судей из высококвалифицированных специалистов в области права, имеющих, как правило, ученую степень. Шесть судей Конст-ного Суда назначаются Президентом РБ, шесть судей избираются Советом Республики. Пред-ль Конст-ного Суда назначается Президентом с согласия Совета Республики. Срок полномочий членов Конст-ного Суда - 11 лет. Предельный возраст членов Конст-ного Суда - 70 лет. Компетенция: дает заключения: · о соответствии законов, декретов, указов Президента, международных договорных и иных обязательств РБ Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным РБ; · о соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит РБ, указов Президента, изданных во исполнение закона, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным РБ, законам и декретам; · о соответствии постановлений Совета Министров, актов Верховного Суда, Высшего Хоз. Суда, Ген. прокурора Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным РБ, законам, декретам и указам; · о соответствии актов любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным РБ, законам, декретам и указам. Согласно части первой комментируемой статьи контроль за конст-ностью нормативных актов в государстве осуществляется КС РБ. В этой связи можно сделать несколько выводов: 1) эта норма предполагает активное воздействие Конст-ного Суда на правотворческий процесс, и прежде всего его результат - принятые нормативные акты; 2) реагирование на обнаруженные недостатки, противоречия между Конституцией и всеми иными подконст-ными нормативными актами возможно в допустимых для Конст-ного Суда формах, не только путем принятия заключений, но и иных его решений; 3) часть первая, как впрочем и часть седьмая ст. 116 Конституции, является базой для развития компетенции Конст-ного Суда, которая определяется не только Конституцией, но и законом; 4) в силу того, что Конст-ный Суд - это один из государственных органов, осуществляющих специфическую контрольную функцию, направленную на обеспечение верховенства Конституции Контрольная функция Конст-ного Суда имеет свою специфику. Конст-ный контроль охватывает сферу нормотворчества сверху донизу. В этом отличие конст-ного контроля от контроля, проводимого иными государственными органами, включая и ведомственный контроль.Отличительной особенностью конст-ного контроля, осуществляемого КС является отсутствие у него системы подчиненных ему органов. Осуществление им своих полномочий опирается на авторитет принятого решения (этому может способствовать его правовая аргументированность, а не политическое обоснование). Исполнение решений зависит от поддержки других властных структур - Президента, Парламента, Правительства, судов, органов прокуратуры, а также общественной поддержки. Конст-ный Суд - единственный орган судебной власти, чьи основные положения, порядок формирования и некоторые другие вопросы прямо оговорены в Конституции Конст-ный Судвправе проверять на соответствие Конституции не только акты общегосударственного уровня, в том числе законы о ратификации международных договоров, регламенты палат Парламента.Конст-ный Суд укомплектован судьями, обладающими большим стажем работы в судах общей юрисдикции, юридических службах законодательной и исполнительной ветвей власти, в Министерстве юстиции, органах прокуратуры, в научных и высших учебных заведениях республики. Конст-ный Суд рассматривает все дела с участием всех судей. Конст-ный Суд правомочен принимать решения и приступает к работе, когда в его состав назначено, избрано не менее восьми членов Конст-ного Суда. При этом закон не предусматривает каких-либо отрицательных последствий для его деятельности при нарушении паритета в формировании Конст-ного Суда (например, из восьми действующих судей назначено шесть судей Президентом и два избрано палатой Парламента). Информационно-справочную, организационно-техническую и иную работу по обеспечению деятельности Конст-ного Суда осуществляет его Секретариат.Полномочия КС реализуются посредством принятия им своих решений. Согласно с т. 36 Закона "О Конст-ном Суде РБ" (далее - закон о Конст-ном Суде) решением Конст-ного Суда является любой акт, принимаемый в его заседании. Таким образом, можно сделать вывод о том, что любые акты, которые исходят от Конст-ного Суда, должны приниматься на совместных заседаниях судей.В Законе о Конст-ном Суде и Регламенте Конст-ного Суда содержится перечень видов его решений. Центральное место занимают заключения Конст-ного Суда. Послание Конст-ного Суда о состоянии конст-ной законности принимается также путем решения. Наряду с ними, особым видом решений являются запросы и требования к государственным органам, К решениям Конст-ного Суда не следует относить выступления отдельных его представителей, в том числе их заявления, особые мнения судей и т.п.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: