ством и связать его с источником. Потеря самоконтроля позво-
ляет связать чувство с его источником потому, что самоконт-
роль практически всегда подавляет ощущение собственной лич-
ности, подавляет «я». Пациент стремится ощутить первичную
боль, так как знает, что это единственный способ избавиться
от невроза. «Это у меня болит, — сказал один из пациентов, —
и если я смогу чувствовать себя, то это единственное, чего я на
самом деле желаю».
Спустя некоторое время психотерапевту становится прак-
тически нечего делать во время сеансов — только молчать и
наблюдать. Когда пациент оказывается внутри своего чувства,
он снова «там», переживая его — вдыхая аромат, слыша звуки,
вновь переживая те физические ощущения, которые он уже
переживал когда-то, и которые были блокированы много лет
назад. Больной, которого родители любили за то, что он умел
контролировать свои действия, и который не мочился в пелен-
ки с полуторагодовалого возраста, в первичном состоянии ис-
пытывает почти непреодолимый позыв на мочеиспускание,
|
|
который он привык подавлять с самого раннего детства. Надо
помнить о том, что втакие моменты больной всем своим суще-
ством пребывает в той сцене прошлого, и любой разговор с пси-
хотерапевтом может отвлечь его и вернуть к действительности.
Предоставленное своему естестве иному течению чувство неиз-
бежно приведет пациента к своему началу, чего никогда не мо-
жет произойти от простого обсуждения этого чувства пациен-
том и психотерапевтом.
Есть ряд признаков, весьма характерных для первичного
состояния. Одним из таких признаков является лексикон. Если
больной начинает употреблять характерные детские словечки,
то это означает, что он находится в первичном состоянии. Ког-
да, например, один доктор философии воскликнул: «Папа, я
описался!», то я понимаю, что этот человек не лицедействует.
Если же больной начинает сквернословить, например, говоря:
«Отец! Ты ублюдок!», то, скорее всего, это всего лишь предпер-
вичное состояние.
Еще одним качеством первичного состояния является тот
способ, которым пережитые в нем младенчество и детство при-
водят личность пациента к большей зрелости. Это происходит