требностей (происходит расщепление сознания) и появление
насильственного, компульсивного желания удовлетворять по-
требности родителя.
С родителями пациентов, прошедших первичную терапию,
происходят порой очень драматичные вещи. По большей час-
ти родители впадают в депрессию, испытывают гнев или про-
сто заболевают. Мать одной двадцатилетней пациентки забо-
лела так серьезно, что ее пришлось госпитализировать, и улуч-
шение не наступило до тех пор, пока дочь не приехала в боль-
ницу, где лежала мать. Мать одного женоподобного до того
мужчины была просто в ярости от агрессивного поведения сына
и постоянно спрашивала: «Что сталось с моим милым сыноч-
ком?» Одна мать впала в депрессию оттого, что дочь перестала
приезжать к ней каждую неделю, решив уехать на работу. Мать
проживала свою жизнь через жизнь дочери, и сама мысль о том,
что теперь онаостанется одна, повергла ее в невыносимый ужас.
Пациентам, прошедшим курс первичной терапии, стано-
вится исключительно трудно переносить нереальность родите-
лей, и они стараются как можно меньше с ними общаться, что-
бы избежать неминуемого конфликта. Невротические родите-
ли не проявляют заботы о своих реальных детях, так как превра-
щают их в орудие, средство, приглушающее их собственную
боль. Один пациент говорил: «Я был, по сути, сиротой, у меня
не было родителей. Те, кто считал себя моими родителями, были
таковыми для придуманного ими, фальшивого «меня», но ни-
кому из них не было никакого дела до меня, как реальной лич-
ности».
Трудности начинаются уже в процессе первичной терапии,
когда больной впервые осознает и ощущает, чего он хочет, и
очень часто убеждается в том, что это вовсе не то, чего хотят
родители. Это трагический и трудный период как для пациен-
та, так и для родителей. При этом не надо думать, что пациент
проявляет расчетливую жестокость. Он не собирается мстить
родителям за их прегрешения. Но он надеется, что они увидят
свою неправоту и станут любящими родителями, но, к сожале-
нию, такая надежда редко сбывается. Теперь пациент может
позволить родителям быть такими, какие они есть. Он отныне
будет жить своей жизнью, а это, собственно говоря, единствен-
8—849