рым данный больной займется только для того, чтобы доказать
себе, что он не боится высоты.
Антифобическая активность может быть компульсивной и
длительной, потому что человек старается отрицать свой реаль-
ный страх чисто символическими поступками. Я считаю анти-
фобию более тяжелой формой невроза, потому что при ней ре-
альные чувства запрятаны так глубоко, что заставляют личность
полностью отказаться от своего подлинного «я». Следователь-
но, антифобия указывает на состояние тотального подавления
чувства. Один высотный ныряльщик, который проходил у меня
лечение, страдал несистематизированным страхом смерти. «Каж-
дый прыжок, — рассказывал он, — порождал ощущение, что я
прошел на волосок от смерти, и это было не так уж плохо». Каж-
дый прыжок был попыткой подавить неосознаваемый страх.
Действия этого человека носили компульсивный, насильствен-
ный характер из-за того, что реальный страх каждый день воз-
никал заново и требовал все новых и новых доказательств, что
|
|
его не существует. После того, как во время одного из прыжков
он сломал себе ногу, этот человек испытал огромное облегче-
ние оттого, что теперь ему не надо было каждый раз спраши-
вать себя: «Боюсь ли я прыгать?»
Любое действие, которое противодействует реальному чув-
ству страха можно считать антифобией. В этом отношении,
хорошим примером является секс. Многие мужчины боятся
секса, но компульсивно стремятся к совокуплениям с женщи-
нами, боясь перестать быть «настоящими мужчинами». Это
особенно касается мужчин со скрытыми гомосексуальными
наклонностями. Для того, чтобы доказать себе и миру, что этих
наклонностей не существует, они пытаются затащить в постель
каждую встречную девушку, постоянно говорят с женщинами
о сексе, презрительно отзываются о «гомиках» и охотно дерут-
ся с другими мужчинами. Иногда такие люди женятся и имеют
много детей — чем больше мальчиков, тем лучше — чтобы до-
казать свою мужественность.
В большинстве случаев компульсивный секс и разговоры о
сексе суть антифобия в действии. Страх можно выразить сло-
вами: «Я не делаю этого также много, как некоторые другие».
(Следовательно, я вынужден признать, что я не мужик.)