Принцип

Вещи, рассеиваясь, непременно сойдутся воедино, а разделяясь, непременно образуют согласие. Каждая вещь, существующая между Небом и Землей во всех четырех сторонах и восьми пределах света, имеет свое установленное место, и все мириады явлений имеют свой исток. Единый корень может разделиться на десять тысяч ветвей, а десять тысяч вещей могут сойтись в одном корне. Постижение кулачного искусства тоже следует этому общему правилу.

Тайцзицюань имеет множество внешних форм, но каждое движение в нем наполнено силой. И хотя фигуры тайцзицюань непрестанно меняются, сила в нем идет из одного источника. То, что называется здесь единым, есть то единство, которое охватывает все наше тело от темени до пят, четыре конечности и скелет; его внутренняя сторона - это внутренние органы, сухожилия и кости, его внешняя сторона - мышцы, плоть и кожа. Попробуй расколоть его - и оно не расколется. Бей по нему - и оно не рассыплется. Если верх движется, низ ему следует; если низ движется, то верх сам его ведет. Верх и низ движутся, а середина откликается их движению. Середина движется, а верх и низ пребывают в согласии с ним. Внутреннее и внешнее друг в друге продолжаются, переднее и заднее друг друга поддерживают. Вот почему говорится: "пронизано одной нитью".

Однако все следует делать без усилия. В нужное время двигайся то как дракон, то как тигр, и устремляйся вперед, как молния. Но если необходимо - будь покоен и не выказывай себя, будь незыблем как гора. Когда ты покоен, пусть все в тебе до последней частицы покоится. Когда ты движешься, пусть в тебе не будет ничего, что не двигалось бы. Будь подобен воде, неудержимо стремящейся вниз. Будь подобен огню, который стремительно распространяется вокруг и не поддается тушению. Не поддавайся праздным мыслям, не обременяй себя заботами, искренне действуй, как велит обстановка - и только.

Духовная сила накапливается постепенно день за днем. Мастерство появляется только после занятий. Чтобы постичь науку "одной нити", на которой зиждется наша школа, нужно учиться и дойти до самого предела знания, - только тогда появится истинное мастерство. Независимо от того, трудно или легко дается тебе наука, занимайся только совершенствованием мастерства, не ленясь, но и не подгоняя себя. Усваивай все по порядку, и тогда все члены тела сами собой сольются в одно "всепроницающее единство", верх и низ, внутреннее и внешнее образуют единую нить, все рассеянное соберется в одно, все разделенное обретет взаимное согласие и все тело вернется к Единому дыханию.


ДЫХАНИЕ

Между Небом и Землей нет ничего, что, уходя, не возвращалось бы назад, а будучи прямым, не искривлялось. У каждой вещи есть своя противоположность, в каждом событии есть движение вспять. Такова неизменная истина.

Если главное - единство, то почему оно разделяется на два? То, что зовется двоичностью, есть выдох и вдох, а выдох и вдох - это силы Инь и Ян. Дыхание не может быть без выдоха и вдоха. Выдох - это Ян, вдох - это Инь, поднятие - это Ян, опускание - это Инь. Вот что такое разделение Инь и Ян.

Что же такое чистое и грязное? То, что поднимается вверх - это чистое. То, что опускается вниз - это грязное. Чистое - это Ян, грязное - это Инь. Дыхание не может быть без Инь и Ян, подобно тому как человек не может быть без движения и покоя. Но, хотя дыхание и разделяется на два, оно возвращается к единому. Нужно усердно идти к этому единому, нельзя связывать себя противопоставлениями!


ТРИ РАЗДЕЛА

Дыхание наполняет все тело, а само тело разделяется на множество разделов. Если судить с точки зрения отдельных частей тела, то мы далеко отойдем от истинного смысла кулачного искусства. Лучше различать в теле только "три раздела".

В теле эти "три раздела" соответствуют голове, груди и ногам.
В голове лоб - верхний раздел, нос - средний раздел, рот - нижний раздел.
В туловище грудь - верхний раздел, живот - средний раздел, даньтянь - нижний раздел.
В ноге бедро - верхний раздел, колено - средний раздел, ступня - нижний раздел.
В руке плечо - верхний раздел, локоть - средний раздел, ладонь - нижний раздел.

Так от макушки до пятки всюду есть "три раздела". Если не уяснить, где находится верхний раздел, в теле не будет главы. Если не знать, где находится средний раздел, не будет наполненности в туловище. Если не знать, где находится нижний раздел, в ногах не будет устойчивости. Вот почему к "трем разделам" нельзя не отнестись без внимания.

Когда приводится в действие жизненная энергия, она поднимается от крайних разделов, следует через средний раздел и находит выход в корневом разделе. Так происходит, если рассматривать тело по частям. А если рассматривать тело в его единстве, тогда все его члены, от темени до пят, окажутся одним разделом.


ЧЕТЫРЕ КОНЧИКА

Внешние края тела образуют так называемые "четыре кончика". Жизненная энергия, распространяясь внутри тела, находит себе выход через эти кончики.

Что же называют "четырьмя кончиками"? Первый среди них - это волосы, кои являются кончиком крови, а кровь - это океан энергии.

Язык - это оконечность плоти, а плоть есть вместилище энергии. Если энергия не пронизывает плоть, ей будет негде накапливаться.

Зубы - это оконечность скелета, а ногти - оконечность сухожилий. Энергия рождается в костях и переходит в сухожилия. Поэтому, не достигнув зубов и ногтей, она не наполнит собою тело.

Если "четыре кончика" будут наполнены, то и жизненной силы в теле будет достаточно.


ТРИ СОЕДИНЕНИЯ

"Три соединения" означают: сердце соединено с волей, энергия соединена с физической силой, сухожилия соединены с костями. Таковы "три внутренние соединения".

Когда ладони действуют в согласии со ступнями, локти действуют в согласии с коленями, а плечи действуют в согласии с бедрами, это называется "три внешних соединения".

Когда левая ладонь согласуется с правой ступней, левый локоть - с правым коленом, а левое плечо - с правым бедром, это называется "три соединения правого с левым".

Когда голова в согласии с ладонями, ладони - в согласии с телом, а тело - в согласии с шагами, то здесь тоже есть "три внешних соединения". А когда сердце в согласии с глазами, желчный пузырь - в согласии с сухожилиями, а почки - в согласии с костями, это тоже называется "внутренним соединением".

Если говорить в целом, когда что-то одно приходит в движение, нет ничего, что бы не двигалось. В одном соединении присутствуют все три соединения.


ШЕСТЬ ВЕДУЩИХ

Что такое "шесть ведущих"? Голова - это венец шести начал Ян и вождь всего тела, а потому голову нельзя не признать "ведущим" тела. Ладонь выдвинута вперед, а основа ее - в плече. Если плечо не будет действовать, ладонь не выдвинется вперед. Вот почему плечо тоже нужно считать одним из "ведущих" тела. Энергия собирается в локте, жизненная сила действует через поясницу. Если поясница не возьмет на себя роль ведущего, энергия в теле рассеется и потеряет напор. Вот почему поясница - тоже относится к "ведущим" тела. Воля пронизывает все тело и действует через шаг. Если шаг не является "ведущим", воля лишится своей силы. Вот почему следует с вниманием отнестись к ее "ведущему"! А кроме того, чтобы пойти вверх и влево, нужно сделать "ведущим" правое, а чтобы пойти вверх и вправо, нужно сделать "ведущим" левое. А вместе получается "шесть ведущих".

Когда нечто становится "ведущим" движения, в теле все начинает двигаться. Таков принцип "шести ведущих".

ПРИЕМЫ ШАГА

Шаг - это основа всего тела, средоточие всех движений. Все действия в поединке зависят от шага! Без правильного шага можно ли овладеть секретом бесчисленных метаморфоз телесного облика? Говорят: "Наблюдение - в глазах, превращения - в сердце". А правильное, без усилий совершаемое перемещение по земле целиком зависит от шага.

Движения проистекают из Непостижимого, вдохновенный танец имеет своим началом неосознаваемое. Ноги же непроизвольно начинают двигаться раньше всех частей тела. Это называется: "верх еще только хочет начать движение, а низ ему уже следует".

Кроме того, следует четко разделять шаги передней и задней ног. В каждое мгновение движения передняя и задняя ноги должны двигаться в согласии.

Если говорить в целом, то жизненность всех движений зависит от шага. Значение шага необычайно велико!


ТВЕРДОЕ И МЯГКОЕ

Секрет применения кулачного искусства - только в энергии и силе. Однако же энергия может быть сильной или слабой, а сила может быть твердой или мягкой. Сильной энергии соответствует твердая сила, а слабой энергии - мягкая. Распределение же твердости и мягкости зависит от умения сочетать силу и ловкость.

Действие твердой или мягкой силы проистекает из способа раскрытия жизненной силы. Когда конечности движутся и жизненная энергия обращена вовне, а внутри ты покоен и незыблем, тогда сила тверда. Когда энергия собирается внутри, а снаружи ты легок и уступчив, сила мягка. Однако же применения твердости невозможно без мягкости. Ибо, если не будет мягкого, сила будет невелика. Применение же мягкости тоже невозможно без твердости, ибо, если не будет твердости, удар не будет проницающим. Твердое и мягкое друг друга дополняют, и все виды ударов благодаря этому обретают естественность.

Твердость и мягкость нельзя применять порознь - в воинском искусстве нужно всегда об этом помнить!

ПРИНЦИПЫ ПРИМЕНЕНИЯ ВОИНСКОГО ИСКУССТВА

В "Заветах об основах" говорится: "Удар выходит из сердца, кулак следует за волей". Всегда нужно знать себя, знать противника и изменяться в соответствии с обстановкой.

Кулачное искусство подобно искусству полководца: нападаешь не готовясь, отходишь не думая. С виду пуст, а в действительности наполнен. С виду наполнен, а в действительности пуст. Уходи от наполненности, заполняй пустоту, держись за корень, стремись к ветвям. Не принимай никаких условий поединка, обликом будь подобен переменчивому дракону и грозному тигру; нападая же на противников, врывайся в их ряды как пушечное ядро.

Верх, середина, низ - все наполнено энергией. Туловище, руки, ноги - все движется безупречно по правилам, руки не поднимаются попусту и не бьют в пустоту, дух вечно бодр.

Древние говорили: "Сердце - как порох, руки - как арбалет. Когда приходит в действие духовная пружина, даже птице трудно уклониться от удара. Тело подобно согнутому луку, руки подобны спущенной с лука стреле. От зычного крика замертво падают птицы - такого действие чудесной силы."

Нанося удар вверх, наблюдай за тем, что делается под ногами. Руки должны двигаться быстро, ноги должны быть легки, обстановку разведывай, крадясь кошачьим шагом. Сердце должно быть сосредоточенным, глаза должны быть ясными. Когда руки и ноги действуют заодно, достигаешь подлинности в движении. Если рука действует, а тело не действует, удар не будет иметь успеха. А когда рука и тело действуют заодно, противник будет смят, как трава.

Когда занимаешься один, действуй так, словно перед тобой противник. Когда ведешь схватку, действуй так, словно перед тобой никого нет.

Сердцем нужно всех опередать, волей нужно всех побеждать, телом нужно самому нападать, шагом нужно всех превосходить. Голова должна стоять прямо, поясница должна осесть прочно. Даньтянь должен вращаться, от темени до пят - все проникнуто Единым дыханием.

Предшествующее движение - учитель, последующее движение - ученик. Лучше думать о том, как наступать, чем думать о том, как отступать. Секрет мастерства заключается в "единении сердца", и не более того! Единая истина развертывается в двух видах дыхания, претворяется через три раздела, проявляется в четырех кончиках и достигает полноты в круговороте пяти стихий.

Заниматься кулачным искусством нужно неустанно. Сначала приходится заставлять себя, но со временем это становится естеством. Наука кулачного искусства только в том и состоит!


Следую желаниям сердца, весь открыт Небесному простору.
Очищаю в себе иньское семя, сердце умерло, а дух живет.
Кровь и энергия привольно текут, все тело наполнено духом.

ВОСЕМЬ ПРИНЦИПОВ ТАЙЦЗИЦЮАНЬ:

1. Центрированность (чжун): сознание и энергия организма находятся в гармонии, центр тяжести всегда пребывает на уровне поясницы.

2. Выверенность (чжэн): тело всегда сохраняет равновесие, центр тяжести в нем не отклоняется от центральной линии.

3. Покой (ань): движения совершаются без усилия, плавно и равномерно, дыхание ровное.

4. Перетекаемость (шу): вовлеченность всего тела и духа в сокровенный музыкальный ритм растяжения и сжатия, раскрытия и закрытия.

5. Легкость (цин): состояние собственной невесомости, как бы непринужденного парения в воздухе ("словно идешь под водой").

6. Одухотворенность (лин): особого рода просветленная чувствительность, предполагающая способность безупречно следовать потоку жизни.

7. Полнота, или законченность (мань): законченность, внутренняя самодостаточность каждого движения, каждого момента практики.

8..Живость: живость как высшее, обобщающее качество движений, проистекающее из всех других элементов тайцзицюань. "Живое" движение одинаково эффективно во всех ситуациях и при всех способах применения силы.


1) В оригинале употреблен знак "ли", имеющий также значение "истина", "разумное основание". Речь идет об универсальном, - следовательно, разумном - основании воинского искусства.
2) Выражение "пронизано одной нитью" восходит еще к Конфуцию, характеризовавшим таким образом свое учение. В даосской традиции оно обозначало действие "единого превращения" мира.
3) В оригинале употреблен знак "ци", обычно переводимый нами как "энергия".
4) По китайским представлениям, голова была вместилищем четырех основных янских меридианов человеческого тела и, как следствие, воплощением "крайнего ян".

Сунь Лутан
Наука школы "Кулак Восьми триграмм"

Перевод с китайского: В. В. Малявин

Cунь Лутан (1860−1933) — знаменитый мастер внутренней школы китайских боевых искусств, основатель стиля Сунь в Тайцзицюань. Он изучал неоконфуцианство, даосизм, стал специалистом по Ицзину.


1. ФОРМА И СУЩНОСТЬ
КУЛАЧНОГО ИСКУССТВА "ВОСЬМИ ТРИГРАММ"

В древности Фуси, будучи царем Поднебесной, созерцал образы на Небе, созерцал порядок на земле, созерцал узоры зверей и птиц, сообразные с линиями земли. Вблизи обращал взор к собственному телу, вдали обращал взор к явлениям мира и таким способом сотворил восемь триграмм, всемерно постигнув совершенство духовного просветления и определив законы соответствия всего сущего. Если говорить применительно к человеческому телу, то голова соответствует триграмме Цянь, живот - триграмме Кунь, ноги - триграмме Чжэнь, бедра - триграмме Сюнь, уши - триграмме Кань, глаза - триграмме Ли, руки - триграмме Гэнь, а рот - триграмме Дуй. А если говорить, имея в виду строение тела, то живот соотносится с Беспредельным, пупок - с Великим Пределом, почки - с двумя началами мироздания, две руки и две ноги - с Четырьмя явлениями, восемь суставов на руках и ногах- с восемью триграммами, а 64 сустава тела - с 64 гексаграммами... Восемь триграмм, соответствующих внутренним органам, относятся к области внутреннего и являют собой основу, а восемь триграмм, соответствующих четырем конечностям, относятся к области внешнего и являют собой способ применения основы. Внутреннее - это Предшествующее Небо, а внешнее - это Последующее Небо. Во "Внутреннем Каноне"3 говорится: "В каждом человеке имеется основа Предшествующего и Последующего Неба. Почки - основа Предшествующего Неба, селезенка - основа Последующего Неба". Основа означает: корень или исток. Не бывает, чтобы река не имела истока, а дерево не имело корней. Очистите исток реки, и она сама собой станет полноводной. Увлажните корень дерева, и листва его станет пышной. Таков закон самой природы. Искусные в деле врачевания должны первым делом радеть об основе и знать, что почки соответствуют водам Севера, а вода - исток Небесного единства, что селезенка соответствует земле как Срединной стихии4, а Земля - мать десяти тысяч вещей. В человеческом организме сначала появляется селезенка, а потом во взаимном порождении воды, огня, дерева и металла образуются все пять внутренних органов, после чего появляются шесть внутренностей5, четыре конечности и сотня костей. Так человеческое тело обретает законченность. И Предшествующее, и Последующее Небо в теле человека неотделимы от восьми триграмм"


2. ТРИ ПОРОКА НОВИЧКА В ШКОЛЕ

Три порока в учении суть следующие:
1) Волнение;
2) Стесненность в движениях;
3) Напряжение в плечах и в животе.

У того, кто взволнован, энергия будет скапливаться в груди, и в деятельности всех органов тела наступит разлад. У того, кто стеснен в движениях, кровь не будет свободно обращаться в организме, энергетические каналы окажутся закупоренными, и там, где скопится энергия, возникнет болезнь. У того, кто не сможет снять напряжение в плечах и животе, энергия, поднимающаяся вверх, не возвратится в Киноварное поле6, в ногах не будет опоры, а во время занятий в организме не будет гармонии, так что все движения будут не к месту и не ко времени. Вот почему, коли не обращать внимания на три порока, можно причинить себе вред занятиями кулачным искусством.


3. ДЕВЯТЬ ПРАВИЛ ЗАНЯТИЯ КУЛАЧНЫМ ИСКУССТВОМ

Девять правил занятий по школе "Восьми триграмм" суть следующие:

§ умей оседать;

§ умей охватывать пространство;

§ умей воспарять; умей блюсти пределы;

§ умей скручиваться;

§ умей быть расслабленным;

§ умей держаться земли; умей сжиматься;

§ владея восходящим, проницающим, умей вторгаться нисходящим и круговыми движениями.

Оседание: центр тяжести должен находиться ниже пояса, и тогда энергия сама потечет вверх по позвоночному столбу.

Охват: грудь всеобъятно-пустотна; открыв себя миру, следуй токам энергии, и тогда сила Инь сама опустится вниз.

Воспарение: восходящее движение жизненной силы. Пределы: кончик языка, темя и кончики пальцев.

Скручивание: руки вращаются вдоль своей оси, и энергия достигает середины ладоней.

Расслабление: плечи раскрыты и кажутся упругими, как натянутый лук.

Влечение к земле: когда руки выставлены вперед, локти обращены вниз, словно земля притягивает их.

Сжатие: плечи и бедра следуют вращению туловища.


Восходящее, проницающее и круговое движения: восхождение пресуществляется в следование, проницающее движение - в круговое. Восходящее движение - поступательное, нисходящее - попятное. Восхождение и проницание означают вход в пространство, защищаемое противником, а нисходящее движение и вращение означает нанесение удара. Их чередование подобно безостановочному вращению колеса.


4. ЧЕТЫРЕ СОВЕРШЕНСТВА,
ВОСЕМЬ ВИДОВ МАСТЕРСТВА
И ЧЕТЫРЕ СОСТОЯНИЯ

Четыре совершенства означают: следование, движение вспять, согласие и превращение. В них выражается закон сообразности всех движений в кулачном искусстве.

Следование: руки и ноги двигаются сообразно их естественному строению. Движение вспять: энергия действует в направлении, обратном действию физической силы. Согласие: энергия и физическая сила уравновешены и не ущемляют друг друга. Превращение: энергия Последующего Неба возвращается в Киноварное поле и восходит вновь к подлинному Ян.

Восемь видов мастерства означают: толчок двумя руками, поддержка руки противника, захват руки противника, отвод руки противника вправо или влево, вверх или вниз, блокирование сбоку, наложение руки на противника, удар открытой ладонью, сдерживание противника. Эти восемь видов мастерства имеют 64 случая применения, которые соответствуют 64 гексаграммам.


5. БЕСПРЕДЕЛЬНОЕ


Форма Беспредельного соответствует тому состоянию, когда человек еще не начал упражнение, и сознание его как бы хаотично и смутно, энергия в теле движется непроизвольно, повинуясь лишь Небесной природе, не имея ни меры, ни порядка. Тогда человек не стремится украшать себя вовне и укреплять жизненную силу внутри. Он способен лишь следовать потоку жизни, не интересуясь, откуда приходит он. Тело его как бы пустотно и податливо...

Занятия по школе "Восьми триграмм" начинаются с формы Беспредельного. В исходной позиции нужно встать прямо, руки опущены и расслаблены, пятки вместе, ступни развернуты на 90°. У вас должно быть такое ощущение, словно вы парите в пустоте. Покой - это сущность Беспредельного, а движение - способ применения Беспредельного. Если говорить о покое: внутри вас полная пустота, исчезли все мысли, взгляд не устремлен ни вовне, ни вовнутрь. Если говорить о движении: следуете естественному вращению тела. Тогда в вас может родиться энергия Беспредельного. Оно вздымается, подобно клубящимся испарениям и растекается, как водный поток. Хотя существо Беспредельного ускользает от нашего разума, его можно мгновенно постичь сердцем, ибо тело наше способно само по себе знать, что такое Беспредельное.


6. ВЕЛИКИЙ ПРЕДЕЛ


Форма Великого Предела рождается из Беспредельного и получает определенность во взаимодействии сил Инь и Ян. В человеческом теле левая сторона соотносится с Ян, а правая - с Инь, внешняя сторона рук и ног соотносятся с Ян, а тыльная - с Инь. В кулачном искусстве поворот налево обозначает силу Ян, а поворот направо - силу Инь. В круговом движении претворяется единая энергия. Единая энергия - это и есть Великий Предел. В круговороте единой энергии нет ничего застывшего и определенного, в нем нет ни присутствующего, ни отсутствующего, но все происходит само по себе.

В искусстве "Восьми триграмм" превращение Беспредельного в Великий Предел происходит следующим образом: в исходном положении нужно стоять прямо, опустив вниз центр тяжести. Затем нужно выдвинуть вперед правую ногу, причем широта шага должно зависеть от вашего роста. Ступая левой ногой, следите за тем, чтобы ее ступня была немного повернута внутрь круга (при вращении направо правая нога внутренняя, левая - внешняя). Колени при ходьбе почти соприкасаются, плечи повернуты внутрь, спина слегка округлая, поясница расслаблена, голова стоит прямо. Правая рука обращена к центу круга на уровне задней ноги, ее ладонь находится на высоте глаз. Большой палец отставлен в сторону, взгляд устремлен в "пасть тигра"7. Остальные пальцы слегка согнуты и не касаются друг друга. Левая рука тоже обращена внутрь круга на уровне живота, ее указательный палец примыкает к локтю правой руки. Обе руки как бы толкают что-то перед собой: это называется "в поступательном движении обретать движение вспять". Кончик языка касается верхнего нёба, дыхание происходит через нос, оно медленное и глубокое. В целом, в движении по кругу нужно чувствовать себя естественно, тогда внешнее и внутреннее в нас будут сами по себе пребывать в гармонии.


7. ДВЕ СИЛЫ МИРОЗДАНИЯ


Две силы мироздания в своем взаимодействии определяют законы растяжения и сжатия Единой энергии. Вращение влево соответствует силе Ян, вращение вправо - силе Инь, действие же Великого предела, как уже говорилось, - это движение Единой энергии, подобное нескончаемому течению вод. Начало Ян - в Великом Пределе - это распространение энергии. Древние мудрецы говорили, что Путь распространяется повсюду; он так велик, что вне него ничего нет, и так мал, что ничего не вмещает в себя; он охватывает все Шесть полюсов8 света и пребывает в мельчайшей песчинке. Таков же смысл кулачного искусства.

Приняв форму Великого Предела и передвигаясь по кругу, можно менять направление по своему усмотрению. Но следует менять позы в соответствии с круговоротом единой энергии, а если все время ходить по кругу в одной и той же позе, то настоящего мастерства достичь будет трудно. Совершая круговое хождение, нужно следить за тем, чтобы верх и низ тела друг в друге продолжались, и наличествовало шесть соответствий единого внутри и вовне. Шесть соответствий означают: соответствие между сознанием9 и волей, между волей ци и между ци и физической силой. Таковы "три внутренних соответствия". Соответствия между плечом и бедром, локтем и коленом, ладонью и ступней называются "тремя внешними соответствиями". Соединение внешних и внутренних соответствий дает в совокупности "шесть соответствий". После длительных и упорных занятий ученик может уяснить для себя их смысл.


8. ЧЕТЫРЕ ОБРАЗА


Две силы мироздания тоже несут в себе свое Инь и Ян: одно великое и одно малое. Все вместе они образуют четыре явления. Четыре явления соответствуют четырем стихиям: металлу, дереву, огню и воде, а в человеческом теле четырем внутренним органам: сердцу, печени, легким и почкам. В кулачном же искусстве они соответствуют движениям вперед и назад, вправо и влево - тому, что в просторечии зовется "двойное обращение ладоней": Четыре явления не охватывают стихию Земли, ибо Земля - это Великий Предел. Непрерывно рождающее живое зовется Землей. А круговорот Единой энергии зовется Великим Пределом. И земля, и Великий предел - это только Единое.

Соединения двух триграмм дают в общей сложности 64 гексаграммы. Среди шести черт каждой гексаграммы три нижние черты являют образ трех начал мироздания: Неба, Земли, Человека. В трех верхних чертах гексаграммы образ трех начал мироздания удваивается. Здесь тоже есть свое Инь и Ян. Поэтому повороты влево соответствуют трем нижним чертам гексаграммы, а повороты вправо - трем верхним. Так вращения вправо и влево в кулачном искусстве "Восьми триграмм" подобны непрерывно текущему потоку, а взаимодействие Инь и Ян делает возможным бесконечное творение жизни из самой себя.


9. ЕДИНЕНИЕ ПРЕДШЕСТВУЮЩЕГО И ПОСЛЕДУЮЩЕГО НЕБА В "ВОСЬМИ ТРИГРАММАХ"


Восемь триграмм Предшествующего Неба - это круговорот Единого ци. Из Великого Предела проистекает действие Небесной Истины. Таково истинное тело жизни, еще не потерпевшее ущерба. Восемь триграмм Последующего Неба соответствуют состоянию разделенное Инь и Ян, добра и зла, а также утрате целостности подлинного тела жизни в творческих превращениях мира. Изначальная целостность подлинного тела означает отсутствие всяких проявлений и полное недеяние. Секрет недеяния - это следование внутри противодействия. Так, в движении вспять таится сила Ян Предшествующего Неба, а в поступательном движении пресуществляется сила Инь Последующего Неба. Так мы возвращаем себе облик, данный нам до рождения11, и не позволяем энергии Инь нанести урон подлинному телу. Урон же подлинному телу наносится с того самого мига, как появляются зримые образы жизни. Что же касается деяния, то его суть заключается в противодействии следованию общему ходу событий. Следование естественному ходу вещей погружает в стихию Инь Последующего Неба, а движение вспять возвращает к стихии Ян Предшествующего Неба. Обладая обликом, полученным от рождения, мы, взращивая в себе энергию Ян, восстанавливаем свое подлинное тело. Сила Ян укрепляется, сила Инь следует, и мы вновь прозреваем в себе изначальный облик: вот так осуществляется единение Предшествующего и Последующего Неба.

Приступающий к занятиям должен знать принцип единения Предшествующего и Последующего Неба, внутреннего и внешнего круга триграмм. Если проводить между ними различие, то следует еще раз сказать, что Предшествующее Небо - это сущность Последующего Неба, а Последующее Небо - это способ применения Предшествующего Неба. Не будь Предшествующего Неба, Последующее Небо не имело бы корня, а без Последующего Неба Предшествующее Небо не будет иметь законченности. Чтобы Предшествующее Небо обрело полноту и целостность, нужно опереться на зримые формы Последующего Неба и следовать пути деяния и превращений. Однако, еще не овладев как подобает кулачным искусством, мы склонны делать различие между следованием и движением вспять, растяжением и сжатием. Это означает, что энергии Предшествующего и последующего Неба в нас пребывают в разладе.

В кулачном искусстве Предшествующее Небо соответствует силе Бесформенного12. В нем воплощается природа человека. Последующему Небу соответствует зримый облик, взаимодействие Инь и Яи, выявление и сокрытие, растяжение и сжатие, четыре явления и сопутствующие им разновидности Инь и Ян. В нем воплощается состояние человека. С точки же зрения единства Предшествующего и Последующего Неба сознание человека - это и есть небесная правда. Воля - это раскрытие сознания, а человеческое тело направляется волей. Если мы будем всегда хранить предельную ясность сознания, мы сможем до конца претворить свою природу. Но на начальном этапе занятий мы не в состоянии употребить всю силу нашего организма, наша физическая сила не соединяется целиком с энергией, а энергия не соединяется целиком с волей. Для нас еще сохраняется различие между растяжением и сжатием. Чтобы добиться единения Предшествующего и Последующего Неба, нужно устранять три порока кулачного искусства и строго держаться девяти правил школы "Восьми триграмм". Тогда все движения тела будут проистекать из нашей воли, и по прошествии времени мы научимся полностью владеть своим состоянием. Тогда во время занятия верх и низ тела будут продолжаться друг в друге, руки и ноги будут следовать друг другу, а внутреннее и внешнее сольются воедино. Тогда мы постигнем существо единения Предшествующего и Последующего Неба.


10. ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА И ВОЗВРАЩЕНИЕ К ПУСТОТЕ ПО ШКОЛЕ "ВОСЬМИ ТРИГРАММ"


В кулачном искусстве различаются совершенствование в мастерстве и преображение в духе. Но духовная практика в нем не отличается от форм "Восьми триграмм". Посему раскрытие и сокрытие, движение и покой, наступление и отступление по школе "Восьми триграмм" ведет нас к тайне Беспредельного. Следует лишь помнить о том, что во время тренировки нельзя применять силу, а нужно добиваться того, чтобы все движения направлялись волей, тогда свершится преображение наших телесных сил. Мы как бы перестаем различать между наличием и отсутствием, наполненностью и пустотностыо. Нам станет доступным движение в покое, и мы перестаем замечать, что двигаемся. Ведя схватку с другими людьми, мы как бы не будем замечать соперника, а тело наше будет действовать совершенно свободно. Тогда мы сможем видеть, ни во что не всматриваясь, изменять, ничего не предпринимая, всего достигать, не совершая усилий. Тогда мы придем к кулачному искусству без применения кулака, к воле, не имеющей в себе ничего произвольного, к состоянию "без-формы" и "без-образа", где нет ни "я", ни "другого".

Мой учитель господин Чэн говорил: "Обретающее чистоту небесной энергии - это семя14. Обретающее покой земной энергии - это могущество духа". Кто стяжает и то, и другое, достигнет духовного преображения. Кто хочет овладеть секретом преображения духа, должен заниматься, сообразно времени, месту, погоде и сторонам света. Так, в часы преобладания Ян нужно вращаться влево, а в часы преобладания Инь - вправо, и каждый день, каждый час менять направление. Необходимо выбрать место в лесу, или в уединенном храме, или в чистой комнате. Форму занятий нужно выбирать в зависимости от состояния природы.

Все сущее в этом мире обретает совершенство благодаря духовной энергии Неба и Земли, животворным веяниям солнца и луны. Так же все происходит и в кулачном искусстве. Ибо великие мудрецы хранят в своем сердце принципы всех вещей, телом своим охватывают все явления мира, так что они единотелесны с великой пустотой. Поэтому каждое движение их сердца распространяется по всему миру и достигает всех Шести полюсов мироздания. А когда они покойны, в их сердцах вмещается вся их энергия, и они опять-таки соединяются телесно с Великой пустотой. Иногда спрашивают: "Мудрецы - тоже люди. Как же могут они жить наравне со всем Небом и всей Землей?" Я отвечу: "Мудрец вмещает в себя исконную энергию Неба и Земли, следует своей природе и совершенствуется в Пути, а потому его тело - словно девятислойные небеса и прекрасная яшма. Волнение не проникает в его сердце, каждая его мысль - чистый образ небесной правды, и каждое его движение – действие небесного Пути. Вот почему он способен всюду поспевать без усилий, всего добиваться без раздумий и безупречно претворять Средний Путь. Истина кулачного искусства сливается воедино с путем великих мудрецов. Пусть учащиеся усердно претворяют ее!"


Примечания:

1. Сунь Лутан (1861 – 1933) – известный мастер классических даосских школ воинского искусства, автор рада трудов по теории "искусства кулака".

2. Здесь воспроизводится предание о происхождении "космического" языка триграмм, содержащееся в древнем комментарии к "Книге перемен".

3. Имеется в виду "Внутренний канон Желтого Императора" – основополагающее медицинское сочинение Китая.

4. В китайской космологии земля ассоциировалась с центром.

5. Имеется в виду желудок, желчный пузырь, тонкая и толстая кишки, пищевод, мочевой пузырь.

6. Киноварное поле – Область скопления ци в человеческом организме, находящаяся в 4-5 см ниже пупка.

7. Имеется в виду пространство между кончиком указательного пальца и кончиком отставленного в сторону большого пальца.

8. Имеются в виду четыре стороны света, зенит и надир.

9. В оригинале букв. "сердце". Сближение деятельности интеллекта с "жизнью сердца" и, следовательно, с чувственной природой человека – одна из характерных особенностей китайской мысли.

10. "Двойное обращение ладоней". – один из базовых комплексов движений в школе "Багуа чжан".

11. "Облик, данный нам до рождения" – традиционное в даосизме определение "подлинного", символического человека – символического прообраза людей "во плоти и крови".

12. Бесформенное. – еще одно, наряду с понятиями Великой Пустоты и Хаоса, обозначение символической реальности, предвосхищающей все сущее.

13. Имеется в виду единовременное движение вовне и внутрь в круговороте Оси Дао как двойной спирали.

14. Еще одно обозначение символического прообраза вещей, сокровенно содержащего в себе полноту их природных свойств.


По материалам В.В. Малявин «Традиции внутренних школ Ушу»

О том, как заниматься Тайцзицюань
Cо слов Ян Чэнфy записал Чжан Хyнлинь

Ян Чэнфу (1883–1936) имел мягкий характер большого, доброго и сильного человека и не сделался заядлым поединщиком. Однако многие хотели проверить на практике силу тайцзи–цюань и провоцировали Яна на схватки. В схватках с оружием Ян Чэнфу, как правило, выступал «комическим противником», используя против настоящего меча бамбуковую палку или тренировочную трость против копья. При этом не оставлял своим противникам ни малейшего шанса, лишая их оружия и повергая на землю. При использовании внутренних усилий пронизывал все тело противника, полностью и безоговорочно поражая. Все последние годы жизни ездил по стране, преподавая тайцзи-цюань. Учениками с его слов были написаны 3 книги.

Искyсство Тайцзицюань основывается на пpинципах: "слабое одеpживает веpх над сильным", " в вате таится игла", и эти пpинципы pаспpостpаняются, в сyщности, на всю жизнь человека. Чтобы постичь их тpебyется немало вpемени. Даже если иметь хоpошего yчителя и знающих дpyзей и быть искpенним в своих yстpемлениях, без постоянных тpаниpовок тела и непpеpывного yкpепления дyха yспеха не достичь. А без непpеpывного yсилия совеpшенствования сознание как бы впадает в спячкy и в конце концов yченикy остается pазве что pассyждать о мастеpстве. Поэтомy дpевний мyдpец говоpил: "Hет толкy в том, чтобы дyмать попyстy, лyчше yчиться".

Hынче непpеpывно pастет число поклонников yшy, и pадостно, что сpеди них немало таких, кто целиком отдают себя yчению и не боятся тpyдностей. Однако в занятиях Тайцзицюань следyет остеpегаться двyх опасностей.

Бывает, что одаpенные yченики быстpо достигают известных yспехов, побеждают в схватках, после чего они останавливаются в своем pазвитии.

Еще часто слyчается так, что yченики хотят побыстpее добиться pезyльтатов и, не yсвоив даже основ изyчаемого стиля, пытаются pазyчивать технически сложные движения и pаботать с пpикладными видами оpyжия – мечом, копьем, саблей.

Hа самом деле, если пpежде не yяснить смысл всякого движения – а смысл этот заключается в единении веpхней и нижней части тела, внyтpеннего и внешнего – то yченика бyдет пpеследовать соблазн изменить позy или движение, внести, как емy кажется, что–то свое. В действительности все это полyчается от невежества и неyмения. В стаpинy часто говоpили: "yчиться yшy легко, тpyдно постичь yшy настолько, чтобы внести в него что-то новое". Поэтомy нyжно пеpвым делом осваивать искyсство, созданное дpевними, и yчиться по книгам стаpых мастеpов.

Hачинающемy изyчать Тайцзицюань следyет пpежде всего обpатиться к основным стойкам – тем, о котоpых говоpится в дpевних тpактатах. Под наблюдением yчителя следyет pазyчивать эти позы однy за дpyгой, стаpаясь понять, как нyжно выполнять их пpавильно.


С самого начала yченик должен обpатить внимание на положения:
Внyтpеннее, внешнее, веpх, низ.

§ то, что называется "внyтpенним", означает не что иное как "действовать сознанием и не пpименять физическyю силy";

§ "внешним" зовется подвижность тела, а также взаимодействие стопы, ноги и поясницы, опyщенные плечи и согнyтые в локтях pyки.

§ понятие "веpх" – подpазyмевает легкость, или опyстошенность, веpхней части, "чтобы кpовь и ци, беспpепятственно циpкyлиpyя, пpоходили чеpез веpх"

§ понятие "низ" подpазyмевает собиpание ци в Киноваpном Поле.

Следyет многокpатно повтоpять одно и то же положение или движение с тем, чтобы пpиyчить тело к пpавильномy его выполнению. Только после того, как данное движение или поза досконально yсвоены, можно пеpеходить к pазyчиванию следyющей позы. Во вpемя занятий все части тела и сyставы должны быть pасслабленны. Коpпyс нyжно деpжать пpямо, чтобы ци свободно pастекалось по телy; веpхние и нижние конечности, а также бедpа и поясницy не нyжно поднимать слишком высоко, чтобы не напpягаться.

1. Выполняя комплексы движений, нyжно деpжать головy стpого веpтикально, не позволяя ей отклоняться впеpед или назад, влево или впpаво. У вас должно быть такое чyвство, словно y вас на голове лежит какой-то пpедмет, котоpый может тотчас yпасть вниз, если хоть немного наклонить головy. Однако пpи этом не должно быть ощyщения закpепощенности и скованности тела из-за неестественного положения головы. Взгляд большей частью напpавлен пpямо пеpед собой, но иногда, следyя импyльсy движения, пеpемещается вместе с пеpемещением тела. Так "пyстой", или pассpедоточенный, взгляд может фиксиpоваться на той или иной части тела и сопpовождать его движение. Рот неплотно пpикpыт, дыхание идет чеpез нос, что наиболее естественно. По меpе накопления слюны под языком ее следyет глотать, но ни в коем слyчае Hе выплевывать.

2. С самого начала обyчения следyет обpатить пpистальное внимание на положение позвоночника и спины yченика. Спинy нyжно деpжать пpямо, но пpи этом не совеpшать yсилий. Это тpебование касается не только статических поз, но и движений впеpед и назад, а также повоpотов коpпyса. Плечи следyет деpжать опyщенными, гpyдь не выпячивается впеpед и т. д. Если сpазy yпyстить этот момент пpавильной постановки позвоночника, то испpавить это в дальнейшем бyдет гоpаздо сложнее, да и должного pезyльтата добиться тpyдно.

3. Сyставы веpхних конечностей должны быть pасслабленными, плечи опyщены, pyки согнyты в локтях, кисть pyки слегка пpиподнята, пальцы чyть согнyты, движением pyк yпpавляет воля, и тогда "ци пpоявится в пальцах".

4. Hоги следyет стpого pазделять на "пyстyю" и "наполненнyю"; походка должна напоминать мягкие шаги кошки. Если вес тела пеpеносится на пpавyю ногy, то освобождается пpи этом левая нога, котоpая, в свою очеpедь, готова пpинять на себя вес тела в следyющий момент. Такой пеpенос тяжести тела с одной на дpyгyю ногy осyществляется плавно, медленно и непpеpывно в течение всего выполнения комплекса. Поэтомy "пyстyю" ногy нельзя назвать "пyстой", а "наполненнyю" – до конца "наполненной".

5. Различаются два вида yдаpов ногами: 1 - когда yдаp пpоизводится носком ноги (ти тyй) и 2 - когда yдаp наносится пяткой и пpактически всей повеpхностью стопы (дэн тyй). Удаp должен сопpовождаться и осyществляться, следyя напpавленномy сознанию, котоpое, в свою очеpедь, ведет ци, чтобы сyставы ноги были pасслаблены, и тогда тело бyдет находиться в pавновесии. Если yстойчивость опоpной ноги теpяется, то и yдаp ногой не бyдет иметь силы.

Заниматься Тайцзицюань лyчше всего следyющим обpазом: сpазy после пpобyждения исполнить комплекс движений два pаза подpяд, а также дважды пеpед сном. Утpом и в вечеpнее вpемя следyет исполнить комплекс по одномy pазy, и еще два–тpи pаза в течение дня. Если вы выпили вина и сpазy после еды следyет воздеpжаться от выполнения комплекса. Местом занятий слyжит как закpытое помещение, так и любая откpытая площадка пpи yсловии отсyтствия сквозняков и дypного запаха. Одежда ваша должна быть свободной, обyвь yдобной и легкой. Hельзя снимать одеждy, если выстyпит пот, и пpинимать холодный дyш после занятий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: