Особенности образной памяти глухих детей и задачи развития их образной памяти

Суммируя результаты описанных исследований, следует от­метить, что по ряду показателей образная память глухих детей на протяжении школьного возраста развивается сходно с образ­ной памятью слышащих. С возрастом увеличивается точность узнавания и воспроизведения предметов. Все более используются те или иные опоры при запоминании. Возрастает осмысленность запоминания. Увеличиваются возможности мысленного опериро­вания образами, очень важного для сличения вновь воспринима­емого с ранее воспринятым в условиях узнавания и воспроизве­дения объектов.

Вместе с тем наблюдается и определенное своеобразие в раз­витии образной памяти глухих детей.

1. Глухие дети в большей степени, чем слышащие, смешива­ют сходные объекты, что приводит к менее точному их узнаванию и воспроизведению. В их памяти более, чем в памяти слышащих, взаимоуподобляются образы сходных фигур.

2. У глухих детей обнаруживаются отличия в организации процесса воспроизведения образного материала. Глухие меньше слышащих используют опосредствующие способы воспроизведе­ния, разнообразные приемы «поиска» образов памяти.

3. Для глухих детей характерны большие трудности мыслен­ного «оперирования» и сопоставления образов, что проявилось при запоминании, узнавании и воспроизведении объектов. Так, при запоминании фигур, каждая из которых предъявлялась сук-цессивно, требовалась мысленная интеграция фигуры. Именно в этих условиях запоминание фигур оказалось заметно менее ус­пешным у глухих детей младшего школьного возраста, чем у их слышащих сверстников. Далее узнавание воспринятых ранее изображений предметов среди последовательно предъявляемых сходных изображений должно было опираться на мысленное сли­чение образов предметов, и это удавалось с большим трудом или почти не удавалось глухим детям дошкольного и младшего школьного возраста. У глухих детей обнаружились также труд­ности мысленного сопоставления образов предметов в процессе их воспроизведения, проявившиеся в повторных воспроизведе­ниях фигур, уже ранее нарисованных.

Иначе обстоит дело в тех случаях, когда дети могут в боль­шей степени опираться на сопоставление предметов, восприни­маемых непосредственно. Тогда различия между глухими и слышащими детьми становятся гораздо меньше. Так было, на­пример, при узнавании предметов среди сходных в условиях их одновременного предъявления.

4. Отличительные черты образной памяти глухих, лишь наме­чающиеся при анализе результатов воспроизведения, следующе-


ro непосредственно за запоминанием, приобретают большую от­четливость в отсроченном воспроизведении.

5. Особенности образной памяти глухих были в большей мере свойственны детям дошкольного и младшего школьного воз­раста. В дальнейшем у глухих детей в школьном возрасте наблю­далось компенсаторное развитие их образной памяти, все более сближающееся с линией развития этого вида памяти у слыша­щих детей.

Описанные особенности образной памяти глухих детей во многом зависят от особенностей мыслительной деятельности, включающейся в процессы восприятия, запоминания и воспроиз­ведения:

а) от того, насколько полно анализируются и синтезируются объекты при восприятии, какие признаки сходства и отличия каждого из них акцентируются, насколько эти признаки сущест­венны или случайны для предметов;

б) от умения использовать такие рациональные приемы систе­матизации и группировки запоминаемого материала, их речевой характеристики, которые позволили бы в дальнейшем актуали­зировать строго определенные системы образов и знаний;

в) от возможностей при узнавании и воспроизведении мыс­ленно сравнивать воспроизводимые объекты, критически их оце­нивать;

г) от способностей к организации целенаправленного поис­ка нужных образов и знаний в памяти.

Вместе с тем глухие дети, дошкольники и младшие школьни­ки, еще очень слабо владеют этими описанными способами мыс­лительной деятельности, что задерживает развитие их образной памяти и отрицательно сказывается на расширении наглядного опыта, накоплении представлений о разнообразных предметах и явлениях окружающего нас мира и их использовании в даль­нейшем познании. Затем в процессе развития детей в школьные годы под влиянием обучения и, что особенно важно, формирова­ния словесной речи и логического мышления происходит значи­тельное совершенствование образной памяти глухих детей.

Все сказанное об особенностях образной памяти у глухих вы­зывает вопросы психолого-педагогического порядка: на какие стороны образной памяти глухих следует педагогу обращать внимание, как создавать условия для более успешного компен-саторного развития их памяти. Первое самое важное условие развития памяти—это всемерное совершенствование всей интел­лектуальной деятельности глухих, особенно их мышления, как наглядно-действенного и наглядно-образного, так и словесно-логического.

Но вместе с тем необходимо особо заботиться о развитии са­мой образной памяти глухих. При этом, как нам кажется, сле­дует придать особое значение развитию у глухих опосредствован ности как запоминания, так и воспроизведения. Педагогам нужно


больше заботиться о том, чтобы создавать условия для непроиз­вольного запоминания наглядного материала на основе практи­ческой деятельности с ним (например, его группировки по тем или иным признакам, практического анализа и синтеза) или только внутренней, мыслительной деятельности. При этом следует по­степенно доводить до сведения детей, какие приемы и способы предметной или мыслительной деятельности обеспечили достаточ­но совершенное запоминание. А далее нужно учить их самих на­ходить и использовать разнообразные приемы для запоминания. Все это будет подготавливать условия для последующего опос­редствованного воспроизведения. Однако неправильно было бы думать, что не следует особо заботиться о формировании произ­вольного, опосредствованного воспроизведения.

Развитие разных способов опосредствования в запоминании и воспроизведении будет создавать большую свободу у глухих де­тей в мысленном представлении, «оперировании» и сопоставлении образов предметов. Ведь чем более разнообразны связи образа предмета с другими образами, представлениями, понятиями и словесными значениями, тем больше возможностей создается для его удержания в памяти и для воспроизведения.

В школе глухих следует уделять много внимания составлению наглядных пособий, разрабатывающихся с учетом своеобразия восприятия и образной памяти глухих и направленных на пре­одоление этого своеобразия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: