Развитие интересов у глухих школьников

На основе наблюдений за излюбленной деятельностью глухих школьников, которую они «выбирают по собственному желанию, а также на основе косвенных бесед(1) и сочинений учащихся

(1) Косвенной беседой мы называем беседу не прямо об интересах школь­ников, а, например, о телепередачах, кружках, проведении каникул, попол­нении библиотеки книгами, школьных занятиях, внеклассных мероприятиях и т. п.


(H. Г. Морозова, 1969) становится ясно, что у них первое место в III—IV классах занимают игры и спортивные занятия (коньки, лыжи, гимнастика, легкая атлетика). В V—VI классах почти на одном уровне с игровой деятельностью идет художественная (посещения кино «и театра, рисование, танцы). В VII—VIII клас­сах художественная деятельность выдвигается на первое место, к ней приближаются трудовая и спортивная деятельность, а иг­ровая почти сводится на нет. В этих классах впервые проявляет­ся интерес к самостоятельному чтению. В IX—Х классах чтение выступает на первый план, за ним «идет трудовая н спортивная деятельность. У учащихся этих классов усиливается интерес к «посещению музеев, экскурсиям, лекциям и беседам на познава­тельные темы.

С точки зрения развития познавательных интересов показа­тельно отношение к различным урокам у учащихся младших, средних и старших классов.

Ученики 1—III классов обычно с одинаковым старанием от­носятся к учебным предметам.

У учащихся IV класса положительное отношение довольно равномерно распределяется между учебными предметами, од­нако некоторое предпочтение отдается арифметике, ручному тру­ду и чтению. Несколько реже упоминаются физическая культура и рисование.

В V—VI классах на первом ме-сте стоит изучение родного языка (грамматика, чтение, развитие и техника речи). Некоторые учащиеся интересуются математикой, естествознанием и «вопро­сами истории.

К VII—VIII и особенно к IX—Х классам растет интерес к ли­тературе и к естественным наукам, особенно к географии, и рез­ко снижается интерес к математическим наукам. В связи с пере­ходом от а.рифметики к геометрии и алгебре учащиеся испыты вают очень большие трудности при необходимости овладеть такими абстрактными знаниями. Кроме того, обнаруживаются большие пробелы в математических представлениях в результа­те недоработки в средних классах.

Чтобы судить о росте подлинного интереса, т. е. непосредст венного эмоционально-познавательного отношения к занятиям, важно выявить, почему дети обнаруживают положительное от­ношение к определенным предметам и старательно занимаются ими. Эти мотивы отчетливо выявляются в сочинениях и косвен­ных беседах с учащимися («Какие уроки ты готовишь в первую очередь и почему?», «Ка«кие предметы хотел бы добавить, каки­ми побольше хотел бы заниматься?», «Какие предметы не хотел бы изучать?», «Какими предметами хотел бы заниматься в сво­бодное время?», «Почему тебе нравится заниматься этим пред­метом?» и т. п.).

Младшие школьники не могут мотивировать свое отношение. Они говорят: «Нравится» или «Учительница говорит, что нужно


учиться»; «Хочу учиться говорить, читать, писать»; «Хочется учиться»; чаще же отвечают: «Не знаю».

Учащиеся средних классов на первое место ставят непосред­ственные, эмоциональные мотивы: «Люблю «все изучать, делать опыты»; «Нравится чтение»; «Люблю писать»; «Люблю живот­ных, растения, нравится работать (с ними)». Далее идут практи­ческие мотивы: «Хочу уметь все делать»; «Нужно уметь считать, измерять, рисовать»: «Мне очень интересный урок по граммати ке, потому что буду без ошибок «писать». Затем идут непосред­ственные эмоционально-познавательные мотивы, характерные для интереса к предмету, к его содержанию («Интересно узна­вать новое», «Самый лучший урок чтение, потому что в книге интересно, много интересных рассказов») или к самому познава­тельному процессу («Нравится трудные задачи решать, интересно самому правильный ответ»). Несколько меньше встречается чисто познавательных мотивов («Хочу все знать и понимать, знать откуда, почему, как») и мотивов самосовершенствования, близких к познавательным («Нравится чтение, хочу больше уроков чтения, буду грамотнее, умнее"). У некоторых глухих школьников появляются иятересы к определенной деятельности, которой они хотели бы заниматься в дальнейшем («Хочу зани­маться рисованием, потому что хочу работать художником», «Хочу больше уроков гимнастики, чтобы инструктором физкуль­туры (быть)»).

Позиционные мотивы связаны с самоутверждением, заняти­ем почетного места в коллективе. Хорошо усваиваемый предмет создает переживание успеха, радость похвалы и завоевание по­зиции. Иногда глухие дети стремятся хорошо усвоить какой-ли­бо предмет ради похвалы и завоевания почетного места в кол­лективе.

Учащиеся говорят: «Учительница хвалит»; «Люблю арифме­тику, я хорошо успех арифметика»; «Люблю грамматику, я луч­ше грамматике всех в классе».

У некоторых учащихся, главным образом IX—Х классов, об­наруживаются социальные мотивы. Школьники говорят, что они учатся для родины, для других людей.Таким образом, у глухих детей на протяжении пребывания в школе значительно изменя­ются мотивы, на основании которых они обнаруживают интерес к определенным видам деятельности.

Постепенно снижается роль практических и непосредственно эмоциональных мотивов. С VII класса все большее значение приобретают эмоционально-познавательные мотивы, которые в IX—Х классах становятся ведущими, и заметно усиливаются чисто познавательные мотивы.

На основании анализа литературных источников, опыта луч­ших педагогов и специально организованной педагогической ра­боты по воспитанию у глухих детей интереса к основам наук и к чтению (Н. Г. Морозова, 1969) были выявлены общепсихологи


ческие и специальные условия развития и воспитания интересов у глухих школьников.

Как у слышащих, так и у глухих детей важным условием формирования интересов является оптимальная организадия пе­дагогического процесса, обеспечивающая успешное на-конление знаний и навыков, на почве которых возникает интерес. Вместе с тем необходимо своевременно восполнять пробелы, которые препятствуют успешному приобретению дальнейших знаний. У глухих детей особенно важно создать первоначальную речевую базу для дальнейшего накопления знаний и обеспечения контак­та с педагогами.

Необходимо также создавать положительное эмоциональное отношение к педагогу, к учебной и другим видаем деятельности. Так, для глухих детей, по крайней мере на первых этапах обуче­ния, важными оказываются внешняя привлекательность нагляд­ных пособий и игровая форума учебной деятельности. Особое зна­чение для глухих детей имеют переживание успеха и появление уверенности в своих силах. Согласно теоретическом и экспери­ментальным данным, интерес возникает и развивается лишь в ходе выполнения специальным образом организованной деятель­ности. Ее организация предполагает знакомство с реальными фактами, которые, вступая в противоречие с прежними пред ставлениями, вызывают недоумение, вопрос, желание узнать, что, как и почему возникает и т. д.

Готовый ответ на вопрос гасит интерес. Там, где это возмож­но, для воспитания познавательного интереса необходи.мо орга­низовать самостоятельный поиск ответа на вопрос. Примени­тельно к глухим детям наиболее целесообразно организовать практически действенный поиск. Мысленный поиск становится возможным для них лишь на более поздних этапах. В средних классах целесообразно рассказать о конкретном поиске ученого или самого учителя. В этой связи надо использовать и большое количество иллюстраций. Первоначально мысленный поиск вклю­чен в действенно-практический. Возможность перехода к мыслен­ному поиску зависит от подготовленности данной группы глухих и от своевременности воспитания познавательного интереса.

Глухим детям следует предоставлять самостоятельность с большой тактичностью. При возникновении трудностей и проти­воречий необходимо раскрывать возможность их преодоления. Следует совместно с учащимися спланировать поиск путей, ве­дущих к решению вопроса, расчленив этот поиск на короткие этапы, так как глухие с трудом отказываются от раз усвоенных представлений. Постоянная помощь со стороны учителя и посте­пенное развитие самостоятельности требуют особо тщательной разработки плана действий и индивидуального подхода к каж­дому ученику. Осуществление индивидуального подхода предпо­лагает учет возможностей учащихся, особенностей их характера, темперамента и т. д.


Воспитанию познавательиого интереса у глухих содействуют использование имеющихся у них знаний, показ нового в старом и уже знакомого в новом, совместный поиск предположительных объяснений, столкновение различных мнений, организация дей­ственной проверки выдвинутых учениками гипотез, выяснение и одобрение того, кто высказал правильное суждение. Существенное значение имеет осуществление самостоятельно выполняемых практических, работ, наблюдение за новыми фак­тами, последующее отыскание научных объяснений этих фактов.

Особое значение для глухих приобретает реальное система­тическое раскрытие роли чтения в приобретении необходимых знаний и навыков.

Стойкий интерес у глухих школьников возникает при значи­тельной работе, имеющей целью формирование социальных мо­тивов деятельности (для товарищей, для школы, для страны), раскрытие перспектив, открывающихся перед учащимися в связки с усвоением ими знаний и овладением той или иной деятельно­стью. Главное же условие перехода эпизодического интереса в стойкий—систематическая организация поиска в области по­знавательной деятельности и труда, а также неисчерпаемость поиска. Таким путем, согласно данным Н. Г. Морозовой, оказы­вается возможным вызвать интерес не только к процессу и ре­зультату деятельности, но и к способу выполнения работы, к от­крытию и усовершенствованию ращиональных методов труда.

Таким образом, интерес способствует компенсации и коррек­ции отклонений в развитии, побуждает преодолевать возникаю­щие трудности, связанные с осуществлением познавательной деятельности, помогает овладевать знаниями и навыками, при­обретать самостоятельно знания и умения, необходимые для по­лучения образования и овладения доступными для глухих уча­щихся профессиями.


ЛИТЕРАТУРА

Маркс К и Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч., изд. 2, т. 3., Госполитиз­дат, 1955.

Маркс К. Замечания на книгу А. Вагнера «Учебник политической экономии».

Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., изд. 2, т. 19. M., Госполитиздат, 1961.

Энгельс Ф. Диалектика природы. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч.» изд. 2, т. 2. M., Госполитиздат, 1961.

Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм. Полн. собр. соч., т. 18.

Ленин В. И. О праве наций на самоопределение. Полн. собр. соч., т. 25.

Ленин В. И. Философские тетради. Полн. собр. соч., т. 29.

Абрамова М. Г., Могильницкий М. П. Использование тактильно-вибрацион­ной чувствительности в педагогическом процессе с глухонемыми. «Глу­хонемота, глухота и тугоухость». Л., 1936.

Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания. М., Изд-во АПН РСФСР,. 1960.

Ананьев Б, Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М., «Просвещение», 1964.

Ананьев Б. Г. Комплексное изучение человека и психологическая диагности­ка. «Вопросы психологии», 1968, № 6.

Андреева Е. И. Некоторые психологические проблемы формирования произ­ношения у глухих учащихся. В сб.: «Сурдопедагогика и сурдоаудиоло гия». Л., 1969 («Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена», т. 346). Андреева-Галанина Е, Ц. Вибрация и ее значение в гигиене труда. Вибра­ции ручных пневматических инструментов и машин. [Л.], Медгиз, 1956.

Анохин П. К. Особенности афферентного аппарата условного рефлекса и их значение для психологии. «Вопросы психологии», 1955, № 6.

Анохин П. К. Кибернетика и интегративная деятельность мозга. «Вопросы психологии», 1966, № 3.

Антонова Г. П. Различия в мыслительной деятельности школьников в реше­нии задач. В сб.: «Типические особенности умственной деятельности млад­ших школьников». Под ред. С. Ф. Жуйкова. М., «Просвещение», 1968.

Артемов В. А. Очерк психологии. М., Учпедгиз, 1954.

Бабенкова Р. Д. Вопросы физического воспитания глухих детей дошкольно­го и младшего школьного возраста. «Специальная школа», 1965, № 3.

Базилевская В. Н. Развитие речи глухонемых детей в игре. М., Изд-во АПН РСФСР, 1957.

Бардин К. В. Исследования цветоразличительной способности в период школь­ного детства. Канд. дисс. М., 1963.

Басова А. Г. История сурдопедагогики в СССР. Докт. дисс. М., 1969.

Бейн Э. С. Величина отдаленного объекта в восприятии умственно отсталых. и глухонемых школьников. В сб.: «Вопросы психологии глухонемых и умственно отсталых детей». Под ред. И. И. Данюшевского и Л. В. Зан-кова. М., Учпедгиз, 1940.

Бейн Э. С. К вопросу о константности воспринимаемой величины. В сб.: «Исследования по психологии восприятия». Под ред. Л. С. Рубинштейна. М., Изд-во АН СССР, 1948.

Бейн Э. С. Афазия и пути ее преодоления. Л., «Медицина», 1964.


Бельтюков В. И. Роль слухового восприятия при обучении тугоухих и глухо­немых произношению. М., Изд-во АПН РСФСР, 1960.

Бельтюков В. И. Об усвоении детьми звуков речи. М., «Просвещение», 1964.

Бельтюков В. И. Чтение с губ фонетических элементов речи. М., «Просвеще­ние», 1967.

Бельтюков В. И. Чтение с губ. М., «Педагогика», 1970.

Бериташвили И. С. и Хечинашвили С. Я. К вопросу о значении вестибулярно­го анализатора для пространственной ориентации. «Сообщения АН Груз. ССР», т. XIII, 1952, № 7.

Беритов И. С. О пространственной ориентации человека и животных в окру­жающей среде. «Вопросы психологии», 1956, № 4.

Бернштейн H. А. Кое-что о письме и о почерке. «Наука и жизнь», 1964, № 7.

Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., «Медицина», 1966. Бехтерев В. М. Значение органов равновесия в образовании представлений о пространстве. Спб., (1896.

«Биологические основы следов памяти». М., 1966 (XVIII Международный пси­хологический конгресс, симпозиум 20).

Блонский /7. П. Избранные психологические произведения. М., «Просвеще­ние», 1964.

БобриковЮ. М., Цукерман И, В, О возможности телефонной связи между глухими путем тактильного восприятия азбуки Морзе. «Специальная школа», 1967, № 3.

Богородицкий В. А. Общий курс русской грамматики. Изд. 5. М.—Л., Соцэк гиз, 1935.

Богоявленский Д. Н. О некоторых особенностях анализа и синтеза при усвое­нии знаний. «Вопросы психологии», 1955, № 2.

Богоявленский Д. Н. К характеристике процессов абстракции и обобщения при усвоении грамматики. «Вопросы психологии», 1958, № 4.

Богоявленский Д. Н. Психология усвоения орфографии. М„ Изд-во АПН РСФСР, 1966.

Богоявленский Д. Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в шко­ле. М„ Изд-во АПН РСФСР, 1958.

Богоявленский Д. Н., Менчинская Н. Л. Психология учения. В кн.: «Психо­логическая наука в СССР», т. 2. М., Изд-во АПН РСФСР, 1960.

Божович Л. И. Психологический анализ формализма в усвоении знаний.«Со­ветская педагогика», 1945, № 1.

Божович Л. И. 3начение осознания языковых обобщений в обучении пра­вописанию. «Известия АПН РСФСР». Вып. 3, 1946.

Божович Л. И., Морозова Н. Г., Славина Л. С. Развитие мотивов учения у советских школьников. «Известия АПН РСФСР». Вып. 36, 1951.

Божович Л. И. Возрастные закономерности формирования личности ребен­ка. Докт. дисс. М„ 1966.

Боркова Т. Н. О формировании у школьников средних классов умения плани­ровать свою работу на уроках труда. «Известия АПН СССР». Вып. 144, 1968.

Боскис P. М. О развитии словесной речи глухонемого ребенка. М., Учпедгиз, 1939.

Боскис Р. М. Особенности речевого развития глухонемого школьника. «Уче­ные записки МГПИ им. Ленина». Т. 36, 1946.

Боскис Р. М. Вопросы изучения и воспитания глухих и тугоухих детей. «Из­вестия АПН РСФСР». Вып. 48, 1953.

Боскис Р. М., Коровин К. Г., Синяк В. А, Формирование грамматического строя языка у тугоухих учащихся. М., Изд-во АПН РСФСР, 1955.

Боскис Р. М. и Морозова 77. Г. О развитии мимической речи глухонемого ре­бенка и ее роли в процессе обучения и воспитания глухонемых. В сб.: «Обучение и воспитание глухих». М., Учпедгиз, 1959.

Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети. М„ Изд-во АПН РСФСР, 1963а.

Боскис Р. М. Педагогическая классификация детей с недостатками слуха. «Специальная школа», 19636, № 4.


Брушлинский А. В. Воображение н творчество. В кн.: «Научное творчество» М„ «Наука», 1969.

Будницкая 77. 77. Развитие практических действий. В сб.: «Развитие учащихся в процессе обучения (1—II классы)». Под ред. Л. В. Занкова. М., Изд-во АПН РСФСР, 1963.

Будницкая И. И. Развитие практических действий. В сб.: «Рязвитие школь­ников в процессе обучения (111—IV классы)». Под ред. Л. В. Занкова. М„ «Просвещение», 1967.

Бурешова О., Буреш Я. Физиология непосредственной памяти. «Вопросы пси­хологии», 1963, № 6.

Бушурова В. Е. К вопросу об анализе времени в процессе формирования не­которых трудовых навыков. Канд. дисс. Л„ 1959.

Бюлер К. Духовное развитие ребенка. М., «Новая Москва», 1924. Гл. IV.

Баллон А. От действия к мысли. М„ Изд-во иностр. лит., 1956.

Васильев И. А. Методы обучения глухонемых речи, письму и чтению Спб 1900.

Василевская В. Я. и Корсунская Б. Д. О назывании предметов глухонемыми школьниками. «Учебно-воспитательная работа в школах для глухонемых и вспомогательных школах», 1941, № 2.

Венгер А. А. Обучение изобразительной деятельности в детских садах для глухих детей. «Специальная школа», 1965, № 2.

Венгер А. А. Некоторые особенности формирования восприятия в условиях задержки речевого развития (на материале глухих детей). В сб.: «Форми­рование восприятия у дошкольника». Под. ред. А. В. Запорожца п Л. А. Венгера. М., «Просвещение», 1968.

Венгер А. А. и Венгер А. Л. Формирование перцептивных обобщений у глу­хих дошкольников. «Дефектология», 1970, № 4.

Венгер Л. А. Восприятие r обучение (дошкольный возраст). М., «Просвеще­ние», 1969.

Венев И. Д. Экспериментальное исследование развития восприятия цвета в дошкольном возрасте. Канд. диос. М., 1965.

Вересотская К. И. Узнавание изображений предметов.в зависимости от изме­нения их положения в шространстве. В сб.: «Вопросы психологии глухоне­мых и умственно отсталых детей». Под ред. И. И. Данюшевского и Л. В. Занкова. М., Учшедгиз, 1940.

Виноградов В. В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. М., Учпедгиз, 1947.

Власова Т. А. О влиянии нарушения слуха на развитие ребенка. М., Изд-во АПН РСФСР, 1954.

Власова Т. А„ Певзнер М. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. М., «Просвещение», 1967.

Влодавец В. А. Значение целевой направленности в профессиональной подго­товке глухих. «Специальная школа», 1966, № 3.

Влодавец В. А, Целенаправленность трудовых действий глухих и слышащих учащихся. Канд. дисс. М., 1967.

Влодавец В. А. Особенности переноса трудовых навьпков у глухих. «Дефекто­логия», 1970, № 3. «Возрастные и индивидуальные различия памяти». Под. ред. А. А. Смирнова. М., «Просвещение», 1967. Волкова К. А. Словесное ударение в речи глухонемых школьников. «Известия АПН РСФСР». Вып. 79, 1956.

Волкова К. А. Методика обучения глухих произношению. М., «Просвещение», 1968.

«Вопросы обучения и воспитания глухих дошкольников». Под ред. Б. Д. Корсунской. Вып. 1—2. М„ Изд-во АПН РСФСР, 1962—1963.

«Вопросы психологии обучения». Отв. ред. Н. А. Менчинская. М„ Изд-во АПН РСФСР, 1950 («Известия АПН РСФСР», вып. 28).

«Вопросы психологии памяти». Под ред. А. А. Смирнова. М., Изд-во АПН РСФСР, 1958.


"Вопросы специального обучения слабослышащих детей». Под ред. Р. М. Боскис, М., Изд-во АПН РСФСР, 1965 («Известия АПН РСФСР», вып. 139).

«Воспитательная работа в.интернате школы для глухих детей». Под ред. С. А. Зыкова. М., изд-ibq аПН РСФСР, 1961.

Воячек В. И. Военная отоларингология. М., Медгиз, 1946.

"Всероссийское совещание (по вопросам обучения и воспитания глухонемых детей 15-го августа 1938 г.». Материалы. М., Изд. Управления детдомами и специальными школами НКП РСФСР, 1938.

Вудвортс Р. Экспериментальная психология. М., Изд-во иностранной литера­туры, 1950.

Выгодская Г. Л. О творческих играх глухих дошкольников. В сб.: «Пути обучения речи». Под ред. Б. Д. Корсунской. М., Изд-во АПН РСФСР» 1960.

Выгодская Г. Л. Руководство сюжетно-ролевым.и играми глухих дошкольни­ков. М., «Просвещение», 1964.

Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М., Изд-во АПН РСФСР, 1956.

Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М., Изд-во АПН РСФСР, 1960.

Галкина О. И. Развитие пространственных представлений у детей в начальной школе. М., Изд-во АПН РСФСР, 1961.

Гальперин П. Я. К вопросу о внутренней речи. «Доклады АПН РСФСР», 1957, № 4.

Гальперин П. Я. Развитие исследований по формированию умстаеиных дейст­вий. В сб.: «Психологическая наука в СССР», т. 1, М., Изд-во АПН РСФСР, 1959.

Гальперин П. Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка. «Во­просы психологии», 1969, № 1. Гвоздев А. Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка. М.—Л.» Изд-во АПН РСФСР, 1948. Гвоздев А. Н. Форм.ирование у ребенка грамматического строя русского языка, Ч. 1—2. М., Изд-во АПН РСФСР, 1949.

Гейльман И. Ф. Ручная азбука и речевые жесты глухонемых. М., Всесоюзное кооперативное изд-!во, 1957.

Геранкина А. Г. Применение дактильно-жестового перевода как вспомогатель­ного средства в вечерних школах глухих. Канд. дисс. М., 1966.

Глебова М. И. Употребление видов русского глагола и глагольных форм вре­мени в письменной речи глухонемых школьников. Канд. дисс. М., 1953.

Глебова М. Я. Обучение глухих школьников русскому языку в V—VII классах. М., «Просвещение», 1964.

Гозова Л. Я. Особенности осязательного и зрительного восприятия плоских и объемных объектов глухонемыми школьниками. «Доклады АПН РСФСР», 1957, № 4.

Гозова А. П. О соотношении целого предмета и его частей при.изучении дро­бей глухонемыми школьниками. «Специальная школа», 1958, № 5.

Гозова А. П. Наглядно-образное мышление глухонемых школьников при ре­шении практических задач. В кн.: «Труды второй научной сессии по де­фектологии». М., Изд-во АПН РСФСР, 1959.

Гозова А. П. Выработка двигательных навыков у глухих школьников. «Спе­циальная школа», 1961, № 3. Гозова А. П. Професоионально-трудовое обучение глухих школьников. М.» «Просвещение», 1966. Гозова А. П. Овладение глухими учащимися младших классов относительны ми понятиями. «Специальная школа», 1968, № 2.

Гойхман С. М. Особенности грамматического офор.млен.ия составного гла­гольного сказуемого. «Специальная школа», 1964, № 3.

Гольдберг А. М. К вопросу об особенностях овладения значениями слов у глу­хонемых школьников. «Труды научной сессии по вопросам дефекто­логии». М., Изд-во АПН РСФСР, 1958.


Гольдберг А. М. Особенности самостоятельной письменной речи глухих школь­ников. М., «Просвещение», 1966.

Горбунова Е. А. Пути повышения роли объяснительного чтения в познаватель­ной деятельности глухих учащихся. Канд. дисс. М., 1965.

Гурова Л. Л. Взаимоотношение мысленных, зрительных и практических опе­раций в решении задач. «Вопросы поихологии», 1964, № 4.

Гурова Л. Л. Функция наглядно-образных компонентов в решении задач. «Вопросы психологии», 1969, № 5.

Джелдард Ф. Кожные системы связи. Теория связи в сенсорных системах. М., «Наука», 1964.

Добрынин Н. Ф. Проблема значимости в психологии. В кн.: «Материалы со­вещания по психологии». М., Изд-iBO АПН РСФСР, 1957.

Дульнева Л. С. Использова.ние учащимися знаний по грамматике в работе над изложением в школе глухонемых. В сб.: «Обучение глухонемых детей рус­скому языку». М., Изд-во АПН РСФСР, 1957. Дульнева Л. С., Рязанова С. В. Воспитание и обучение глухонемого ребенка Советы родителям. М., Учпедгиз, 1959.

Дьячков А. И. К вопросу о привитии глухонемым практических навыков по изучению мер длины, веса, времени. «Учебно-воспитательная работа в шко­лах для глухонемых и вспомогательных школах», 1941, № 2.

Дьячков А. И. Методика преподавания арифметики в школе глухонемых. Изд. 2. М., Учпедгиз, 1953. Дьячков А. И. Воспитание и обучение глухонемых детей. М., Изд-во АПН РСФСР, 1957.

Дьячков А. И. Системы обучения глухих детей. М., Изд-во АПН РСФСР, 1961.

Егоров Т. Г. Психология овладения навыком чтения. М., Изд-во АПН РСФСР, 1953.

Егорова Т. В. Анализ зрительно воспринимаемых объектов неуспевающими школьниками младших классов. «Дефектология», 1969, № 2.

Егорова Т. В. Особенности познавательных процессов у младших школьни­ков с пониженной обучаемостью. Канд. дисс. М., 1969.

Енько П. Д. Методика обучения глухонемых речи по естественному способу для родителей и учителей. Спб., 1907—1912.

Жинкин Н. И. Механизмы речи. М., Изд-во АПН РСФСР, 1958.

Жинкин Н. И. На путях к изучению механизмов речи. В кн.: «Психологическая наука в СССР». Т. 1. М., Иэд-во АПН РСФСР, 1959.

Жинкин Н. И. Исследование внутренней речи по методике центральных рече­вых помех. «Известия АПН РСФСР». Вып. 113, 1960.

Жуйков С. Ф. Психология уовоения грамматики в начальных классах. М., «Проовещение», 1964.

Жукова И, М. Роль анализа и обобщения в познавательной деятельности. В сб.: «Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобще­ния». Под ред. С. Л. Рубинштейна. М., Изд-во АН СССР, 1960. Зайцева Л. С. Особенности восприятия картин глухонемыми школьниками. «Специальная школа», 1959, № 4.

Зайцева Г. Л. Выражение пространственных отношений в мимико-жестику ляторной речи глухих. Канд. дисс. М., 1969.

Занков Л. В. Развитие памяти умственно отсталого ребенка. В сб.: «Умствен­но отсталый ребенок». М., Учпедгиз, 1935. Занков Л. В. Соловьев И. М. Очерки психологии глухонемого ребенка. М„ Учпедгиз, 1940.

Занков Л. В., Маянц Д. М. Запоминание и воспроизведение предметов у слы­шащих и глухонемых дошкольников. В сб.: «Вопросы психологии глухоне­мых и умственно отсталых детей». Под ред. И. И. Данюшевского и Л. В. Занкова. М., Учпедгиз, 1940.

Занков Л. В. Память школьника (ее психология и педагогика). М., Учпедгиз, 1944.

Занков Л. В. Проблема речи, ее расстройств и восстановления. «Известия АПН РСФСР». Вып. 2, 1945.


Занков Л. В. Память. М., Учпедгиз, 1949.

Занков Л. В. О предмете и методах дидактических исследований. М., Изд-во АПН РСФСР, 1962.

Занков Л. В. Новое в обучении арифметике в 1 классе. М., «Просвещение»,,1964.

Запорожец А. В Развитие произвольных движений. М., Иэд-во АПН РСФСР,.1960.

Запорожец А. В. Некоторые психологические вопросы сенсорного воспитания. в раннем и дошкольном детстве. В сб.: «Сенсорное воспитание дошколь­ников». Под ред. А. В. Запорожца и А. П. Усовой. М., Изд-во АПН РСФСР, 1963.

Запорожец А. В. Развитие мышления. В сб.: «Психология детей дошкольно­го возраста. Развитие познавательных процессов». Под ред. А. В. Запо­рожца и Д. Б. Эльконина. М., «Просвещение», 1964.

Заседателев Ф. Ф. К вопросу о функции ушного лабиринта на основании ис­следования глухонемых. Дисс. М., 1904.

Засенко Н. Ф. Активизация учебното процесса на предметных уроках в шко­ле для глухих детей. Канд. дисс. М., 1964.

Зверева М. В. Сравнение объектов глухонемыми школьниками. Рукопись, 1949.

Зверева М. В. О взаимодействии слова и наглядности,в процессе обучения в III классе. В сб.: «Опыт исследования взаимодействия слова и нагляд­ности в обучении». Под ред. Л. В. Занкова. М., Изд-во АПН РСФСР, 1954.

Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. М., Медгиз, 1962.

Зейгарник Б. В. Патология мышления. М., Изд-во МГУ, 1962.

Земцова М. И. Пути компенсации слепоты в процессе познавательной и тру­довой деятельности. М., Изд-во АПН РСФСР, 1956.

Зикеев А. Г. и Коровин К. Г. Уроки русского языка в 1-м классе 2-го отделе­ния школы тугоухих детей. Под ред. Р. М. Боскис. М., Изд-во АПН РСФСР, 1959. То же во 2-м классе, 1960.» в 3-м классе, 1961.» в 4-м классе, 1961.» в 5-м классе, 1963.» в 6—7-х классах. М., «Просвещение», 1965.

Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание. М., Изд-во АПН РСФСР, 1961.

Зинченко П. И., Репкина Г. В. К постановке проблемы оперативной памяти. «Вопросы психологии», 11964, № 6.

Зыков С. А. Состояние знаний и навыков по русскому языку у учащихся при­готовительных классов школ глухонемых детей. «Учебно-воспитательная работа в специальных школах». М., 1948, № 3—4.

Зыков С. А. Проблема речи как средства общения в школе глухонемых. М., Изд-во АПН РСФСР, 1956.

Зыков С. А. Обучение глухих детей языку по принципу формирования рече­вого общения. М„ изд-во АПН РСФСР, 1961.

Зыков С. А, Предметно-практическая деятельность в обучении глухих школь­ников. «Специальная школа», 1967, № 5. Зыков С. А. Предметно-практическая деятельность в развитии глухих детей. «Дефектология», 1970, № 2.

Зыкова В. И. Применение геометрических знаний к решению задач с практи­ческим содержанием. В сб.: «Психология решения учащимися производ ственно-технических задач». Под ред. Н. А. Менчинской. М., «Просвеще­ние», 1965.

Иваницына Е. П. Рациональный и нерациональный способы мышления. «Во­просы психологии», 1965, № 3. «Изучение и обучение детей с недостатками слуха». Под ред. Р. М. Боскис. М., Изд-во АПН РСФСР, 1961 («Известия АПН РСФСР», вып. 117).

Ильинская С. И. Практические навыки самостоятельной письменной речи уча­щихся V—VIII классов школы глухих. Канд. дисс. М., 1967.


«Исследования мышления в советской психологии». Под ред. Е. В. Шорохо вой. М., «Наука», 1966. Исаенко Л. А. Методика преподавания естествознания в школе глухонемых. М., Учпедпиз, 1950.

Исаенко Л. А. и Юдковская Т. И. Состояние знаний глухонемых детей по ес­тествознанию. «Учебно-воспитательная работа в специальных школах», 1948, № 3—4.

Истомина 3. М. Восприятие и называние цвета у детей дошкольного возрас­та. «Доклады АПН РСФСР», 1957, № 2.

Истомина 3. М. О взаимоотношении восприятия и называния цвета в раннем возрасте. «Доклады АПН РСФСР», 1959, № 3.

Кабанова-Меллер Е. Н. Роль чертежа в применении гео«метрических теорем. «Известия АПН РСФСР», вьш. 28, 1950.

Кабанова-Меллер Е. Н. Психология формирования знаний и навыков у школьников. М., Изд-во АПН РСФСР, 1962.

Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М., «Просвещение», 1968.

Каверина Е. К. О развитии речи детей первых двух лет жизни. М. Медгиз, 1950.

Калмыкова 3. И. К вопросу о методах диагностики обучаемости школьников. «Вопросы психолопии», 1968, № 6.

Каминская Т. А. К нейродинамике кожного анализатора. «Вестник ЛГУ», 1965, № 21.

Каплинская К- П. Урок в микрофонном классе. В сб.: «Обучение и воопитание тугоухих и позднооглохших детей». М., Учпедгиз, 1953.

Каплинская К. П. Развитие слухового восприятия звуков речи у тугоухих учащихся. «Специальная школа», 1958, № 3.

Касаткин Н. И. Очерк развития высшей нервной деятельности у ребенка ран­него возраста. М., Медгиз, 1951.

Кежерадзе Е. Д. Развитие памяти в дошкольном и первом школьном возрас­те. Канд. дисс. Тбилиси, 1949. Кежерадзе Е. Д. Роль слова в запоминании и некоторые особенности памяти ребенка. «Вопросы психологии», 11960, № 1.

Кекчеев К. X. Проприоцепция и ее участие в двигательном акте. «Физиюлоги-ческий журнал СССР», т. 21, 1936, № 5—6.

Колтуненко И. В. Обучение глухих школьников письменной речи (V—VII классы). Канд. дисс. М., 1967.

Комаров К. В. Теория словосочетания и методика грамматических обобще­ний. «Специальная школа», 1959, № 5. Комаров К. В. Обучение глухих школьников глагольному управлению. Канд. дисс. М.. 1965.

Коровин К. Г. Построение предложения в письменной речи тугоухих учащих­ся. М., Изд-во АНН РСФСР, 1950.

Корсунская Б. Д. Словообразование в развитии речи глухонемого ребенка. «Учебно-воспитательная работа в специальных школах», 1946, № 2.

Корсунская Б. Д. Обучение речи глухих дошкольников. М., Изд-во АПН РСФСР, 1960.

Корсунская Б. Д. Методика обучения глухих дошкольников речи. М., «Про­свещение», 1969.

Костанян А. О. Особенности скоростных качеств и их развитие с помощью фи­зических упражнений у глухих школьников. Канд. дисс. М., 1963.

Костанян А. О. Роль слухового восприятия в развитии двигательных способ­ностей у школьников. Докт. дисс. М., 1970.

Костюк Г. С. Вопросы психологии мышления. В кн.: «Психологическая наука в СССР». Т. 1. М., Изд-во АПН РСФСР, 1959

Костюк Г. С. Некоторые аспекты взаимосвязи обучения и умственного разви­тия. В кн.: «Обучение и умственное развитие». М„ 1966 (XVIII Междуна­родный психологический конгресс. Симпозиум 32).

Коффка К, Основы психического развития. Авт. пер. с нем. М., Соцэкгиз, 1934.

Кравков С. В. Взаимодействие органов чувств.М.— Л., Изд-во АН СССР, 1948.

Краевский Р. Г. Мова жестiв глухих. Киев, «Радянська школа», 1964.


Кудрявцева E. M. Изменение узнавания предметов в ходе развития учащих­ся. Канд. дисс. М., 1951. Кудрявцева Е. М. О развитии узнавания в школьном возрасте. «Доклады АПН РСФСР», 1957, № 2.

Кудрявцева Е. М., Соловьев И. М. Понимание глухими школьниками при­емов ухода за растениями. В кн.: «Тезисы докладов Третьей научной сес­сии по вопросам дефектологии». М., Изд-во АПН РСФСР, 1960. Кудрявцева Е. М. Развитие анализа объектов в школьном возрасте. В сб.: «О психическом развитии глухих и нормально слышащих детей». Под ред. И. М. Соловьева. М., Изд-во АПН РСФСР, 1962.

Кудрявцева Е. М. Применение знаний по ботанике в труде на школьно-опыт­ном участке. В сб.: «Психология решения учащимися производственно-тех­нических задач». Под ред. Н. А. Менчинской. М., «Просвещение», 1965.

Кузьмицкая М. И. Основные трудности в решении арифметических задач уча­щимися вспомогательных школ. «Известия АПН РСФСР». Вып. 88, 1957.

Кузьмичева Е, П. Обучение глухих детей грамоте в условиях формирования речи на дактильной основе. Канд. дисс. М., 1966. Кулагин Ю. А. Восприятие средств наглядности учащимися школы слепых. М., «Педагогика», 1969.

Лаговский Н. М. Обучение глухонемых устной речи. Спб., 1902. Изд. 2, 1911.

Лаптев В. Д., Цукерман И. В. Приборы визуализации речи. «Специальная шко­ла», 1964, № 4.

Лаптев В. Д. Приборы визуального отображения речи для глухих. Канд. дисс. М., 1965.

Лебедева Л. С. 0б уточнении временных представлений у глухонемых уча­щихся младших классов. «Специальная школа», 1960, № 5.

Лебедева Л. С. Об особенностях развития разговорной речи у глухих учащих­ся младших классов. «Тезисы докладов на II съезде общества психоло­гов». Вып. 4. М., Изд-во АПН РСФСР, 1963.

Лебедева Л. С. Пути повышения самостоятельности разговорной речи у млад­ших глухих школьников. Канд. дисс. М., 1965.

Левина Р. Е. Опыт изучения неговорящих детей (алаликов).М.,Учпедгиз, 1959.

Левина Р. Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи. М., Изд-во АПН РСФСР, 1961.

Левина Р. Е. Л. С. Выготский о планирующей речи ребенка. «Специальная школа», 1968, № 5.

Левитов Н. Д. Детская и педагогическая психология. Учебное пособие для педагогических институтов. М., Учпедгиз, 1962.

Леонгард Э. И. Определение внятности речи глухих школьников. «Известия АПН РСФСР». Вып. 140, 1965.

Леонидова В. Л. Особенности усвоения и употребления глаголов глухими школьниками в процессе учебной и трудовой деятельности. Канд. дисс. М., 1966.

Леонтьев А. Н. Развитие памяти. Экспериментальное исследование высших психических функций. М.—Л., Учпедгиз, 1931. Леонтьев А. Н. Психологические вопросы сознательности учения. «Известия АПН РСФСР». Вып. 7, 1947.

Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., «Мысль», 1965.

Леонтьев Л. Н. и Гиппенрейтер Ю. Б. Анализ системного строения восприятия. Сообщение VIII. Влияние родного языка на формирование слуха. «До­клады АПН РСФСР», 1959, № 2.

Леонтьев А. Л. Психолингвистические единицы и порождение речевого выска­зывания. М., «Наука», 1969. Линькова Н. П. К вопросу о пространственном мышлении. В сб.: «Вопросы психологии способностей школьников». Под ред. В. А. Крутецкого. М., «Просвещение», 1964.

Линькова Н. П Игры, игрушки и воспитание способностей. М., «Педагогика», 1969.

Липкина А. И. Развитие мышления на уроках объяснительного чтения. М., Изд-во АПН РСФСР, 1961.


Ломов Б. Ф. Формирование графических знаний, умений и навыков v школь­ников. М., Изд-во АПН РСФСР, 1959.

Ломов Б. ф. Опыт экспериментального исследования пространственного во­ображения. В сб.: «Проблемы восприятия пространства и пространствен­ных представлений». М., Изд-во АПН РСФСР, 1961.

Лурия А. Р. О патологии грамматических операций. «Известия АПН РСФСР» Вып. 3,1946.

Лурия А. Р. Роль речи в психическом развитии ребенка. «Вопросы психологии», 1958, № 5.

Лурия А. Р. Роль речи и формирование психических процессов. В кн.: «Психо­логическая наука в СССР». Т. 1. М., Изд-во АПН РСФСР, 1959.

Лурия А. Р.. Правдина-Винарская Е. Я., Ярбус Л. Л. К вопросу о механиз­мах движения глаз в процессе зрительного вооприятия и их патологии. «Вопросы психологии», 1961, № 5.

Лурия Л. Р., и Юдович Ф. Я. Речь и развитие психических процессов у ребен­ка. М., Изд-во АПН РСФСР, 1956. Люблинская Л. Л. Причинное мышление ребенка в действии «Известия АПН РСФСР». Вып. 17,1948.

Люблинская Л. Л. Роль языка в умственном развитии ребенка. «Ученые за­писки Ленинградского гос. под. ин-та им. А. И. Герцена». Т. 112, 1956.

Люблинская Л. Л. Очерки психического развития ребенка. М., Изд-во АПН РСФСР, 1959.

Маккавеев В. Л. Использование тактильно-вибрационных ощущений при чтении с губ. «Дефектология», 1969, № 2.

Маккавеев В. Л. Использование тактильно-вибрационных ощущений при чтении с губ. Канд. диcс. М., 1970.

Маре В., Циф Л. Роль вибротактильной чувствительности в компенсации глу­хоты. «Дефектология», 1970, № 3.

Маркарян С. С. К вопросу о тренировке тактильно-вибрационной чувствитель­ности у человека. «Вестник оториноларингологии», 1958, № 4.

Марциновская Е. Н. Темп устной и дактильной речи у глухих детей. «Спе­циальная школа», 1960, № 5.

Марциновская Е, Н, Взаимодействие артикуляционных и пальцевых кинесте­зий у глухих детей. «Вопросы психологии», 1962, № 1.

Марциновская Е. Н. Различение направлений глухими школьниками. «Спе­циальная школа», 1964, № 2. Марциновская Е. Н. Представления глухих первоклассников о растениях и животных. «Специальная школа», 1968, № 6.

Марциновская Е. Я. Представления глухих первоклассников о явлениях об­щественной жизни и быта. «Специальная школа», 1969, № 1.

Маянц Д. М. Воспроизведение рассказа глухонемыми школьниками. «Учебно-воспитательная работа в школах для глухонемых и вспомогательных школах», 1940а, № 2.

Маянц Д. М. Воспроизведение фраз глухонемыми школьниками. Там же, 19406, № 5.

Маянц Д. М. Особенности сохранения и воспроизведения словесного мате­риала у глухонемых школьников. Там же, 1940в, № 11—12.

Маянц Д. М. Запоминание и воспроизведение словесного материала глухо­немыми школьниками. В об.: «Вопросы воспитания и обучения глухоне­мых и умственно отсталых детей». Под ред. Л. В. Занкова и И. И. Данюшевского. М., Учпедгиз, 1941.

Маянц Д. М. О словесной речи учащихся первого класса школы глухонемых. «Учебно-воспитательная работа в специальных школах», 1946, № 3.

Мейман Э. Лекции по экспериментальной педагогике. Т. 3. Изд. 3. Спб., 1917.

Менчинская Н. А. Психология обучения арифметике. М., Учпедгиз, 1955.

Менчинская Н. А, Развитие психики ребенка (Дневник матери). М., Изд-во АПН РСФСР, 1957.

Менчинская Н. А. Обучение и умственное развитие. В сб.: «Обучение и ум­ственное развитие». М., 1966 (XVIII Международный психологический конгресс. Симпозиум 32).


Менчинская H. А. Пятьдесят лет советской психологи.и обучения. «Вопросы психологии», 1967, 5. Менчинская Я. Л., Моро М. И. Вопросы методики и психологии обучения арифметике в начальных классах. М., «Просвещение», 1965.

"Методы изучения аномальных детей». Под ред. А. И. Дьячкова, Т. В. Роза­новой, Н. В. Яшковой. М., «Просвещение», 1965.

Метт А. И., Никитина Н. А. Зрительное восприятие устной речи. М., «Про­свещение», 1965.

Метце Э. Исследование проблемы мышления глухих детей в доречевой пе­риод. «Дефектология», 1969, № 5.

Мир-Касимова Д. X. Записки одной матери. Баку, «Гянджлик», 1969.

Миркин А. С. Тельца Пачини как биологический преобразователь. Канд. дисс. Л., 1967.

Митринович-Моджевска А. Патофизиология речи, голоса и слуха. Пер. с польск. Варшава, Польское гос. мед. изд-во, 1965.

Могильницкий М. П. О связи тактильно-вибрационных ощущений и слуховой функции. «Журнал ушных, носовых и горловых болезней», т. XII, кн. 1, 1935.

Могильницкий М, П. Слуховая функция и тактильно-вибрационное ощущение. В сб.: «Проблемы воопитаняя слуха и речи в школе глухонемых». М., Уч.педгиз, 1935.

Морева Н. А. Особенности глухих дошкольников разного возраста в овладе­нии речью. Канд. диос. М., 1964.

Морозова Н. Г., Корсунская Б. Д. О постановке понятий в младших классах школы глухонемых. М., Учпедгиз, 1939.

Морозова Н. Г. Воспитание сознательного чтения у глухонемых школьни­ков. М., Учпедгиз, 1953.

Морозова Н. Г. Особенности овладения языком у глухонемых дошкольникой. В кн.: «Труды научной сессии по дефектологии». М., Изд-во АПН РСФСР, 1958.

Морозова Н. Г. Особенности мотивации речи и ее развитие у глухонемых детей. В кн.: «Тезисы докладов на 1 съезде Общества психологов». Вып. 2. М., Изд-во АПН РСФСР, 1959.

Морозова Н. Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье. М., Изд-во АПН РСФСР, 1961. Морозова Н. Г. О безъязычных глухонемых н овладениш ими словесной речью. «Вопросы языкознания», 1963, № 3.

Морозова Н. Г. Психологическая подготовка к труду учащихся специальных школ. «Специальная школа», 1963, № 3.

Морозова Н. Г. Формнрование.познавательных интересов у аномальных де­тей. М., «Просвещение», 1969.

Мусатов И. Н. Ритмическое воспитание глухонемых детей. Пособие для учи­телей. М., Учпедгиз, 1941. «Мышление и речь». Под ред. Н. И. Жинкина и Ф. Н. Шемякина. М., Изд-во АПН РСФСР, 1963.

Нейман Л. В. Объективное, исследование слуховой чувствительности у глухо­немых и тугоухих детей дошкольного возраста. «Доклады АПН РСФСР», 1957, № 2.

Нейман Л. В. Слуховая функция у тугоухих и глухонемых детей. М., Изд-во АПН РСФСР, 1961.

Нечаев А. П. Современная экопершментальная психология в ее отношении к вопросам школьного обучения. Изд. 3-е. Пг., 1917.

Никифорова О. И. Значение речи для точности воопроиэведения зрительного образа. «Вопросы поихологии», 1961, № 1.

Николаева Л, В. Уточнение приближенного произношения слов в речи глухих школьников. Канд. дисс. М., 1965.

Новикова Л. А. Электрофизиологическое исследование речевых кинестезий. В кн.: «Материалы совещания по психологии». М., Изд-во АПН РСФСР, 1957.

Новикова Л. А. Электрофизиологическое исследование речевых кинестезий. «Вопросы психологии», 1955, № 5.


Новикова Л. А. Влияние нарушений зрения и слуха на функциональное со­стояние мозга. М., «Просвещение», 1966.

«Новое в методах обучения глухих детей». Под ред. С. А. Зыкова. М., «Про­свещение», 1968.

Новоселов Л. А. Соотношение теории и практики в общетехнической подго­товке глухих школьников. М., Изд-во АПН РСФСР, 1962.

Новоселов Л. А. Дидактическое значение ручного труда в школе для глухих детей. М., «Просвещение», 1965.

Новоселов Л. А. 0бщетехническая подготовка глухих школьников. М., «Про­свещение», 1970.

Пескова Л. П. Обучение глухих школьников грамматическому строю языка на основе структурного принципа (V—VII классы). Канд. дисс. М., 1969.

Нудельман М. М. Об изменении зрительных представлений при забывании у глухонемых и умственно отсталых детей. В сб.: «Вопросы психологии глу­хонемых и умственно отсталых детей». Под ред. Л. В. Занкова и И. И. Данюшевского. М., Учпедгйз, 1940.

Нудельман М. М. Об изменении сходных представлений у умственно отсталых и глухонемых школьников. В сб.: «Вопросы воспитания и обучения глу­хонемых и умственно отсталых детей». Под ред. И. И. Данюшевского и Л. В. Занкова. М., Учпедгиз, 11941.

Нудельман М. М. Психолого-оюдагогические характеристики в системе изуче­ния глухонемого школьника. «Учебно-воспитательная работа в специаль ных школах», 1948, № 3— 4.

Нудельман М. М. Овладение словарем, относящимся к звуковым явлениям. В сб.: «Развитие познавательной деятельности глухонемых детей». Под ред. И. М. Соловьева. М., Учпедгиз, 1957.

Нудельман М. М. Узнавание объекта, ранее воспринятого в ситуации. В сб.: «О.психическом развитии глухих и нормально слышащих детей». Под ред. И. М. Соловьева. М., Изд-во АПН РСФСР, 1962.

Обозова Е. И. К вопросу о смешении звуков при зрительном восприятии слов глухими школьниками. «Дефектология», 1970, № 3.

«Обучение и воспитанме глухих детей». Под ред. С. А. Зыкова, Ф. Ф. Pav, Н. Ф. Слезиной. М., Изд-во АПН РСФСР, 1963.

«Обучение глухонемых русскому языку». Пособие для учителей. Под ред. С. А. Зыкова и Ф. Ф. Рау. М„ Учпедгйз, 1950.

Овсепян Г. Т. Развитие наблюдений у ребенка. «Ученые записки Ленинградского гос. пед. ин-та им. А. И. Герцена. Т. 18, 1939.

Оппель В. В. Кинетическая речь глухих. В сб.: «Глухонемота, глухота, тугоухость». Л., 1936.

Орлова А. М. Усвоение синтаксических понятий учащимися. М., Изд-во АПН РСФСР, 1961.

«Основы обучения и воопитания аномальных детей». Под ред. А. И. Дьячкова и др. М., «Просвещение», 1965.

«0сновы специального обучения слабослышащих детей». Под ред. Р. М. Боскис. М., «Проовещение», 1968.

«Особенности познавательной деятельности учащихся вспомогательной шко­лы». Под ред. И. М. Соловьева. М., Изд-во АПН РСФСР, 1953.

«Особенности умственного развития учащихся вопомогательной школы». Под ред. Ж. И. Шиф. М., «Просвещение», 1965.

«Осязание в процессах познания и труда». Под ред. Б. Г. Ананьева. М., Изд-во АПН РСФСР, 1959.

Отелин А. А. Сравнительно-морфологичеокие данные о приопособляемости кожной рецепции давления у зрячих и слепых людей. «Архив анатомии, гистологии и эмбриологии» Т. XL 1, № 7, 1967.

«Очерки психология детей младшего школьного возраста». Под ред. А. Н. Ле-онтьева и Л. И. Божович. М., Изд-во АПН РСФСР, 1950.

Павлов И. П. Полное собрание сочинений. Т. 111, кн. 2. М., Изд-во АН СССР, Л 951.

«Павловские среды». Т. 3. М.—Л., Изд-во АН СССР, 1950.


Палавандишвили E. Из опыта работы по русскому языку в грузинской шко­ле (ы или и). Тбилиси, Изд-во НИИ НКП Груз. ССР, 1939.

«Память и деятельность». М., 1966 (XVIII Международный психологический (коигресс. Симпозиум 22).

«Память и следовые шроцессы». Тезисы докладов 2-й конференции по пробле­мам памяти и следовым процессам. Пущино-на-Оке, 1970.

Парамонова Н. П. Тактильно-вибрационная чувствительность у глухонемых и тугоухих детей. 1958 (Рукопись. Архив НИИ дефектологии).

Пашенцева Л. В. Обучение жестовой речи слепоглухонемого ребенка. «Спе­циальная школа», 1969, № 1.

Пенфилд В., Робертс Л. Речь и мозговые механизмы. Пер. с англ. Л., «Меди­цина», 1964.

Переслени Л. И. Кожная рецепция и возможность использования кожного анализатора для целей коммуникации. «Вопросы психологии», 1968, № 4.

Переслени Л. И. Особенности восприятия сложных тактильных сигналов у глухих. «Дефектология», 1970, № 5.

Петрова В. Г. К психологии воопроизведения словесного материала глухонемы­ми школьниками. Канд. дисс. М., 1951.

Петрова В. М. Практические работы при изучении мер длины, площади и объема на уроках арифметики в VI и VII классах школы глухих. «Спе­циальная школа», 1964, № 1.

Петрова Э. П. Особенности словесного описания предметов глухими учащи­мися. Канд. дисс. М., 1962.

Петров П. М. К вопросу об использовании мимики в сурдопедагогическом про­цессе. «Труды Ленинградского научно-горактического института слуха и речи». Т. 3, 1940.

Петровский А. В. и Беркинблит М. Б. К вопросу о соотношении воображения и мышления в интеллектуальной деятельности. В кн.: «Третий Всесоюзный съезд общества психологов СССР». Т. 1. М., 1968.

Пешковский А. М. Школьная и научная грамматика. М., «Работник проове-щения», 1925.

Пешковский А. М. Вопросы методики родного языка, лингвистики и стилис­тики. М.—Л., ГИЗ, 1930.

Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.—Л., Учледгиз, 1932.

Пиаже Ж. Проблемы генетической психологии. «Вопросы психологии», 1956, № 3.

Пиаже Ж., Инельдеp Б. Генезис элементарных логических структур. М., Изд-во иностранной литературы, 1963.

Пиаже Ж. Роль действия в формировянии мышления. «Вопросы психологии», 1965, № 6.

Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., «Просвещение», 1969.

Поддьяков Н. Н. Раавитие динамичности зрительных представлений у детей дошкольного (возраста. «Вопросы психологии», 1965, № 1.

Поддьяков Н, Н. Формирование у дошкольников способности наглядно пред­ставлять перемещения предметов в пространстве. В сб.: «Сенсорное воспитание дошкольников». Под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. М., Изд-во АПН РСФСР, 1963.

Пойа Д. Как решать задачу. Пер. с англ. М., Учпедгиз, 1959.

Понгильская Л. Ф. О понимании читаемого текста учащимися школы глухо­немых. В сб.: «Вопросы воспитания и обучения глухонемых и умственно отсталых детей». Под ред. И. И. Данюшевского и Л. В. Занкова. М., Учпедгиз, 1941.

Понгильская А. Ф. Усвоение грамматического строя русского языка учащими­ся младших классов школы глухонемых. Канд. дисс. М., 1952.

Понгильская А. Ф. Обучение глухих детей русскому языку. М., Изд-во АПН РСФСР, 1963.

Попов Н. А. О пространственном чувстве у глухонемых. «Труды Донского пе­дагогического института», Новочеркасск, 1920, № 1.

Поросятников А, Н. Сравнительное исследование зрительных восприятий и особенности запоминания у слышащих и глухонемых детей школьного


возраста. «Труды Всероссийского съезда по воспитанию, обучению и при­зрению глухонемых». Спб., 1911.

Потебня Л. Л. Из записок по русской грамматике. Т. 2. Харьков, 1888.

Потебня Л. Л. Мысль и язык. Поли. собр. соч. Т. 1. Харьков, Гос. Изд-во Ук­раины, 1926.

Преображенский Б. С. Глухонемота. М., Медгиз, 1933.

Преображенский Б. С., Темкин Я. С., Лихачев Л. Г, Болезни уха, носа и гор­ла. 7-е изд. М., «Медицина», 1968.

«Проблема речи как средства общения в школе глухонемых», «Известия АПН РСФСР». Вып. 77,1956. «Проблемы психического развития аномального ребенка». Материалы к XVIII Международному психологическому конгрессу. М., «Просвещение», 1966.

«Программа воспитания и обучения глухих детей дошкольного возраста». М., «Проовещение», 1964. Проскура Е. В, Роль обучения в формировании сериационных действий у дошкольников. «Вопросы поихологии», 1969, № 1.

«Психология». Учебник для педагогических институтов. Под ред. А. А. Смир­нова и др. Иэд. 2. М., Учпедгиз, 1962.

«Психология мышления». Под ред. А. М. Матюшкина. М., «Прогресс», 1965.

«Психология уовоения знаний». Под ред. Н. А. Менчинокой. М., Изд-во АПН РСФСР, 1954.^«Известия АПН РСФСР». Вып. 61).

Пуни Л. Ц. К вопросу об осознааемости и неосознаваемости движений в за­ученных действиях. В сб.: «Вопросы психологии спорта». М., «Физкульту­ра и спорт», 11956.

Лунина 3. Е. Ритмика в деле воопятания и обучения глухонемых. В сб.: «Проблемы воспитания слуха и речи в школе глухонемых». Под ред. С. М. Доброгаева и др. М., Учпедпиз, 1935.

«Пути обучения речи». Под ред. Б. Д. Корсунской. М., Изд-во АПН РСФСР, 1960.

«Пятая научная сессия по дефектологии». М„ «Просвещение», 1967.

Раевский А. Н. Психология речи в советской психологической науке за 40 лет. Киев, Изд-во Киевского ун-та, 1958.

«Развитие психики в условиях сенсорных дефектов». М., 1966 (XVIII Меж­дународный психологический конгресс. Симпозиум 33).

«Развитие учащихся в процессе обучения». Под ред Л. В. Занкова. М., Изд-во АПН РСФСР, 1963.

Рау Е. Ф. О работе с детьми раннего возраста, имеющими недостатки слуха и речи. М., Учпедгиз, 1950. Рау Е. Ф. Воспитание детей с недостатками слуха в специальных яслях. М., Медгиз, 1955.

Рау Я. Л. Дошкольное воапитание глухонемых. М., Учпедгиз, 1947.

Рау Ф. Л., Лаговский Н, М., Басова Л. Г. Методика обучения глухонемых. Вып. 1. М., Учпедгиз, 1934.

Рау Ф. Л., Рау Ф. Ф. Методика обучения глухонемых произношению. М., «Просвещение», 1969.

Рау Ф. Ф. Обучение глухонемых произношению. М., Изд-BO АПН РСФСР, 1960.

Рау Ф. Ф. О чтении с губ. «Специальная школа», 1961, № 3.

Рау Ф. Ф., Нейман Л. В., Бельтюков В. И. Использование и развитие слухово­го восприятия у глухонемых и тугоухих учащихся. М., Изд-во АПН РСФСР, 1961.

Ребус Б. М. Пространственное воображение как одна из важных способнос­тей к техническому творчеству. «Вопросы психологии», 1965, № 2.

«Речь, артикуляция и восприятие». Под ред. В. А. Кожевникова и Л. А. Чис тович. М.—Л., «Наука», 1965. Рождественский Н. С. Обучение глухонемых словесной речи и грамматике. «Учебно-воспитательная работа в специальных школах», 1947, № 2.

Рождественский Н. С. Грамматические ошибки в письменной речи глухонемых школьников. «Учебно-воспитательная работа в специальных школах», 1948, № 1—2.


Рождественский H. С. Обучение орфографии в начальной школе M Изд-во АПН РСФСР, 1949. Розанова Т. В. Некоторые особенности непроизвольного запоминания. Канд. дисс. М., 1955.

Розанова Т. В. Некоторые особенности образной памяти глухонемых детей. «Специальная школа», 1958, № 1.

Розанова Т. В. О запоминании глухонемыми детьми материала, сообщаемого в разных речевых формах. «Спещнальная школа», 1958, № 3.

Розанова Т. В. О непроизвольном запоминали различных компонентов си­туации в зависимости от их роли в деятельности. «Вопросы психологии» 1959, № 4.

Розанова Т. В. Развитие двигательной памяти у глухих и слышащих школь­ников. В сб.: «О психическом развитии глухих и нормально слышащих детей». Под ред. И. М. Соловьева. М., Изд-во АПН РСФСР, 1962. Розанова Т. В. Психология решения задач глухими школьниками. М., «Просвещение», 1966.

Розанова Т, В. Развитие кинестетических восприятий у глухих детей при фи­зическом воопитании. «Специальная школа», 1966, № 2.

Розанова Т. В. Особенности памяти глухих детей на слова и мимико-жесто вые обозначения. «Дефектология», 1970, № 3.

Розенгарт-Пупко Г. Л. Речь и развитие восприятия в раннем возрасте М Изд-Bo АМН СССР, 1948. Розенфельд Ф. С. Особенности осязательных восприятий ребенка-дошкольни­ка. «Известия АПН РСФСР». Вып. 17, 1948.

Розов А. И. Фантазия и таорчест.во. «Вопросы философии», 1966, № 9.

Рубинштейн С, Л. К вопросу о стадиях наблюдения. «Ученые записки Ления-градского гос. пед. ин-та им. А. И. Герцена». Т. 18, 1939.

Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. М., Изд-во АН СССР, 1957.

Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. М., Изд-во АН СССР, 1958.

Рубинштейн С. Л. Принцип детерминизма и психологическая теория мышле­ния. В сб.: «Психологическая наука в СССР». Т. 1. М., Изд-во АПН РСФСР, 1959.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Изд. 2. М., Учпедгиз, 1946.

Рудик П. А. Психология. М., «Физкультура и спорт», 1958.

Румянцева Л. И. К характеристике.пространственных продставлений у школь­ников IV—V клаосав. В сб.: «Во.просы психологии обучения труду». Под ред. А. А. Смирнова. М., Изд-во АПН РСФСР, 1962. Румянцева Л. И. О некоторых ошибках в пространственных представлениях учащихся при обучении кройке. «Известия АПН СССР». Вьш. 144, 1968.

Румянцева Л. И. О развитии пространственных представлений у школьников В связи с обучением кройке и шитью. Там же.

Рыжова Н. А. Формирование «житейских» понятий у учащихся 1 класса в связи с предметно-практической деятельностью. «Специальная школа», 1967, № 5.

Рязанова С. В. Характеристика развития письменной речи глухих школьни­ков. В сб.: «Из.опыта работы по формированию речевого общения глухих детей». Под ред. А. Ф. Понгильской. М., Изд-во АПН РСФСР, 1960.

Савчук Н. Н. Уроки естествознания в VII классе школы глухонемых. М., Изд-BO АПН РСФСР, 1959. Сеченов И. М. Избранные философские и психологические произведения. М., ОГИЗ, 1947.

Синяк В. А. Понимание и употребление личных местоимений глухонемыми школьниками. Канд. дисс. М., 1950.

Синяк В. А. Особенности усвоения личных местоимений глухонемыми уча­щимися. М., Учпедгиз, 1955. Скороходова О. И. Как я воспринимаю и представляю окружающий мир. М., Изд-BO АПН РСФСР, 1954. Скрипченко А. В. Фор(мирование обобщенных способов решения арифметичес


ких задач у младших школьников. В кн.: «Тезисы докладов на П съезде Общества психологов». Вып. 2. М., Изд-во АПН РСФСР, 1963.

Славская К. А. Мысль в действии. М., Госполитиздат, 1968.

Слезина Н. Ф. О вpeмeннoм использовании сокращенной системы фонем при первоначальном обучении глухонемых детей устной речи и грамоте. «Из­вестия АПН РСФСР». Вьш. 62, 1954.

Слезина Н. Ф. Обучение арифметике в младших классах школ глухих. М., «Просвещение», 1967.

Слезина Н. Ф. Применение технических средств в обучении глухонемых школь­ников произношению. «Дефектология», 1969, № 6.

Смирнов А. А. Вопросы психолог.и.и усвоения понятий школьниками. «Совет­ская педагогика», 1946, № 8—9.

Смирнов А А Развитие памяти. В сб.: «Психологическая наука в СССР». Т 1. М., Изд-во АПН РСФСР, 1959. «Современный русский язык. Морфология». Под ред. В. В. Виноградова. М., Изд-во МГУ, 1952.

Соколов А. Н. Роль осознания движений в выработке двигательных навы­ков. «Ученые записки Гос. научно-исслед. ин-та психологии». Т. 2, 1941.

Соколов А Н. Психологический анализ понимания иностранного текста. «Известия АПН РСФСР». Вып. 7, 1947.

Соколов Л. Я. Внутренняя речь и мышление. М., «Просвещение», 1968.

Соколов В М Значение вибрационно-тактильной чувствительности в процес­се обучения глухонемых. «Ученые записки Бурят-Монгольского пед. ин­та». Вып. 8,1955.

Соколов E. Н.. Парамонова Н. П. Объективное исследование остатков слуха у глухонемых детей. В сб.: «Остаточный слух у тугоухих и глухонемых детей». М., Изд-во АПН РСФСР, 1957.

Соловьев И. М., Френкель О. М. О кажущихся движениях и перемещеншях в оптическом поле, возникающих под влиянием раздражения вестибуляр­ного аппарата. «Архив биологических наук». Т. 50, вьш. 1—2, 1937.

Соловьев И. М. Вундт В. Мимический язык. Реферат. «Вопросы учебно-вос­питательной работы в школе для глухонемых». М., 1939, № 6(9).

Соловьев И. М. Изменение представлений в зависимости от сходства и раз­личия объектов. «Ученые записки Гос. научно-исслед. ин-та психологии». Т. 1, 1940.

Соловьев И, М. К психологии узнавания. «Советская педагогика», 1943, № 2—3.

Соловьев И. М. Об особенностях мышления глухонемых школьников. «Учеб но-воспитательная работа в специальных школах», 1944, № 1. Соловьев И. М. О патологическом изменении речевых представлений. «Извес­тия АПН РСФСР». Вьш. 15, 1948.

Соловьев И. М. Мышление учащихся вспомогательной школы при решении арифметических задач. «Учебно-воспитательная работа в специальных школах». Вьш. 3—4. М., Учпедгиз, 195/1.

Соловьев Я. М. О значении воспитания неречевого слуха для развития поз­навательной деятельности у глухонемых детей. В сб.: «Остаточный слух у тугоухих и глухонемых детей». М., Изд-во АПН РСФСР, 1957.

Соловьев И. М. Восприятие окружающей действительности и его особенности у глухонемых. В сб.: «Разянтие познавательной деятельности глухонемых детей». Под ред. И. М. Соловьева. М., Учпедгиз, 1957.

Соловьев И. М. Осязательное восприятие и его развитие у глухонемых школь­ником. Там же.

Соловьев И. М., Обозова Е, И. Об изображении глухонемыми школьниками предметов, воспринятых посредством осязания. Там же.

Соловьев И. М. Об особенностях словесных обозначений предметов у глухоне­мых школьников. В кн.: «Труды научной сессии по дефектологии». М., Иэд-BO АПН РСФСР, 1958.

Соловьев И. М. Вопросы поихологии глухонемого ребенка. В сб.: «Психологи­ческая наука в СССР». Т. 2. М., Изд-во АПН РСФСР, 1960.


Соловьев И. M. Некоторые вопросы, психологического изучения детства. В сб.: «О психическом развитии глухих и нормально слышащих детей». Под ред. И. М. Соловьева. М., Изд-во АПН РСФСР, 1962.

Соловьев И. М. Познавательная деятельность при решении арифметических задач глухими и слышащими школьниками. Там же.

Соловьев И. М., Шиф Ж. И, Развитие образного мышления у глухих и слы шащ.их школьников младшего возраста. Там же.

Соловьев И. М„ Кудрявцева Е. М. Осмысление глухими и слышащими школь­никами приемов ухода за растениями в свете приобретаемых биологиче­ских знаний. «Специальная школа», 1964, № 3.

Соловьев И. М. Психология познавательной


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: