Средневековая эпоха

Большим числом памятников в районе Сочи характеризуется эпоха раннего средневековья (VI-X вв.). К ним относятся остатки поселений, городища, развалины крепостей, храмов и грун­товые могильники.


СОЧИ: страницы прошлого и настоящего


В ряде мест (Хоста, Ачипсе, Куницыно, Пслух, Аибга и др.) были возведены крепости, защищен­ные мощными стенами и башнями. Эти памятни­ки местной фортификации представляют значи­тельный интерес для исследователей, так как изу­чены еще недостаточно полно.

В это же время на побережье появляются пер­вые культовые сооружения — христианские хра­мы, которые продолжают строиться здесь и по­зднее, на протяжении нескольких столетий. Уста­новлено, что в период средневековья на террито­рии Сочи и его окрестностей находилось свыше полутора десятков храмов. Живописные руины некоторых из них можно увидеть еще и сегодня. Кроме того, до нас дошли отдельные архитектур­ные детали, свидетельствующие о богатом убран­стве этих монументальных построек.

Вероятно, наиболее ранним был храм-базили­ка, развалины которого до 50-х гг. возвышались над землей в районе Имеретинской бухты, на тер­ритории совхоза "Южные культуры". Здесь же, вблизи храма, был открыт и исследован ряд инте­ресных погребений VIII-X вв.

На местах поселений этого периода встречается разнообразный вещевой материал—многочислен­ные обломки керамических изделий, железные ору­дия, предметы вооружения и пр.


Начиная с XI-XII вв. происходит общий упадок местной материальной культуры. Заметно сокра­щается число крупных городищ, их сменяют мел­кие поселения.

В последующие столетия здесь получают широкое распространение неизвестные ранее курганные могильники. При раскопках в них обычно находят предметы "черкесского" обли­ка — сабли, наконечники стрел, ножи, умбоны, кресала — приспособления для добывания огня, глиняные и стеклянные привозные сосуды и т.д. Весьма характерной приметой этого времени становятся железные наконечники копий, бы­товавшие вплоть до конца позднего средневе­ковья (XVII в.).

Итак, нам удалось в самых общих чертах рас­смотреть первобытные, древние и средневековые памятники, тесным образом связанные с глубин­ными пластами истории той земли, на которой мы сейчас живем. Из приведенного обзора вид­но, что каждая эпоха оставила здесь после себя неповторимые, только ей присущие материальные свидетельства, иначе называемые памятниками археологии. Одни из них уже давно стали достоя­нием науки, другие еще ждут своего исследовате­ля, чтобы заполнить очередной пробел в наших знаниях.



 
 



СОЧИ: страницы прошлого и настоящего


А

дыги, адыгэ (самоназвание) — корен­ное население Северо-Западного Кав­каза. Численность в России — 559,7 тыс. человек (1989 г.). Основная часть адыгов расселена в Адыгее (адыгейцы), в Кабардино-Балкарии (кабардинцы), в Карачаево-Черкесии (черкесы). Адыги живут также в Краснодарском крае (20,8 тыс. человек), в том числе в Сочи (4,7 тыс. человек, в основном шапсуги). Адыги име­ют диаспору в 45 странах мира, главным обра­зом в Турции, Сирии, Иордании, Иране, Изра­иле, где известны обычно под именем черкесов. Общая численность адыгов свыше 1 млн. чело­век. Литературные языки — адыгейский и ка­бардино-черкесский. Письменность на русской графической основе. Верующие — мусульмане-сунниты. Определенное место в быту адыгов, особенно причерноморских, занимают древние народные верования и обряды.

В антропологическом отношении адыги при­надлежат к южной ветви европеоидной расы. Язык адыгов относится к западнокавказской (адыго-абазино-абхазской) ветви северокавказ­ской языковой семьи.

Древняя история адыгов и их формирование как этноса связаны с Северным Кавказом. С пред­ками адыго-абхазов соотносится дольменная ар­хеологическая культура Западного Кавказа III— II тысячелетий до н.э. ВI тысячелетии до н.э. про-тоадыгские племена уже фиксируются письмен­ными источниками. В этногенезе адыгов участво­вали племена ахеев, зихов, меотов, в том числе синдов, керкетов, торетов и др., населявшие в ан­тичное время значительную часть Восточного Причерноморья, Приазовья и Прикубанья.

В VI в. до н.э. в Северном Причерноморье по­являются греческие города-колонии, основате­ли которых были выходцами из Малой Азии. Самыми значительными на Северо-Западном Кавказе были Фанагория, Кепы, Гермонасса на Тамани, Горгиппия, Баты, Торик на Черномор­ском побережье. Активная внешняя политика Боспорского царства привела к присоединению к нему (середина IV в. до н.э.) синдов и ряда дру­гих меотских племен. Меоты играли видную роль в жизни Боспора. Она определялась их мо­гуществом и воинственностью, экономической важностью занимаемой территории. Опираясь


на местную, в том числе меотскую знать, боспор-ские правители наладили активную посредничес­кую торговлю, прежде всего хлебом, с метропо­лией и греческими колониями в Малой Азии. Взаимодействие греческой и местных культур способствовало возникновению своеобразного варианта античной культуры.

В VII в. до н.э. — первых веках н.э. значитель­ное влияние на меотов оказали ираноязычные племена скифов, сарматов (сираков) и алан. На­шествие гуннов в IV в. коренным образом изме­нило этнический облик Северо-Западного Кав­каза, не затронув лишь горные районы. С этого времени меоты лишь изредка упоминаются в письменных источниках, а начиная с V в. сведе­ния о них вообще отсутствуют. Главную роль в консолидации протоадыгских племен начинают играть зихи. К середине I тысячелетия н.э. они образовали союз племен, объединивший более мелкие племена Черноморского побережья, на которые с течением времени перешло имя зихов.

Гуннское нашествие открыло длительный пе­риод движения из Азии на запад кочевых наро­дов — авар, болгар, хазар, печенегов и кипча­ков (половцев). Однако, испытав череду опусто­шительных нашествий, предки адыгов сохрани­ли свою этническую самостоятельность, язык, особенности культуры.

Наиболее тесные контакты сложились у ады­гов с хазарами. В период расцвета Хазарского каганата (VIII-IX вв.) в его систему была вклю­чена и предкавказская часть адыгов (касоги). Среди племен, воевавших с хазарами, упомина­ются зихи.

В VIII-X вв. предки адыгов (зихи и касоги) выступали как крупная политическая сила на Северном Кавказе.

В X-XI вв. на Тамани адыги-касоги соседство­вали с Тмутараканским княжеством. В XII в. тер­ритория Зихии уже включала Тамань и восточ­ный берег Азовского моря. Тогда же Тамань попадает под влияние Византии. Здесь появля­ется византийский наместник с титулом архон­та Матрахи (Тамани), Зихии и Хазарии.

В 1223, 1237, 1277 гг. походы против адыгов совершают татаро-монголы. Однако полностью подчинить адыгов Золотая Орда не смогла. В 1395 г. Тимур посылал на адыгов карательную экспедицию.

В конце XIII — XIV в. в Северном Причерно­морье и на Западном Кавказе появляются гену­эзские колонии Матрега (Тамань), Копа, Мала (Анапа), а также небольшие торговые фактории и малые каботажные стоянки, в том числе в Ге-ленджикской и Цемесской бухтах. Основатели


СОЧИ: страницы прошлого и настоящего


преследовали торгово-экономические цели. В колониях жили адыги, греки, армяне, татары. Во всех населенных пунктах генуэзцы составляли незначительную часть жителей. Их владения не распространялись далее городской черты. Из ко­лоний вывозили: зерно, кожи, шкуры, меха жи­вотных, мед, воск, вино, фрукты, самшит. Адыги приобретали холст, ковры, дорогие шелковые и шерстяные ткани, хлопок-сырец, венецианское стекло, клинки сабель, соль, пряности. Предме­том международной торговли были рабы, глав­ным образом татары, адыги, русские. Они прода­вались в мусульманские страны и прежде всего в Египет. Там из части мужчин комплектовалась гвардия мамлюков — главная вооруженная сила султанов и эмиров. Кавказские мамлюки часто занимали в Египте привилегированное положе­ние. 135 лет (1382-1517 гг.) Египтом правила адыг­ская (черкесская) династия мамлюков.

Внешнеполитическая история адыгов во мно­гом определялась особенностями географичес­кого положения территории их проживания. В XVI-XVIII вв. за влияние на Северном Кавказе соперничали Османская империя, Крымское хан-


ство и Россия. Политика османов в этом регио­не являлась частью их стратегического плана в Закавказье и на Ближнем Востоке. Она диктова­лась потребностями войны с шахским Ираном за контроль над транскавказскими дорожными магистралями. Эти же цели преследовала и Рос­сия. Одним из театров военных действий между Османской империей и Ираном был Восточный Кавказ, основной коммуникацией, по которой осуществлялась доставка турецких отрядов в тыл иранским войскам, — северокавказский путь. Значительная часть его проходила по террито­рии адыгов.

Овладев в конце XV — начале XVI в. черно­морскими проливами, Османская империя уста­новила свой контроль над международной тор­говлей в Азово-Черноморском бассейне. Про­водником политики турецких султанов на Север­ном Кавказе выступало Крымское ханство.

На Азово-Черноморском берегу турки-осма­ны имели крепости Кызылташ, Тамань, Темрюк, Ачу — важные торгово-стратегические пункты. По сведениям начала XVIII в., турки не осмели­вались выходить за их пределы. Немногочислен­ные гарнизоны турок обороняли крепости от нападений с моря и суши. В приморских горо­дах находились сборщики пошлин с местной и транзитной торговли. Крепость Тамань управ­лялась представителем Османской империи, ос­тальные крымскими наместниками. Турецкие султаны и крымские ханы имели на Северо-За­падном Кавказе доходы от собственной торгов­ли, торговые пошлины со всех товаров, в том числе транзитных (делили пополам), налоги с населения крепостей, дань, военную добычу. В связи с сохранением рабовладельческого укла­да в хозяйстве, значительный интерес для Осман­ской империи и Крымского ханства представля­ла работорговля. Крымские походы против ады­гов диктовались необходимостью приобретения добычи (прежде всего невольников) для себя и турецких султанов.

В середине XVI в. крымские ханы предприня­ли активную попытку распространить свою власть на адыгов и наложить на них регулярную дань. Крымские походы часто носили репрессив­ный характер (за отказ от выплаты дани). По-видимому, во второй половине XVI в. террито­рия ближних к Тамани жанеевцев становится крайним (восточным) пограничным округом Османской империи. Здесь еще в XVII в. действо­вали законы шариата, и отсюда запрещалось брать невольников. Горные же адыги сохрани­ли свою независимость и не подчинялись ни тур­кам, ни татарам. Остальная территория адыгов


СОЧИ: страницы прошлого и настоящего


считалась в XVII в. местом военных действий. Выплачиваемая адыгами дань являлась откуп­ным за отказ крымских татар от разорительных набегов. В XVII в. источники фиксируют вып­лату адыгами дани ("подарка", "погрешного") в виде 300 мальчиков и девочек, набираемых из рабов, каждому вновь вступавшему на престол крымскому хану. В XVIII в. часты отказы ады­гов в платеже "подарка". Адыги отказались так­же от ежегодной дани хану и в начале XVIII в. находились в состоянии войны с Крымом. В то же время других доходов с адыгов крымские ханы не имели. Не были обязаны адыги им и во­инской повинностью. Удовлетворение просьбы хана в военной помощи зависело от степени его влияния у адыгов. Турецкие султаны и крымс­кие ханы привлекали адыгов к себе на службу, где они часто достигали высокого положения. На взаимном интересе между крымскими хана­ми и адыгами существовало искусственное род­ство (аталычество), то есть воспитание последни­ми ханских сыновей.

В середине XVI в. некоторые кабардинские князья из Пятигорья для получения помощи в борьбе с Крымским ханством и для вытеснения турок из приморских крепостей установили свя­зи с Москвой. В то же время к царю Ивану IV за поддержкой в борьбе с дагестанским правителем шамхалом Тарковским обратился князь Кабар-ды Темрюк. Русский царь охотно пошел на сбли­жение с кабардинскими владетелями, так как это отвечало его кавказской политике. Впоследствии Иван Грозный по просьбе Темрюка неоднократ­но оказывал ему военную помощь в борьбе с другими кабардинскими князьями. После заклю­чения брака Ивана IV с дочерью Темрюка пос­ледний занял ярко выраженную прорусскую ори­ентацию. Вмешательство в кабардинские дела Турции, Крымского ханства и России усугуби­ло внутриполитическую обстановку в Кабарде и в конечном итоге привело к ее распаду на Боль­шую и Малую Кабарду. В 1774 г. Россия присое­динила Кабарду к своим владениям.

Одновременно Россия успешно решает черно­морскую проблему. Приобретение ею Керчи, Еникале и других портов, а затем присоедине­ние Крыма открывает России выход в Черное море. Османская империя, напротив, в 1774 г. потеряла крепости Тамань, Темрюк, на облада­нии которыми основывалось преимущественно ее влияние на Северо-Западном Кавказе. Отста­ивая свои интересы на Черном море, турки пы­таются удержаться на побережье путем распро­странения своей власти в Черкесии. В 1781 г. для обороны от русского десанта и для торговых


сношении с адыга­ми турки-османы сооружают кре­пость Анапу.

Земля была при­обретена ими у ме­стного владетеля. Однако ввиду не­дальновидной в прошлом внешней политики на Се­верном Кавказе, турок опередила в этих планах Рос­сия.

В 1783 г. в ре­зультате русско-турецкой войны

границей Российской империи на Северо-Запад­ном Кавказе становится Кубань. По Адриано­польскому мирному договору между Россией и Турцией (1829 г.) Закубанье и Черноморское по­бережье Кавказа от устья р. Кубань до пристани Святого Николая (южнее Поти) перешли под власть России. Договор был заключен без ведо­ма и согласия адыгов.

Область расселения адыгов (Черкесия) в конце XVIII в. охватывала земли Тамани на западе до Терека и левого берега р. Сунжа на востоке. На северных склонах Главного Кавказского хребта этническая территория адыгов включала в основ­ном земли в бассейне Кубани и по Восточному Причерноморью на северо-запад от р. Шахе. Се­верная граница проходила по левому берегу Ку­бани. Правый берег использовался в основном под пашни и пастбища. Наиболее существенные изме­нения этнической территории адыгов произошли в 1792 г., когда в Прикубанье были расселены ка­заки (выходцы из Запорожья).

Адыги делились на локальные группы, извес­тные в литературе XIX в. как "племена". С запа­да на восток — это жанеевцы, шефаки (шегаки, хегаки), натухайцы, шапсуги, абадзехи, бжеду-ги, темиргоевцы, хатукаевцы, егерукаевцы, аде-миевцы, мамхеги, махоши, бесленейцы, кабар­динцы. Иногда выделялись группы хакучи, гу-айе и другие. Этнокультурные и языковые осо­бенности их не были значительны.

Численность адыгов в первой половине XIX в. не может быть точно определена. По имеющим­ся в литературе данным, она колеблется от 265 тыс. до 1 млн. человек и выше. Официальной исторической наукой численность адыгов в то время чаще всего определяется в 700-750 тыс. человек.


СОЧИ: страницы прошлого и настоящего


Образование группы адыгов, проживающей в Карачаево-Черкесии и известной под именем чер­кесов, связано с событиями первой трети XIX в. — восстаниями 1804, 1813, 1822 гг. в Кабарде про­тив царизма. В результате произошел значитель­ный отток кабардинцев в Закубанье. Они изве­стны в литературе как "беглые" кабардинцы. В советский период они получили название чер­кесы.

Восточный предел расселения адыгов состав­ляли кабардинцы. Их предки в XIII-XIV вв. пе­реселились из Прикубанья и с Черноморского побережья на Центральный Кавказ. В результа­те миграции сложилась кабардинская субэтни­ческая группа адыгов.

Кавказская война (закончилась в 1864 г.) корен­ным образом изменила этническую и демографи­ческую ситуацию на Северном Кавказе. Она яви­лась причиной махаджирства — насильственно­го выселения адыгов в Османскую империю. Уход в Турцию большинство адыгов предпочло пере­селению из горных селений на Кубанскую низмен­ность, в места, указанные царской администра­цией. По плану правительства Черноморское по­бережье должно было полностью освободиться от адыгов. По официальной российской статис­тике, с 1858 по 1864 г. родину покинуло 470 тыс. адыгов. Однако махаджиров было значительно больше. Некоторые историки допускают, что выселилось 700 и более тысяч адыгов.

На опустевшие после ухода горцев в Турцию земли русское правительство селило русских, украинцев, немцев, эстонцев, армян и греков (из Турции), а также представителей других наро­дов. С конца 1860-х гг. на побережье начинают вновь поселяться адыги, в основном шапсуги и хакучи, скрывавшиеся в горах.

Адыги в прошлом не имели своей государствен­ности. Социальная структура их во многом была общей. Западные адыги подразделялись на "арис­тократические" (бжедуги, темиргоевцы, хатукаев-цы и др.) и "демократические" (шапсуги, абадзе-


хи, натухайцы) "племена". Первые имели князей и дворян. "Демократические" адыги князей и фео­далов не имели и в XVIII-XIX вв. управлялись выборными старшинами. Основную часть адыгс­кого населения составляли свободные общинники. В общественном и семейном быту, помимо норм обычного права (адаты), действовали нормы му­сульманского права (шариат). К числу обычаев относились: гостеприимство, куначество, аталыче-ство, кровная месть, уважение к старшим, к жен­щинам и др.

К 1917 г. адыги входили в разные админист­ративно-территориальные образования. В нача­ле 1921 г. была создана Горская Советская Со­циалистическая Республика в составе РСФСР. В сентябре 1921 г. из ее Кабардинского округа была образована Кабардинская АО, в январе 1922 г. — Кабардино-Балкарская АО, преобразо­ванная в 1936 г. в автономную республику. В янва­ре 1922 г. была образована Карачаево-Черкесская АО, а в июле 1922 г. — Черкесская (Адыгейская) АО. В 1991 г. были провозглашены Республика Адыгея, Карачаево-Черкесская Республика, Ка­бардино-Балкарская Республика в составе Рос­сийской Федерации. В 1924 г. на части террито­рии современного Туапсинского района и Лаза­ревского района г. Сочи в местах компактного проживания адыгов-шапсугов был создан Шап­сугский район. В последующем он неоднократ­но реорганизовывался и в 1945 г. переименован в Лазаревский район.

Адыги до настоящего времени во многом сохра­нили единую традиционную культуру. Различия в культуре жизнеобеспечения (главным образом в характере хозяйства, поселений, жилищ) опреде­ляются в основном природно-климатическими ус­ловиями, вертикальной зональностью. Стабильна система питания. Сохранилась общность духовной культуры адыгов: общественные и семейные нор­мы поведения, фольклор. Адыги четко сознают свое историческое единство. В последние годы бла­годаря росту национального самосознания, уста­новлению связей с адыгской диаспорой все боль­шую популярность получают идеи общеадыгско­го единства.

Черкесы — иноязычное этническое наимено­вание адыгов. Впервые термин зафиксирован в XIII в. в форме "серкес". Возник, по-видимому, в тюркоязычной среде.

Распространена также точка зрения о связи этнонима черкесы с термином "керкеты" (племя античного времени, проживавшее на побережье между современной Анапой и Новороссийском (Геленджиком). Существует версия о его ирано­язычном происхождении.


СОЧИ: страницы прошлого и настоящего


Ш

апсуги, шапсыг, адыгэ (самоназ­вание) — субэтническая группа адыгов (черкесов), коренное насе­ление Северо-Западного Кавказа. Современная численность причерноморских шапсугов — око­ло 10 тыс. человек. Живут компактно в 13 насе­ленных пунктах Лазаревского района г. Сочи и Туапсинского района Краснодарского края. Около 40% шапсугов расселены в городской черте. Проживают также компактно в 4-х аулах Республики Адыгея. Имеют большую диаспору в Турции и на Ближнем Востоке. Говорят на диалекте адыгейского языка.

Первое упоминание о шапсугах содержится в ту­рецком источнике 1725 г. без указания места обита­ния. В русских источниках первые сведения о шапсугах (в форме шапсо, сапсых) относятся к 40-м гг. XVIII в., в европейских—к середине XVIII в. (шапсик). Столь поздняя фиксация этнонима не означает, однако, что возникновение термина относится к тому же времени.

Этническое название "шапсуг", по-видимому, связано с гидронимом Шапсухо (река в Туапсин­ском районе). Этимологическое значение — "до­лина реки Ша". Константин Багрянородный (ав­тор X в.) называет на побережье селение-общи­ну Сапакси (Шапакси). Существует предположе­ние о связи термина с шапсугской общностью.

По вопросу формирования шапсугов высказа­но несколько точек зрения: 1) основу шапсугов со­ставило абазинское население побережья, которое в результате языковой ассимиляции сменило род­ной язык на адыгский; 2) шапсуги стали известны благодаря значитель­ным этническим и со­циальным изменени­ям в адыгском обще­cтвеXVII-XVIIIв.В

результате этих про­цессов произошло возвышение шапсугов и натухайцев, покрыв­ших своим именем из-ные ранее этни­ческие названия жане, \егаков и др.;

51 шапсуги обитали в горах Северо-Запад-


ного Кавказа, долгое время были неизвестны и в ис­точниках начала XVIII в. именовались "вольными черкесами". Практически все источники и исследо­ватели подчеркивают родственные связи шапсугов с натухайцами. Действительно, в составе этих "пле­мен" существовали общие родовые группы. Об этом же говорит известное в литературе прошлого выра­жение "шапсугские натухайцы". С шапсугами свя­зано название "хакучи". В литературе ХIХ в. хаку-чами называли беглых из различных локальных адыгских групп. Жили они в верховьях рек Аше, Псезуапсе, Шахе. Хакучи этнически всегда состав­ляли единое целое с шапсугами; язык их представ­ляет говор Шапсугского диалекта.

Связь с шапсугами имеет и этническая груп­па гуайе. В XVIII в. они были многочисленны и обитали в долине р. Псезуапсе и некоторых ближних рек. По свидетельству источников, гуайе слились с шапсугами, поэтому в первой половине XIX в. редко упоминаются как осо­бое подразделение адыгов. В XIX в. они соеди­нились с шапсугской фамилией Коблевых и впоследствии стали Коблевыми.

Шапсуги принимали активное участие в борьбе адыгов с Крымским ханством. В 1724 г. на р. Пшад они разбили напавших на них крым­ских татар, а их предводителя — хана Девлет-Гирея взяли в плен.

Одним из наиболее ранних свидетельств о местоположении шапсугов принято считать документ 1743 г. В нем говорится о народе Шапсо, соседствующим с Абазой. Из контек­ста следует, что речь идет о приморских шап­сугах из бассейна Шахе.

В 30-60-х гг. XIX в. большая часть шапсугов проживала на северных склонах Кавказского хребта между реками Адагум и Афипс (Большой Шапсуг), остальные — на Черноморском побе­режье от Джубги (или Пшада) до Шахе (Малый Шапсуг). На юго-востоке их аулы были смешаны с убыхскими. Весьма нечеткими были границы с натухайцами.

В первой половине XIX в. шапсуги были са­мой многочисленной группой адыгов. Литера­турно-исторические данные определяют их чис­ленность в диапазоне от 77400 до 370000 чело­век. Численность причерноморских шапсугов отдельно не зафиксирована. Однако обследо­вание в 1897 г. бывших аулов показало, что Черноморское побережье было густо заселено.

Шапсуги, натухайцы и абадзехи в отличие от остальных адыгских этнических групп имели осо­бое общественное управление, которое в литера­туре получило название "демократического". Оно было установлено в результате антифеодальных


СОЧИ: страницы прошлого и настоящего


крестьянских восстаний XVII-XVIII вв. Народное движение завершилось Бзиюкской битвой (Бзию-ко зао), которая произошла в 1796 г. в урочище Бзиюк, в 19 км к югу от современного Краснода­ра. Следствием этих событий стало изгнание из края или вынужденный отъезд части дворян и ли­шение привилегий оставшихся. Важную роль в этих преобразованиях сыграли шапсугские "братства", которые были главной формой объединения крес­тьянских масс. С начала XIX в. и вплоть до окон­чания Кавказской войны (1864 г.) управление шап-сугским обществом осуществлялось выборными старшинами. Важнейшие вопросы обсуждались на народном собрании — хасэ, решения которого имели силу закона. Источниками права являлись адаты (обычаи) и шариат (нормы мусульманского права).

Во время Кавказской войны шапсуги были од­ними из самых упорных противников России, при­нимали участие в военных операциях по разгрому укреплений Черноморской береговой линии в 1840 г. Видную военную и политическую роль в 30-60-х гг. XIX в. играли: Шеретлук Тугужоко Кизилбеч, Карабатыр Заноко, Мансур Хаудуко Шупако, Шамук Керуко Шупако, Шурухуко Тугуз.

Традиционная культура шапсугов характеризо­валась общеадыгскими чертами. Различия в харак­тере хозяйства, поселений и жилищ определялись в основном географическим положением террито­рии. У причерноморских шапсугов существовало два типа поселений: хабль — поселение близких родственников и куадж—соседско-общинное мно-годворное поселение. Они имели свободную раз­бросанную планировку и тянулись вдоль рек на многие километры. Так, в долине р. Шахе находи­лось около 70 поселений шапсугов и их соседей убыхов. В XIX в. жилище шапсугов состояло из одной или двух комнат, имевших отдельный вход. Характерным было разделение дома на две поло-


вины. Мужская половина (в отсутствие отдельно­го строения) служила также гостевой комнатой (ха-чещ, кунацкая).

Причерноморским шапсугам издавна были из­вестны основные системы земледелия — подсеч­ная и чередование культур. Широко применялись удобрение, орошение и террасирование горных склонов. Горцы возделывали различные виды и сорта проса и кукурузы, пшеницы и ячменя, овес, лен и коноплю. Высокого уровня развития дос­тигло садоводство. Шапсуги выращивали различ­ные виды и сорта плодовых деревьев с примене­нием обрезки и прививки. Большое место в хо­зяйственной жизни занимало виноградарство и виноделие. Основным видом хозяйственной дея­тельности у шапсугов было животноводство: раз­ведение овец, коз, крупного рогатого скота, ло­шадей, а также домашней птицы. В основе ското­водческого хозяйства лежала отгонная система. В хозяйстве значительное место занимало пчело­водство. Мед и воск являлись предметом торгов­ли. Основу пищи составляли хлебные злаки, про­со, кукуруза и мясомолочные продукты. Значи­тельное место в рационе питания занимали фрук­ты, орехи, мед. Изобразительное искусство шап­сугов носило прикладной характер, включая в себя резьбу по дереву, камню и кости, шитье зо­лотом, плетение тесьмы и шнура, тканье галунов, тиснение по коже, ювелирное дело. В обществен­но-семейном быту сохранялись многие патриар­хальные нормы: семейно-родовая солидарность, уважение к гостю, старшим, женщине, общинная взаимопомощь. Основной формой брака у шап­сугов было фиктивное похищение. Свадебное празднество носило общественный характер, со­провождалось ритуальными обрядами, танцами, играми, скачками, джигитовкой.

Активное проникновение ислама (суннитского толка) в Шапсугию приходится на первую поло­вину XIX в. Он являлся в основном средством для


СОЧИ: страницы прошлого и настоящего


организации сопротивления продвижению цар­ских войск в период Кавказской войны. В конце XVIII — первой половине XIX в. для религии шап­сугов было характерно смешение древних народ­ных верований, христианства и ислама. Централь­ное место в ней по-прежнему занимали традици­онные верования и обряды. Основными объекта­ми поклонения были священные деревья, рощи и леса, почитаемые могилы, дольмены. Нацио­нальным памятником устного народного творче­ства адыгов является героический эпос "Нарты", включающий в себя песни, поэмы, легенды, сказа­ния о богатырях-нартах. Традиция исполнения нартского эпоса наиболее полно сохранилась у шапсугов.

В 1989 г. было создано общество Адыгэ-Хасэ причерноморских адыгов (ныне Краснодарская краевая общественная организация "Общество Адыгэ-Хасэ причерноморских адыгов-шапсугов"). Издается газета "Шапсугия". В Лазаревском рай­оне с начала 90-х гг. действует государственный Центр адыгской культуры. В нескольких школах Лазаревского и Туапсинского районов преподает­ся адыгейский язык.


У

быхи, пёх, апёх (самоназвание), сад-зуа (абх.), уббух (адыг.) — коренное население Северо-Западного Кавказа.

Самоназвание убыхов в письменных источ­никах не встречается. Существование этого термина подтверждается этнографическими свидетельствами начала XX в.

Отечественные исследователи убыхского язы­ка считают, что этноним "пёх" зафиксирован раннесредневековыми источниками (V-VI вв.) в форме "Брухонт" (название реки в районе со­временного Сочи) и "брухи" (племя).

В середине XVIII в. убыхи известны под локаль­ным именем вайпиг(х)а. Этот же источник называет прибрежное племя садаша (садша), говорившее, как считается, на убыхском языке. Позднее различные авторы указывают в тех же местах на убыхское об­щество Шаша, Шаши, Саше (русскоязычное Сочи).

В источниках XVIII в. убыхи в целом всегда упоминаются в форме адыгского названия на­рода уббух (в различных вариантах).

Еще в XVII в. была отмечена разноязычность убыхов-садаша. Отсюда — возникновение ряда версий об их этнической принадлежности. Боль­шинство авторов первой половины XIX в. отно­сили убыхов наряду с абадзехами, шапсугами (адыгами) и абазинами к черкесским (адыгским) племенам. В литературе этого периода исполь­зован и другой собирательный для названных общностей термин — "абаза". Современники отмечали распространение на побережье трех языков: черкесского, убыхского и абазинского при господстве первого. Вместе с тем известно о существовании у убыхов собственного языка. Лингвисты относят его к адыго-абазино-абхазс-кой группе северокавказской языковой семьи.

В первой половине XIX в. Убыхия занимала территорию между реками Шахе и Хоста. На северо-западе к ней примыкали земли шапсугов, на востоке — абазин-джикетов (асадзуа, садзен). На северо-востоке Кавказский хребет отделял убыхов от адыгов-абадзехов.

В литературе существует деление убыхской тер­ритории на несколько частей: собственно Убыхию (верховья рек) и ряд независимых прибрежных об­ществ. Это — Субешх (низовья Шахе), Хизе (Якор­ная Щель, Беранда, Детляшка и Буу), Вордане (Хоб-за, Лоо, Дагомыс), Псахе (Псахе-Мамайка), Саше


СОЧИ: страницы прошлого и настоящего


(Сочи, Бзугу, Мацеста) и Хамыш (Хоста). Пер­вые четыре общества в литературе часто объе­диняются общим именем Вордане. Главное се­ление общества Саше (Сочипсы) находилось близ устья р. Сочи. В нем жила некогда круп­нейшая фамилия Аубла (Аблагу).

Точная численность убыхов неизвестна. Ав­торы XIX в. приводят разные цифровые данные: от 9600 до 115000 человек.

Убыхское общество было классовым, феодаль­ным, с большим присутствием патриархальных черт. Оно делилось на несколько сословий. Самой большой группой населения были свободные об­щинники. Высшим слоем убыхского общества была знать, пользовавшаяся в общественной жизни боль­шим влиянием, чем дворяне причерноморских ады­гов. К знатным фамилиям относились: Аблагу (на Саше), Берзек (Верхняя Убыхия, Субешх, Дагомыс), Чизымогуа (на р. Псахе), Дзепш (на Вордане), Ха­мыш (на р. Хоста). Самым многочисленным на всем побережье был род Берзеков. В конце 30-х гг. XIX в. он включал в себя 400 дворянских семей. Берзе-ки были тесно связаны с таким же знатным шап-сугским родом Шупако (Супако) и составляли вме­сте одно из самых влиятельных братств. Несвобод­ным населением были рабы и крепостные. После­дние имели землю. Источниками приобретения


рабов являлись военные действия, набеги, покуп­ки, а также обращение в рабство судебным приго­вором. Пополняли ряды рабов и их потомки. Боль­шинство пленных выменивалось сразу же на това­ры. Рабы применялись исключительно для домаш­них услуг. Число рабов в процентном отношении в Убыхии было в несколько раз больше, чем в Шапсугии и Абадзехии.

В середине XIX в. убыхи жили независимыми сельскими общинами. Управлялись как выборны­ми старейшинами, так и представителями знатных дворянских фамилий (если они проживали в об­щине). Основными критериями при выборе ста­рейшины были: большой род, зажиточность, крас­норечие, начитанность в Коране. Однако более всего учитывались преклонный возраст и жизнен­ный опыт. Старейшина (тхамата) избирался от каждой сотни дворов или семей большинством голосов взрослых свободных мужчин, он возглав­лял совет старейшин сотни и являлся судьей. Наи­более важные дела решались на общем собрании — хасэ. Сотни объединялись в общину. По свиде­тельству середины XIX в., вдоль реки могли жить до 200 и более сотен. Общины назывались обыч­но по имени реки (долины).

Традиционная материальная культура убы­хов ничем не отличалась от шапсугской или





СОЧИ: страницы прошлого и настоящего


абазинской: те же типы населенных мест, дво­ров, жилищ и хозяйственных построек. Разбро­санность дворов, их ограды, деревянные или турлучные дома, глиняный пол, отсутствие потолка, навес перед домом, открытый очаг — все это являлось типичным для всего побере­жья.

Население занималось главным образом от­гонным скотоводством и земледелием, в том числе садоводством и виноградарством, частич­но шелководством. Были развиты пчеловодство, различные ремесла. Огородничество, рыболов­ство и охота играли подсобную роль. Торговля была меновой. Обмен существовал между гор­ной и прибрежной Убыхией, убыхами, абадзе-хами и шапсугами, а также с Турцией. Главными товарами из Турции были соль, шелк, сукно, металлическая посу­да, дешевые ситцы, оружие, порох, сви­нец. Вывозили хлеб (в основном кукуру­зу), мед, воск, лес, звериные шкуры. Торговля рабами занимала важное место в экспорте убыхов.

В первой половине

XIX в. среди убыхов были распространены обы­чаи: экзогамия, трудовая взаимопомощь, кровная месть, уважение к старшим, гостю, усыновление чу­жеродцев, аталычество и др. В Убыхии был распро­странен ислам суннитского толка. Эта религия здесь внедрилась глубже, чем среди шапсугов и абазин. Прибрежные убыхи были более ревностными му­сульманами, чем горные. Ислам значительно уси­лил свои позиции в Убыхии в 40-х гг. ХIХ в. в связи с экспансией России на побережье. В этих условиях он был воспринят как средство для объединения народа.

Однако ислам не успел полностью вытеснить древние народные верования убыхов. Они про­должали существовать, переплетаясь с ним. В Убыхии сохранялись традиции поклонения свя­щенным деревьям, рощам, жертвоприношения, некоторые праздники.

Декоративно-прикладное искусство, устное народное творчество, танцевальный и музы­кальный фольклор не имели, по-видимому, су­щественных отличий от культурных традиций шапсугов и абазин.


Убыхи сыграли заметную роль в народно-осво­бодительном движении на Западном Кавказе в XIX в. В 40-х гг. в союзе с шапсугами и натухайцами они вели активные военные действия против гар­низонов русских укреплений Черноморской берего­вой линии. Ими были взяты три форта (1840 г.). В 1861 г. убыхи, шапсуги, абадзехи и натухайцы со­здали государственное образование из 12 округов. Оно управлялось парламентом-меджлисом, назы­вавшимся "Великое свободное собрание". Главным своим назначением объединение считало борьбу с колониальной политикой царской России. Из убы­хов вышли известные военные и политические лидеры — Хаджи Исмаил и Хаджи Керендук Бер-зеки, Исмаил Баракай Дзепш и др.

18 марта 1864 г. убыхи дали последний бой царским войскам в селении и у развалин старой крепости в устье р. Годлик (Лазаревский район). Вскоре, не получив разрешения остаться на ро­дине, почти поголовно эмигрировали в Турцию, где подверглись ассимиляции. Немногие остав­шиеся в родных местах семьи убыхов были вы­селены на Кубань, а затем во внутренние губер­нии России. В настоящее время в г. Сочи живут несколько потомков убыхов.


1/2 3"


СОЧИ: страницы прошлого и настоящего


       
 
 
   




В

конце XVIII — начале XIX в. Россий­ская империя в результате нескольких победоносных войн против своего стратегического противника Османской империи сумела утвердиться на берегах Азовского и Чер­ного морей. После окончания русско-турецкой войны (1828-1829 гг.) в 1829 г., согласно Адриа­нопольскому мирному договору, Турция фор­мально признала притязания России на восточ­ный берег Черного моря от устья р. Кубани до порта Св. Николая (южнее Поти).

Однако противоборство двух империй в этом регионе продолжалось вплоть до окон­чания Кавказской войны в 1864 г.

В 1830-х гг. для пресечения связей горцев с внешним миром была учреждена крейсерская служба вдоль берега моря и начато возведение русских военных укреплений и фортов на Чер­номорском побережье Кавказа.

Одним из первых, в июне 1837 г., было зало­жено укрепление Святого Духа на мысе Адлер.


Впоследствии его переименовали в укрепление Константиновское — в честь генерал-адмира­ла великого князя Константина.

При высадке десанта в 1837 г. на мысе Ад­лер погиб писатель-декабрист А.А. Бестужев-Марлинский.

13 апреля 1838 г. эскадра Черноморского фло­та высадила в устье р. Сочи десант под командо­ванием генерал-майора A.M. Симборского, ко­торый занял территорию, где ныне расположе­ны маяк и собор Михаила Архангела, а также господствующую высоту, впоследствии назван­ную Батарейка. Вскоре последовали закладка и строительство форта, о чем генерал-майор A.M. Симборский в рапорте от 29 апреля док­ладывал командиру Отдельного Кавказского кор­пуса генерал-лейтенанту Е.А. Головину: "Пред­ставляя Вашему Превосходительству план и про­фили вновь возводимого при устье реки Соча-Пста укрепления, имею честь почтительнейше про­сить о исходатайствовании Высочайшего соизволе-



 
 



СОЧИ: страницы прошлого и настоящего


ния назвать его фор­том Александрия, по случаю того, что за­ложено оно 21го теку­щего месяца, в Высо­которжественный день рождения Ее Императорского Ве­личества Государы­ни Императрицы"*. Императорским ука­зом от 14 января 1839 г. укрепление при р. Сочи получило на­звание форт Алексан­дрия. Его размеры

составляли: расстояние между крайними точка­ми по длине 120 саженей (около 256 м), по шири­не 75 саженей (около 160 м). Строил форт Кав­казский саперный батальон под командованием капитана Гернета. 18 мая 1839 г. из-за сходства названия с другим укреплением форт Александ­рия переименован в форт Навагинский в честь полка, отличившегося в Кавказской войне.

В результате десантных операций в 1839 г. были заложены форт Лазарев на р. Псезуапсе и форт Головинский на р. Шахе. Свои названия они получили по императорскому указу от 12 ноября 1839 г. в честь вице-адмирала М.П. Ла­зарева, главного командира Черноморского флота и портов Черного моря, и генерал-лей­тенанта Е.А. Головина, командира Отдельно­го Кавказского корпуса.

В форте Лазарев в 1839 г. умер поэт-декаб­рист А.И. Одоевский.

Всего на Черноморском побережье Кавказа с 1830 по 1842 г. было возведено 17 укрепле­ний, которые составили Черноморскую бере­говую линию. При высадке десантов и заклад­ке укреплений горцы оказывали ожесточенное сопротивление.

Согласно императорскому указу от 5 апреля 1839 г. Черноморская береговая линия от устья р. Кубани до Мингрелии была разделена на два отделения: первое — от устья р. Кубани до фор­та Александрия (Сочи), второе — от форта Алек­сандрия до границ Мингрелии. Форт Александ­рия входил во второе отделение. Начальником первого отделения был назначен контр-адмирал Л.М. Серебряков, второго отделения — генерал-майор М.М. Ольшевский, а начальником всей береговой линии — генерал-лейтенант Н.Н. Ра­евский. Местопребыванием начальника перво­го отделения стало укрепление Новороссийское,


второго отделения — Сухум-Кале. Связь с укреп­лениями осуществлялась морским путем.

Береговые укрепления постоянно подверга­лись блокадам и нападениям со стороны горцев. Так, в феврале 1840 г. ими были взяты форты Лазарев и Головинский. Спустя несколько меся­цев форты вновь занял русский десант. В резуль­тате последовавшей затем военной экспедиции в долине р. Псезуапсе было сожжено 13 аулов, уничтожены все сады. На море флот пытался прекратить любую торговлю турок с горцами, особенно оружием и людьми, которых вывози­ли на невольничьи рынки Османской империи. Вооруженное противостояние между гарни­зонами укреплений и горцами продолжалось и в последующие годы. Только в 1846 г. у фор­та Навагинского произошло 19 боев и стычек, у форта Головинского — 10. Причем горцы нападали как на укрепления, так и на солдат, которые заготовляли дрова или пасли скот.

Большинство укреплений раслолагалось в неудобных местах, при их строительстве ис­пользовались в основном недолговечные ма­териалы. Кроме боевых задач солдаты выпол­няли и другие работы, к числу которых отно­сились ремонт строений и валов, выгрузка с судов каменного угля, продовольствия, воо­ружения, заготовка дров и т.п.

Влажный субтропический климат, малярия, сырость в помещениях, плохое питание, недо­статок обмундирования и лекарств приводи­ли к цинге, простудам и инфекционным забо­леваниям. В результате заболеваемость и смер­тность в укреплениях достигли угрожающих размеров. В феврале 1840 г. в форте Головинс­ком из 230 человек гарнизона болело 120 че­ловек, в форте Навагинском из 243 человек — 134 человека.

В 1853 г. укрепле­ния на Черноморс­ком побережье нахо­дились в таком удручающем состо­янии, что император Николай I на ра­порте начальника Черноморской бере­говой линии напи­сал: "Ничего к пре­жнему добавить не могу; эти несчастные гарнизоны, вероят­но, приговорены к погибели; помочь


Указанная дата имеет отношение ко дню тезоименитства (именин) Александры, который отмечался, однако, двумя днями позже — 23 апреля; родилась же императрица 1 июля.


СОЧИ: страницы прошлого и настоящего


сему мы не в силах". Однако это предсказание не сбылось. В начале 1854 г. в связи с Крымс­кой войной (1853-1856 гг.) все укрепления Чер­номорской береговой линии были разрушены, а гарнизоны эвакуированы. Такое решение верховные власти приняли, руководствуясь тем, что во время войны корабли Черноморс­кого флота дислоцировались в Севастополе и не смогли бы защитить укрепления, которые самостоятельно также не были готовы оборо­няться ни от дальнобойной флотской артилле­рии противника, ни от нападений горцев.

Завершающий этап Кавказской войны насту­пил в 1860 г., когда командующий войсками Кубанской области, генерал-адъютант граф Н.И. Евдокимов, предложил план военных дей­ствий для окончательного покорения Западно­го Кавказа, причем главным средством для это­го должно было послужить заселение казачьи­ми станицами территории между реками Белой и Лабой и восточным берегом Черного моря. Горцам же было предложено выселиться на рав­нины Кубани или же переехать в Турцию.

Горцы предприняли несколько попыток в обмен на русское подданство остаться в горах, на прежних местах жительства. Однако даже император Александр II во время встречи в сентябре 1861 г. в укреплении Хамкеты (Ады­гея) с представителями меджлиса, созданного в 1861 г. для совместных действий шапсугами, убыхами, абадзехами и натухайцами, ответил категорическим отказом: переселяйтесь или на Кубань, или в Турцию.

В начале 1864 г. специально сформирован­ный Даховский отряд генерала В.А. Геймана в составе 11,5 батальона через Гойтхский пе­ревал достиг побережья и занял бывший форт Вельяминовский (Туапсе). 5 марта отряд вошел в бывший форт Лазарев. По пути следования отряд, разделенный на три колонны, жег аулы и вытеснял жи­телей к берегу моря, к местам сбора гор­цев, выселяющихся в Турцию.

Сломив упорное сопротивление убы­хов и шапсугов у р. Годлик, отряд 19 марта занял бывший форт Головинский, а 25 марта — быв­ший форт Навагин-ский. На его месте


был учрежден военный пост Даховский.

В начале апреля в лагерь отряда прибыл на­местник на Кавказе великий князь Михаил Николаевич. Здесь он принял убыхских старей­шин и по их просьбе разрешил горцам еще ме­сяц готовиться к переселению в Турцию. Од­нако многие горцы по-прежнему отказывались

покинуть преде­лы своей земли. Поэтому в сере­дине апреля по направлению к нынешней Крас­ной Поляне дви­нулись четыре ко-лонны войск: первая колонна под командова­нием генерал-майора П.Н. Ша­тилова — из Гаг­ры в долину р. Псху, вторая ко­лонна под коман­дованием гене­рал-лейтенанта князя Д.И. Святополк-Мирс-кого — из бывшего укрепления Константинов-ского (Святого Духа) вверх по р. Мзымте, тре­тья колонна под командованием генерал-май­ора В.А. Геймана — от верховьев р. Шахе па­раллельно Главному Кавказскому хребту, чет­вертая колонна под командованием генерал-майора П.Х. Граббе — от верховьев р. Малая Лаба через Главный Кавказский хребет. Из всех отрядов только отряд генерал-лейтенан­та князя Д.И. Святополк-Мирского встретил на пути следования упорное сопротивление горцев.

Прибыв в урочище Кбаада (Красная Поля­на), личный состав всех четырех отрядов 21 мая

1864 г. принял участие в торжественном молеб­
не и параде войск, посвященных окончанию
Кавказской войны. Принимавший парад наме­
стник на Кавказе великий князь Михаил Нико­
лаевич отдал приказ по Кавказской армии, на­
чинавшийся словами: "С чувством искренней
радости и уважения к доблести вашей поздрав­
ляю вас, войска Кавказской армии, с покоре­
нием Западного Кавказа и окончанием Кавказ­
ской войны".

Однако для горских народов Кавказская война стала настоящей трагедией — с 1858 по

1865 г. за пределы родины вынуждены были
выехать около 500 тыс. человек.


СОЧИ: страницы прошлого и настоящего





     
 
 
 

О

своение Россией территории совре­менного Сочи началось после окон­чания Кавказской войны (1864 г.) и выселения коренных жителей края (шапсугов, убыхов, абазин).

В 1860-х — начале 1870-х гг. лучшие земли на побережье жаловались военным — участникам войны и государственным чиновникам. В то же время участки земли до 3 тыс. десятин в одни руки продавались за бесценок частным лицам, разыг­рывались в лотерею в пользу благотворительных организаций. Никакой хозяйственной деятельно­сти на жалованных и приобретенных землях, как правило, не велось. Впоследствии они стали объек­том земельной спекуляции. Крупнейшими вла­дельцами земли (до 7 тыс. десятин) были члены императорской семьи (имение Вардане великого князя Михаила Николаевича и его потомков).

Согласно "Положению о заселении Черно­морского округа и управлении оным" (1866 г.), соответствующим законам 1896 г. и 1897 г., основной контингент колонистов составили безземельные и малоземельные крестьяне из западных и центральных губерний России. Для освоения побережья были привлечены также понтийские греки и армяне из Османс­кой империи (Турции).

Российским колонистам полагалось денеж­ное пособие на первоначальное обустройство на новом месте. Они бесплатно получали на семью по 30 десятин удобной земли на правах общинного пользования. Иностранным под-


данным земля предоставлялась в аренду част­ными владельцами; государственные льготы на них не распространялись.

По закону 1896 г. земля новым переселен­цам давалась в аренду сроком на 5 лет под так называемые культурные и дачные участки с правом последующего выкупа их в частную собственность. Обязательным условием дого­вора было разведение пользователями плодо­вых деревьев и винограда, застройка участка.

Закон 1897 г. допускал переселение только русских подданных Российской империи. К рус­ским в то время относили также украинцев и бе­лорусов. Одновременно вводилась 3-десятинная норма земельного надела на душу мужского пола (при основании новых поселений). При подселе­нии в существующие — земельная норма оста­валась прежней — 30 десятин на семью.

Переселенцы имели право на получение де­нежной ссуды. Предполагалось предваритель­ное обустройство переселенческих участков за государственный счет, в частности, проведе­ние дорог к населенным пунктам.

В 1904-1905 гг. практиковалась так называ­емая "вольная колонизация" с правом выбо­ра участка из свободной государственной (ка­зенной) земли и кратковременным (до отме­жевания) освобождением от арендной платы.

Известны многочисленные случаи не санк­ционированного властями переселения в Со­чинский округ, прежде всего армянских и гре­ческих беженцев из Турции.


СОЧИ: страницы прошлого и настоящего


В 1869 — начале 1870-х гг. на Сочинском взморье селятся понтийские греки, молдава­не, немцы, русские. В 1872 г. на Сочинском участке Черноморского округа в 12 селениях проживало 2019 чел.: в Вишневой — 124 (гре­ки), в Калиновке — 126 (греки), в Лазаревс­кой — 142 (греки), в Навагинской — 156 (рус­ские и немцы), в Раздольной — 133 (русские), в Первинке — 84 (греки), в Молдаванке — 161 (молдаване), в Высокой — 122 (русские и ук­раинцы), в Божьих Водах — 345 (адыги), в Пиленково — 88 (молдаване), в Лесной — 241 (адыги), в Веселой — 297 (молдаване).


В 1880-х гг. возникают селения Аше, Высо­кая и Нижняя Николаевка, Царское (русские), Пластунская (грузины); вторично, после 1870— 1878 гг., заселяется славянами (украинцами) сел. Ахштырь.

В 1880-1890-х гг. и особенно активно в на­чале XX в. Сочинский округ заселяется амшен-скими армянами, выходцами из причерномор­ской Турции (Понта). Армянские селения Лоо, Уч-Дере, Вардане, Веранда, Хобза и другие образуются на арендованных землях имения Вардане.

В 1891 г. в Сочинском округе насчитывалось 29 селений, как моноэтнических, так и смешан­ных.

К началу XX в. относится основной пере­селенческий поток в Сочинский округ рус­ских, украинцев и белорусов. В 1905 г. сла­вяне проживали почти в 30 селениях, из них 11 были смешанными. В Адлере они жили со­вместно с молдаванами, в Алеке — с грузи­нами, в Ахштыре — с австрийцами, в Аибге — с эстонцами, в Ермоловском — с эстон­цами и немцами, в Лазаревке — с греками, в Навагинке — с немцами, в Пиленково — с молдаванами и поляками, в Раздольной — с немцами и поляками, в посаде Сочи — с гру­зинами, немцами.



 
 



СОЧИ: страницы прошлого и настоящего


Благодаря сходству природно-климатичес­ких условий Понта и Черноморского побере­жья Кавказа армяне и греки быстро освоились на новых местах жительства.

Хозяйственная деятельность переселенцев из России складывалась значительно труднее. Рез­кая смена среды обитания, неправильный вы­бор мест для поселений, незнание местных форм и приемов землепользования явились причиной высокой заболеваемости и смертно­сти первопоселенцев, падежа домашнего ско­та. В первые 20 лет колонизации происходила постоянная миграция переселенцев как внутри округа, так и за его пределы.

В заключении комиссии министерства зем­леделия и государственных имуществ (1894 г.) почти 30-летняя колонизация Россией Черно­морского округа была признана неудавшейся. Отмечалось отсутствие комплексной програм­мы заселения и освоения края, несогласован­ность действий правительственных и местных чиновников.

В конце XIX — начале XX в. наблюдалась значительная активизация переселенческого движения в Сочинский округ.

В начале XX в. численность населения Сочин­ского округа возросла в два раза по сравнению с концом XIX в. Если в 1891 г. в Сочинском отде­ле Черноморского округа числилось 5811 жите­лей, а в посаде Сочи — 460, то в 1897 г. — 13519 человек (в том числе в Сочи — 1352), в 1905 г. — 31290 человек (8163 в Сочи), а в 1916 г. — 49666 жителей (в Сочи — 13254).

В 1897 г. из 13519 жителей Сочинского ок­руга 8402 человека являлись подданными Рос­сии, 5117 — иностранцами (217 человек числи­лись в посаде Сочи, 4900 — в округе).

В 1897 г. в Сочинском округе из числа под­данных России проживали представители 24 национальностей:

русские - 2536

украинцы - 1239

греки - 1170

грузины - 1001

адыги - 745

молдаване - 612

эстонцы - 599

армяне - 161

немцы - 155

белорусы - 53

поляки - 46

азербайджанцы - 27

евреи - 13

латыши - 12

лезгины - 9


мордва - 7

вайнахи - 5

талыши - 3

абхазы, осетины, персы - по 2

турки, литовцы и венгры - по 1.

В 1916 г. численность основных этнических групп населения составляла: славян — 22170, армян — 13590, грузин — 4336 человек.

Хозяйственные занятия населения округа в конце XIX — начале XX в. в определенной сте­пени регламентировались национальными тра­дициями. Из зерновых культур греки возделы­вали преимущественно пшеницу, армяне, мол­даване и адыги — кукурузу. Количество посе­вов было наибольшим у чехов, затем у грузин (имеретин), на четвертом месте — славяне. Ви­ноградарством население округа почти не за­нималось. Исключение составляли адыги, жи­тели с. Веселое (молдаване), хозяева частных вла­дений. Небольшие сады имелись почти во всех селениях, традиционно — в адыгских. Табако­водством занимались в основном армяне и гре­ки, меньше славяне. Разводили сорта турецкого табака "Самсун", "Трабзон", "Дюбек". Адлер



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: