В |
Сочи, в цитрусовом саду Научно-ис следовательского института цвето водства и субтропических культур, растет Дерево Дружбы — уникальный памятник природы и истории, символ мира и дружбы между народами.
В марте 1934 г. селекционер, кандидат сельскохозяйственных наук Федор Михайлович Зорин для получения новых морозоустойчивых сортов цитрусовых посадил небольшое деревцо дикого лимона — понцирус трифо-лиата. В его крону ученый привил мандарины, лимоны, грейпфруты, апельсины, кинканы — всего 45 видов и сортов цитрусовых.
В октябре 1940 г. цитрусовый сад посетил известный советский полярный исследователь, академик О.Ю. Шмидт. Он сделал первую памятную прививку на опытном деревце. В 1957 г. вьетнамские врачи Данг Хань Хой, By Та Кук, Нгуен Тьюк May предложили назвать цитрусовое растение Деревом Дружбы.
Всего на Дереве Дружбы сделано 640 прививок представителями 167 стран: главами государств, руководителями политических партий, парламентариями, общественными деятелями, известными представителями науки и культуры. В числе сделавших прививки А.Н. Косыгин, К.Е. Ворошилов, Б.Н. Ельцин, Д.Ф. Устинов, президент Вьетнама Хо Ши Мин, художник Д. Сикейрос, певец Поль Робсон, космонавт Ю.А. Гагарин, король Иордании Хусейн Бен Талал.
|
|
На Дереве Дружбы сделаны прививки в память ученого М.В. Ломоносова, писателя Н.А. Островского, поэта С.А. Есенина, президента Индии Д. Неру, советского разведчика Р. Зорге, маршала Г.К. Жукова, президента США Д. Кеннеди и др.
Рядом с Деревом Дружбы посажено 62 аналогичных цитрусовых дерева, на которых также делаются прививки в честь видных личностей и знаменательных событий в истории человечества. Среди деревьев дружбы есть дерево летчиков-испытателей, строителей, медицинских работников, работников сельского хозяйства, культуры и искусства, музыкантов, спортсменов, послов Болгарии, Вьетнама, Венгрии, Кубы, Монголии, Польши, Румынии, Чехословакии, Югославии, Финляндии, Индии, Великобритании, Франции, Италии, Бельгии, США, Австрии, Канады, Японии, стран Латинской Америки, Африки, арабских стран, а также интернациональные деревья. В 1994 г. представители национально-культурных объединений г. Сочи посадили Дерево Согласия. На каждую привитую ветку прикрепляется этикетка с датой прививки и ее посвящением, именами сделавших прививку.
У Дерева Дружбы отмечаются национальные праздники, проводятся встречи представителей разных народов и стран.
После знакомства с Деревом Дружбы гости пишут о своих впечатлениях в книге посетителей. Космонавт Г.С. Титов записал: "Дерево Дружбы. Вот так и народы на Земле должны жить одними идеями, одними стремлениями, в единой братской семье". Пастор из Германии М. Нимеллер: "У Дерева Дружбы выражаю надежду, которая будет определять мою деятельность: чтобы мир между государствами, между народами, между расами укреплялся и давал плоды для всего человечества". Таких записей — тысячи. К 1998 г. были заполнены 63 книги посетителей. На каждой странице наклеены марки и открытки страны, представителем которой сделана запись.
|
|
Сложилась традиция подарков Дереву Дружбы. Их фонд насчитывает более 10 тыс. единиц. Кроме книг, фотографий, значков, открыток, сувениров, есть много реликвий. Среди них земля с мест, связанных с жизнью и деятельностью Л.Н. Толстого, П.И. Чайковского, Т.Г. Шевченко, И.Г.
СОЧИ: страницы прошлого и настоящего
Чавчавадзе, Я. Райниса, К.Э. Циолковского, Я. Сибелиуса, Э. Грига, Х.К. Андерсена, В. Моцарта, И. Гете, М. Ганди, А. Линкольна, С. Боливара, Р. Бернса, земля с могилы Неизвестного солдата от стены Кремля, с Пискаревского кладбища г. Санкт-Петербурга, земля Мамаева кургана в Волгограде, Брестской крепости, Освенцима, Бухенвальда, Хатыни, Лидице.
Часть земли вносится под Дерево Дружбы, а часть сохраняется и экспонируется на выставке подарков Дереву Дружбы, которая развернута в здании музея, расположенном на территории Сада Дружбы. Выставка подарков открылась в 1981 г.
О Дереве Дружбы изданы книги, написаны стихи и песни, благодаря средствам массовой информации о нем знают во многих уголках нашей планеты.
СОЧИ: страницы прошлого и настоящего
И |
ван Александрович Шмелев был одним из тех редких людей, которые способны всю свою жизнь отдать любимому делу. Более шестидесяти лет он преподавал музыку и пение, из них пятьдесят лет — в школах Сочи.
В начале прошлого века он блестяще окончил Воронежскую учительскую семинарию, а затем Московскую консерваторию, и был направлен преподавателем музыки и пения в Сочинскую мужскую прогимназию и городское двухклассное училище.
Иван Александрович создал детский струнный оркестр и хор, в котором участвовали многие жители посада. Проводил благотворительные концерты в пользу бедных учеников гимназии, учил бесплатно сельских детей музыке и пению,
читал лекции и давал сольные концерты. В 1910 г. И.А. Шмелев получил диплом об открытии в Сочи отделения русского хорового общества. В 1921 г. музыкант хлопочет перед руководством города об открытии музыкальной школы для "даровитых учеников сочинских школ и других лиц, которым негде развивать свои музыкальные способности...". Так на квартире Шмелевых была открыта музыкальная школа. В 20-е гг. по инициативе И.А. Шмелева в городе стали регулярно проводиться праздники песни.
В годы Великой Отечественной войны хор И.А. Шмелева выступал в госпиталях.
С 1965 г. музыкальная школа № 1 г. Сочи носит имя И.А. Шмелева.
СОЧИ: страницы прошлого и настоящего
С |
1947 по 1967 г. в Сочи проживала великая русская певица Валерия Вла-димировна Барсова, чье творчество составило славу Большого театра. Ее дивный голос, удивительный талант актрисы, огромная музыкальная культура и преданность творчеству вошли в историю отечественного искусства.
Народный артист СССР С.Я. Лемешев писал о ней: "Барсова была для меня первой по хроноло-гии и по значимости сценического мастерства. Она владела всем, что необходимо было иметь первоклассной певице...".
Концертный репертуар певицы насчитывал более 600 произведений мирового вокального искусства. Она выступала в лучших концертных залах СССР и Европы.
Сочинцы поколения 60-х гг. прекрасно помнят Валерию Барсову. Ее дом по ул. Черноморской, 8 всегда был открыт для гостей.
|
|
"Дом я завещаю городу, желательно для организации музыкальной школы одаренных детей или какого-нибудь учреждения культуры" — так было написано в завещании В.В. Барсовой. И дом этот стал прекрасной музыкальной гостиной, местом встреч поэтов, актеров, певцов. Здесь располагается Музей "Дача певицы В. Барисовой" — отдел Музея истории города-курорта Сочи.
Г |
еоргий Иванович Курнин родился 26 ноября 1915 г. в г. Ташкенте в семье рабочего-маляра. Закончил Ташкентское художественное училище. Преподавал историю искусства.
В 1949 г. переезжает в Сочи на постоянное место жительства, работает в Художественном фонде, вечерами читает лекции по истории искусства. В 1955 г. написал первую картину о космосе "Пейзаж Луны, освещенный Землей". К 1970 г. написал 24 картины.
В 1974 г. шесть картин художника были отобраны для участия в международном конкурсе "Мир 2000 года". Три картины — "Планета с пятью Лунами", "Первый контакт", "Рождение планеты" — стали победителями конкурса. Тогда же пришла известность, поступило приглашение на участие в выставках в Москве и за рубежом.
К 1978 г. творческое наследие Г.И. Курнина составило 30 картин о космосе, 25 на земные сюжеты.
Умер Г.И. Курнин 14 апреля 1988 г. Похоронен в Сочи.
Архив и картины художника хранятся в Музее истории города-курорта Сочи.
СОЧИ: страницы прошлого и настоящего
Д |
важды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР Виталий Иванович Севастьянов родился 8 июля 1935 г. в Красноуральске Свердловской области.
В 1947 г. семья Севастьяновых переезжает в Сочи. В 1953 г., окончив среднюю школу № 9 с золотой медалью, он поступил в Московский авиационный институт имени С. Орджоникидзе. В 1959 г., окончив институт, получил квалифи-
кацию инженера-механика по проектированию летательных аппаратов. Работал в конструкторском бюро. С 1960 г. читал в отряде космонавтов курс лекций по механике космического полета. В 1965 г. закончил аспирантуру МАИ и защитил кандидатскую диссертацию по системам ориентации космических кораблей.
|
|
В 1967 г. В.И. Севастьянов зачислен в отряд космонавтов. С 1 по 19 июня 1970 г. совершил свой первый полет в качестве бортинженера на космическом корабле "Союз-9" (командир корабля — А.Г. Николаев). С 24 мая по 26 июля 1975 г. совместно с летчиком-космонавтом П.И. Кли-муком совершил второй полет на космическом корабле "Союз-18" в качестве бортинженера. 26 мая 1975 г. "Союз-18" произвел стыковку с находящейся на орбите научной станцией "Салют-4". Общее время второго полета в космосе -около 63 суток. Находясь в космических
полетах, В.И. Севастьянов выполнил программу научно-технических и медико-биологических исследований и прикладных работ по исследованию природных ресурсов Земли.
Действительный член Международной академии астронавтики, лауреат премии Международной академии астронавтики. Имеет ряд научных работ в области баллистики, систем ориентации и общего проектирования космических кораблей. Член Союза журналистов, автор свыше 100 публикаций в журналах "Огонек", "Техника — молодежи", "Наука и человечество", "Юность" и др. Лауреат премии Союза журналистов СССР за 1975 г. В 1978 г. В.И. Севастьянов удостоен Государственной премии СССР в области науки за участие в разработке профилактического нагрузочного костюма.
Решением исполкома Сочинского городского Совета депутатов трудящихся № 253 от 30 июля 1970 г. космонавту присвоено звание "Почетный гражданин города Сочи".
В.И. Севастьянов — депутат Государственной Думы, член Центрального Комитета Коммунистической партии Российской Федерации. При содействии В.И. Севастьянова в Музей истории города-курорта Сочи поступили более 100 предметов системы жизнеобеспечения космонавтов и спускаемый аппарат космического корабля "Союз-9".
СОЧИ: страницы прошлого и настоящего
Х |
удожники Туапсе и Новороссийска: "Потрясены красотой чудного угол- ка. Это одно из тех немногих мест, где можно по-настоящему отдохнуть, оказавшись наедине с природой. Восхищает неожиданное сочетание растений, цветов. Огромное спасибо создателям этого дива. Мы cюда еще обязательно придем".
Таня и Лена Ельцины: "Огромное спасибо, Сергей Ильич, за благородное дело, которому вы отдаете свои силы. Прекрасные цветы и композиции согревают душу. Спасибо за радость и теплоту. Дай Вам Бог сил и удачи".
Две эти записи, оказавшиеся по соседству, — крохотная частица отзывов, что оставляют посетители "Фитофантазии".
Дипломированный агроном, выпускник знаменитой Тимирязевской академии, участник многих международных выставок, он ушел из жизни слишком рано, не дожив до своего 70-летия. Тяжело больной Сергей Ильич Венчагов работал до последних дней. Ветеран "Зеленстроя" обладал даром художника и руками мастера, во всем, что делал, он достиг истинных высот.
Художественному переосмыслению подвергся весь растительный арсенал. Он вынес в парки, скверы, на улицы нашего города причудливую природную скульптуру из старых коряг и корней, цветущие подпорные стенки, водоемы с замысловатыми мостиками. Под руками Сергея Ильича ожили бетон и ракушечник, сланец и керамзит.
В теории и на практике Венчагов создал новое направление городского паркового дизайна, споря с мировым опытом садового строительства. В ландшафтном стиле он смело вводил ковровые культуры, которые раньше считались принадлежностью клумб.
Горожане и бесчисленные гости любуются выставкой "Фитофантазия", японским садом, кустами цветущих азалий, замшелыми кувшинами и прочими декоративными нововведениями, кото-
рые органично вписываются в атмосферу курорта, в окружающую природу.
Заглянем еще раз в неповторимый зеленый уголок "Фитофантазия" у Зимнего театра.
Как выставка он был открыт в 1990 г. Здесь посажено более 420 видов растений. В отличие от парка "Дендрарий" с его правильной садовой планировкой, здесь клумбы стали именно фантазиями—цветы и сезонные растения прихотливо сочетаются с разнообразными вазами, корнями деревьев, керамзитом, глыбами стекла, створками раковин, между которыми в живописном соседстве растут пассифлора и калистемон, ценаерария и аукуба.
Сергей Ильич считал, что для композиций из цветов и растений можно применять битую посуду, керамику, гальку и другие неожиданные материалы. Так, на одной из причудливых стен выставки висит старый кофейник, из которого как бы струйкой воды свисает кактус-очиток Моргана. Есть тут и маленький пруд, где плавают экзотические рыбы — золотые декоративные карасики, гамбузии.
Сергей Ильич создал уникальный венчаговский стиль, который впоследствии получил название сочинского. Он основал нашу школу декораторов, научил своему мастерству десятки людей. В 1979 г. за художественное оформление зеленых уголков города-курор-та он был удостоен Государственной премии РСФСР.
Зеленые фантазии СИ. Венчагова всегда отличала необыкновенная одухотворенность. Он первым стал делать композиции на темы высокой поэзии. И невозможно забыть его поэтически вдохновенные, волнующие аранжировки на тему Великой Отечественной войны.
Сергей Ильич Венчагов жил до аскетизма скромно в маленькой квартирке на Инжирной улице, у него было только два сокровища — книги и коробки слайдов с приемами цветочного декора.
Низкий ему поклон от всех, кому он оставил в наследство красоту. Сберечь бы ее, не потерять по недомыслию...
СОЧИ: страницы прошлого и настоящего
зыков Виктор Аркадьевич родился в 1948 г. в пос. Лазаревское. Трудовую деятельность мал в 14 лет на Лазаревской судоверфи, где стал заниматься в яхт-клубе. Одновременно строил парусные лодки в домашних условиях.
После службы в армии и учебы в мореходном училище работал на рыболовецких судах в Тихом океане. Возглавлял яхт-клуб в Находке, участвовал в парусных регатах.
После возвращения в Лазаревское в 1983 г. построил из древесины каштана яхту "Лагуна", на которой в 1992 г. первым из отечественных яхтсменов пересек Атлантический океан, участвуя в 9-й Международной трансатлантической парусной гонке яхт-одиночек.
На построенной собственноручно яхте "Ветер перемен" В.А. Языков в 1998-1999 гг. принял участие в 5-й Международной кругосветной парусной гонке яхт-одиночек, заняв 4-е место в своем классе яхт.
Почетный гражданин г. Сочи.
К |
афельников Евгений Александрович родился в г. Сочи 18 февраля 1974 г. Окончил среднюю школу № 9.
С 1980 г. обучался в специализированной детско-юношеской школе олимпийского резерва по теннису у тренера В.В. Шишкина. Победитель чемпионатов СССР, Российской Федерации, Европы, обладатель Кубка мира среди юношей.
Профессиональную карьеру начал в 18 лет. Неоднократный победитель турниров Ассоциации теннисистов-профессионалов. Первый российский теннисист-победитель турниров "Большого шлема" в одиночном разряде: "Роллан Гаросс" в Париже (1996 г.) и открытого чемпионата Австралии в Мельбурне (1999 г.)
3 мая 1999 г.
стал первой ракеткой мира в рейтинге Ассоциации теннисистов-профессионалов. Чемпион XXVII Олимпийских игр в Сиднее (2000 г.).
Заслуженный мастер спорта.
Почетный гражданин г. Сочи.
СОЧИ: страницы прошлого и настоящего
К |
урортный проспект — центральная автомагистраль города-курорта Сочи. Общая протяженность от Ривьерского виадука до туристского центра "Спутник" составляет 9 км, ширина проезжей части — 12 м.
Начало проспекту положило строительство в 1890-х гг. Новороссийско-Сухумского шоссе. В его состав вошли расположенные в границах посада Сочи пер. Ремесленный (Платановая аллея), Мамонтовский спуск (Пролетарский подъем), ул. Подгорная (часть Курортного проспекта) и ул. Пограничная (Театральная). В 1911-1912 гг. по Мамонтовско-му спуску был устроен железобетонный тротуар. В 1913 г. вдоль Ремесленного переулка была заложена Платановая аллея. В 1914 г.
впервые установлено электрическое освещение. В 1934-1936 гг. центральные улицы города были реконструированы и собраны в единую автомагистраль — проспект им. Сталина. В 1935-1938 гг. построены виадуки: Ривьерс-кий, Верещагинский, Мацестинский. В 1957 г. главная автомагистраль Сочи получила название Курортный проспект. Современный Курортный проспект — средоточие санаторно-курортной, культурной, спортивной и общественно-политической жизни города.
М |
узей истории города-курорта Сочи (до 1980 г. — краеведческий музей) создан в июле 1920 г. Его основой послужили коллекции Сочинского отделения Кавказского горного клуба, существовавшего с 1902
по 1917 г. В сферу научных интересов клуба входило изучение флоры и фауны, археологии и палеонтологии, быта народов Кавказа. Сочинское отделение Кавказского горного клуба возглавлял инженер В.К. Константинов. В доме его матери Е.П. Майковой размещались коллекции растений, насекомых и минералов, собранные членами клуба.
После смерти в 1920
г. Е.П. Майковой и В.К. Константинова коллекции горного клуба становятся собственностью государства. Сочинский районный исполнительный комитет 9 июля 1920 г. принимает решение о создании краеведческого музея: "Внешкольный подотдел [отдела народного образования] организует в доме скончавшейся Майковой, на Михайловской улице в г. Сочи, музей и библиотеку краеведения". Отдельный дом, в котором находился музей со дня основания до 15 апреля 1926 г., состоял из 6 комнат и 2 флигелей. (В настоящее время на месте дома располагается гостиница "Приморская"). Музей ставил перед собой задачи по изучению флоры, фауны и этнографии местного края, являясь вместе с тем учебно-вспомогательным учреждением для школ и внешкольного образования. Для посетителей музей был открыт 15 февраля 1921 г. Его штат состоял из 5 работников. В состав фондов входили: минералогическая коллекция (до 200 единиц хранения), коллекция уральских яшм (40 единиц), палеонтологическая коллекция (до 60 единиц), гербарий (273 вида растений), энтомологическая коллекция (1500 видов), небольшие зоологическая и художественная коллекции. Собственная библиотека на-
СОЧИ: страницы прошлого и настоящего
считывала около 450 книг. В 1922 г. количество посетителей достигло 712 человек.
В середине 20-х гг. музей стал центром организации и проведения экскурсионных маршрутов в районе. По его инициативе в 1924 г. было создано общество краеведения. Становление шло в очень сложных условиях - не было постоянного помещения, средств. С 1926 по 1932 г. главная задача состояла не в том, чтобы пополнять, расширять и развивать экспозиции, — необходимо было хотя бы сохранить их.
В апреле 1926 г. имущество и фонды музея были переведены из дома по ул. Музейной, 9 (бывшая ул. Михайловская, ныне ул. Соколова) в здание, находив-шееся в ведении Сочинской сельскохозяйственной опытной станции (ныне территория парка "Дендра-рий"). После неудачной попытки руководства опыт-ной станции переподчинить себе музей, его имуще-ство в 1928 г. было перевезено в ящиках в школу № 1 (ул. Московская, 9, ныне ул. Орджоникидзе, 25), где в июне 1928 г. была развернута экспозиция. Однако к июню 1929 г. коллекции музея были опять свернуты и размещены в ящиках на чердаке и в кладовых помещениях школы. Вследствие этого музейная мебель была повреждена, а часть коллекции растеряна. Не удалось развернуть в 1930 г. экспозицию и в одной из комнат гостеатра.
Только в 1932 г. музею было предоставлено здание по ул. Московской, 30 (ул. Орджоникидзе, 29), пост-роенное в 1910г.для Общественного собрания. В пер-вые годы Советской власти в нем размещался госте-атр, а впоследствии проектная контора, склад и об-щежитие. В довоенное время штат музея был неболь-шим. К 1940 г. он составлял всего 16 человек.
В 30-е гг. произошли значительные изменения в экспозиционно-выставочной работе музея. В 1937 г. открылась стационарная экспозиция из трех отделов: природы, истории, социалистического строительства. В основу экспозиции отдела природы был поло-жен ландшафтный ме-тод. Экспозиционным центром каждого ланд-шафта стала диорама, вокруг которой распо-лагались гербарий, об-разцы почв, горных по-род, фотографии, схе-мы, картины.
В отделе истории эк-спонировались матери-алы о развитии жизни на Земле и истории мес-тного края, а в отделе социалистического строительства-экспо-наты, связанные с ре-
конструкцией Сочи-Мацестинского курорта. Всего фонд музея составлял 6425 единиц.
Деятельность музея в ЗО-е гг. была подчинена выполнению целей, поставленных государством перед музеями страны, — обеспечение участия масс в социалистическом строительстве, воспитание их на примере утвержденных идеологических образцов.
В годы Великой Отечественной войны музей стал важным общественно-политическим центром города. В нем собирались члены истребительного батальона и партизанского отряда, организованных из местных жителей для охраны важных объектов города и боевых действий в тылу врага.
В начале войны все сотрудники музея, кроме сторожа, были уволены. Однако в 1942 г. его штат насчитывал уже 4 человека. Работники музея составили специальные карты, которыми снабжались воинские части и местные военные формирования. В госпиталях экспонировались передвижные выставки "Победа будет за нами", "Русский народ непобедим", "Все для фронта!"
Летом 1942 г. Сочи стал прифронтовым городом. Часть экспонатов музея эвакуировали в глубь гор, часть была закопана в пещерах, часть-под зданием музея. Когда угроза оккупации миновала, музей вновь был открыт для посетителей. В фонды музея за годы войны поступило более 3 тыс. различных предметов, рассказывающих об участии сочинцев в боевых действиях на фронтах и их самоотверженной работе в госпиталях.
Деятельность учреждения во второй половине 40-х — 80-х гг. полностью соответствовала государственной политике в области музейного дела. В 1945 г. руководство музеями перешло от органов народного просвещения к органам культуры.
В первое послевоенное десятилетие музей являл собой сугубо пропагандистское учреждение, выполнявшее определенные идеологические установки, его работа строго регламентировалась, структура экспозиционных отделов и тематичес-
СОЧИ: страницы прошлого и настоящего
кая структура экспозиций соответствовала общепринятому стандарту.
В 1949 г. имелось три экспозиционных отдела: природы, дореволюционного прошлого, советского периода. Отдел природы дополнял живой уголок местной фауны, который размещался во внутреннем дворике музея. В уголке имелись медведь, серна, барсук, косуля, шакал, лисица, куница, еж, черепаха. В 1955 г. Кавказский заповедник передал в дар музею 20 шкур диких животных. Из них были изготовлены чучела, в том числе — зубробизона и двух оленей. Выставочную работу характеризует перечень выставок, подготовленных в 1949 и 1951 гг.: "Сталинская Конституция", "Борьба за мир", "Жизнь и деятельность И.В. Сталина", выставка проектов по реконструкции курорта.
С середины 50-х до середины 60-х гг. главным направлением в работе музея становится сбор материалов по истории советского общества и их использование в экспозиционной и научно-просветительной деятельности. В музейную орбиту входит тема, связанная с реабилитацией многих участников исторических событий, наблюдается рост общественной активности и интереса к историко-культурному насле-
дию, что вызывает к жизни новые формы научно-просветительной работы.
Характерной особенностью научно-исследовательской деятельности стали изыскания работников музея по истории города в архивах Москвы, Ленинграда, Ростова-на-Дону, Краснодара. Активизировалась работа с ведущими научно-исследовательскими учреждениями и музеями страны. Музей регу-лярно проводил совместные археологические и ес-тественноисторические экспедиции, результатом которых явилось значительное пополнение основного фонда разнообразными материалами. Так, были проведены совместные археологические экспедиции с Ленинградским отделением Института археологии АН СССР в Малую Воронцовскую пещеру и ряд пещер Адлерского района, а с археологами Эрмитажа — на палеолитическую стоянку в урочище Агуа. В 1960 г. в районе Лоо было найдено богатое женское погребение II-Ш вв. н.э. с золотыми украшениями. В 1962 г. спелеологическая секция музея и Сочинского отдела Географического общества обследовала пещеры Большого Ахуна и тем самым положила начало изучению пещер Сочи.
Особенность экспозиционной деятельности заключалась в том, что в экспозиции превалировали науч-
СОЧИ: страницы прошлого и настоящего
но-вспомогательные материалы, современные картины на исторические темы, копии общесоюзных материалов, тексты. Все это приводило к чрезмерной иллюстративности экспозиций.
В 1964 г. музей посетило свыше 100 тыс. человек, в том числе 119 иностранных групп из 59 стран. Новыми формами массовой работы стали пионерские сборы, встречи ветеранов революции, войны и труда с молодежью, семинары преподавателей школ, инструкторов по туризму, экскурсоводов, занятия политкружков системы партийного и комсомольского просвещения, дни открытых дверей, выступления сотрудников на телевидении. В учреждении работали музейный совет и военно-историческая секция.
С середины 60-х до середины 80-х гг. главным направлением в деятельности была пропаганда "развитого социализма" музейными средствами. Дальнейшая политизация музейного дела привела к сохранению и упрочению взгляда на музей как на преимущественно культурно-просветительное учреждение, что пагубно сказывалось на научно-исследовательской, экспозиционной, фондовой работе. Однако, с другой стороны, существенным отличием данного периода стало обновление и активизация всех сторон музейной деятельности.
В конце 1980 г. исполком горсовета принял решение о переименовании краеведческого музея в Музей истории города-курорта Сочи. Цель данного реше-
СОЧИ: страницы прошлого и настоящего
ния—"дальнейшее совершенствование эффективности и качества пропаганды достижений города Сочи в организации санаторно-курортного лечения и отдыха советского народа".
В конце 70-х — начале 80-х гг. претерпела значительное изменение научно-исследовательская работа. Сотрудники музея стали уделять большое внимание составлению исторических справок по истории города, которые являются начальным этапом подготовки к построению экспозиций и выставок, представляют их научно-теоретическую основу. Экспозиционная работа в этот период характеризовалась новыми экспозициями в рамках установленных тематических структур. Выставочная работа отличалась большим количеством подготовленных выставок и их разноплановостью. Новой формой выставочной работы стали стационарная городская выставка "Сочи-вче-ра, сегодня, завтра" (ежегодно обновляемая фотовыставка на Платановой аллее) и традиционная выставка цветов и музейных предметов, посвященная Великой Отечественной войне (проводилась каждые пять лет с 1975 по 1990 г.). Среди стационарных выставок в музее выделялась выставка "Космонавты в Сочи" с материалами о пребывании космонавтов на курорте и принадлежностями системы жизнеобеспечения космонавтов (1979 г.). Здесь же практиковались совместные выставки с обществом книголюбов, клубом филателистов, фотоклубом, Сочинским отделом Географического общества. Комплектовался музей
преимущественно за счет сбора документальных материалов по текущим событиям. Из-за нехватки помещений фондохранилищ практически не приобретались крупногабаритные музейные предметы.
Посещаемость музея в 1985 г. составила рекордное количество — свыше 160 тыс. человек. Бурный рост посещаемости в 70-е — первой половине 80-х гг. объясняется, прежде всего, договорной системой с туристско-экскурсионными и санаторно-курортны-
СОЧИ: страницы прошлого и настоящего
ми учреждениями, а также тем обстоятельством, что посещаемость стала главным показателем работы музеев.
С1973 г. стали практиковаться выезды автомузея в села Краснодарского края и Сочи. При музее работали клуб революционной, боевой и трудовой славы, клуб любителей природы, клуб интересных встреч и коллекционеров. Проводились уроки мужества и трудового героизма, устные журналы, дни спецобслуживания, тематические вечера, встречи с интересными людьми.
Во второй половине 80-х-начале 90-х гг. в связи с новыми процессами в развитии нашего общества музей пытался преодолеть все то, что лишало его сво-его лица. Положительные изменения коснулись комплектования фондов. На смену выборочному документированию истории, где находили отражение, как правило, только положительные факты и события, пришло время исследовать белые пятна, которые имеются по всем периодам истории Сочи. Сегодня в фон-дах хранится более 60 тыс. музейных предметов. В составе фондов 19 отделов по видам материалов.
В первой половине 90-х гг. в музее экспонировались выставки из музеев Тбилиси, Краснодара, Майкопа, Калуги, Сухуми, Калуша. Среди научно-просветительных мероприятий выделяются дни национальных культур — славянской, адыгской, армянской, грузинской,-проведенные совместно с городс-
кими национально-культурными общественными объединениями.
В 90-е гг. наблюдалась устойчивая тенденция к снижению посещаемости из-за нежелания бывших партнеров заключать договоры на посещение музея, а также из-за резкого сокращения числа курортников и туристов, прибывающих в Сочи.
В 1986 г. в состав музея вошли два новых объекта, расположенные в отдельных зданиях: Музей "Дача певицы В. Барсовой" в Центральном районе и Этнографический музей в пос. Лазаревское, в которых были построены стационарные экспозиции в соответствии с современными требованиями. Однако собственное здание музея не отвечало типовым музейным нормам: в фондохранилище повышенная влажность, площадь экспозиционных залов не давала возможности развернуть полноценную экспозицию, отсутствовали помещения для научно-просветительной работы. Поэтому в 1988 г. была начата работа по проектированию пристройки к музею. Строительство началось в 1992 г., однако вскоре было заморожено. В 2000 г. дом № 29 по ул. Орджоникидзе был снесен, а музей переведен в здание по ул. Воровского, 54/11.
В связи с реконструкцией здания в начале 90-х гг. возникла необходимость разработки научной концепции музея. Учитывая особое место Сочи на карте рекреационных местностей России, к научному проектированию нового музея были приглашены специалисты
СОЧИ: страницы прошлого и настоящего
из сектора музейного проектирования Российского института культурологии. Работая над документом, авторский коллектив сделал попытку радикальной модернизации существовавшей прежде музейной дея-тельности, переосмысления ранее стоявших перед му-зеем задач, формирования системы новых целевых ориентиров, поиска новых видов, способов и средств музейной работы. Главной в музее должна стать рек-реационная функция, а все остальные функции долж-ны играть хотя и важную, но подчиненную роль по отношению к ней. Музей в данном контексте выступа-ет как одно из звеньев системы рекреационных отно-шений. Планируется создать систему экспозиций, ко-торая включает главную и стационарные выставки: "Космос и дети", выставочный зал для сменных тема-тических выставок из коллекции музея, выставочный зал для выставок из других музеев. Музейные экспози-ции должны играть роль фактора психологической разгрузки (релаксации), фактора восстановления ду-шевного равновесия, обретения гармонии внутренне-го мира человека, пробуждения высоких душевных порывов и творческих импульсов, духовного совершен-ствования. При этом главная стационарная экспози-ция должна создаваться как аналог полноценного ху-дожественного текста, но специфическими музейны-ми средствами, где значительная часть экспонируемых музейных предметов выступает в роли знаков-симво-лов того или иного отношения авторов экспозиции к затрагиваемым в ней проблемам. В научной концеп-ции определены основные направления развития и других объектов, входящих в состав Музея истории города-курорта Сочи: Музей "Дача певицы В. Барсо-вой", Этнографический музей в пос. Лазаревское, На-циональный культурный центр "Усадьба причерно-морского шапсуга" в а. Лыготх Лазаревского района.