Занятие 2. Место старославянского языка в кругу других славянских языков. Современные славянские народы и их языки. Понятие о старославянском языке

Занятие 1. Старославянское письмо. Глаголица и кириллица – первые славянские азбуки. Характеристика кирилловского письма

А. Вопросы для ответа:

- Какие две славянские азбуки известны науке? Как они называются?

-Какие проблемы вокруг двух славянских азбук решают учёные?

-Какая азбука считается более древней? Какие доказательства выдвигаются в защиту её старшинства?

-На какой древнейшей графической основе создан первый славянский алфавит?

-Охарактеризуйте буквы кириллицы.

-Что такое лигатура? Назовите и запишите лигатуры кириллицы.

-Назовите, какие буквы кириллицы обозначают один звук? Чем объясняется наличие таких букв в кириллице?

-Припомните фразеологические сочетания, содержащие названия кириллических букв. Объясните значение этих фразеологизмов.

-Объясните значение слов: алфавит, азбука, буквица, глаголица, кириллица.

-Как передают славянские азбуки числовые значения? Как обозначались единицы? Десятки? Сотни? Двузначные (трёхзначные) числа?

-Какие способы сокращения слов использовались в старославянском письме?

-Расскажите о надстрочных знаках и их употреблении в старославянской письменности.

Б. Практическая часть:

-Упражнение № 14. Приготовьтесь читать и переводить текст отрывка из трактата Черноризца Храбра. (Здесь и далее все упражнения даются по книге: Дементьев А. А. Сборник задач и упражнений по старославянскому языку: Учебное пособие для высших педагогических учебных заведений. Изд. 2-е. - Самара, 2001, Далее книга будет названа «А. Д. - II»).

-Упражнения по А.Д.-II: № 18,21,22,23,24,25 (устно).

- Глоссарий по теме (электронный или печатный).

В. Задания по выбору:

- Мультимедийная презентация о жизни и деятельности славянских первоучителей Кирилла и Мефодия.

- Сообщение с презентацией по теме «Экономические, культурные и общественно-политические предпосылки появления славянской письменности».

- Составление аннотированного списка печатных и электронных источников информации по теме практического занятия, например: «Дискуссионные вопросы о двух славянских азбуках», «История создания гражданской азбуки», «Старые и современные названия букв кириллицы».

Литература

Дементьев А. А. Сборник задач и упражнений по старославянскому языку: Учебное пособие для высших педагогических учебных заведений. Изд. 2-е. - Самара, 2001

Тихонова Р.И., Ильина И.И. Старославянский язык. - М.- Самара, 2002. С. 29-40.
Тихонова Р.И. Старославянский язык. М., 2003. С. 8-14.

Фролова C.B. Введение в изучение старославянского языка/ Тихонова Р.И., Ильина И.И., Коновальцева Н.В. Материалы к изучению старославянского языка. Изд. 2-ое - Самара, 2003. С 117-121.

Занятие 2. Место старославянского языка в кругу других славянских языков. Современные славянские народы и их языки. Понятие о старославянском языке.

Занятие проводится в форме круглого стола.

А. Вопросы и задания для подготовки:

- Выучите определения терминов по материалам лекции: общеиндоевропейский язык (индоевропейский праязык), праславянский (общеславянский) язык, старославянский язык, церковнославянский язык, древнерусский язык.

- Составьте глоссарий по теме.

- Выучите состав восточнославянских, западнославянских и южнославянских языков.

- Изучите карту расселения славянских народов.

-Выучите определение сравнительно-исторического метода в языкознание.

- Изучите вопрос о прародине славян в работах Ф.П.Филина, С.Б Бернштейна, О.Н.Трубачёва, А.А.Шахматова, С.В.Фроловой.

- Заполните по выбору контурные карты расселения славян в первом тысячелетии до нашей эры и древних славян в 6-9 в.в. нашей эры.

- Напишите сочинение-рассуждение на тему «Значение старославянского языка в истории русского языка».

- Составьте аннотированный список печатных и электронных источников информации по теме практического занятия.

- Подготовьте небольшое сообщение с презентацией о вкладе самарского или отечественного языковеда в развитие славистики.

Б. Вопросы для обсуждения

Блок I.

1. Как определяются учёными хронологические рамки общеиндоевропейского и праславянского единства?

2. Какие гипотезы о прародине славян известны в отечественном и зарубежном языкознании?

3. Изложите гипотезу академика Ф.П.Филина о прародине славян.

4. Как решается вопрос о прародине славян в трудах академика А.А.Шахматова?

5. Какова точка зрения на эту проблему профессор С.Б Бернштейна?

6. Как решается вопрос о балто-славянском единстве в отечественном языкознании?

8. Какое решение вопроса о прародине славян предлагает самарский языковед С.В.Фролова?

9. Расскажите о распаде праславянского единства и возникновении первых славянских государств.

10. Назовите современные славянские государства.

Все ответы сопровождаются показом по карте.

Блок II.

1. Почему старославянский язык иногда называют древнеболгарским и общеславянским?

2. Определите место старославянского языка в кругу других славянских языков.

3. Объясните, почему так мало времени просуществовал старославянский язык в качестве письменного литературного языка славян?

4. Как бы вы определили значение старославянского языка в истории русского языка?

5. Какие искусственные языки вы знаете? С какой целью они создавались? Отличается ли их судьба от судьбы старославянского языка?

Блок III.

1. Что изучает славистика?

2. Какой метод языкознания используют ученые для восстановления праформ и для доказательства языкового родства?

3. Расскажите о работах самарских и отечественных языковедов по славистике.

Литература

1. Тихонова Р.И., Ильина И.И. Старославянский язык. - М.- Самара, 2002. С. 5-28.

2. Тихонова Р.И. Старославянский язык. - М., 2003.- Введение.

3. Фролова C.B. Введение в изучение старославянского языка/ Тихонова Р.И., Ильина И.И., Коновальцева Н.В. Материалы к изучению старославянского языка. Изд. 2-ое - Самара, 2003. С 95-126.

4. Бернштейн C.Б.. Очерк сравнительной грамматики славянских языков. М.: АН СССР, 1961.С. 27-37. http://lell33.ucoz.ru/load/89-1-0-324

5. Трубачёв O.H. Языкознание и этногенез славян. Древние славяне по данным этимологии и ономастики // Вопросы языкозна­ния. 1982. № 4. С. 10-26; № 5. С. 3-17. http://www.philology.ru/linguistics3/trubachev-82.htm

6. Филин Ф.П. Происхождение русского, украинского и белорусского языков. Л: Наука, 1972. С. 5-8. http://army.lv/ru/Iz-knigi-F.P.-Filina-Proishozhdenie-russkogo-ukrainskogo-i-belorusskogo-yazikov.../488/189

7. Филин Ф.П.. Истоки и судьбы русского литературного языка. - М: Наука, 1981. С. 34, 191-223. http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2948283

8. Караславов С.Х. Солунские братья. М., 1982.

9. http://slawianie.narod.ru/str/ishod/ishod02.html

Занятие 3. Характеристика важнейших черт звуковой системы индоевропейского праязыка. Изменения в системе гласных и согласных звуков в связи с действием законов открытого слога и слогового сингармонизма в праславянском языке.

А. Вопросы для ответа:

- Расскажите о сравнительно-историческом методе языкознания. Как в научной литературе принято записывать реконструируемые учёными праформы общеиндоевропейского языка?

- Охарактеризуйте систему гласных звуков (в количественном и качественном отношении) общеиндоевропейского языка.

- Что такое дифтонги? Дифтонгические сочетания? Какие дифтонги и дифтонгические сочетания были в общеиндоевропейском языке?

- Охарактеризуйте плавные и носовые звуки общеиндоевропейского языка.

- Расскажите о структуре слога и особенностях ударения в общеиндоевропейском языке.

- Охарактеризуйте систему согласных звуков общеиндоевропейского языка.

- Какие гласные праславянского языка развились из долгих и кратких индоевропейских гласных? Какие факты свидетельствуют об этом? Как принято записывать праславянские гласные? Почему?

- Охарактеризуйте количественные и качественные чередования гласных в общеиндоевропейском и праславянском языках.

- Расскажите, как и почему изменились в праславянском языке индоевропейские дифтонгические сочетания с носовыми. Как на их изменении отразился закон открытого слога?

- Из каких звуков индоевропейского праязыка возникли праславянские носовые гласные? Какими буквами они обозначались в старославянском языке?

- Каковы причины изменения в славянских языках характерных для общеиндоевропейского языка сочетаний * - оr-, *-оl-, *-er-, *-el-?

- Какие преобразования, направленные на открытие слога, произошли в этих сочетаниях в разных славянских языках?

- Расскажите об истории образования начальных сочетаний РА-, ЛА- в южнославянских и восточнославянских языках.

- Расскажите, как проявляется явления первого, второго и третьего смягчения (палатализации) задненёбных Г, К, X?

- Расскажите об изменении согласных с последующим ј в праславянском языке раннего и позднего периодов его существования.

Б. Практическая часть:

- Выполните упражнения по А.Д.-II: №102,103,106, 124,130,131,147,152, 162 (устно) и 126,146, 160 166,167,168 (письменно).

- Устно сравните систему гласных и согласных звуков общеиндоевропейского, русского и изучаемого вами иностранного языков.

- Составьте по выбору сопоставительную таблицу гласных или согласных звуков общеиндоевропейского языка и изучаемого вами иностранного языка.

- Составьте таблицу перехода долгих и кратких гласных общеиндоевропейского языка в гласные праславянского языка.

- Составьте таблицу-схему происхождения славянских смягченных согласных.

- Составьте алгоритм определения серединных перестановочных неполногласных сочетаний и исконных, общеславянских, сочетаний РА-, ЛА-, РѢ-, ЛѢ-.

В. Чтение, перевод, графический и фонетический анализы старославянского теста.

Г. Задания по выбору:

- Подготовьте дидактический материал о чередующихся гласных и согласных звуках для школьного урока по русскому языку.

- Выполните тесты 11-13 (Контрольные задания и тесты по старославянскому языку для студентов филологических факультетов педагогических вузов. / Сост. Р.И.Тихонова, Н.В.Коновальцева, Е.А.Зайцева. – Самара, 2005).

Литература

Дементьев А. А. Сборник задач и упражнений по старославянскому языку: Учебное пособие для высших педагогических учебных заведений. Изд. 2-е. - Самара, 2001.

Контрольные задания и тесты по старославянскому языку для студентов филологических факультетов педагогических вузов. / Сост. Р.И.Тихонова, Н.В.Коновальцева, Е.А.Зайцева. – Самара, 2005. С. 12-13.

Тихонова Р.И., Ильина И.И. Старославянский язык. - М.- Самара, 2002. С. 42-80.

Тихонова Р.И. Старославянский язык. - М., 2003. С. 14-69.

Фролова C.B. Гласные старославянского языка в сравнительно-историческом освещении/ Тихонова Р.И., Ильина И.И., Коновальцева Н.В. Материалы к изучению старославянского языка. Изд. 2-ое - Самара, 2003. С 122-166.

Занятие 4. Звуковая система старославянского языка.

А. Вопросы для ответа:

- Какой была фонетическая структура слога в старославянском языке? Разделите на слоги, приведенные вами для примера слова. На конкретных фактах русского и старославянского языков продемонстрируйте принцип построения слога по восходящей звучности.

- Расскажите о действии закона слогового сингармонизма в старославянском языке и продемонстрируйте принцип его действия на конкретных примерах.

- Расскажите о системе гласных звуков старославянского языка. Укажите черты сходства и различия этой системы с соответствующей системой современного русского языка.

- Назовите гласные переднего ряда старославянского языка. Назовите гласные непереднего ряда. Чем гласные передне­го ряда по воздействию на предшествующий согласный отличаются от гласных непереднего ряда?

- Назовите носовые гласные старославянского языка. Ка­кими буквами они обозначались в старославянском язы­ке? Запишите примеры слов с этими гласными. Произне­сите записанные слова. Какой звук в русском языке соот­ветствует букве юс большой? юс малый? Как звучат по-русски записанные вами слова?

- Какой звук обозначает буква ять? Охарактеризуйте его по ряду и подъёму.

- Назовите гласные неполного образования старославянского языка. Какими буквами они обозначаются в старославянском языке? Какими еще дублетными терминами в научной литературе называются гласные неполного образования? Почему они называются гласными неполного образования? редуцированными? глу­хими? иррациональными?

- Назовите гласные полного образования старославянского языка.

- Расскажите об особенностях употребления гласных в на­чале слова в старославянском языке. Какие гласные не могли употребляться в начале слов старославянского язы­ка?

- Охарактеризуйте систему согласных звуков старославян­ского языка с точки зрения артикуляции: а) по способу образования преграды в полости рта; б) по действующему органу речи (по месту образования); в) по участию голоса и шума.

- Как характеризуются согласные звуки по твердости/мягкости в старославянском и русском языках?

- Какие согласные звуки старославянского языка были только твердыми? только мягкими (исконно смягченными)? твердыми и полумягкими? твердыми, мягкими и полумягкими?

- Расскажите о слоговых плавных Л и Р в старославянском языке. Какова их судьба в русском языке и других славянских языках? Как на письме обозначались слоговые плавные?

Б. Практическая часть:

- Выполните упражнения по А.Д.-II: №43-47, 84 (устно) и № 48, 83,173,174 (письменно).

- Составьте алгоритм определения слогового характера плавных в старославянском языке?

- Подготовьте таблицу фонетических примет старославянского языка (в качестве иллюстративного материала используйте факты современного русского языка).

В. Чтение, перевод, графический и фонетический анализы старославянского теста.

Г. Задания по выбору:

- Составьте сопоставительные таблицы систем гласных и согласных звуков в старославянском, русском и общеиндоевропейском языках (в электронном или печатном виде). Подготовьте к составленным таблицам письменный комментарий.

- Выполните тесты 1-5 (Контрольные задания и тесты по старославянскому языку для студентов филологических факультетов педагогических вузов. / Сост. Р.И.Тихонова, Н.В.Коновальцева, Е.А.Зайцева. – Самара, 2005).

Литература

Дементьев А. А. Сборник задач и упражнений по старославянскому языку: Учебное пособие для высших педагогических учебных заведений. Изд. 2-е. - Самара, 2001.

Контрольные задания и тесты по старославянскому языку для студентов филологических факультетов педагогических вузов. / Сост. Р.И.Тихонова, Н.В.Коновальцева, Е.А.Зайцева. – Самара, 2005. С. 5-9.

Тихонова Р.И., Ильина И.И. Старославянский язык. - М.- Самара, 2002. С. 52 – 80.
Тихонова Р.И. Старославянский язык. - М., 2003. С. 51 – 69.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: