А. Вопросы для ответа:
- В чём суть процесса падения редуцированных гласных звуков?
- Что понимают под термином «позиции редуцированных»?
- Какие различают позиции редуцированных гласных?
- Укажите случаислабого положения (слабой позиции) редуцированных Ъ и Ь. Ответ сопровождайте примерами и пояснениями.
- Укажите случаи сильного положения (сильной позиции) редуцированных Ъ и Ь. Ответ сопровождайте примерами и пояснениями.
- Как принято обозначать сильную и слабую позиции редуцированных звуков?
- При каких звуковых условиях гласные Ы и И в старославянском языке были напряженными редуцированными? Охарактеризуйте слабую и сильную позиции напряженных редуцированных Ы и И.
- Во всех липамятниках старославянской письменности нашёл отражение процесс падения редуцированных? В каких памятниках это явление не нашло отражения? Почему?
- Какие изменениявструктуре слога старославянского языка вызвалопадение редуцированных?
- Охарактеризуйте явление беглости гласных О, Е в разных частях слова, вызванное падением редуцированных.
|
|
- Какие изменения в системе согласных звуков вызвалопадение редуцированных?
Б. Практическая часть:
- Выполните упражнения по А.Д.-II: № 53,54,55, 57,67,177 (устно) и № 58, 68, 71 (письменно).
- Выполните тесты 5-11 (Контрольные задания и тесты по старославянскому языку для студентов филологических факультетов педагогических вузов. / Сост. Р.И.Тихонова, Н.В.Коновальцева, Е.А.Зайцева. – Самара, 2005).
В. Чтение, перевод, графический и фонетический анализы старославянского теста.
Г. Задания по выбору:
- Составьте алгоритм определения сильных и слабых позиций редуцированных гласных.
- Подготовьте собственный вопросник по разделу «Фонетика старославянского языка».
- Составьте собственные задания или итоговые тесты по фонетике старославянского языка.
Литература
Дементьев А. А. Сборник задач и упражнений по старославянскому языку: Учебное пособие для высших педагогических учебных заведений. Изд. 2-е. - Самара, 2001.
Контрольные задания и тесты по старославянскому языку для студентов филологических факультетов педагогических вузов. / Сост. Р.И.Тихонова, Н.В.Коновальцева, Е.А.Зайцева. – Самара, 2005. С. 9-12.
Тихонова Р.И., Ильина И.И. Старославянский язык. - М.- Самара, 2002. С. 95-100.
Тихонова Р.И. Старославянский язык. - М., 2003. С. 70-85.