Правосудие не может осуществляться само по себе. Его реализацию надо организовать, то есть создать соответствующие условия для функционирования судов. К организационным условиям относятся: комплектование судейского корпуса; формирование структуры судов; подбор и расстановка кадров в аппарате судов; материально-техническое и финансовое обеспечение судов; повышение квалификации судей и работников аппарата судов; ведение судебной статистики и др. Осуществление этой деятельности и есть организационное обеспечение деятельности судов. Оно реализуется органами законодательной, исполнительной и судебной властей. При этом каждый из них действует в пределах своей компетенции. Например, парламент, как орган законодательной власти, издает законы, определяющие организацию и порядок деятельности судебных органов; Президент Республики Беларусь назначает судей, присваивает им квалификационные классы судей; Министерство юстиции обеспечивает повышение квалификации кадров судов; председатели судов, пленумы и президиумы судов организуют работу по осуществлению правосудия в масштабах конкретного суда; аппарат суда организует рассмотрение судебных дел и т.д. В последние годы появились органы самоуправления судей, которые хотя и зародились в пределах судебной власти, но стали занимать самостоятельное место в системе органов, осуществляющих организационное обеспечение деятельности судов.
|
|
Среди органов, участвующих в организационном обеспечении деятельности судов, функционируют такие, которые специально созданы и предназначены для такого рода деятельности, либо выполняют ее наряду с другими функциями.
Для обозначения явления, связанного с организацией судов, их финансированием, материально-техническим снабжением, в юридической литературе второй половины XX в. был распространен термин «судебное управление». Одновременно использовались и другие: «организационное руководство судами», «организационное обеспечение деятельности судов». Все они тождественны. Речь может идти о терминологических преимуществах. В настоящее время получил распространение термин «организационное обеспечение деятельности судов». Он достаточно точен по содержанию, но несколько громоздок по форме. Вопрос о поисках универсального термина, который сохранял бы свое значение независимо от того сужать или расширять сферу его применения, продолжает оставаться актуальным, тем более, что в последние годы появились новые органы, причастные к организации судебной деятельности, а традиционные подвергаются реформированию.
В 20-30-е годы организационное обеспечение деятельности судов, включало два направления: 1) организация судов и их деятельности, что выражалось в организации выборов судей, организационно-техническом обслуживании судов; 2) в руководстве деятельностью судов, которое состояло в наблюдении за применением судами законодательства, даче судам общих указаний в целях обеспечения правильности и единообразия судебной практики, ревизии и инструктировании судов. Такая деятельность охватывала разрешение вопросов организации судов и контроля за их деятельностью.
|
|
Проблемным является вопрос о том, должно ли Министерство юстиции и его органы осуществлять организационно обеспечение деятельности судов или для этого необходимо создать специальный орган - судебное ведомство. Практика современных государств на этот счет различна. В одних - эта деятельность реализуется министерством юстиции, а в других - образованы специальные органы. В Республике Беларусь Министерство юстиции и его органы принимают участие в организационном обеспечении деятельности судов. В 60-е годы, в связи с упразднением Министерства юстиции, эта функция была передана вышестоящим судам, в аппарате которых были созданы специальные структурные подразделения. С возобновлением в 70-х годах деятельности Министерства юстиции эта функция вновь перешла к нему.
В последнее время организационное обеспечение деятельности судов претерпевает определенную трансформацию. В связи с образованием органов самоуправления судей возможности Министерства юстиции сузились. Но все-таки за ним остается существенная часть организационного обеспечения деятельности судов.
В настоящее время в Республике Беларусь к органам, осуществляющим организационное обеспечение деятельности судов, относятся:
- Министерство юстиции и его органы;
- председатель суда;
- аппарат суда;
- органы самоуправления судей.