Понятие организационного обеспечения деятельности судов

Правосудие не может осуществляться само по себе. Его реализацию надо организовать, то есть создать соответствую­щие условия для функционирования судов. К организационным условиям относятся: комплектование судейского корпуса; фор­мирование структуры судов; подбор и расстановка кадров в ап­парате судов; материально-техническое и финансовое обеспе­чение судов; повышение квалификации судей и работников ап­парата судов; ведение судебной статистики и др. Осуществле­ние этой деятельности и есть организационное обеспечение деятельности судов. Оно реализуется органами законодатель­ной, исполнительной и судебной властей. При этом каждый из них действует в пределах своей компетенции. Например, парламент, как орган законодательной власти, издает законы, определяющие организацию и порядок деятельности судебных органов; Президент Республики Беларусь назначает судей, при­сваивает им квалификационные классы судей; Министерство юстиции обеспечивает повышение квалификации кадров судов; председатели судов, пленумы и президиумы судов организуют работу по осуществлению правосудия в масштабах конкретного суда; аппарат суда организует рассмотрение судебных дел и т.д. В последние годы появились органы самоуправления судей, которые хотя и зародились в пределах судебной власти, но стали занимать самостоятельное место в системе органов, осуществляющих организационное обеспечение деятельности судов.

Среди органов, участвующих в организационном обеспечении деятельности судов, функционируют такие, которые специально созданы и предназначены для такого рода деятельности, либо выполняют ее наряду с другими функциями.

Для обозначения явления, связанного с организацией судов, их финансированием, материально-техническим снабжением, в юридической литературе второй половины XX в. был распространен термин «судебное управление». Одновременно использовались и другие: «организационное руководство судами», «организационное обеспечение деятельности судов». Все они тождественны. Речь может идти о терминологических пре­имуществах. В настоящее время получил распространение термин «организационное обеспечение деятельности судов». Он достаточно точен по содержанию, но несколько громоздок по форме. Вопрос о поисках универсального термина, который сохранял бы свое значение независимо от того сужать или расширять сферу его применения, продолжает оставаться актуальным, тем более, что в последние годы появились новые органы, причастные к организации судебной деятельности, а традиционные подвергаются реформированию.

В 20-30-е годы организационное обеспечение деятельности судов, включало два направления: 1) организация судов и их деятельности, что выражалось в организации выборов судей, организационно-техническом обслуживании судов; 2) в руководстве деятельностью судов, которое состояло в наблюдении за применением судами законодательства, даче судам общих указаний в целях обеспечения правильности и единообразия судебной практики, ревизии и инструктировании судов. Такая деятельность охватывала разрешение вопросов организации судов и контроля за их деятельностью.

Проблемным является вопрос о том, должно ли Министерство юстиции и его органы осуществлять организационно обеспечение деятельности судов или для этого необходимо создать специальный орган - судебное ведомство. Практика со­временных государств на этот счет различна. В одних - эта дея­тельность реализуется министерством юстиции, а в других - образованы специальные органы. В Республике Беларусь Ми­нистерство юстиции и его органы принимают участие в органи­зационном обеспечении деятельности судов. В 60-е годы, в свя­зи с упразднением Министерства юстиции, эта функция была передана вышестоящим судам, в аппарате которых были созда­ны специальные структурные подразделения. С возобновлением в 70-х годах деятельности Министерства юстиции эта функция вновь перешла к нему.

В последнее время организационное обеспечение дея­тельности судов претерпевает определенную трансформацию. В связи с образованием органов самоуправления судей возможно­сти Министерства юстиции сузились. Но все-таки за ним оста­ется существенная часть организационного обеспечения дея­тельности судов.

В настоящее время в Республике Беларусь к органам, осуществляющим организационное обеспечение деятельности судов, относятся:

- Министерство юстиции и его органы;

- председатель суда;

- аппарат суда;

- органы самоуправления судей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: