Во второй половине 19 века происходят существенные изменения в развитии экономики и социальных отношений:
крестьянская реформа 1861 г. становится стимулом быстрого развития капитализма как в сельском хозяйстве, так и в промышленности;
проводятся реформы в области упр-ия, к-ые расширяют права местных учр-ий, ввели выборность нескольких органов упр-ия (земского, городского учр-ия) и суда;
осуществлена финансовая реформа, был создан госбанк контрольной палаты, проведена реформа цензуры и просвещения, военная реформа.
Предпринятые меры позволили усилить правительственный аппарат, это были буржуазные преобразования, поскольку учитывали интересы буржуазной собственности.
Из высших гос-нных учр-ий продолжали существовать: Госсовет, Комитет министров, Сенат.
В 1861г. создаётся Совет министров, к-ый рассматривал и обсуждал мероприятия общегос-нного значения.
Центральными гос-нными учр-иями оставались министерства. Их организационные основы несколько изменились. Во многих министерствах создаются главные упр-ия, отделы, начальники к-ых обладали большими правами чем директора департаментов.
Буржуазно-демократическая революция 1905-1907 гг. породила новый тип учр-ий: Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.
Уступкой царизма являлось создание органа в лице гос. думы. Аппарат гос. думы состоял из общего собрания, канцелярии, отделов и комиссий.
Для гос. аппарата России в годы 1 Мировой войны было хар-рным создание общ-ных буржуазных организаций (Всероссийский земский союз, Всероссийский городской союз, Военно-промышленный комплекс). В противовес им создавались особые совещания: это высшие правительственные учр-ия под председательством отдельных министерств, подотчётные только царю.
Реорг-ия гос. аппарата не затронула общих законодательных норм, определяющих процессы делопроиз-ва. Продолжали действовать правила, к-ые ещё больше усложнили сист. делопроиз-ва, особенно переписку, т. к. гос. аппарат стал громосским и более бюрократичным чем ранее.
Обрядность делопроиз-ва прочно вошла в быт канцелярских учр-ий, а в новых условиях развития это было тормозом. Требовалась большая оперативность, поэтому в процессах док-тирования и ДОУ появ-ся новые черты:
изменения в технике связи (появился механический транспорт), способствовало новой орг-ии почтового дела;
новые средства связи (телефон, телеграф) привели к новым способам передачи инф-ии и созданию новых видов док-тов (телеграмма, телефонограмма);
возникают такие способы док-тирования как фотография, звукозапись;
происходят изменения в способе изготовления док-тов, к рукописным добавляются машинописные;
изобретение пишущих машинок и множительных аппаратов (рататор) решали проблему размножения док-тов.
Улучшился внешний вид док-та, упразднилась должность переписчиков.
Новые предприятия нуждались в ускорении процессов док-тирования и использования новых средств связи, поэтому отдельные вед. предприняли попытки реформ-ия делопроиз-ва в рамках своего вед. или одного учр-ия.
Интересной была постановка делопроиз-ва в канцелярии попечителя Московского округа. Во главе канцелярии находился правитель. К кандидату на эту должность предъявлялись особые требования: образцовое трудолюбие, аккуратность, знание законов, усердие, тактичность. Правитель канцелярии знакомился со всеми входящими док-тами и подписывал все исходящие. Большую помощь оказывали окружные инспекторы, к-ые готовили проекты резолюций, принимали посетителей.
Были приняты меры по сокращению переписки и др. отчётных форм.
Внимание уделялось составлению док-тов по установленным образцам. Упращена обработка док-тов. Пометки на док-тах о получении, рег-ия, направление на исполнение и об исполнении делались с помощью нумераторов и штампов. При рег-ии док-тов исп-ся штамп, в к-ом указывается название канцелярии, дата и номер док-та, стол, где он должен исполняться и дела, в к-ые подшивается док-т после исполнения.
Общие правила явились первой попыткой разработки единых гос-нных норм ведения делопроиз-ва.