Служение

Мы выявили еще одну особенность исследованных нами людей. Я говорю о

присущей им сосредоточенности на проблемах внешнего порядка. Если попытаться

найти название этой особенности, то я бы предложил назвать ее служением в

противоположность эгоцентрическим тенденциям. В отличие от неуверенных,

тревожных людей с их склонностью к постоянному самоанализу и самокопанию,

этих людей мало беспокоят личные проблемы, они не слишком склонны размышлять

о себе. Почти у каждого из них есть призвание и дело, которым они служат,

которым они посвящают себя без остатка, почти каждый из них озабочен

какой-то важной проблемой, решение которой требует от него всех сил и

энергии (72, 134).

Это не обязательно любимое занятие, не обязательно дело, которого

человек желал, или занятия, к которым он стремился, это может быть дело,

которым он чувствует себя обязанным заниматься. Именно поэтому я говорю о

служении, о жизненной миссии, а не просто о "любимом" деле. Эти люди, как

правило, не озабочены проблемами личного, эгоистического характера, они в

большинстве своем думают о благе других людей? всего человечества, своих

сограждан или же о благе близких и дорогих им людей.

За небольшим исключением практически у всех наших испытуемых мы

отметили одну характерную особенность. Эти люди склонны к размышлениям об

основополагающих проблемах человеческого бытия, они задаются теми вечными,

фундаментальными вопросами, которые мы называем философскими или

нравственными. Можно сказать, что они живут в глобальной системе координат.

В частном они умеют видеть общее, и никакие, даже самые яркие частные

проявления не скроют от них общей картины. В основе их системы координат или

системы ценностей никогда не лежит местечковый патриотизм, как правило, в

ней отражен опыт всей истории развития человечества, она отвечает не

сиюминутным запросам, не социальному заказу, а требованиям эпохи. Одним

словом, эти люди в каком-то смысле, несомненно, философы, хотя их философия

не обязательно наукообразна, иногда это то, что можно назвать житейской

философией.

Разумеется, такая установка сказывается практически на всех аспектах их

жизни. Так, например, один из главных симптомов, с которого мы начинали

изучение целостного синдрома самоактуализации и который был обозначен нами

как широта (или не-мелочность), несомненно, является проявлением этой более

общей характеристики. Способность вознестись над обыденностью, умение

отрешиться от частностей, расширить горизонты восприятия, посмотреть на вещи

в перспективе, sub specie aetemitatis имеет огромное социальное значение.

По-видимому, именно этой способностью объясняется умиротворенность,

свойственная самоактуализированным людям, их умение сохранять спокойствие,

не тревожиться по пустякам,? свойства, которые облегчают жизнь не только им

самим, но и окружающим их людям.

ОТСТРАНЕННОСТЬ; ПОТРЕБНОСТЬ В УЕДИНЕНИИ

Обо всех моих испытуемых можно сказать, что они умеют спокойно и

безболезненно переносить одиночество. Мало того, я готов поклясться, что они

любят одиночество или, по крайней мере, относятся к нему с гораздо большей

симпатией, чем среднестатистический человек.

Часто именно благодаря тому, что одиночество не страшит их, этим людям

удается сохранить хладнокровие в пылу битвы, они не хватаются за оружие, не

поддаются страстям, им чужды хлопоты и заботы обывателя. Им не составляет

труда быть отстраненными, сдержанными, спокойными и безмятежными; неудачи и

поражения не вызывают у них естественного для менее здоровых людей всплеска

эмоций. Даже в самых унизительных ситуациях и даже в окружении самых

недостойных людей они умеют сохранять благородство и гордость, и эта

способность, вероятнее всего, была бы невозможна, если б у них не было

своего собственного мнения о ситуации, если б они во всем полагались.на

чувства и мнения других людей. В некоторых ситуациях эта отстраненная

сдержанность может перерасти себя и возвыситься до суровой, холодной

отчужденности.

Рассматриваемая нами способность, по-видимому, пребывает в тесной связи

с некоторыми другими качествами, обнаруживаемыми у этих людей. Во всяком

случае, любого из моих испытуемых можно смело назвать объективным (во всех

смыслах этого слова) человеком, особенно в сравнении со среднестатистическим

человеком. Я уже говорил о том, что для самоактуализированных людей проблемы

внешнего порядка более значимы, чем их собственные переживания, и это

утверждение справедливо по отношению к ним даже в том случае, если они

оказываются в ситуации, угрожающей их желаниям, надеждам, мечтам. Они

обладают удивительной по меркам среднестатистического человека способностью

к концентрации, которая, в свою очередь, порождает такие эпифеномены, как

отрешенность, умение забыть о тревогах и волнении. В частности, эта

способность проявляется в том, что даже в критических ситуациях, когда на их

плечи сваливается масса проблем, эти люди не страдают бессонницей или

отсутствием аппетита, сохраняют хорошее настроение и способны к нормальным

сексуальным отношениям.

Отстраненность самоактуализированного человека может стать причиной

затруднений в его общении с обычными, "нормальными" людьми, которые склонны

интерпретировать его отстраненность как холодность, снобизм, недружелюбие

или даже враждебность. Это понятно, особенно если вспомнить, что расхожее

представление о дружбе предполагает в ней некую взаимозависимость,

отношения, обеспечивающие человеку поддержку, сочувствие, одобрение,

участие, тепло. Если понимать дружбу именно так, то, пожалуй, можно сказать,

что самоактуализированный человек не нуждается в друзьях. В нашей культуре

залогом дружбы является потребность партнеров друг в друге, и очевидно, что

средний человек вряд ли пожелает иметь другом самоактуализированного

человека,? ведь тот никогда не положит на алтарь дружбы свою независимость,

никогда не пожертвует ради друга своей автономностью.

Мы должны понимать, что автономность? это не только независимость, но

также самоопределение, самоуправление, способность к принятию

ответственности, мужество и сила, активный поиск решении, умение не быть

пешкой в чужой игре. По мере изучения своих испытуемых я все более убеждался

в том, что каждый из них сам формирует свои мнения и суждения, сам принимает

решения и сам отвечает за них, сам определяет и прокладывает свою дорогу в

жизни. Это качество сложно обнаружить, его невозможно даже определить

каким-то одним термином, но оно имеет чрезвычайно важное, почти решающее

значение. Изучая этих людей, общаясь с ними, я понял, что очень многие

человеческие качества, которые я прежде воспринимал как нормальные и

естественные, на самом деле являются признаками болезни, слабости,

ущербности. Например, прежде я не видел ничего прискорбного в том, что

многие люди формируют свои суждения не на основе собственных вкусов,

предпочтений, принципов или убеждений, а на основе тех вкусов, предпочтений,

принципов и убеждений, которые навязываются им рекламой, родителями,

телевидением, пропагандой, газетами, назойливыми коммивояжерами и т.п.

Многие люди утратили способность к самоопределению, они готовы позволить

другим манипулировать собой, согласились быть пешками в чужой игре.

Неудивительно, что они так часто испытывают приступы беспомощности,

слабости, управляемости. Понятно, что в экономике и политике подобное

безволие невозможно, что в этих сферах оно может привести к катастрофическим

результатам. Члены демократического общества должны обладать способностью к

самоопределению, к свободному волеизъявлению, они должны уметь взять на себя

ответственность за принимаемые ими решения.

Результаты обширных исследований, проведенных Ашем (20) и

Мак-Клелландом (326?328), позволяют нам предположить, что только небольшую

часть населения Америки, от пяти до тридцати процентов, в зависимости от

конкретных обстоятельств, можно отнести к разряду самоопределяющихся людей.

Но в моем исследовании все 100% испытуемых относились к таковым.

И наконец, я должен сделать заявление, которое вряд ли понравится

теологам, философам и ученым. Самоактуализированные люди обладают большей

"свободой воли" и они в меньшей степени "детерминированы", чем

среднестатистический человек. Понятия "свобода воли" и "детерминизм" принято

считать философскими категориями, однако я убежден, что рано или поздно мы

дадим им и операциональные определения. В рамках моего исследования они

лишены философской особости, я относился к этим понятиям и к феноменам,

стоящим за ними как к эмпирическим реалиям. Выскажу еще более крамольное

суждение? я полагаю, что это не только качественные, но и количественные

категории, их можно не только обнаружить? их можно и нужно измерять.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: