Адлер и Фромм в своих рассуждениях о любви, о которых мы говорили выше,
делали особый акцент на продуктивности любовных отношений, подчеркивали
особую важность взаимной ответственности партнеров. С такой точкой зрения
трудно не согласиться, однако и Адлер, и Фромм, как, впрочем, и другие
теоретики, пишущие о любви в том же ключе, почему-то упускают из виду один
важный аспект здоровых любовных отношений, который я при всем желании не
смог бы не заметить за моими испытуемыми. Я говорю о радости, о веселье, о
легкости, о том душевном подъеме и чувстве благополучия, которые дарует
человеку любовь. Самоактуализированные люди умеют получать наслаждение от
любви и секса. Зачастую секс становится для них веселым развлечением, игрой,
в которой есть место не только стонам, но и смеху. На мой взгляд, Фромм
слишком уж серьезно относится к любви; в его описании идеальная любовь
предстает как некая обязанность, пожизненное бремя, на которое обрекают себя
партнеры. Вот его слова (148, р. НО): "Любовь? это продуктивная форма связи
|
|
человека с другими людьми и с самим собой. Любовь означает ответственность,
уважение, заботу и знание. Любящий приветствует рост и развитие любимого
человека. В любви находит себе выражение совершенная близость двух людей,
каждый из которых при этом сохраняет свою целостность". Согласитесь, что в
такой интерпретации любовь больше похожа на договор о дружбе и
сотрудничестве между двумя государствами, чем на спонтанно рождающееся
чувство. Нет, мужчину и женщину влечет друг к другу вовсе не забота о
благополучии вида и не ответственность перед потомками, и даже не инстинкт
размножения. Здоровая любовь, здоровый секс, несмотря на высочайшее,
экстатическое напряжение всех сил и способностей человека, правильнее было
бы уподобить игре двух беззаботных детей, веселой щенячьей возне. Отношения
здоровых людей полны радости и юмора, в их основе лежит не столько
стремление, о котором писал Фромм, сколько радость и восхищение. Однако об
этом мы поговорим ниже.