Недельным, или седмичным, кругом богослужений называется порядок служб на протяжении семи дней недели. Каждый день недели посвящен какому-либо важному событию или особо почитаемому святому.
В воскресенье Церковь вспоминает и прославляет Воскресение Христово.
В понедельник (первый день после воскресенья) прославляются Бесплотные Силы – ангелы, созданные прежде человека, ближайшие слуги Божии.
Во вторник прославляются ветхозаветные пророки и святой Иоанн Креститель, как больший из всех пророков и праведных.
В среду вспоминается предательство Господа Иудой и в связи с этим совершается служба в память Креста Господня (день постный).
В четверг прославляются святые апостолы и святитель Николай Чудотворец.
В пятницу вспоминаются крестные страдания и смерть Спасителя и совершается служба в честь Креста Господня (день постный).
В субботу – день покоя – прославляются праотцы, пророки, апостолы, мученики, преподобные, праведные и все святые, достигшие упокоения в Господе. Также поминаются все усопшие в истинной вере и надежде на воскресение и жизнь вечную[3].
|
|
Годовой круг богослужений
Годовым кругом богослужений называется порядок служб на протяжении всего года.
Каждый день в году посвящается памяти тех или других святых, а также и особым священным событиям – праздникам и постам.
Из всех праздников в году является самым большим праздник Светлого Христова Воскресения (Пасха).
Затем бывает в году двенадцать великих праздников, установленных в честь Господа нашего Иисуса Христа и Божией Матери, которые называются двунадесятыми.
Есть праздники и в честь великих святых, и в честь Бесплотных Сил небесных – ангелов.
Потому все праздники в году по своему содержанию делятся на Господские, Богородичные и святых.
По времени празднования праздники делятся на неподвижные, которые бывают каждый год в одни и те же числа месяца, и подвижные, которые, хотя бывают в одни и те же дни недели, но приходятся на разные числа месяца в соответствии со временем празднования Пасхи.
По торжественности церковной службы праздники делятся на великие, средние и малые.
Великие праздники всегда имеют всенощное бдение; средние же праздники – не всегда.
Богослужебный церковный год начинается 1 сентября старого стиля, а весь годовой круг богослужений строится применительно к празднику Пасхи[4].