Учет должен быть построен таким образом, чтобы он влиял на совершенствование обучения. Поэтому формы учета должны быть разнообразны в целях разносторонности и объективности изучения устной речи глухих учащихся. Наряду с обследованием речи глухих учащихся с точки зрения произношения должны предусматриваться контрольные уроки по технике речи '.
В методической системе обучения глухих устной речи должно найти применение таких, например, средств учета произносительных навыков, как запись речи учащихся на магнитофоне.
В процессе обучения глухих устной речи должен быть систематический контроль за произношением со стороны учителя. Однако следует заметить, что наряду с внешним контролем со стороны (со стороны учителя) необходимо воспитывать у учащихся умение осуществлять самоконтроль. Без самоконтроля не может быть формирования полноценной устной речи. Система обучения должна предусматривать формирование и совершенствование навыков самоконтроля. Чтобы осуществлять самоконтроль, глухой ребенок должен знать, правильно ли он говорит, он должен знать свои ошибки и их причины.
|
|
Формирование и совершенствование устной речи глухих учащихся должно осуществляться на специально подобранном речевом материале, которой должен удовлетворять определенным требованиям.
Закрепление и совершенствование произносительных навыков должно осуществляться на таком речевом материале, который бы обеспечивал речевую практику учащихся и способствовал развитию устной речи в целом. Разумеется, что в речевом материале должен быть представлен и фонетический принцип. Обучение глухих учащихся устной речи должно осуществляться на материале слогов, слов, фраз, связного текста. Следует подчеркнуть, что формирование и совершенствование произносительных навыков должно осуществляться преимущественно на осмысленном речевом материале — слов, фраз, связного текста.
В основном периоде совершенствование произносительных навыков у глухих должно проходить в условиях широкой речевой практики.
Подробнее о контрольных уроках см. ниже,
Контрольные вопросы и задания
1. Изложите характерные особенности первоначального периода
обучения глухих устной речи (произношению).
2. Изложите характерные особенности обучения глухих произ
ношению в основном периоде.
3. Изложите основные положения, на которых строится мето
дическая система обучения глухих устной речи в основном периоде.
4. Определите содержание различных форм организации работы
над произношением по любой теме на каждую четверть в том клас
се, в котором вы работаете.
5. Разра-ботайте содержание заданий для самостоятельной ра
боты над устной речью учащихся вашего класса.
ОБУЧЕНИЕ ГЛУХИХ УЧАЩИХСЯ ПРОИЗНОШЕНИЮ ЗВУКОВ
ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ УПРАЖНЕНИЙ