В школе глухие учащиеся овладевают не только знаниями и навыками, но и подготовляются к активному участию в жизни коллектива. В законе «Об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» подчеркивается, что формирование самостоятельности и инициативы учащихся должно явиться одной из важнейших задач, стоящих перед школой.
В овладении устной речью большая роль принадлежит самостоятельной работе учащихся. Человеческой личности свойственно стремление к активности. Еще К. Д. Ушинский говорил, что ребенок от природы не имеет душевной лености, любит самостоятельную деятельность, хочет все делать сам. Это стремление следует беречь и развивать.
Это стремление еще более проявляется у подростков и старшеклассников. Поэтому в процессе обучения глухих устной речи даже в первоначальном, и особенно в после-первоначальном, периоде необходимо вооружать учя-98
щйхся не только знаниями и практическими умениями, но и учить их самостоятельно работать над усвоением устной речи, так как самостоятельность способствует более глубокому усвоению материала, прочности знаний и навыков. Поощряя и развивая самостоятельность, мы тем самым формируем у глухих интерес к овладению произношением, который в свою очередь развивает активность. Самостоятельная работа воспитывает у учащихся уверенность в возможности использовать устную речь как средство общения, вырабатывает настойчивость в достижении цели, создает необходимые условия для ис-пользо'вания полученных знаний и навыков в практической речевой деятельности.
|
|
Развитие активности и самостоятельности у школьников тесно связано с вопросом о взаимоотношениях учителя и ученика. Прежде всего необходимо продумать и определить содержание работы и деятельность, которые бы позволили глухим детям проявить необходимую самостоятельность и творческую инициативу при овладении устной речью. Сурдопедагогу нужно точно определить степень самостоятельности глухих учащихся с учетом их возрастных особенностей.
Ни одно умение не вырабатывается без упражнений. Точно так же и самостоятельность у глухих детей при обучении устной речи также не будет развиваться, если они не будут что-либо делать самостоятельно, не будут в чем-либо проявлять свою инициативу.
Условия для развития самостоятельности школьников должен создать учитель. На первых порах учитель должен незаметно направлять деятельность глухих, а затем все более и более расширять круг их самостоятельной речевой деятельности. Знание цели обучения определяет успех самостоятельной работы глухих учащихся, способствует пробуждению творческой активности и развитию самостоятельности.
|
|
Чтобы организовать самостоятельную работу в процессе обучения глухих детей устной речи, необходимо прежде всего определить содержание и виды работы, а также методику ее проведения. Самостоятельная работа учащихся должна проводиться на различном речевом материале, на материале слогов, слов, фраз, текста.
Рассмотрим некоторые виды самостоятельной работы
учащихся над устной речью.
7* 99
Самостоятельная работа глухих учащихся над отдельными звуками '
Глухие дети, обучаясь устной речи, овладевают всеми элементами ее произношения, в том числе изолированным произношением звуков. Овладение произношением изолированных звуков является необходимым этапом в обучении устной речи, но главное, чем должны овладеть глухие учащиеся, — это умение произносить звуки в речи. Большая роль в овладении произношением изолированных звуков должна принадлежать самостоятельной работе. Вниманию учащихся могут быть предложены различные задания, которые они должны выполнять самостоятельно. Здесь можно предложить вниманию ученика работу с профилем артикуляции того или иного звука, например самостоятельно изучить артикуляцию звука по профилю и, пользуясь зеркалом для самоконтроля, упражняться в его произнесении. Можно предложить зарисовать профили артикуляции тех или иных звуков. Этот вид работы может проводиться по-разному: можно предложить учащемуся срисовать профиль артикуляции; в момент срисовывания самостоятельно упражняться в произношении звука. Можно предложить ученику самостоятельно нарисовать профиль артикуляции. Самостоятельное зарисовывание профиля должно сопровождаться постоянным произнесением данного звука.