«Мы члены друг другу».
На формирование характера ничто не оказывает такого воздействия, как влияние семьи. Учитель дополняет работу родителей, но не занимает их место. Во всем, что касается благополучия ребенка, родителям и учителям необходимо стремиться к сотрудничеству.
Сотрудничество начинается с отца и матери в семье. В воспитании детей у них общая ответственность, и им надо действовать совместно. Пусть они доверятся Богу, попросив у Него помощи для поддержки друг друга. Пусть научат своих детей быть верными Ему, верными Его принципам и, таким образом, верными себе и всем, с кем они связаны. При таком воспитании дети, когда они пойдут в школу, не станут причиной беспокойства и волнения учителя. Они будут его помощниками и примером и поддержкой для своих одноклассников.
Родители, так воспитывающие своих детей, вероятно, не окажутся среди тех, кто критикует учителя. Они поймут, что требования школы в интересах их детей, и будут справедливы по отношению к школе и, насколько возможно, будут поддерживать и уважать тех, кто разделяет их ответственность.
|
|
Многие родители действуют себе во вред, критикуя школу. Их поспешная необоснованная критика уничтожает доброе влияние самоотверженного учителя. Многие родители, чьи дети испорчены домашним влиянием, ставят учителя перед трудной задачей — исправить ошибки их воспитания и своими критическими замечаниями делают эту задачу почти невыполнимой. Их критицизм, неодобрение действий школьной администрации только укореняют плохие привычки и неповиновение в их детях.
Если возникает замечание или предложение в отношении работы учителя, это нужно сделать тактично, причем сказать учителю лично. В крайнем случае, пусть это решает тот, кто ответствен за репутацию школы. Ничто не должно быть сказано или сделано во вред учителю, чтобы снизить уважение детей к нему.
Родители, хорошо знающие своих детей, могут рассказать учителю об особенностях их характера и физических особенностях, что поможет ему наладить контакт с детьми. К сожалению, многие родители не понимают этого и проявляют мало интереса как к личности учителя, так и к сотрудничеству с ним.
Так как родители обычно не спешат познакомиться с учителем, ему самому необходимо сделать первые шаги навстречу. Посещая учеников дома, он узнает об обстановке и окружении, которые оказывают влияние на его воспитанников. Это поможет воспитателю подобрать «ключики» к различным характерам и темпераментам и укрепить узы, связывающие его с учениками.
Интересуясь домашним воспитанием, учитель приносит двойную пользу. Многие родители, поглощенные работой и заботами, упускают из виду возможность доброго влияния на детей, а учитель может пробудить их желание внимательнее относиться к детям. Для других родителей чувство ответственности — это тяжелое бремя, и они очень обеспокоены тем, чтобы их дети стали хорошими и полезными людьми. Таким родителям учитель может помочь нести их бремя. Сотрудничая друг с другом, учитель и родители будут иметь успех.
|
|
В воспитании детей неоценимо действие принципа взаимного понимания и согласия в семье. С ранних лет важно дать почувствовать детям, что они являются частью семьи. Даже маленьким детям полезно давать небольшие поручения, чтобы они убедились, что их помощь нужна и ценится. Старшие дети должны быть помощниками родителей, их можно посвящать в планы семьи, и они вполне могут разделять ответственность старших. Пусть отцы и матери, уделяя много времени воспитанию детей, дадут почувствовать им, что ценят их помощь, желают их доверия и радуются общению с ними, и дети не замедлят ответить тем же. Таким образом не только будет облегчено родительское бремя, но и дети ощутят, как они важны для родителей, и это будет способствовать налаживанию отношений внутри семьи и формированию добрых характеров.
Атмосфера полного взаимопонимания между учителем и учениками должна царить в классе. Дружба учителя с учениками играет большую роль в создании микроклимата и порядка. Помогая учителю в школе, многие мальчики, чьи неугомонные характеры вносят столько беспорядка, найдут выход для своей излишней энергии. Пусть старшие помогают младшим, сильные — слабым, и, насколько это возможно, пусть каждый занимается тем, в чем он способнее других. Это утвердит каждого и зажжет в каждом желание быть полезным.
Интересными и полезными для всех будут уроки сотрудничества, приводимые в Писании. Из множества примеров обратите внимание на строительство скинии. Это целевой урок формирования характера, в котором объединился весь народ, «которых влекло к тому сердце, и все, которых располагал дух» (Исх. 35:21). Прочтите, как была перестроена стена Иерусалима вернувшимися пленниками, в нищете, трудностях и опасности, и как эта великая задача была успешно завершена, потому что «у народа доставало усердия работать» (Неем. 4:6). Приглядитесь к поведению учеников Христа, когда Он насыщал множество народа. Пища умножалась в Его руках, а ученики брали хлеб и передавали его ожидающей толпе.
«Мы члены друг другу» (Еф. 4:25). «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1 Петр. 4:10).
Слова, сказанные в древности о тех, кто создал идолов, могут быть с более благородной целью взяты как девиз тех, кто работает над формированием характера в наше время: «Каждый помогает своему товарищу и говорит своему брату: "крепись!"» (Ис. 41:6).