Сюжетно-ролевые игры имеют неоценимое значение для всестороннего и речевого развития детей, поэтому необходимо, чтобы они по.праву заняли свое место в жизни глухих дошкольников. В режиме дня специальных детских учреждений им должно быть отведено определенное время, как и любому другому виду деятельности.
Однако образовательно-воспитательная роль сюжет-но-ролевых игр для глухих детей, к сожалению, зачастую недооценивается, и обучение детей этим играм в специальных детских садах ведется недостаточно.
Между тем этот раздел программы так же обязателен для выполнения, как и все другие.
В детских учреждениях для глухих дошкольников должны быть созданы все условия для игр детей. Это значит, что, во-первых, время для,игр должно быть четко запланировано и не занято ничем другим; во-вторых, дети должны быть обеспечены необходимыми для игр игрушками и должны уметь ими пользоваться; в-третьих, необходимо осуществлять повседневное руководство играми детей, которое включает в себя и обучение детей умению играть. Рассмотрим эти три условия v подробнее.
|
|
В режиме всех дошкольных учреждений отводится специальное время для игр детей. У глухих детей, об-16
учающихся в дошкольных учреждениях, это время очень ограниченно. Причина не только в том, что то время, которое в массовых детских садах используется для свободных игр детей, в специальных детских учреждениях отводится для речевых занятий. Дело заключается также и в том, что в дошкольных учреждениях для глухих детей по сравнению с массовыми детскими садами очень много времени идет на режимные моменты. Это вызвано тем, что воспитатель должен не только научить ребенка самообслуживанию, но и дать ему весь необходимый в связи с этим словарь. Иными словами, воспитатель обязан не только научить ребенка правильно, в определенной последовательности одеваться и раздеваться, не только культурно есть и вести себя за столом во время еды, но и, обучая этому, добиваться, чтобы ребенок усвоил названия посуды, различных кушаний, одежды, научился понимать и употреблять специальные выражения, связанные с выполняемыми им действиями. Такая работа занимает очень много времени. Надо также учитывать, что и само обучение правильному выполнению действий, т. е. умыванию, одеванию, играм и т. д., при условии, что нельзя еще опираться на речь (так как соответствующими словами и выражениями глухие дети овладевают в ходе выполнения этих действий), значительно более трудоемко, чем у слышащих детей.
В дошкольных учреждениях для глухих детей согласно режиму игре отводится от 45 минут до 1 часа 50 минут в день (в то время как в массовых детских садах дети играют по 3 - - 3,5 часа в день). Из этого небольшого «фонда» надо выкроить время и на сюжетные, и на дидактические, и на подвижные игры, поскольку каждый из этих видов игр не может заменить собой другого. Но даже и то небольшое время, которое предусмотрено режимом дня для игр детей, не всегда используется по назначению.
|
|
Наблюдения показывают, что в ряде специальных дошкольных учреждений вошло в систему проводить подготовку к праздникам, репетиции, еженедельную смену белья, купание детей, медицинский осмотр и т. п. за счет времени, отведенного режимом для игр детей. Кроме того, иногда дети начинают есть с опозданием, они никогда не кончают еду одновременно и за то время, которое указано режимом, т. е. фактически дети играют даже еще