Структура процесса обучения рассчитан цель, задачи, принципы, содержание образования, методы, формы организации, средства и результат процесса обучения.
1. Цель процесса обучения - осознание учителем и восприятия учащимися целей и задач учебной темы, раздела или предмета в целом. Цель процесса обучения определяется на основе требований программы, индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, уровня предварительной подготовки, а также возможностей самого учителя.
2. К принципам обучения в современной школе относятся:
- Принцип гуманистической целеустремленности - обучение и воспитание всесторонне и гармонично развитой личности, социально активной и гуманной с учетом его индивидуальных особенностей и социальных условий;
- Принцип связи с жизнью - задачи, которые решаются обществом, коллективом, семьей, самой личностью;
- Принцип сотрудничества и содружества преподавателя, учащихся, школьных коллективов, семьи, общественности, трудовых коллективов в достижении определенных задач обучения;
- Принцип единства общего, политехнического, трудового и профессионального обучения;
- Принцип научности в организации обучения - разработка целей, содержания, подбор методов и форм организации обучения, разработка новых технологий и т.п.;
- Принцип наглядности, единства абстрактного и конкретного (материально-предметной, наглядно-образного, словесно-знакового и абстрактного)
- Принцип доступности в обучении, единства научного и эмпирического, учета индивидуальных уровней развития творческих способностей учащихся;
- Принцип прочности знаний;
- Принцип преемственности, системности, последовательности в реализации содержания и использования технологий, методов и форм организации на разных этапах обучения.
3. Содержание образования - система научных знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает всестороннее развитие умственных и физических способностей учащихся, формирования их мировоззрения, морали и поведения, подготовку к общественной жизни, труда. К содержанию образования, по И.Я. Лернером, включаются:
- Элементы социального опыта, накопленного человечеством, а именно: знания о природе, обществе, технике и способы мышления;
- Опыт осуществления известных способов деятельности, который воплощается вместе, со знаниями в умениях и навыках личности, которая усвоила этот опыт;
- Опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем, которые требуют формирования новых способов деятельности на основе уже известных;
- Опыт ценностного отношения к объектам или средствам деятельности человека, его проявление в отношении к окружающему миру, другим людям.
Содержание образования на практике реализуется благодаря применению определенных организационных форм, методов и средств обучения.
4. Форме обучения называют внешнее выражение целенаправленной двустороннего взаимодействия ученика и учителя, направленной на вооружение ученика знаниями, умениями, навыками.
В общеобразовательных учреждениях применяются различные урочных и внеурочные формы организации обучения, в каждой из которых выделяется фронтальная, групповая и индивидуальная работа с учащимися. Основной формой организации обучения является урок.
5. Метод обучения - способ реализации целенаправленной двустороннего взаимодействия ученика и учителя, направленной на вооружение ученика знаниями, умениями, навыками.
6. Средства обучения - материальные и нематериальные (духовные) ценности, которые способствуют повышению эффективности процесса обучения. К ним относят: наглядные пособия, оборудование для лабораторных занятий, дидактические материалы, учебную литературу, станки, инструменты и материалы для трудового обучения, школьные помещения, ласковое слово учителя и т.д..
7. Эффективные результаты обучения требуют одновременного контроля учителя за ходом решения поставленных задач и самоконтроля учащихся за правильностью выполнения учебных операций. Контроль осуществляется с помощью устных, письменных, лабораторных и других практических работ, зачетов, экзаменов, Контроль требует оценки педагогами и самооценки учащимися достигнутых в процессе обучения результатов.