1. Проверка адекватности – насколько хорошо модель описывает реальные процессы, происходящие в системе, насколько качественно она будет прогнозировать развитие этих процессов
2. Непротиворечивость модели – дает ли модель непротиворечивые результаты при вариации важнейших параметров
3. Анализ неопределенности – неопределенности могут быть вызваны:
· неполнотой модели
· неопределенностью исходных параметров
· неадекватностью модели
4. Анализ чувствительности модели – насколько входные параметры модели влияют на результат. Если отклонение результата в пределах точности измерения, то данный входной параметр можно вывести из модели
5. Проверка работоспособности модели – удобство использования (простота) модели
Методы
Метод разработки сценариев – определение возможных воображаемых, но правдоподобных действий и следующих за ними событий, которые могут произойти с системой. В качестве общего начала всех вариантов развития событий берется текущее состояние. С ходом времени возможные состояния различаются все сильнее. Сценарии представляют ценность в том случае, когда они не плот фантазии, а логически обоснованные модели будущего. Рекомендуется разрабатывать верхние и нижние сценарии – крайние случаи. Можно включить в сценарий противодействующие элементы. Рекомендуется не разрабатывать детальные сценарии, слишком чувствительные к отклонениям на ранних стадиях.
|
|
Морфологический анализ – основан на подпоре возможных решений для отдельных частей задачи и последующем систематизированном получении их словосочетаний. Основные этапы:
1. Выясняется цель задачи
2. Выделяются узловые точки
3. Для каждой узловой точки предлагают варианты решений
4. Проводится полный перебор всех вариантов решения с проверкой комбинаций на соответствие условиям задачи и совместимость всех вариантов
Метод “деловые игры” – имитация реальной ситуации. Участники игры ведут себя таким образом, будто они выполняют полученные им роли в реальной ситуации. Ход игры регистрируется, затем результат обобщается. Применяется в слабоформализованных ситуациях.
Метод экспертных оценок – основная идея – использовать интеллект людей (экспертов), их способность находить решение слабоформализованных задач. При этом необходимо нейтрализовать факторы, неблагоприятно влияющие на работу экспертов. В случае задачи выбора:
5. Эксперты оценивают ситуацию по числовым и нечисловым шкалам
6. Каждая альтернатива может оцениваться несколькими показателями (функциональность, безопасность, эргономичность, производительность …). В этом случае эксперты должны оценить важность каждого из показателей
|
|
7. Учитывается различная квалификация экспертов (например каждого эксперта просят оценить квалификацию остальных)
8. Оптимальное решение выбирают при помощи одного или нескольких критериев. В случае нескольких частных критериев необходимо также формулировать один интегральный критерий, зависящий от частных
Метод Дельфи – итерационный метод для составления всевозможных прогнозов. Основные принципы:
1. Экспертам предлагается ответить на ряд вопросов и свои ответы аргументировать (письменно, в форме анкеты…)
2. Дискуссии между экспертами запрещены, что исключает психологические и эмоциональные факторы, неизбежные при долгих дискуссиях
3. Данные от экспертов обрабатываются с целью определения среднего и крайних значений оценок. Если оценка эксперта сильно отклоняется от среднего значения, то его просят аргументировать свое мнение или изменить оценку
4. Экспертам сообщаются результаты I тура. Во II туре эксперты корректируют или изменяют оценку с объяснением причин корректировки
5. Конечный результат – одна или несколько групп мнений экспертов (например принадлежащих к разным научным школам). Итеративная процедура приводит к более согласованной оценке и заставляет экспертов критически осмыслить свои суждения и обстоятельно их аргументировать
Дерево целей – иерархия, полученная путем разделения общей цели на подцели, подцелей на функции, функций на более детальные функции … Основные принципы:
1. Полнота декомпозиции (подробное разделение)
2. Существенность выделяемых подсистем и элементов
3. Элементарность выделяемых элементов
4. Единый для всех ветвей принцип классификации
5. Независимость элементов одного уровня