Методика

Отчет

По дисциплине «Психологический практикум»

По теме:

«Метод минимальных изменений, сущность, испытание, плюсы и минусы»

Студент группы №181

Колчева Юлия Дмитриевна


Введение

В этом исследовании изучается феномен зрительного восприятия человека на примере иллюзии Мюллера-Лайера.

Иллюзия Мюллера-Лайера – это оптическая иллюзия, возникающая при наблюдении отрезков обрамленных стрелками. Она заключается в том, что отрезки обрамленные «остриями» кажутся короче тех, которые обрамлены «оперением». Полностью эта иллюзия до сих пор не объяснена, однако существует трактовка, согласно которой обман зрения связан с представлениями человека о перспективе. Зрительная система человека интерпретирует, что сходящиеся линии находятся дальше, чем расходящиеся (как дальняя стена комнаты и ближайший угол здания). А потому как человек отдает себе отчет в том, что предметы, расположенные далеко, вовсе не такие маленькие, как ему кажется, из соображений перспективы он наделяет их теми размерами, которые, на его взгляд будут уместны. Так, стрелка, окаймленная расходящимися линиями (оперением) видится ему больше, чем она есть, потому что человеку кажется, что она дальше. Как мне кажется эту трактовку подтверждает то, что представители народов, имеющих меньшее количество прямоугольных предметов (зданий) в зрительном окружении, менее восприимчивы к этой иллюзии.

В этом исследовании применяется метод минимальных изменений. Этот метод, заявленный Вундтом, заключается в постепенном увеличении силы раздражителя до тех пор, пока у испытуемого не изменится ощущение от него. В этом методе порог чувствительности воспринимается как барьер, который разделяет две группы раздражителей: те которые уже ощущаются, и те которые еще не ощущаются. В этом опыте, используя метод минимальных изменений, мы измеряем дифференциальный порог чувствительности. То есть одновременно со стимулом предоставляется эталон – «Sst, который задает тот уровень исходного раздражителя, относительно которого выясняется величина разности порога.» [1]

Целью работы является количественное определение выраженности иллюзии Мюллера-Лайера у данного человека. А так же обучение работе с различными психофизическими показателями. В задачи входит обработка полученных во время эксперимента данных, расчёт необходимых показателей и объяснение их психофизического смысла.

Методика

Эксперимент проводился на выборке состоящей из одного человека женского пола, возраста 18 лет, на момент эксперимента обучающегося на 1 курсе бакалавриата, имеющего законченное (полное) среднее образование.

Эксперимент должен был проходить в проветриваемой, хорошо освещенной аудитории, уединённо, без громких звуков и других отвлекающих факторов, в первой половине дня. Однако, эти условия во многом были нарушены. Эксперимент проводился в большой группе учеников, потому было множество отвлекающих факторов.

Задание отрабатывается на IBM-совместимых персональных компьютерах, с помощью программы muler.exe. [1]

Материал предоставлял собой появляющиеся на экране монитора компьютера два отрезка, с направленными в разные стороны наконечниками. Стандартный стимул - стрела с наконечниками наружу (↔), имеет длину 11 см и всегда предоставляется слева. Переменный стимул - стрела с наконечниками внутрь (<-->) ее длина изменяется от 10 см до 17 см, предоставляется она справа. Предъявляются они на одной горизонтальной линии, время экспозиции - 1 секунда.

Испытуемый сидит на расстоянии 1 м до экрана дисплея. Каждая проба начинается с появления звукового сигнала "Внимание", затем через 500 мс экспонируются стандартный и переменный стимулы (1 с). Следующая проба начинается через 2 с, в течение которых испытуемый должен дать свой ответ, нажимая на одну из 3-х клавиш на клавиатуре компьютера. Задача испытуемого заключается в том, чтобы сравнить переменный стимул со стандартным, используя три категории ответов: "меньше", "равно" и "больше". Для ответа использовались клавиши управления движением курсора — <←>, <↓>, <→>.

Переменные стимулы предъявляются восходящими и нисходящими рядами, по 10 проб в каждом ряду. Всего 20 восходящих и 20 нисходящих рядов. [1]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: