Как работали проходчики 20 лет назад в канун «реструктуризации» угольной отрасли

Рассмотрим работу передовой бригады А.Ф. Попова с шахты им. «Ленина» объединения «Южкузбассуголь»,(Журнал «Уголь», №9 1988г).
- пласт мощностью 2,8 – 3,2 м;
- угол падения 10 -110;
- кровля алевролиты f =3-5;
- почва алевролиты f =6-8;
- комбайн ГПК, конвейер С-53,
- временная крепь – стойки ВК;
- доставка материалов – волокуша, две лебедки ЛВД-24;
- постоянная крепь – смешанная: верхняк СВП-22 на двух деревянных стойках;
- перетяжка – сетка – рабица, борта – деревянными затяжками;
- шаг установки крепи – 1,5м.

В зависимости от устойчивости кровли и боковых пород постоянную крепь допускалось возводить с отставанием на величину корпуса комбайна (5-6м.), т.е. на величину, когда можно закреплять выработку постоянной крепью с одновременной отбойкой угля комбайном (Всетаки, это нарушение ТБ, машинист комбайна находился в незакрепленном пространстве)
Метод проведения – двухзабойный. Т.е. имеются два забоя, оборудованные одинаковой техникой. Работа во втором, резервном забое, велась в одну- две смены в сутки. Это давало возможность сократить простои оборудования, выполнять качественный ремонт.
Бригада состояла из пяти звеньев по 6-7 проходчиков и дополнительного звена из десяти проходчиков. Режим работы: четырехсменный с 6 часовым рабочим днем и общим выходным в воскресенье. Первая смена – ремонтно- подготовительная, последующие – по проведению выработки.
В первую смену выходят 9-10 чел. Машинист комбайна, два проходчика и электрослесарь занимаются ремонтом и осмотром комбайна, электроаппаратуры, противопожарных систем, наращивают на 7,5 м скребковый конвейер, вентиляционные трубы, регулируют системы автоматики и дистанционного управления.
Одновременно четверо рабочих доставляют крепежные материалы, рештаки, трубы и пр.
Один рабочий обслуживает конвейерную линию.

В конце ремонтно – подготовительной смены (за 1,5 -2 ч) машины и оборудование опробуют под полной нагрузкой, обеспечивая проведение выработки 2-3м. В это время работают машинист комбайна и четыре проходчика.
В проходческие смены проходческий цикл состоит из следующих операций:
В начале смены осматривается забой, приводится в безопасное состояние (постоянная крепь – до забоя, скребковый конвейер, вентиляционный и водяной став - нарощены, пылевые мероприятия выполнены, газовая обстановка – в норме).
Машинист комбайна осматривает и опробует комбайн, один рабочий – конвейерную линию, остальные проходчики заготавливают крепежный материал.
Машинист комбайна включает комбайн и производит выемку, уголь транспортируется по конвейеру С-53 до магистрального конвейера.
Если позволяет кровля, то постоянную крепь допускается возводить за комбайном, т.е. с отставанием 5-6. (Нарушение! Крепость пород кровли-f=2-3)
Когда горно – геологические условия не позволяют обнажать кровлю на значительных площадях, постоянна крепь возводится вслед за подвиганием забоя. После выемки полосы угля в 1,5м комбайн отгоняется от забоя на 1,5 – 2м, выключается и блокируется. Один проходчик производит оборку кровли пикой длиной не менее 2м, делает лунки в почве для установки деревянных стоек. Два проходчика устанавливают рамную крепь, производят перетяжку бортов и кровли. В конце смены производят наростку конвейера для следующей смены. На наростку уходило 30-40 мин.

При работе в обычном режиме выполнялось пять – шесть циклов в смену, обеспечивалось подвигание забоя на 6-7 м в смену, 18-24 м в сутки. Средняя скорость проведения – 400- 500м в месяц.
При организации рекордных проходок (свыше 1000м в месяц) в ремонтную смену увеличивали количество рабочих на 7-8 чел, а на проведение выработок – на два проходчика в каждую смену. Увеличивали длину ленточного перегружателя на 10 – 15 м, для доставки материалов монтировалась монорельсовая дорога.
Для организации рекордного проведения выработок на шахте подробно разрабатывались организационно – технические мероприятия, составлялись оперативные графики работ, предварительно тщательно проверялась техника, обеспечивался забой необходимыми запасными частями, использовались различные приспособления и устройства, облегчающие возведение крепи и обслуживание машин и механизмов. Заранее подготавливали элементы крепи так, что время установки одной рамы сокращалось до 8-10мин.
Максимальная скорость проведения достигала 48м\сут, производительность труда проходчика составляла 30м\мес – в 2-3 раза выше обычной. Себестоимость проведения снижена на 20-30 %.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: